Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 29 ОКТЯБРЯ 1997 ГОДА N 259 ОБ УТОЧНЕНИИ ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОТНОШЕНИИ УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(по состоянию на 20 августа 2006 года)

<<< Назад

                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                   Ямало-Ненецкий автономный округ

                         ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

             ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 октября 1997 года N 259

              Об уточнении позиции Государственной Думы
            Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении
                       Устава Тюменской области

                              г.Салехард

     Учитывая требования постановления Конституционного Суда Российс-
кой Федерации от 14 июля 1997 года N 12-П по делу "О толковании содер-
жащегося в  части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положе-
ния о вхождении автономного округа в состав края, области" о необходи-
мости установления  соответствия  уставов области и автономного округа
Конституции Российской Федерации, а также установленной им обязаннос-
ти сторон принять все необходимые меры для достижения согласия,  в це-
лях обеспечения конституционного порядка,  Государственная  Дума  Яма-
ло-Ненецкого автономного округа
                        П О С Т А Н О В И Л А:
     1. Уточнить  свою  позицию в отношении положений Устава Тюменской
области, а именно:
     Положения части  3  статьи  1 и части 4 статьи 6 Устава Тюменской
области,  устанавливающие разграничение предметов ведения и полномочий
органов,  а  также  перечень вопросов находящихся в совместном ведении
области и автономного округа не соответствуют постановлению  Конститу-
ционного Суда Российской Федерации, поскольку, автономный округ входит
в состав области, но при этом остается равноправным субъектом Российс-
кой Федерации.
     Разграничение же предметов ведения между равноправными субъектами
Российской  Федерации  и установление вопросов совместного ведения об-
ласти и автономного округа,  Конституцией Российской Федерации не пре-
дусмотрено.  Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации
устанавливает лишь возможность существования "общих интересов" области
и автономного округа, а не разграничение предметов ведения, либо уста-
новления совместного ведения области и автономного округа.
.
                                  2.

     Пункт "б" части 1 статьи 5 Устава области устанавливает исключи-
тельное ведение области на изменение статуса  и  территории  области.
Однако, изменение статуса области может повлечь изменение статуса авто-
номного округа.  В соответствии с постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации  вопросы изменения статуса автономного округа от-
носится к ведению автономного округа  и  не  требуют  предварительного
согласия или разрешения области.
     Часть 3 статьи 7 и часть 2 статьи 14, устанавливающие осуществле-
ние органами государственной власти области на  территории  автономных
округов полномочия федеральных органов исполнительной власти, передан-
ные для реализации органам исполнительной власти области,  по согласо-
ванию  с  автономным округом противоречит части 4 статьи 5 Конституции
Российской Федерации.  Не соответствует это и положениям постановления
Конституционного  Суда Российской Федерации,  устанавливающим осущест-
вление органами государственной власти области на территории  автоном-
ных округов совместных полномочий области и автономного округа.
     Нормы частей 2 и 3 статьи 18,  предусматривающие одобрение (рати-
фикацию)  соответствующими  органами государственной власти автономных
округов правовых актов,  принятых органами государственной власти  об-
ласти  и  принятие  совместных правовых актов органами государственной
власти области и автономного округа распространяющих свое действие  на
всю территорию области противоречат Конституции Российской Федерации в
которой установлено,  что субъекты Российской  Федерации  по  вопросам
исключительным ведения осуществляют собственное правовое регулирования
(часть 4 ст.76)
     Статьи 19, устанавливающая порядок проведения областного референ-
дума, ущемляет полномочия автономного округа,так как референдум облас-
ти может проводиться с участием населения автономного округа только по
вопросам, относящимся к общим интересам населения области и автономно-
го округа.  При этом гражданам,  проживающим на территории автономного
округа,  должно быть гарантировано свободное и полноценное участие  на
всех этапах референдума области. При этом органы государственной влас-
ти автономного округа вправе регулировать  порядок  участия  населения
автономного  округа  в  референдуме  области собственными нормативными
правовыми актами.
     Статью 2О  Устава  области  необходимо  привести в соответствии с
постановлением Конституционного Суда Российской  Федерации,  положения
которого предусматривают,  что автономный округ,как равноправный субъ-
ект Российской Федерации, вправе по своему  усмотрению  распоряжаться
.
                                  3.

тем  объемом  полномочий,  которые предоставлены ему Конституцией Рос-
сийской Федерации.  Равноправие и самостоятельность автономного округа
в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наря-
ду с другими конституционными гарантиями тем,  что для  изменения  его
статуса в соответствии с частью 5 статьи 55 Конституция Российской Фе-
дерации не требует согласия или предварительного разрешения области.
     Норма части  2  статьи  22 Устава области противоречат пункту "в"
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации,  согласно  которой
правовое  регулирование вопросов недропользования находится в совмест-
ном ведении Российской Федерации и её субъектов,  а не области и авто-
номного  округа  (категория совместного ведения двух и более субъектов
вообще неконституционна). Субъекты Российской Федерации в соответствии
с частью 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации в своих отношени-
ях с Российской Федерацией равноправны, поэтому регулирование вопросов
природопользования в отношении природных ресурсов, находящихся на тер-
ритории автономного округа,  осуществляется  только  законодательством
Российской Федерации и автономного округа.
     В части 3 статьи 22 вопрос о совместном использовании месторожде-
ний полезных ископаемых решен в одностороннем порядке.  Данное положе-
ние противоречит части 1 статьи 9 Конституции Российской  Федерации  в
соответствии  с которой земля и природные ресурсы используются и охра-
няются как основа жизни и деятельности народов,  проживающих на  соот-
ветствующей территории. Кроме того, Закон Российской Федерации "О нед-
рах",  является в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Консти-
туции Российской Федерации нормативным правовым актом, которому не мо-
гут противоречить нормативные акты субъектов по вопросам  недропользо-
вания,  так  как  он  установил государственную форму собственности на
недра и определил, что полномочия по владению, пользованию и распоряже-
нию  недрами  находятся в совместном ведении Российской Федерации и её
субъектов. Учитывая, что субъекты Российской Федерации в своих отноше-
ниях  с  Российской Федерацией равноправны,  то нельзя считать и норму
части 3 статьи 22 Устава Тюменской области правомерной.
     Статью 27  Устава области необходимо дополнить положением, закреп-
ляющим право органов государственной власти автономного  округа  осу-
ществлять правовое  регулирование  по вопросам устанавливающим порядок
избрания депутатов законодательного (представительного)  органа  госу-
дарственной власти области на территории автономного округа.
.
                                  4.

     Пункт "е" статьи 38 Устава области закрепляет право законодатель-
ной инициативы Губернатора Тюменской области в законодательном (предс-
тавительном) органе автономного округа. Однако данное положение проти-
воречит части 2 статьи 11,  в соответствии с  которой  государственная
власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими
органами государственной власти.  Факт  вхождения  автономного  округа
территориально и населением в состав Тюменской области, в соответствии
с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, не умоля-
ет полномочий автономного округа по принятию им самостоятельных норма-
тивных правовых актов, его органами государственной власти.
     В статье  41 Устава области следует отдельно определить,  что об-
ластная администрация не вправе вмешиваться в государственные полномо-
чия  автономного округа,  так как постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации установлено,  что автономный округ сохраняет  все
атрибуты равноправного субъекта Российской Федерации, формирует самос-
тоятельно органы государственной власти, в том числе и исполнительные.
     Это закреплено и в части 1 статьи 77 Конституции Российской Феде-
рации.
     Из статьи 45 Устава Тюменской области следует исключить право Су-
дебной палаты рассматривать вопросы соответствия Уставу области  зако-
нов и нормативных правовых актов автономного округа.  Во-первых, авто-
номный округ как равноправный субъект Российской Федерации имеет  свою
систему законодательства (часть 2 статьи 5 Конституции РФ),  а во-вто-
рых,  несоответствие нормативных актов автономного округа  нормативным
актам  области по вопросам "общих интересов" является вопросом соотне-
сения компетенции областных и окружных органов государственной власти,
что в соответствии со статьей 125 Федерального конституционного закона
"О Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  подлежит  разрешению
Конституционным Судом Российской Федерации.
     Абзац 6 части 1 статьи 5О Устава области не соответствует Консти-
туции Российской Федерации и постановлению Конституционного Суда  Рос-
сийской Федерации.  Исходя из постановления Конституционного Суда Рос-
сийской Федерации область является государственно-территориальным  об-
разованием, включающим на ряду с административно-территориальными еди-
ницами и другое государственно-территориальное образование -  автоном-
ный округ. Кроме того административно-территориальное устройство явля-
ется в соответствии со статьей  73  Конституции Российской  Федерации
.
                                  5.

исключительным предметом ведения субъекта Российской Федерации, по ко-
торому автономный округ вправе осуществлять собственное правовое регу-
лирование.
     Из статьи 55 Устава области необходимо исключить норму регулирую-
щую отношения автономного округа с муниципальными образованиями на его
территории. Поскольку гарантии невмешательства органов государственной
власти в полномочия по решению вопросов местного значения регулируются
отдельной главой Федерального закона "Об общих принципах местного  са-
моуправления".  Согласно  статьи  72  Конституции Российской Федерации
вопросы местного самоуправления находятся в  совместном  ведении  Рос-
сийской  Федерации  и автономного округа и могут быть переданы области
лишь на основании договора, либо федерального закона.
     Статью 57  Устава области следует исключить в связи с прямым про-
тиворечием части 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации,  уста-
новившей в пункте "в" соответствующие полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации.
     Часть 1  статьи  58 необходимо привести в соответствие с частью 2
статьи 11 Конституции Российской Федерации,  которая установила  право
осуществления  государственной власти на территории субъектов образуе-
мыми ими органами государственной власти.
     Статья 6О  Устава области противоречит части 5 статьи 129 Консти-
туции Российской Федерации, в соответствии с которой полномочия проку-
ратуры в Российской Федерации определяются федеральным законом.  Таким
образом, Устав области перераспределяет исключительные полномочия Рос-
сийской Федерации.
     Статья 63 Устава области противоречит принципу равноправия и  са-
мостоятельности субъектов Российской Федерации.
     2. Предложения изложенные в пункте 1 настоящего  постановления  о
приведении части 3 статьи 1,  статьи 2,3,5,  части 4 статьи 6, части 3
статьи 7, Главы 2(статьи 12-2О), части 3 статьи 22, части 2 статьи 27,
статьи 28,  части 2 статьи 3О,  части 3 статьи 37,  пункта "е" части 1
статьи 38,  части 2 статьи 41,  статьи 45,  статьи  5О,  частей  1,2,3
статьи 55, статьи 57, статьи 58, статьи 6О, статьи 63 Устава Тюменской
области в соответствие с Конституцией Российской Федерации и постанов-
лением  Конституционного Суда Российской Федерации направить в Тюменс-
кую областную Думу для рассмотрения.
     3. Направить данное постановление в Конституционный Суд Российс-
кой Федерации и в Думу Ханты-Мансийского автономного округа для сведе-
ния.
.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz