Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа

Архив (обновление)

 

 

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НАСЕЛЕНИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2001

(по состоянию на 20 августа 2006 года)

<<< Назад


   25 апреля 2001 года
   ------------------------------------------------------------------
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                   Ямало - Ненецкий автономный округ

                     ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА
                  ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
                    НАСЕЛЕНИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
                  ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                          Уважаемые депутаты!
         Уважаемые жители Ямало - Ненецкого автономного округа!

       Прошедший год был примечателен и важен во  многих  отношениях:
   он завершал век и целое тысячелетие, а для нас, жителей Ямала, был
   еще и годом 70-летия автономного округа. Все это требует от нас не
   только  оценки  текущего  положения  дел  и  определения  задач на
   ближайший год,  но и более широкого анализа пройденного нами пути,
   обозначения  долгосрочных перспектив,  понимания,  чего мы хотим и
   можем достичь в предстоящие годы и десятилетия.

          Положение автономного округа в Российской Федерации

       2000 год   запомнится   всем   нам   рядом   крупных   событий
   общероссийского характера,  непосредственно затрагивающих интересы
   населения автономного  округа.  Избран  новый  Президент   страны,
   имеющий  широкую поддержку в российском обществе,  что гарантирует
   стабильность власти в стране на длительную перспективу.
       Президент ясно  и  открыто  декларировал  свои  основные цели:
   стабильность основ конституционного строя, укрепление политической
   и  организационной  базы  государственной  власти,  формирование в
   России  стройного  и   прозрачного   государственного   механизма,
   повышение бюджетной и налоговой дисциплины, постоянный рост уровня
   жизни населения.
       Сейчас мотивы  принятия  тех  или иных государственных решений
   стали намного яснее и понятнее. Возникло ощущение, что мы проводим
   общую  с Центром политику в сфере государственного строительства и
   социально -  экономического  развития  своей  территории.   Логика
   социально  -  экономических  и  политических  процессов  в  стране
   позволяет  надеяться,  что  явные  и   скрытые   конфликты   между
   федеральным  Центром  и  субъектами Российской Федерации,  которые
   существовали   прежде,    сегодня    уступают    место    деловому
   взаимодействию  с  ясными правилами игры,  где федеральным органам
   власти  принадлежит  право   формирования   принципиальных   основ
   внутренней  и  внешней  политики,  законодательного  регулирования
   социально - экономического  и  политического  развития  России,  а
   региональным властям - достаточно широкие полномочия в определении
   конкретных способов и форм реализации этих решений с учетом  всего
   многообразия местных условий.
       Достижению такого  рода стабильности и согласия в деятельности
   всех уровней  государственной  власти  способствовало  и  создание
   Государственного  совета как инструмента прямой и постоянной связи
   губернаторского корпуса с Президентом.  Можно спорить о том, какая
   форма включения регионов в процесс принятия решений на федеральном
   уровне лучше - Совет  Федерации  или  Государственный  совет.  Все
   дело, очевидно,  в  том,  как  этими  инструментами  пользоваться.
   Полагаю, что на данный момент Государственный совет выглядит более
   предпочтительно.   Хотя,   бесспорно,   эта   сфера  федеративного
   устройства страны подлежит дальнейшему реформированию.
       Можно с  уверенностью  предполагать,  что  в скором времени мы
   придем к детальному разграничению полномочий Российской  Федерации
   и  ее  субъектов  с закреплением всех государственных полномочий в
   исключительную компетенцию того или другого уровня власти.  Только
   тогда  российский  государственный механизм приобретет необходимую
   завершенность и прозрачность,  а органы государственной  власти  -
   подлинную  ответственность перед населением страны и ее конкретных
   регионов. Сегодняшняя  ситуация  с   малопонятными   и   абсолютно
   непрозрачными   "предметами  совместного  ведения"  федеральных  и
   региональных  властей  нередко  провоцирует  полную   сумятицу   в
   распределении  и реализации государственных полномочий,  ущемление
   прав субъектов Российской  Федерации,  прежде  всего  в  бюджетной
   сфере,  в  вопросах  финансирования  тех  или иных государственных
   функций.   Остается   принципиально    нерешенной    и    проблема
   финансирования  федеральных  структур  на  территории  автономного
   округа. По-прежнему мы вынуждены отвлекать свои бюджетные средства
   на      содержание      учреждений     исправительной     системы,
   правоохранительных  органов,  подразделений  пограничной   охраны,
   организацию призыва в Вооруженные Силы.  Хотя, строго говоря, это,
   как нецелевое   расходование   бюджетных  средств,  нам  запрещено
   законом.  К сожалению,  так может продолжаться и  дальше,  пока  в
   деятельности федеральных органов власти не восторжествуют принципы
   государственной  дисциплины  и   строжайшей   ответственности   за
   реализацию принимаемых решений.
       Для Ямало  -  Ненецкого  автономного округа актуальны и другие
   направления      проводимого      Президентом       реформирования
   государственного   механизма,  прежде  всего  связанные  с  любыми
   изменениями федеративного    устройства    государства    и    его
   административно - территориальной структуры.
       Моя позиция в этом вопросе такова:  приступая к подобного рода
   принципиальным  реформам,  следует  хорошо  проштудировать  и опыт
   дореволюционной России,  где соседствовали самые  различные  формы
   административных образований - губернии, генерал - губернаторства,
   казачьи округа,  края в приграничных районах,  но никогда не  было
   государственных образований этнического характера. Разумеется, это
   чрезвычайно  деликатный  и болезненный вопрос,  но решать его рано
   или поздно придется.  Возможно, там, где региональное общественное
   мнение  к  этому готово,  субъекты Российской Федерации могли бы и
   самостоятельно в   пределах   своих   конституционных   полномочий
   инициировать данные процессы.  Предлагаю, в частности, уже сегодня
   приступить к юридической проработке вопроса о  внесении  частичных
   изменений  в  название  автономного округа с перспективой придания
   ему чисто географического характера.
       В 2000  году  началось  формирование нового - межрегионального
   уровня   федеральной   исполнительной   власти.   Идея    создания
   федеральных   округов  во  главе  с  полномочными  представителями
   Президента нацелена как на более  полную  и  конкретную  с  учетом
   местных особенностей     реализацию    предложенной    Президентом
   внутренней   политики,   повышение   эффективности    деятельности
   территориальных   структур   федеральных  органов  государственной
   власти,  так и на формирование механизма обратной связи Президента
   страны  с  руководителями  субъектов Российской Федерации.  Помимо
   решения  сугубо  организационно  -  политических  задач   создание
   Уральского  федерального округа позволило начать более продуманную
   работу по социально - экономической  интеграции  входящих  в  него
   регионов  и  предприятий,  расположенных  на  их территориях.  Тем
   более,  что состав нашего федерального округа открывает для  этого
   все  возможности.  Учитывая  планы  развития на Ямале генерирующих
   энергетических мощностей,  перерабатывающих производств, дорожного
   строительства, мы особенно заинтересованы в развитии тесных связей
   с машиностроительными заводами,  предприятиями стройиндустрии  юга
   Тюменской   области,   Свердловской,   Челябинской   и  Курганской
   областей.
       Важной функцией   федеральных  округов  стало  формирование  в
   стране единого правового пространства. Ямало - Ненецкий автономный
   округ  безусловно  поддержал  этот  процесс,  в  кратчайшие  сроки
   ликвидировав  различия   между   корпусом   окружных   законов   и
   федеральным  законодательством.  Мы  все  живем  в  одной  стране,
   взаимодействуем со многими субъектами Российской Федерации  и  уже
   поэтому  обязаны  руководствоваться  едиными правилами поведения в
   экономической,  политической  и  социально  -  культурной  сферах.
   Однако  процесс  унификации  законодательства носит в ряде случаев
   черты чрезвычайщины,  а то  и  вторжения  федеральных  структур  в
   конституционные  полномочия  автономного  округа,  что  совершенно
   недопустимо.  В конце концов,  кто сказал, что один - единственный
   работник  прокуратуры  или  управления  юстиции,  проверявший наше
   законодательство на предмет его соответствия  федеральному,  лучше
   понимает дух  и  букву  закона,  чем  наш весьма квалифицированный
   депутатский   корпус,   государственно   -   правовые   управления
   администрации и окружной Думы.
       Полагаю, что  руководство  федерального   округа   должно   не
   ограничивать    себя    функцией   надзора   над   законодательной
   деятельностью субъектов Российской Федерации,  но и способствовать
   продвижению  в  Федеральном  Собрании  тех  поправок к российскому
   законодательству, которые уже апробированы в региональных правовых
   актах и доказали свою жизнеспособность.
       Стабильность и   прогнозируемость  государственной  власти  на
   федеральном  уровне  позволила  нам  нормально  планировать   свою
   деятельность и эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

                            Итоги 2000 года

       Главным результатом прошедшего года стал тот факт,  что округ,
   без сомнения, резко прибавил в уровне стабильности и сегодня имеет
   уверенную перспективу.
       В 2000 году прошли выборы  депутатов  Государственной  Думы  и
   губернатора округа, исполнительных и представительных органов ряда
   муниципальных образований.  Можно констатировать,  что социально -
   экономическая политика окружной власти получила на них серьезную и
   обнадеживающую поддержку избирателей.  Вотум доверия населения,  с
   одной  стороны,  убеждает  нас  в  правильности  выбора  основных,
   стратегических направлений  развития  экономической  и  социальной
   сферы  Ямала,  а  с другой - требует более высокой ответственности
   законодательной и  исполнительной  властей  округа  за  сохранение
   динамики и укрепление одобренных народом тенденций.
       В округе  на  длительный  период  -  5  лет  -  сформировалась
   стабильная,  пользующаяся  поддержкой  населения  система  власти,
   способная работать на перспективу.
       Далек от мысли утверждать, что механизм государственной власти
   в округе отлажен полностью и не нуждается в  корректировках.  Этим
   мы  постоянно занимаемся.  Будем и впредь продолжать эту важнейшую
   работу.  Считаю,  что сегодня главной задачей  является  повышение
   эффективности и результативности управления на всех уровнях, поиск
   новых   организационных   механизмов,    кардинально    повышающих
   ответственность  властей перед народом,  не позволяющих чиновникам
   расслабляться в период между выборами.
       Как губернатор   автономного  округа  считаю  одной  из  своих
   приоритетных задач совершенствование деятельности государственного
   аппарата,  контроль  за  работой  всех  управленческих структур на
   территории нашего региона.  Несмотря на  все  попытки  сокращений,
   численность административно - управленческого звена растет, причем
   зачастую без какого-либо эффекта для  социально  -  экономического
   развития округа.  Большие  резервы  в этом плане вижу в сокращении
   количества чиновников на уровне как территориальных  подразделений
   федеральных органов  власти,  так и администрации округа,  а также
   органов   местного   самоуправления,   особенно   в    дотационных
   муниципальных образованиях. Буду добиваться резкого сокращения уже
   в текущем году  численности  федеральных  служащих  на  территории
   округа  за  счет передачи части их функций окружным управленческим
   структурам, жестко   контролировать    количество    муниципальных
   служащих  там,  где местным властям не хватает собственных доходов
   для  выполнения  своих  обязательств  перед  населением.  Возлагаю
   большие  надежды  на  работу  общественных  приемных губернатора в
   городах и районах округа;  им предстоит тщательно контролировать и
   самым  суровым  образом  наказывать   чиновников,   замеченных   в
   равнодушии,  хамстве,  пренебрежении  своими  обязанностями  перед
   жителями  округа,  освобождать  органы  власти  от   случайных   и
   малоквалифицированных людей.  И, наконец, у нас на Ямале не должна
   остаться  безнаказанной  ни  одна  попытка  мздоимства,   торговли
   должностью,  использования  служебного  положения  для  извлечения
   личной выгоды.  Здесь большое поле деятельности для законодателей,
   обязанных  резко  уменьшить  административное  давление на бизнес,
   социальную и жилищно - коммунальную  сферу,  правоохранительных  и
   других  контрольных  структур,  всех  неравнодушных жителей нашего
   округа.
       Политические события  2000   года   подтвердили   и   укрепили
   государственно - правовой статус автономного округа.
       Все последние  годы  много  сил  и  ресурсов  у  нас  отнимала
   необходимость   отражения  угроз  прежнего  губернатора  Тюменской
   области нашим конституционным полномочиям.  Выборы 14 января  2001
   года, по  существу,  решали вопрос о том,  останется ли наш регион
   постоянным очагом тлеющего конфликта,  или  перед  нами  откроется
   возможность  выстроить  конструктивную  систему  взаимоотношений с
   Тюменской областью,  основанную на компромиссах и  взаимном  учете
   интересов. Выборы   губернатора   области   в   итоге  вылились  в
   соперничество не только  и  не  столько  политических  персоналий,
   сколько  двух  принципиально  различных подходов к развитию нашего
   региона. Убежден,  что и всего комплекса федеративных отношений  в
   стране. Итоги  голосования еще раз подтвердили,  что время силовых
   методов,   административного   диктата   в   российской   политике
   безвозвратно прошло, уступив место трезвости политических оценок и
   действий. Меня в этом смысле радует не только победа поддержанного
   избирателями Ямала кандидата  в  губернаторы  области,  не  только
   торжество   наших   принципиальных   подходов  к  государственному
   строительству в регионе, но и еще два очень важных момента.
       Первое. Избрав нового губернатора Тюменской области, население
   региона подтвердило  свою  приверженность  Конституции  Российской
   Федерации,   в  частности  таких  ее  положений,  как  равноправие
   субъектов Федерации и безоговорочное уважение  их  государственных
   полномочий. Это   свидетельствует   как  о  росте  политической  и
   правовой  культуры  граждан,   так   и   результативности   усилий
   Президента   и   федеральных   властей  по  укреплению  российской
   государственности и законности в стране. Ведь закон торжествует не
   тогда,  когда  десятки тысяч милиционеров и прокуроров скрупулезно
   контролируют каждый шаг и вздох граждан,  а когда право становится
   основой мотивации их личного поведения.
       Второе. Избрание нового губернатора  области  было  необходимо
   нам  не  в  качестве  акта возмездия ушедшей политической команде.
   Задача состояла  в  том,  чтобы  оздоровить  почву  для   развития
   нормальных,   не   обремененных   политическими   подозрениями   и
   пристрастиями взаимоотношений с органами  государственной  власти,
   предприятиями  и  муниципальными  образованиями Тюменской области.
   Вместе мы можем  сделать  много  полезного  для  жителей  региона.
   Принципиально  важными  направлениями такого рода сотрудничества я
   считаю:
       - строительство  жилья на юге области для тех,  кто проработал
   на Ямале более  15  лет  и  намерен  переехать  в  район  с  более
   благоприятным климатом;
       - создание   такого   организационного   механизма,    который
   обеспечивал  бы  выплату  региональных  надбавок к государственным
   пенсиям независимо от конкретного  места  проживания  человека  на
   территории области;
       - совместную  реализацию  крупных   инвестиционных   проектов,
   построенных   на   оптимальном   разделении   труда   между  всеми
   территориями региона и ориентированных на создание  новых  рабочих
   мест как на севере, так и на юге области;
       - укрепление механизма информационного обмена между Тюменью  и
   автономными      округами     с     использованием     современных
   телекоммуникационных технологий.
       Решение этих  и  подобных  им  вопросов  сделает  в  ближайшей
   перспективе неактуальным вопрос,  являются  ли  автономные  округа
   самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят ли они в
   состав Тюменской области.  К достижению таких прагматически,  а не
   политически  ориентированных  взаимоотношений  в  регионе  и нужно
   стремиться.
       Сегодня стабильность  политического положения и государственно
   - правового статуса автономного округа такова,  что позволяет  нам
   без  оглядки  на  других,  не  ожидая  помощи  со стороны,  решать
   собственные проблемы.
       2000 год  стал  важным шагом на пути не только к стабилизации,
   но и  новым  прорывам  в  социально   -   экономическом   развитии
   автономного  округа.  Не буду повторять уже опубликованный прогноз
   социально - экономического развития Ямало - Ненецкого  автономного
   округа, остановлюсь лишь на некоторых принципиальных моментах.
       В округе   складываются   позитивные    тенденции    изменения
   демографической  ситуации:  растут  темпы  естественного прироста,
   который в 2000 году  составил  6,2  человека  на  тысячу  жителей,
   увеличивается доля людей, находящихся в трудоспособном возрасте, -
   по прогнозу,  до 69 процентов в  2001  году.  Это  уникальная  для
   современной России ситуация, свидетельствующая как о положительной
   оценке населением перспектив укрепления экономической и социальной
   стабильности в округе,  так и о наличии базы человеческих ресурсов
   для  обеспечения  экономического  подъема,   в   том   числе   для
   развертывания  на  Ямале  принципиально  новых  для  его экономики
   производств.
       Нам удалось в 2000 году не только сохранить,  но и существенно
   - на 42 процента - повысить доходы  населения,  которые  составили
   44,7 млрд.  рублей.  Это  позволило  впервые после кризиса августа
   1998 года  обеспечить  рост  реальных  доходов  на  14  процентов.
   Средняя  месячная зарплата увеличилась на 40 процентов и составила
   в расчете на одного работающего 8134 рубля,  что обеспечивает  4,7
   прожиточного минимума.  В 1999 году этот показатель составлял 4,0.
   Необходимо вместе с тем помнить, что все это обеспечено в основном
   ростом   доходов   работников   нефтегазового  сектора  экономики.
   Межотраслевые различия в уровне оплаты труда продолжают оставаться
   в  округе  слишком  большими,  а  зачастую  -  просто вызывающими.
   Поэтому  уже  в  2001  году   мы   обязаны   создать   необходимые
   экономические и финансовые предпосылки для ощутимого роста доходов
   работников сельского хозяйства,  бюджетной сферы и других отраслей
   экономики автономного округа.
       В 2000  году  достигнут  пусть  небольшой,  но  психологически
   чрезвычайно важный  рост объемов промышленного производства - на 2
   процента.  В  основе  этого   лежит   увеличение   добычи   жидких
   углеводородов - нефти с газовым конденсатом - на 5 процентов. Этих
   сдвигов  удалось  добиться  за  счет   восстановления   в   округе
   геологической отрасли в ходе реализации совместной с Министерством
   природных  ресурсов  Российской   Федерации   Программы   развития
   минерально -   сырьевой   базы.   Это,  а  также  общее  повышение
   международного инвестиционного статуса Ямала, благоприятная в 2000
   году  конъюнктура мирового рынка и создание в нефтегазовом секторе
   экономики округа конкурентной среды обусловило увеличение  объемов
   капиталовложений добывающих компаний в обустройство месторождений,
   а также резкий - на 32 процента - рост  объемов  их  инвестиций  в
   основной капитал.
       В результате автономный округ имеет сегодня не только лучшую в
   стране геологоразведку, но и хорошие перспективы роста в топливной
   промышленности,  отчисления  которой  составляют  основу   доходов
   окружного бюджета.
       Еще более важно то,  что в 2000 году создан ряд важных заделов
   на  будущее,  что  позволяет более эффективно планировать работу и
   потребность в  ресурсах  на  2001  и  последующие  годы.  За  счет
   поддержки компаний    так    называемого    малого    топливно   -
   энергетического  комплекса  мы  пресекли  разговоры  о   монополии
   "Газпрома"  на  газовом  рынке.  Сегодня  доля  альтернативных ему
   добывающих компаний составляет 3 процента с перспективой  роста  в
   ближайшем   будущем  до  20  процентов,  что  создаст  перспективу
   установления более сбалансированных взаимоотношений между  округом
   и "Газпромом" как крупнейшей бюджетоформирующей компанией.
       Сегодня мы  уже  готовы  к   давно   планировавшемуся   началу
   разработки  месторождений  твердых  полезных  ископаемых Полярного
   Урала. Завершен проект подготовки запасов хромитовых руд на 7 млн.
   тонн, что    позволило   приступить   к   разработке   технико   -
   экономического обоснования их промышленной добычи.  Учитывая,  что
   Россия  ежегодно  импортирует более миллиона тонн хромитовой руды,
   разработка месторождений Полярного Урала позволит  нам  не  только
   получить  готовый  рынок сбыта ямальских хромитов,  но существенно
   расширить и улучшить структуру своей налогооблагаемой базы.
       В сельском  хозяйстве  в прошедшем году наметилась тенденция к
   стабилизации  производства.  Прекратился  спад  в  животноводстве.
   Введен  ряд важных объектов по хранению и переработке мяса и рыбы.
   Общий рост  объемов  производства  сельскохозяйственной  продукции
   составил  6  процентов,  пищевой  промышленности  -  5  процентов.
   Подготовлены и находятся на рассмотрении  в  Брюсселе  необходимые
   документы  для проведения европейского инвестиционного конкурса на
   строительство  в   округе   крупнейшего   предприятия   по   убою,
   переработке и реализации продукции оленеводства.
       В соответствии  с  Договором  между   автономным   округом   и
   Федеральной  дорожной службой Ямал включен в Федеральную программу
   дорожного строительства и вышел на четвертое  место  в  России  по
   объемам поступления средств из Федерального дорожного фонда,  а на
   строительстве участка  автодороги  "Новый  Уренгой  -  Сургут"  на
   территории округа освоено более 1 млрд. рублей, и в следующем году
   мы получим современную дорогу "Новый Уренгой - Сургут".
       В 2000   году   получено   поручение  премьер  -  министра  на
   рассмотрение в текущем году на заседании Правительства  вопроса  о
   финансировании реконструкции участка железной дороги "Коротчаево -
   Новый Уренгой" для доведения его до нормативного состояния и сдачи
   на баланс МПС, что позволит увеличить здесь объем грузоперевозок и
   даст  жителям  Нового   Уренгоя   гарантированное   и   безопасное
   железнодорожное сообщение с "большой землей".
       Разработана оптимальная  схема   аэропортового   хозяйства   в
   округе, в соответствии с которой определены три базовых аэропорта:
   в Салехарде,  Надыме  и  Новом  Уренгое.  На  основе  договора   с
   "Газпромом"  и  "Газкомом"  разработана  программа строительства в
   Салехарде спутниковой станции,  которая обеспечит цифровую связь с
   окружной столицей всех, даже самых отдаленных населенных пунктов.
       Начата и в  текущем  году  должна  быть  завершена  работа  по
   технологическому   и   ценовому  аудиту  предприятий  коммунальной
   энергетики,  которая,  уверен,  позволит оптимизировать тарифы  на
   тепло и энергию для жителей округа.
       Проведение всех этих  подготовительных  мероприятий  позволяет
   округу  уверенно  смотреть в будущее,  невзирая на любые изменения
   бюджетного и  налогового  законодательств,  держать  и  наращивать
   уровень   социальной  защиты  населения,  строить  реальные  планы
   развития социальной инфраструктуры городов и поселков.
       Накопленный округом   экономический  потенциал  позволяет  мне
   утверждать,  что мы не только не допустим ухудшения  материального
   положения  ямальцев,  но  и сможем приступить к решению ряда наших
   застарелых социально - экономических проблем.
       Все это  стало  итогом  не  только прошедшего года,  но и всей
   70-летней истории Ямало - Ненецкого автономного округа.  Юбилейных
   слов  уже  было сказано много,  не хочу повторяться,  напомню лишь
   самые важные вехи.
       Промышленность округа  начиналась  с  закладки  в  1930 году в
   Салехарде рыбоконсервного завода с проектной  мощностью  3,5  млн.
   банок  в  год,  лесопильного завода и промкомбината с экзотической
   сегодня лодочно  -  экипажной  мастерской.  Сегодня  же  Ямало   -
   Ненецкий  автономный  округ  по объемам промышленного производства
   входит  в  первую  десятку  регионов  страны,  добывает  более  90
   процентов  российского газа и значительную часть нефти.  Без Ямала
   невозможно представить себе экономику страны.  С апреля 1962 года,
   когда был получен первый фонтан газа с дебитом 1,5 млн. кубометров
   в сутки,  на Ямале сформировался мощный топливно -  энергетический
   комплекс,  возникли  крупные  современные  города.  В текущем году
   будет добыт 10-триллионный кубометр газа.
       Связь в  округе  начиналась с создания в 1930 году в Салехарде
   маленькой искровой радиостанции  и  почтового  отделения  с  двумя
   телефонами  и  установки  в  1934 году 200 радиоточек.  Сегодня мы
   располагаем современной системой телекоммуникаций, связью с самыми
   отдаленными   поселками,   собственным  спутниковым  телевидением,
   свободным доступом к сетям Интернет.
       Авиационные перевозки,  без  которых  трудно  представить себе
   сегодня жизнь северян,  начинались на Ямале с открытия в 1935 году
   первой пассажирской авиалинии "Салехард - Тюмень" и первых полетов
   в 1937 году на линии "Салехард - Новый Порт".  Сегодня округ имеет
   собственную авиакомпанию,  являющуюся одной из наиболее успешных в
   стране,  сеть крупных  аэропортов  и  работает  над  проблемой  их
   международной  сертификации.  Кстати,  мы  уже  смогли убедиться в
   правильности и своевременности  решения  о  создании  авиакомпании
   "Ямал",  у  которой  в  свое  время было немало противников.  Имея
   государственную авиакомпанию,  мы можем  более  эффективно  решать
   целый ряд важнейших для округа проблем:  от планирования перевозок
   в пиковые по нагрузке летние месяцы и  контроля  над  тарифами  до
   обеспечения  безопасности  полетов и хранения закупаемого на целый
   год авиатоплива.
       В 1930 году на Ямале вообще не было дорог с твердым покрытием,
   летом транспортное сообщение осуществлялось исключительно по воде.
   Сегодня  округ  имеет  почти  тысячу  километров  дорог  с твердым
   покрытием,  а в скором времени они соединят между собой все города
   округа,   что   даст   новый  импульс  развитию  промышленности  и
   производственной инфраструктуры на нашей территории.
       Наконец, мы сумели создать в округе социальную сферу, которая,
   напомню, начиналась с открытия в 1931 году окружной больницы на 70
   коек   и   амбулатории   в   поселке   Пуйко.   Сегодня  на  Ямале
   сформировалась современная система образования,  появились филиалы
   вузов, созданы крупные медицинские комплексы.
       Все это,  так сказать,  парадное лицо нашей 70-летней истории.
   Нельзя, однако, забывать и ее грустные, даже мрачные моменты. Так,
   будучи формально заявленное как забота о коренных народах  Севера,
   образование Ямало  -  Ненецкого  национального округа преследовало
   совсем другие   цели:   обеспечить   полный   административно    -
   политический   и   идеологический   контроль   над  территорией  и
   населением, разрушить существующий здесь традиционный уклад жизни,
   провести насильственную коллективизацию. Все это подготовило почву
   для превращения округа в место расположения одной из крупнейших  в
   стране  системы  лагерей,  которые на десятилетия стали едва ли не
   определять лицо округа в  новой  российской  истории.  Это  нельзя
   забывать.
       Нельзя и  не   видеть   целого   ряда   острых   социально   -
   экономических  проблем  современного  Ямала,  требующих скорейшего
   разрешения. К  их  числу,  в  первую  очередь,  относится  хотя  и
   относительно небольшое,   но  устойчивое  падение  добычи  газа  и
   назревающий,  на мой взгляд,  кризис "Газпрома".  И то  и  другое,
   учитывая,  что  газодобыча является и будет оставаться в обозримом
   будущем основой экономики  округа,  для  нас  чрезвычайно  опасно.
   Сегодня  все  месторождения  -  гиганты  - Медвежье,  Уренгойское,
   Ямбургское - находятся в стадии пиковой или падающей добычи.
       Поэтому допущенное  "Газпромом" промедление с выходом на новые
   месторождения, прежде всего на полуостров Ямал,  может обойтись не
   только округу, но и всей России очень дорого, причем как в прямом,
   так и в переносном смысле. В случае резкого падения добычи газа на
   предприятиях "Газпрома" даже наращивание производства независимыми
   компаниями так называемого  малого  ТЭКа  не  компенсирует  потери
   окружного бюджета.
       Да, сегодня  экономическое  положение   округа   стабильно   и
   устойчиво.  Мы  пережили  в  90-х  годах  крах геологоразведки,  в
   которой работало до 20 процентов  занятого  населения  округа.  Мы
   устояли  при падении нефтедобычи в два с лишним раза и связанных с
   этим социальных потрясениях. Но округ может не пережить стрессовой
   реорганизации "Газпрома".
       Поэтому мы обязаны обеспечить себе право  голоса  при  решении
   этого вопроса.  Не  так  уж  важно,  кто будет представлять Ямал в
   совете директоров "Газпрома" - губернатор или кто-то другой. Думаю
   даже, что губернатору это делать нецелесообразно, учитывая, что на
   территории округа действует несколько предприятий по добыче  газа.
   Однако  слово  Ямала  по  принципиальным вопросам реструктуризации
   этой бюджетообразующей компании должно звучать отчетливо и весомо.
   Это будет правильно и по-государственному.
       Другой проблемой является ситуация в  жилищно  -  коммунальном
   хозяйстве. Нынешнюю суровую зиму в целом мы пережили благополучно,
   однако время для принятия  неотложных  мер  в  этой  сфере  строго
   ограничено. Дотации  жилищно  - коммунальному хозяйству составляют
   сегодня 40 процентов консолидированного бюджета  округа,  при  том
   что расходы населения на его услуги составляют 18 процентов дохода
   семей. Однако простые решения - вроде перекладывания  расходов  по
   содержанию  ЖКХ  на  плечи  населения  -  в этой ситуации являются
   наихудшими:  рост тарифов будет непосильным для значительной части
   жителей округа.  Кроме  того,  в ЖКХ,  особенно его энергетических
   подразделениях, недопустимо высока степень износа технологического
   оборудования  -  до 70 процентов;  скоро эти мощности могут просто
   выйти из строя.
       Продолжает сохраняться проблема ветхого и аварийного жилья. Мы
   почти восстановили достигнутые до августовского кризиса 1998  года
   объемы ввода жилья, построив в 2000 году более 144 тыс. кв. метров
   жилой площади.  Однако это не компенсирует  рост  доли  ветхого  и
   аварийного  жилья,  которая  составляет  сегодня по округу более 8
   процентов.
       Наиболее сложная  ситуация  наблюдается  в сельских населенных
   пунктах автономного округа,  где, как и в Салехарде, строительство
   до  конца  80-х  годов  велось  почти  исключительно  во временном
   исполнении и где,  соответственно,  обветшание домов идет особенно
   стремительными темпами.
       Собственно, здесь  на  проблему  жилья  накладывается   другая
   застарелая "болячка"  -  недопустимые  размеры  различий  в уровне
   жизни жителей разных территорий автономного округа.  Мы не можем в
   полной мере утверждать,  что все мы,  ямальцы,  - одна семья, пока
   обеспеченность жильем, работой, услугами социальной инфраструктуры
   между отдельными районами различается не на проценты, а чуть ли не
   в разы. Пока, к сожалению, пути хотя бы частичного разрешения этой
   проблемы  имеют  чисто  административный,  а  потому  ограниченный
   характер:  перераспределение бюджетных средств в пользу территорий
   с   объективно  ослабленной  доходной  частью  бюджета,  изменение
   административно - территориальной структуры  с  тем,  чтобы  пусть
   искусственно,    но    достичь   более   равномерного   размещения
   производительных сил  округа,  просьбы   к   руководству   крупных
   компаний  произвести  свою  перерегистрацию в бюджетонедостаточных
   территориях.  Все  эти  возможности  мы  в  той  или   иной   мере
   используем,  однако они в состоянии лишь несколько снизить остроту
   проблем,  связанных с территориальными диспропорциями социально  -
   экономического  развития  округа.  Необходимо  создавать правовые,
   организационные и экономические предпосылки  стирания  различий  в
   уровне   инвестиционной   привлекательности  отдельных  районов  и
   населенных  пунктов,  а  это  связано  не   только   с   развитием
   традиционной экономики, но прежде всего с созданием в округе новых
   производств.

                Цели и задачи на 2001 и последующие годы

       Ситуация на Ямале за последние годы изменилась: в прошлое ушли
   те  времена,  когда  ежегодно  на  место  десятков  тысяч уехавших
   приезжали новые десятки тысяч людей из всех уголков страны.  Когда
   многие жители нефтегазовых городов мирились с бытовым дискомфортом
   ради  высоких  заработков,  когда  детей   отсылали   учиться   на
   "историческую  родину",  не  видя  для  них  будущего на ямальской
   земле.
       Сегодня округ  стал  другим,  его население стабилизировалось,
   стало постоянным.  На новом  витке  истории  Ямала  сформировалась
   региональная  общность,  -  когда  люди  связывают  свою  жизнь  и
   перспективу своих детей с нашим краем.  Об этом свидетельствуют  и
   снижение  оттока населения,  и рост удельного веса пенсионеров,  и
   новые потребности в объектах социальной инфраструктуры,  и высокие
   цены на жилье.
       На этот процесс оказывает влияние множество факторов,  и не  о
   них   сейчас  речь.  Суть  в  том,  что  стабилизация  постоянного
   населения   требует   принципиально   новой   стратегии   развития
   автономного  округа,  в  основе  которой  должно  лежать умножение
   человеческих ресурсов.  Эта стратегия должна  быть  рассчитана  на
   длительный период, иметь средне- и долгосрочные цели. На ближайшее
   десятилетие ими могут являться:
       - максимальное  вложение  средств  в  человека,  развитие  его
   творческого  и  профессионального  потенциала,   совершенствование
   условий работы и быта от рождения и до старости. При относительной
   стабильности населения вложенные в это средства никуда  из  округа
   не  уйдут,  даже не будучи инвестированы в какие-либо материальные
   объекты. Реализация  этой  цели  предполагает  такие  социально  -
   экономические   приоритеты,   как  создание  новых  рабочих  мест,
   развитие   системы   общего   и   профессионального   образования,
   здравоохранения, экологическое оздоровление территории округа. Для
   достижения  подобных  результатов  необходимо  разгрузить   бюджет
   округа  и  принять  программу  ежегодного  увеличения той доли его
   расходов,  которая идет  на  решение  указанных  задач.  Не  нужно
   обольщаться:  этот процесс будет идти очень трудно.  Где-то задача
   умножения человеческих ресурсов будет сводиться пока  к  разумному
   минимуму:  обеспечить простое сбережение народа.  В других районах
   мы можем уже сегодня ставить перед собой более высокие цели;
       - утверждение  и внедрение "северного стандарта" жизни.  Округ
   уже перестал быть большой "времянкой":  основная  масса  населения
   устраивается  жить  здесь  всерьез  и надолго.  Это требует от нас
   обеспечить доходы,  жилье, инженерную и социальную инфраструктуры,
   транспорт   и   связь,   соответствующие   "северному  стандарту",
   специфику которого определяют более высокие,  чем в средней полосе
   и на юге, расходы семьи, ограниченное время пребывания человека на
   воздухе,  большие   расстояния   и   труднодоступность   отдельных
   территорий,  повышенные  требования  к  безопасности  и надежности
   инженерных коммуникаций;
       - практическая реализация тезиса "мы,  ямальцы,  - одна семья,
   безразличия  социального  положения,  этнической   принадлежности,
   места  работы  и  проживания".  Реализация  этой цели предполагает
   постепенное преодоление исторически сложившихся диспропорций между
   отдельными   территориями   округа   и  различными  отраслями  его
   экономики.
       Основой достижения  поставленных  целей  является  стабильная,
   надежная и развивающаяся экономика.
       Несмотря на   то,  что  уже  эксплуатируемые  месторождения  -
   гиганты находятся в стадии пиковой или падающей добычи,  природные
   ресурсы   автономного   округа   по-прежнему  огромны.  Ямал,  без
   сомнения, еще  много  лет   и   десятилетий   будет   топливно   -
   энергетической  базой  экономики  России.  Мы обязаны лишь разумно
   распорядиться  этими  богатствами  в  интересах  будущих   жителей
   округа.  С  этих  позиций  принципиально  важны  взаимоотношения с
   "Газпромом".
       Совместно с его руководством мы должны преодолеть уже  в  2001
   году  спад добычи газа.  Для этого на Ямале есть все предпосылки -
   подготовленные  к  промышленной  эксплуатации   запасы,   трудовые
   ресурсы.   Наша   позиция  находит  поддержку  Президента  страны,
   Правительства,  руководства Уральского федерального округа. В этих
   условиях  дальнейшее  промедление руководства "Газпрома" с выходом
   на новые месторождения,  прежде всего на полуостров  Ямал,  просто
   недопустимо.
       С другой    стороны,    окружные    власти    должны   принять
   соответствующие меры,  стимулирующие  "Газпром"  к  инвестициям  в
   экономику  Ямала,  мы  их уже предпринимаем и будем практиковать в
   будущем.
       Мы поддержим в текущем году меры федерального правительства по
   реструктуризации    "Газпрома",    если   прислушаются   к   нашим
   предложениям.
       Во-первых, повышение   самостоятельности   его  подразделений,
   работающих  на  нашей  территории,  и  их  ответственности   перед
   органами  государственной  власти и населением автономного округа.
   Парадокс:  Новый Уренгой  и  Ямбург  добывают  10  процентов  газа
   планеты, а руководители работающих там подразделений "Газпрома" не
   могут самостоятельно решить элементарные вопросы - объемы  добычи,
   цена, направления реализации газа и тому подобные.
       Во-вторых, создание таких организационных  условий  реализации
   добытого  "Газпромом"  газа,  которые  позволят  увеличить  доходы
   окружного бюджета: сегодня округ получает лишь 1 процент стоимости
   газа, извлекаемого из его недр.
       Главное в     том,    чтобы    реструктуризация    "Газпрома",
   необходимость которой осознается сегодня всеми,  не свелась лишь к
   простому переделу собственности этой крупнейшей корпорации страны.
   При таком развитии событий итог для автономного округа может  быть
   только   один   -   резкое   падение   объемов   добычи   газа  и,
   соответственно,  доходов  бюджета,  а  также  связанные   с   этим
   социальные потрясения.
       Мы вправе рассчитывать на более высокую отдачу  от  добычи  на
   территории   округа   жидких   углеводородов.   Тем   более,   что
   региональный,  а  значит  и   общероссийский   центр   нефтедобычи
   смещается  на  Ямал.  Нам  необходимо  в  кратчайшие сроки создать
   организационный  механизм  для  обеспечения  конкуренции  в  сфере
   добычи жидких углеводородов,  а также внести необходимые изменения
   в регламент эксплуатации нефтяных месторождений,  направленные  на
   ограничение  объемов  добычи  с  сохранением  части запасов до тех
   времен, когда появятся более эффективные способы извлечения нефти.
   Это,  а также выдача лицензий на более длительный срок,  обеспечит
   округу своеобразный фонд будущих поколений жителей Ямала.
       Мы будем  наращивать усилия по развитию так называемого малого
   топливно - энергетического комплекса,  который сегодня включает  в
   себя   25   малых   и   средних  нефтегазодобывающих  и  сервисных
   предприятий, из которых 9 уже ведут добычу. Мы с полным основанием
   рассчитываем привлечь в малый ТЭК несколько сот миллионов долларов
   в предстоящие два года с тем,  чтобы довести добычу нефти и газа в
   этом  секторе  экономики  округа с 3 до 10 процентов.  Предприятия
   малого ТЭКа более динамичны,  более прозрачны для налогообложения,
   более   приспособлены   к   внедрению   технологических  новшеств,
   налоговая составляющая на тонну сырья у них значительно выше,  они
   разрабатывают самые сложные месторождения.
       Наконец, эти предприятия обеспечивают занятость  значительного
   количества  жителей  автономного  округа,  а  главное  -  являются
   наиболее эффективным  инструментом  демонополизации   топливно   -
   энергетического  комплекса как важнейшей составной части экономики
   Ямала.
       Топливно - энергетический комплекс еще много десятилетий будет
   оставаться   основой   экономики   округа.    Однако    необходимо
   использовать  каждую  возможность  для снижения зависимости нашего
   бюджета от добычи углеводородов, тем более что конъюнктура мировых
   цен на них весьма нестабильна.
       Ямал располагает большими запасами твердых полезных ископаемых
   в  районе  Полярного  Урала,  где  открыты  крупные  месторождения
   хромитовых  и  марганцевых  руд,  свинца,   баритов,   фосфоритов,
   редкоземельных   металлов,   рудного   и   россыпного   золота.  О
   необходимости их разработки  речь  ведется  давно,  эти  разговоры
   стали почти ритуальными.
       Сегодня мы  от  слов  переходим  к  делу:  в течение 2001 года
   необходимо разработать   технико   -   экономическое   обоснование
   промышленной добычи уже подготовленных запасов хромитовой руды,  а
   затем  в течение ближайших двух лет создать проект строительства в
   округе обогатительной фабрики.
       Для массированного  выхода  на Полярный Урал необходимо решить
   вопрос с обеспечением этого района электроэнергией  в  достаточных
   объемах.
       Мы будем  настаивать   на   принятии   Правительством   страны
   программы строительства  в  кратчайшие сроки электросетей "Надым -
   Салехард -  Лабытнанги   -   Харп"   с   перспективой   выхода   в
   энергодефицитные районы  Республики  Коми и Южного Урала.  С точки
   зрения роста промышленного потенциала она должна  стать  одной  из
   наиболее эффективных энергосистем страны.
       Сохраняя и по возможности наращивая объемы  геологоразведки  в
   округе,  мы  уже  сегодня  должны  готовиться  к решению небывалой
   доселе задачи - консервации месторождений - гигантов и связанных с
   этим геологических,  геофизических,  экологических  и  социально -
   экономических проблем.
       Это потребует    привлечения    ученых   различного   профиля,
   аккумулирования ресурсов федерального  Правительства,  автономного
   округа и добывающих компаний.  Вместе с тем остаточные запасы газа
   в  уже  выведенных  из  эксплуатации  из-за  снижения   пластового
   давления месторождениях еще достаточно велики - 15 - 17 процентов,
   а  их  общий  объем  сопоставим  с   открытием   нового   крупного
   месторождения.   Большие   объемы  низконапорного  газа  открывают
   перспективы   развития   в   округе   собственных   мощностей   по
   производству   электроэнергии.   Это  позволит  возродить  интерес
   инвесторов к выведенным за баланс месторождениям, получать дешевую
   энергию для  промышленности,  сельского  и жилищно - коммунального
   хозяйства,  существенно расширить налогооблагаемую  базу.  Имея  в
   виду,  что  продажа электроэнергии в 6 - 7 раз эффективнее продажи
   газа,  лучше решать энергетические проблемы  в  рамках  Уральского
   федерального   округа,   существенно   модернизировать  инженерную
   инфраструктуру городов и поселков,  поскольку "северный  стандарт"
   жизни достаточно энергоемок.
       Все эти планы основаны,  однако,  на  сохранении  существующей
   сегодня  системы  рентных  платежей.  Считаю,  что в течение всего
   времени своего существования  она  обеспечивала  баланс  интересов
   Российской  Федерации,  ее  субъектов  и  местных  властей в сфере
   недропользования и  доказала  свою  жизнеспособность.  Поэтому  мы
   крайне  встревожены  планами  Министерства финансов аккумулировать
   все платежи за пользование недрами в федеральном бюджете, оставляя
   регионам    лишь   связанные   с   добычей   полезных   ископаемых
   экономические,  социальные и экологические проблемы. Это не только
   противоречит   всем   принципам   федерализма,  не  только  грозит
   разрушением   доходной   базы   окружного   бюджета   и   развалом
   долгосрочных, уже   находящихся   в   стадии  реализации  программ
   социально  -  экономического  развития,  но  и  ведет  к  снижению
   заинтересованности  органов  власти,  всего  населения автономного
   округа  в  дальнейшей   разведке   и   промышленной   эксплуатации
   расположенных  на  нашей  территории  месторождений нефти,  газа и
   твердых полезных ископаемых. Надеюсь, что наша позиция, которую мы
   намерены   отстаивать   всеми   имеющимися  в  нашем  распоряжении
   средствами, найдет понимание у Президента и  Правительства,  и  мы
   достигнем  взаимоприемлемого компромисса в этом чрезвычайно важном
   для округа вопросе.
       В аграрном  секторе  хозяйства нам предстоит в ближайшее время
   решить две взаимосвязанных задачи:
       1) осуществить    техническую    модернизацию   мощностей   по
   переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции;
       2) привести   организационно   -  правовую  форму  хозяйств  в
   соответствие с новыми, рыночными условиями.
       Нам сегодня   остро   необходим   технологический   прорыв   в
   переработке продукции оленеводства и рыболовства,  иначе мы просто
   лишимся пищевой промышленности,  не сможем выдержать конкуренции с
   другими регионами.  Необходимы новые холодильные мощности,  камеры
   шоковой  заморозки,  консервные  цеха.  Уже  в 2001 году мы должны
   завершить строительство соответствующих  объектов  на  Горковском,
   Аксарковском  и Пуйковском рыбозаводах,  приступить к завершающему
   этапу строительства  нового  Салехардского  рыбозавода.  Стратегия
   развития  агропромышленного  комплекса  должна строиться на гибком
   сочетании концентрации перерабатывающих  производств  на  крупных,
   по-современному  оборудованных  предприятиях  с  развитием системы
   мелких производств в отдаленных и  труднодоступных  регионах.  При
   высоких  транспортных  издержках  проще и выгоднее вывозить оттуда
   дорогую продукцию,  прошедшую стадию  переработки,  чем  первичные
   продукты сельскохозяйственного производства.
       Нам необходимо в 2001 году создать  гибкий  организационный  и
   правовой  механизм  для работы с частными аграрными предприятиями,
   найти  оптимальную  форму  взаимодействия  между  перерабатывающей
   промышленностью  и  ТЭКом:  нефтяные  и  газовые  компании  должны
   чувствовать свою ответственность  за  состояние  и  развитие  этих
   производств. Кроме  этого  остро  необходимо  уже  в  текущем году
   приступить к восстановлению  системы  факторий,  поскольку  другой
   формы снабжения тундрового населения на сегодня нет.
       Стабилизация населения  автономного  округа  требует  от   нас
   поиска  новых подходов к оказанию государственной поддержки малого
   предпринимательства.   Этот   сектор   экономики   вообще    очень
   перспективен  для нашего региона:  он обладает большим потенциалом
   саморазвития  и  жизнестойкости,  постоянно   увеличивает   объемы
   производства,   обеспечивает   создание   новых   рабочих  мест  и
   поступление  налогов  в  бюджет.  Кроме  всего  прочего,  человек,
   имеющий собственное дело, является очень удобным партнером органов
   власти.  Ему  присущи  ответственность  за  себя,  свою  семью   и
   работающих у него людей, стабильность экономических и политических
   воззрений и действий,  патриотическое отношение к месту, в котором
   он   живет.  Мы  обязаны  сохранить  те  элементы  государственной
   поддержки,  которые  адресованы  малому  бизнесу,   в   частности,
   оправдавший   себя   налог  на  вмененный  доход  и  методику  его
   исчисления.  Этого,  однако,  недостаточно.  Мы  рассчитываем   на
   большую   активность   в   этом   вопросе   и   органов   местного
   самоуправления, и Торгово - промышленной палаты  округа,  и  самих
   предпринимателей.
       Экономический и  социальный  прогресс  автономного  округа  во
   многом зависит от развития коммуникаций.
       Развитие регионов с такой огромной  территорией,  как  у  нас,
   всегда, а со временем - все более зависит от качества и надежности
   связи и вообще системы телекоммуникаций.  Многое нами уже сделано,
   однако  дальнейшему прогрессу в этой сфере препятствует отсталость
   технической базы связи в округе.  Нам так и не удалось добиться от
   руководства  "Ямалэлектросвязи"  внятного  ответа на вопрос о том,
   как,  в какие сроки и за счет каких ресурсов оно планирует  решать
   данную  проблему.  В  этих  условиях  необходимо  раз  и  навсегда
   покончить с монопольным положением этой компании  на  рынке  услуг
   связи в округе.  И в прошедшем году организационные основы данного
   процесса уже заложены.  Поэтому в  2001  году  мы  вправе  ожидать
   качественных сдвигов в развитии связи и телекоммуникаций на Ямале.
   Будем,  в частности,  добиваться завершения  уже  в  текущем  году
   создания    внутриокружной    телевизионной    сети,   позволяющей
   поддерживать связь с другими регионами в режиме  видеоконференции,
   осуществлять    дистанционное    обучение,    консультирование   и
   медицинскую диагностику.
       Почему я  так  подробно  остановился  на  планах,  связанных с
   развитием промышленности и производственной инфраструктуры?
       Во-первых, от   их  реализации  зависит  наполнение  окружного
   бюджета,  и я хочу,  чтобы жители округа знали,  как  мы  намерены
   зарабатывать   деньги   для   выполнения   своих  обязательств  по
   поддержанию и улучшению качества жизни ямальцев.
       Во-вторых, развитие   промышленности,   энергетики,  дорожного
   строительства  -  это  новые  рабочие  места  сегодня,  завтра   и
   послезавтра,  под создание которых каждый ямалец может планировать
   будущее свое и своих детей.  Это перспектива, и я хотел бы убедить
   жителя  каждого  города  и  поселка  в  ее  реальности  для нашего
   автономного округа.  Наша цель - создать на Ямале за ближайшие три
   года 4,5 тысячи новых рабочих мест.
       Мы будем  наращивать  бюджет   двумя   известными   путями   -
   увеличивая доходы  и уменьшая расходы.  Последнее относится прежде
   всего к жилищно - коммунальному хозяйству, которое съедает львиную
   долю   бюджетных   средств   как   округа,   так  и  муниципальных
   образований.  Нам предстоит сделать коммунальное хозяйство намного
   более  экономичным,  для  чего в текущем году необходимо завершить
   масштабную аудиторскую проверку его расходов и тарифов. Однако уже
   и  так  ясно,  что у мелких предприятий,  производящих энергию для
   городов и поселков,  тарифы в 7 раз выше,  чем  у  "Тюменьэнерго".
   Малая энергетика слишком расточительная и технологически отсталая,
   чтобы с этим  мириться  и  дальше.  Уже  в  2001  году  необходимо
   разработать рассчитанную на 5 лет окружную программу реорганизации
   и технической модернизации малой и коммунальной энергетики с  тем,
   чтобы  финансирование первого этапа мероприятий уже вошло в бюджет
   следующего года.  Реализация этой программы должна позволить резко
   снизить   расходы  бюджетов,  внедрить  современные  технологии  в
   жилищно - коммунальное хозяйство,  дать  новый  импульс  жилищному
   строительству.  Только  решив весь комплекс этих задач,  мы сможем
   поднять вопрос об увеличении доли населения округа в оплате  услуг
   коммунальных служб.
       Деньги, однако,  можно  экономить  не  только  в   жилищно   -
   коммунальном   хозяйстве.   Автономный   округ,   например,  ведет
   строительство жилья для своих жителей, выезжающих в другие регионы
   страны.  То  же  делают  муниципальные образования.  Сами жители в
   индивидуальном порядке также ведут строительство жилья и  покупают
   уже готовые квартиры на "большой земле". В результате, например, в
   Тюмени северяне поневоле конкурируют друг с другом, резко поднимая
   цены  на  рынке  жилья.  Думаю,  что  в этом вопросе можно навести
   порядок,  экономящий  как  средства  окружного   и   муниципальных
   бюджетов, так и личные сбережения граждан.
       Есть задумка создать в Тюмени,  где намерены приобретать жилье
   до  половины ямальцев,  планирующих свой отъезд за пределы округа,
   объединенную  дирекцию  по  строительству  жилья,  которая  должна
   выполнять  функции  службы  заказчика  по  поручению администраций
   округа,  городов и районов,  а также физических лиц.  В ней каждый
   житель  округа  мог  бы  заказать  строительство  квартиры  на юге
   Тюменской области  на  тот  срок,  когда  это  жилье  ему  реально
   понадобится.  Уверен,  что действуя таким образом, мы сэкономим до
   трети средств, расходуемых сегодня на эти цели.
       Промышленный рост,  улучшение структуры расходов бюджетов всех
   уровней позволит нам не только сохранить,  но  и  поднять  уровень
   денежных  доходов.  Среднемесячная  заработная  плата  работающего
   жителя округа к концу  2001  года  должна  увеличиться  за  год  в
   реальном   исчислении   на   10  процентов.  Среднегодовой  размер
   государственной пенсии вырастет на 22 процента.
       Мы направляем в текущем году значительные средства на развитие
   социальной сферы и,  что не менее  важно,  готовы  эффективно  ими
   распорядиться.
       На Ямале уже создано и  строится  сегодня  немало  современных
   медицинских   центров,   оснащаемых  дорогостоящим  оборудованием.
   Однако до недавнего времени этот процесс  развивался  в  известной
   мере бессистемно,  а результаты зачастую не соответствовали объему
   вложенных   средств.   Сегодня   мы   имеем   концепцию   развития
   здравоохранения  в округе,  суть которой заключается в том,  чтобы
   покупать  высокотехнологичные  медицинские  услуги  за   пределами
   автономного  округа,  а  непосредственно на Ямале совершенствовать
   систему  массовых  видов  медицинской  помощи.  В  2001  году  нам
   необходимо     завершить    разработку    комплексной    программы
   реконструкции   и    строительства    объектов    здравоохранения,
   рассчитанной   на   5   лет,   а  со  следующего  года  начать  ее
   финансирование.  Одним из важнейших направлений этой работы должно
   стать  создание  центров профилактики наркомании и СПИДа,  а также
   соответствующих  реабилитационных  учреждений.  Борьба   с   этими
   социальными     болезнями    требует    упорства,    терпения    и
   последовательности.   Нам   всем   необходимо    проявить    здесь
   коллективную волю.
       В текущем   году   нужно,   наконец,   приступить  к  массовым
   мероприятиям  по   профилактике   йоддефицитных   заболеваний,   к
   сожалению, широко   распространенных    в    автономном    округе.
   Специалисты  предложили  достаточно  простой  и  эффективный  путь
   решения проблемы - добавки йодированной соли в хлеб.  Дело лишь за
   тем,  чтобы повсеместно реализовать соответствующие меры.  Вопрос,
   казалось бы,  достаточно мелкий,  однако пренебрежение им  слишком
   дорого обходится как здоровью ямальцев,  так и бюджету автономного
   округа.
       Наконец, в 2001  году  необходимо  создать  организационные  и
   финансовые  предпосылки  для  решения  проблемы дефицита врачебных
   кадров в системе здравоохранения автономного округа, иначе в наших
   суперсовременных  медицинских  центрах  скоро  просто некому будет
   работать,  а  направленные  на  их  строительство  и  модернизацию
   средства будут потрачены впустую.
       Сегодня мы   располагаем   долгосрочной   Программой  развития
   системы  образования  на  Ямале,  утвержденной  в  прошедшем  году
   Приоритетными    задачами   в   этой   сфере   являются   развитие
   образовательных  учреждений  в   сельской   местности,   повышение
   качества образования  в филиалах иногородних вузов,  которые,  как
   грибы, растут  в  наших  городах,  развитие   дистанционных   форм
   обучения   с   использованием  современных  учебных  технологий  и
   возможностей   телекоммуникационных   систем,    совершенствование
   внеучебной работы  с  детьми  и подростками,  в том числе развитие
   военно - патриотического воспитания и краеведения. Уже в 2001 году
   мы  начнем  создавать  межвузовские  филиалы  в  крупных  городах,
   которые,  уверен,  позволят  существенно  повысить   контроль   за
   качеством    обучения,    продолжим   эксперимент   по   внедрению
   дистанционных форм обучения,  начатый на базе ГПТУ-12 в Салехарде.
   Будем   оказывать  всемерную  поддержку  кадетскому  и  скаутскому
   движениям,   развивать   другие   формы   детских   и   молодежных
   объединений.
       В условиях  стабилизации  структуры  населения   социально   -
   экономического и политического положения автономного округа работа
   с  молодежью  становится  одной  из  центральных   задач   органов
   государственной власти и местного самоуправления. Здесь необходима
   резкая интенсификация усилий всех структур,  способных  обеспечить
   повышение  эффективности  всего образовательного и воспитательного
   процесса.  Мы вкладываем много средств в строительство современных
   школ  и  досуговых  центров,  будем  и  в дальнейшем усиливать эту
   работу, прежде всего в сельских населенных пунктах. У нас в округе
   работает    много    прекрасных   учителей   и   квалифицированных
   педагогических  коллективов.  Мы   будем   постоянно   увеличивать
   ассигнования   на   выдачу   безвозвратных   ссуд   на   получение
   профессионального образования в рамках регионального заказа с тем,
   чтобы  помочь получить квалификацию тем выпускникам школ,  которые
   хотят учиться и готовы впоследствии работать на Ямале.  Однако  мы
   все  понимаем,  что  все  это  не  гарантирует  нас от роста таких
   поражающих в первую  очередь  молодежь  социальных  бедствий,  как
   наркомания,   социальная   апатия,   бездушие   и   бездуховность,
   отсутствие патриотических чувств по отношению как к России,  так и
   Ямалу  как  своей  малой родине.  Поэтому,  не ослабляя внимания к
   реализации программы создания и развития подростково -  молодежных
   досуговых   центров,   предлагаю  уже  сегодня  вплотную  заняться
   созданием окружной молодежной организации,  используя  в  качестве
   собирательного  прообраза все позитивные формы детской и юношеской
   самодеятельности. Идеологию  такой  организации  вижу  в  развитии
   нашего,  ямальского  патриотизма,  подготовке  молодежи к активной
   самостоятельной      жизни,      формировании      неравнодушного,
   заинтересованного  отношения  к  жизни своего города,  поселка или
   района.  Готов оказывать такой организации любую  организационную,
   финансовую   и   другую   помощь.   Категорически  не  согласен  с
   истерическими призывами спасать  молодежь.  Ей  нужно  доверять  и
   помогать, причем не пустыми разговорами и назиданиями, а реальными
   делами.  Хочу,  чтобы эти слова стали не  только  лозунгом,  но  и
   нормой жизни на Ямале сегодня.

                                 * * *

                  Уважаемые депутаты и жители округа!

       Перед нами стоят действительно очень сложные задачи.  Впрочем,
   других задач перед  нами  никто  никогда  и  не  ставил.  Убежден,
   однако, что мы справимся с их решением. У нас для этого есть все -
   трудолюбивые  люди,  природные  богатства,  понимание  собственной
   перспективы  и  большого значения нашей совместной работы для всей
   России.  А главное  -  общая  воля  к  тому,  чтобы  сделать  Ямал
   процветающим регионом страны.

                                                           Губернатор
                                                    Ямало - Ненецкого
                                                   автономного округа
                                                           Ю.В.НЕЕЛОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz