АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. N 364-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(2006 - 2008 ГГ.)"
В целях реализации региональной политики в области охраны
окружающей среды и решения основных задач, направленных на
стабилизацию экологической обстановки в автономном округе, на
основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября
2004 г. N 67-ЗАО "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком
автономном округе", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 9
ноября 2004 г. N 69-ЗАО "Об особо охраняемых природных территориях
в Ямало-Ненецком автономном округе", в соответствии с
постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от
21 июля 2005 г. N 53-А "Об утверждении Положения о разработке,
утверждении и реализации ведомственных целевых программ"
Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Оздоровление и
охрана окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного
округа (2006 - 2008 гг.)" согласно приложению к настоящему
постановлению.
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
(Свинцова А.П.) обеспечить финансирование ведомственной целевой
программы "Оздоровление и охрана окружающей среды на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)" в пределах
средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.
3. Департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
(Ким А.М.) и департаменту природно-ресурсного регулирования и
развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного
округа (Кекух С.Г.) ежегодно осуществлять корректировку
мероприятий ведомственной целевой программы "Оздоровление и охрана
окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
(2006 - 2008 гг.)" и объемов финансирования в соответствии с
утвержденными в окружном бюджете на очередной финансовый год
ассигнованиями.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 декабря 2005 г. N 364-А
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2006 - 2008 ГГ.)"
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
"Оздоровление и охрана окружающей среды на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)"
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование субъекта ¦Департамент природно-ресурсного ¦
¦бюджетного планирования¦регулирования и развития нефтегазового ¦
¦ ¦комплекса Ямало-Ненецкого автономного ¦
¦ ¦округа ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Ведомственная целевая программа ¦
¦ ¦"Оздоровление и охрана окружающей среды ¦
¦ ¦на территории Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦автономного округа (2006 - 2008 гг.)" ¦
¦ ¦(далее - Программа) ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Дата утверждения и ¦ ¦
¦номер соответствующего ¦ ¦
¦нормативного акта ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Номер и дата учета ¦ ¦
¦в департаменте ¦ ¦
¦экономики ¦ ¦
¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦
¦автономного округа ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Реализация региональной политики в ¦
¦ ¦области охраны окружающей среды. ¦
¦ ¦Обеспечение конституционных прав граждан¦
¦ ¦на благоприятную окружающую среду. ¦
¦ ¦Решение основных задач, направленных на ¦
¦ ¦стабилизацию экологической обстановки в ¦
¦ ¦автономном округе: ¦
¦ ¦- осуществление мер по охране и ¦
¦ ¦рациональному использованию природных ¦
¦ ¦ресурсов как компонентов окружающей ¦
¦ ¦природной среды; ¦
¦ ¦- предотвращение деградации и сохранение¦
¦ ¦природных комплексов; ¦
¦ ¦- развитие сети особо охраняемых ¦
¦ ¦природных территорий регионального ¦
¦ ¦значения и территорий с уникальными ¦
¦ ¦природными ресурсами, сохранение ¦
¦ ¦биоразнообразия автономного округа; ¦
¦ ¦- охрана водных биологических ресурсов и¦
¦ ¦объектов животного мира и среды их ¦
¦ ¦обитания; ¦
¦ ¦- формирование информационной базы ¦
¦ ¦данных по природным ресурсам, создание ¦
¦ ¦основы для ведения комплексного ¦
¦ ¦мониторинга за состоянием природных ¦
¦ ¦сред; ¦
¦ ¦- научное обеспечение развития системы ¦
¦ ¦охраны окружающей среды; ¦
¦ ¦- обеспечение экологической безопасности¦
¦ ¦населения автономного округа ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Целевые индикаторы и ¦Целевые индикаторы и показатели ¦
¦показатели ¦Программы приведены в разделе 3 ¦
¦ ¦настоящей Программы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Характеристика ¦Характеристика программных мероприятий ¦
¦программных мероприятий¦изложена в разделе 4 настоящей Программы¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2006 - 2008 годы ¦
¦ ¦1-й этап: 2006 год; ¦
¦ ¦2-й этап: 2007 год; ¦
¦ ¦3-й этап: 2008 год ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объем и источники ¦Общий объем финансирования целевой ¦
¦финансирования ¦Программы составляет 112600 тыс. руб., ¦
¦ ¦в том числе по этапам: ¦
¦ ¦1-й этап - 46800 тыс. руб.; ¦
¦ ¦2-й этап - 34600 тыс. руб.; ¦
¦ ¦3-й этап - 31200 тыс. руб. ¦
¦ ¦Источником финансирования целевой ¦
¦ ¦Программы является окружной бюджет. ¦
¦ ¦Объемы финансирования Программы на ¦
¦ ¦период 2006 - 2008 годов могут быть ¦
¦ ¦скорректированы на этапе утверждения ¦
¦ ¦параметров окружного бюджета на ¦
¦ ¦очередной финансовый год ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Ожидаемые конечные результаты реализации¦
¦результаты реализации ¦Программы приведены в разделе 7 ¦
¦Программы и показатели ¦настоящей Программы ¦
¦социально-экономической¦ ¦
¦эффективности ¦ ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
2. Основные экологические проблемы и обоснование
реализации природоохранных мероприятий программным методом
Интенсивное развитие нефтегазового комплекса - освоение, ввод в
действие и эксплуатация крупнейших нефтяных и газовых
месторождений - существенно сказалось на экологической обстановке
в автономном округе. Повсеместное распространение
многолетнемерзлотных пород, низкая способность природных вод и
почв к самоочищению (вследствие замедления микробиологических и
иных процессов под воздействием низких температур), медленное
самовосстановление экосистем определяют повышенную
чувствительность природной среды, неустойчивость ландшафтов к
антропогенным воздействиям, приводящим к существенному нарушению
природной среды даже при относительно слабом воздействии.
Воздействие топливно-энергетического комплекса на природные
комплексы прослеживается по ряду направлений:
- прямое изъятие ресурсов (углеводороды, поверхностные и
артезианские воды, нерудные строительные материалы, древесина и
другие);
- использование ресурсов (водные ресурсы, земельные ресурсы,
ресурсы растительного и животного мира, рыбные ресурсы);
- поступление загрязняющих веществ в окружающую среду (выбросы
в атмосферу, сбросы в водоемы и на рельеф, закачка сточных вод в
подземные горизонты, отходы, шум и вибрации, электромагнитное
излучение, тепловое и световое загрязнение и другие);
- изменение рельефа и ландшафта.
Масштабы воздействия на слабоустойчивые к антропогенному
воздействию экологические системы ежегодно возрастают. Природные
ресурсы все более активно вовлекаются в хозяйственный оборот,
увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую природную
среду, возрастает количество источников негативного воздействия,
особенно это характерно для промышленно развитых районов
автономного округа.
Все эти факторы обуславливают необходимость формирования и
реализации программных мероприятий, направленных на оздоровление
окружающей среды в автономном округе, создание системы
рационального природопользования, исходящей из ценностей всех
компонентов природы.
Система рационального природопользования основывается на
принципе соблюдения баланса интересов между активно развивающейся
промышленностью, обеспечивающей социально-экономическое развитие
территории, и населением автономного округа, в особенности
представителей коренных и малочисленных народов Севера, ведущих
традиционный образ жизни, который базируется на биологических
ресурсах автономного округа и естественной среде обитания.
Принятая в Российской Федерации экологическая доктрина на 2003
- 2005 годы провозгласила, что стратегической целью
государственной политики в области экологии является сохранение
существующих природных систем, поддержание их целостности и
жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества,
повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности
страны.
Реализация данных ключевых направлений федеральной политики на
территории автономного округа успешно осуществляется, и уже
сегодня имеют место положительные результаты. На данный момент
завершен первый этап преобразований в области земельных отношений,
который позволил вовлечь земельные ресурсы автономного округа в
новые хозяйственно-экономические отношения, с учетом интересов
коренных малочисленных народов Севера.
Земля является одной из основных природных сред, которая
находится в обороте и подвержена прямому воздействию в связи с
интенсивным освоением территории автономного округа, поскольку
разработка и ввод в эксплуатацию месторождений углеводородов
неизбежно влечет строительство объектов как социального, так и
производственного назначения. Учитывая многофункциональность
земель на территории автономного округа, проводятся работы по
исследованию земель с целью выявления, учета и оценки запасов
природных биологических ресурсов земельных угодий автономного
округа.
Большое влияние на экологическую обстановку в регионе оказывают
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Основными загрязняющими
веществами являются сернистый ангидрид, окись углерода, окислы
азота. Применяемые технологии добычи нефти обуславливают сжигание
значительного объема газа на факельных установках, насчитывающих
более 1000 единиц. Не в полной мере решен вопрос по оснащенности
источников выбросов газоочистным оборудованием. Из 22,5 тысячи
действующих организованных источников выбросов газоочистным
оборудованием оснащено немногим более 100 единиц.
Рост благосостояния населения автономного округа также
оказывает влияние на окружающую среду. Увеличение количества
автотранспорта влечет за собой увеличение выбросов загрязняющих
веществ. Объем ежегодных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
от транспорта составляет более 130 тысяч тонн. При этом 78
процентов приходится на долю автомобильного транспорта.
Вследствие нерационального использования водных объектов
нередки случаи их загрязнения. Данные экологического мониторинга о
состоянии водных объектов показывают, что практически все объекты
водоснабжения - как поверхностные, так и подземные - подвергаются
антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью
интенсивности. В связи со сложными климатическими условиями
поверхностные воды нашего региона имеют низкую способность к
самоочищению.
Поддержание экологического баланса водных объектов, их охрана
от засорения или истощения невозможны без организации полного
учета объектов воздействия. Регулирование процесса вовлечения
водных ресурсов в хозяйственный оборот, в том числе и их учет,
является одним из основных направлений региональной политики в
области охраны окружающей природной среды.
Ежегодно увеличивается объем образования отходов. Существующие
места размещения (захоронения) отходов производства и потребления
в большинстве случаев не соответствуют требованиям
природоохранного законодательства и зачастую являются
несанкционированными. Так, из 82 объектов, существующих в
автономном округе, только 23 объекта построены с соблюдением норм
природоохранного законодательства.
Сохранение биоразнообразия, ландшафтов, существующих экосистем
также является актуальной задачей настоящего времени.
Географическое положение и природные условия территории
автономного округа способствовали формированию уникальных
ландшафтов, своеобразию и богатству видов флоры и фауны.
Орнитофауна автономного округа насчитывает более 200 видов,
количество которых с юга на север постепенно сокращается. Большая
часть орнитофауны представлена перелетными птицами, из которых
выделяются многочисленные группы птиц водных и околоводных
биотипов: лебеди, гуси, казарки, утки и др. В фауне млекопитающих
насчитывается более 50 видов.
Сохранение видового разнообразия флоры и фауны региона
становится одной из важнейших задач.
Остро стоит вопрос изучения и совершенствования охраны
арктических видов животного мира.
Оценка состояния окружающей среды автономного округа по
сравнению с другими регионами характеризует его как один из
относительно "чистых" регионов Российской Федерации. Во многом эта
оценка обусловлена принятием соответствующих мер со стороны
исполнительных органов государственной власти автономного округа
по созданию условий для обеспечения рационального
природопользования, минимизации негативного воздействия на
окружающую среду, обеспечения соблюдения интересов коренных и
малочисленных народов Севера, проведения работ по разработке
системы мониторинга животного мира и первоочередных мер по его
охране. Указанная деятельность уже сегодня приносит свои плоды в
виде стабилизации экологической ситуации в автономном округе, что
в совокупности с развивающейся промышленностью является базисом
для повышения уровня жизни населения автономного округа.
В то же время данные мониторинга природной среды показывают,
что в настоящее время решение задач природоохранного характера
целесообразно осуществлять не локальным методом, а методом
системного подхода.
Получение положительных результатов возможно только в рамках
реализации программных мероприятий долгосрочного характера,
которые предусматривают проведение научных исследований и
конкретных работ, направленных на достижение определенной
экономической эффективности. В целом Программа нацелена на
предупреждение негативного воздействия на окружающую природную
среду и ликвидацию последствий жизнедеятельности человека.
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Целевые индикаторы и показатели выполнения Программы
Таблица 1
----T---------------T-----------------------T--------------------¬
¦ N ¦ Задача ¦Направление мероприятия¦ Индикатор ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ бюджетной услуги ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦1. ¦Формирование ¦Выступление в средствах¦Количество статей ¦
¦ ¦экологического ¦массовой информации ¦(единицы) ¦
¦ ¦мировоззрения +-----------------------+--------------------+
¦ ¦подрастающего ¦Подготовка ¦Справочник (вид) ¦
¦ ¦поколения ¦энциклопедического ¦ ¦
¦ ¦ ¦справочника "Озера ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа" ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦2. ¦Обеспечение ¦Оценка экологической ¦Количество отчетных ¦
¦ ¦экологической ¦ситуации в автономном ¦документов, программ¦
¦ ¦безопасности ¦округе ¦(единицы) ¦
¦ ¦населения +-----------------------+--------------------+
¦ ¦автономного ¦Разработка и создание ¦Количество отчетов ¦
¦ ¦округа ¦базы данных ¦и баз данных ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦(единицы) ¦
¦ ¦ ¦автономного округа ¦ ¦
¦ ¦ ¦по учету, контролю и ¦ ¦
¦ ¦ ¦управлению потоками ¦ ¦
¦ ¦ ¦отходов производства и ¦ ¦
¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦3. ¦Научное ¦Разработка проектов и ¦Количество проектов ¦
¦ ¦обеспечение по ¦системы мониторинга ¦и документов по ¦
¦ ¦ведению ¦особо охраняемых ¦мониторингу ¦
¦ ¦мониторинга за ¦природных территорий ¦(единицы) ¦
¦ ¦объектами ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦
¦ ¦окружающей ¦автономного округа ¦ ¦
¦ ¦среды, ведению ¦ ¦ ¦
¦ ¦Красной книги ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦ ¦ ¦Ведение Красной книги ¦Количество ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦протоколов заседания¦
¦ ¦ ¦автономного округа ¦комиссии по редким и¦
¦ ¦ ¦ ¦находящимся ¦
¦ ¦ ¦ ¦под угрозой ¦
¦ ¦ ¦ ¦исчезновения ¦
¦ ¦ ¦ ¦объектам животного и¦
¦ ¦ ¦ ¦растительного мира ¦
¦ ¦ ¦ ¦на территории ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦ ¦ ¦автономного округа ¦
¦ ¦ ¦ ¦(единицы) ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦ ¦ ¦Комплексная ¦Количество отчетов ¦
¦ ¦ ¦гидрогеологическая, ¦(единицы) ¦
¦ ¦ ¦инженерно-геологическая¦ ¦
¦ ¦ ¦и геоэкологическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦съемка территории ¦ ¦
¦ ¦ ¦(г. Надым) ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦4. ¦Предотвращение ¦Проведение научно- ¦Количество отчетов ¦
¦ ¦деградации и ¦исследовательских работ¦(единицы) ¦
¦ ¦сохранение ¦"Восстановление ¦ ¦
¦ ¦природных ¦растительности ¦ ¦
¦ ¦комплексов ¦выгоревших оленьих ¦ ¦
¦ ¦ ¦пастбищ лесотундры ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа" ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦5. ¦Формирование ¦Сбор, обработка, ¦База данных ¦
¦ ¦информационной ¦интеграция и загрузка ¦(справочная, ¦
¦ ¦базы данных по ¦информационных данных, ¦векторные слои, ¦
¦ ¦природным ¦данных по кадастру ¦архив) ¦
¦ ¦ресурсам для ¦животного мира ¦(вид) ¦
¦ ¦ведения ¦Шурышкарского района ¦ ¦
¦ ¦комплексного ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга за ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоянием ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных сред ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦6. ¦Развитие сети ¦Развитие и ¦Количество ¦
¦ ¦особо ¦благоустройство особо ¦мероприятий ¦
¦ ¦охраняемых ¦охраняемых природных ¦(единицы) ¦
¦ ¦природных ¦территорий (заказников ¦ ¦
¦ ¦территорий ¦окружного значения ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦Горнохадатинский, ¦ ¦
¦ ¦значения и ¦Мессо-Яхинский, ¦ ¦
¦ ¦территорий с ¦Полуйский, ¦ ¦
¦ ¦уникальными ¦Полярно-Уральский, ¦ ¦
¦ ¦природными ¦Пякольский, ¦ ¦
¦ ¦ресурсами, ¦Собты-Юганский, ¦ ¦
¦ ¦сохранение ¦Ямальский, ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия¦Верхне-Полуйский), ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦геологического ¦ ¦
¦ ¦округа ¦памятника природы ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Харбейский" ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+--------------------+
¦7. ¦Государственный¦Патрулирование особо ¦Количество вылетов ¦
¦ ¦экологический ¦охраняемых природных ¦(единицы) ¦
¦ ¦контроль ¦территорий, ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственный ¦ ¦
¦ ¦ ¦экологический контроль ¦ ¦
¦ ¦ ¦за объектами ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйственной и иной ¦ ¦
¦ ¦ ¦деятельности (контроль,¦ ¦
¦ ¦ ¦облет) ¦ ¦
¦ ¦ +-----------------------+--------------------+
¦ ¦ ¦Проведение ¦Количество (единицы)¦
¦ ¦ ¦организационных ¦ ¦
¦ ¦ ¦мероприятий - ¦ ¦
¦ ¦ ¦совещаний, ¦ ¦
¦ ¦ ¦семинаров, выставок, ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной ¦ ¦
¦ ¦ ¦экологической ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертизы проектных ¦ ¦
¦ ¦ ¦документов ¦ ¦
L---+---------------+-----------------------+---------------------
3.2. Сроки решения целевых задач и реализации Программы
Таблица 2
----T---------------T-------------------T-------------------------------------¬
¦ N ¦ Задача ¦ Направление ¦ Показатель эффективности выполнения ¦
¦п/п¦ ¦ мероприятия ¦ Программы ¦
¦ ¦ ¦ +---------------T----T----T-----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦ индикатор ¦2006¦2007¦2008 ¦всего¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦ год ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦1. ¦Формирование ¦Выступление в ¦ Количество ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦ ¦экологического ¦средствах массовой ¦ статей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мировоззрения ¦информации ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подрастающего +-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦ ¦поколения ¦Подготовка ¦ Вид ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦энциклопедического ¦ справочника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦справочника "Озера ¦ (эл. вариант, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ вариант на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа"¦ бумажном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ носителе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦2. ¦Обеспечение ¦Оценка ¦ Количество ¦ 1 ¦ ¦ - ¦ 1 ¦
¦ ¦экологической ¦экологической ¦ отчетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности ¦ситуации в ¦ документов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦автономном округе ¦ программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦ ¦ (единицы) ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦
¦ ¦округа +-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦ ¦ ¦Разработка и ¦ Количество: ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦создание базы ¦ - отчетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦данных ¦ - баз данных ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по учету, контролю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и управлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦потоками отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦3. ¦Научное ¦Разработка проектов¦ Количество ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
¦ ¦обеспечение по ¦и системы ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведению ¦мониторинга особо ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦охраняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за объектами ¦природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей ¦территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды, ведению ¦окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Красной книги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦ ¦ ¦Ведение Красной ¦ Количество ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦книги ¦ протоколов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ заседания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа ¦ комиссии по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ редким и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ находящимся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ под угрозой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ исчезновения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ объектам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ животного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ растительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ мира на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦ ¦ ¦Комплексная ¦ Количество ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦гидрогеологическая,¦ отчетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦инженерно- ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦геологическая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦геоэкологическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦съемка территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(г. Надым) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦4. ¦Предотвращение ¦Проведение научно- ¦ Количество ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦ ¦деградации и ¦исследовательских ¦ отчетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранение ¦работ ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ¦"Восстановление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексов ¦растительности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выгоревших оленьих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦пастбищ лесотундры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦автономного округа"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦5. ¦Формирование ¦Сбор, обработка, ¦ База данных ¦эл. ¦эл. ¦ эл. ¦ эл. ¦
¦ ¦информационной ¦интеграция и ¦ (справочная, ¦вид.¦вид ¦ вид ¦ вид ¦
¦ ¦базы данных по ¦загрузка ¦ векторные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природным ¦информационных ¦ слои, архив) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсам для ¦данных, данных по ¦ (вид) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведения ¦кадастру животного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексного ¦мира Шурышкарского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга за ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоянием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных сред ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦6. ¦Развитие сети ¦Развитие и ¦ Количество ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦
¦ ¦особо ¦благоустройство ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраняемых ¦особо охраняемых ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ¦природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территорий ¦территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦заказников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значения и ¦окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территорий с ¦(Горнохадатинский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уникальными ¦Мессо-Яхинский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природными ¦Полуйский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсами, ¦Полярно-Уральский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранение ¦Пякольский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия¦Собты-Юганский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦Ямальский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦Верхне-Полуйский), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦геологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦памятника природы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Харбейский" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦7. ¦Государственный¦Патрулирование ¦ Количество ¦ 5 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 19 ¦
¦ ¦экологический ¦особо охраняемых ¦ вылетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроль ¦природных ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦территорий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦контроль за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦объектами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйственной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦иной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(контроль, облет) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------+---------------+----+----+-----+-----+
¦ ¦ ¦Проведение ¦ Количество ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 11 ¦
¦ ¦ ¦организационных ¦ (единицы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мероприятий - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦совещаний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦семинаров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выставок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертизы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦проектных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦документов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------+-------------------+---------------+----+----+-----+------
4. Программные мероприятия
4.1. Экологическое образование и воспитание
населения автономного округа
Целью данного мероприятия является формирование экологической
культуры и бережного отношения к окружающей среде у подрастающего
поколения и взрослого населения автономного округа. В рамках
мероприятия планируется проведение программных мероприятий
экологического характера, согласованных с департаментом
образования Ямало-Ненецкого автономного округа, с целью
ознакомления широкой общественности с природой родного края, ее
богатством, а также ее защиты и сохранения для будущих поколений.
В 2006 году планируется представить широкому кругу
общественности (через окружные средства массовой информации)
информацию природоохранной тематики. С 2007 года мероприятия
планируется проводить в рамках программных мероприятий,
согласованных с департаментом образования Ямало-Ненецкого
автономного округа в соответствии с утвержденной программой
"Экологическое образование населения на 2007 - 2008 гг.".
4.2. Оценка экологической ситуации в автономном округе
Стратегической целью государственной политики в области
экологии, провозглашенной Экологической доктриной Российской
Федерации, является сохранение природных систем, поддержание их
целостности для устойчивого развития общества, повышения уровня
жизни населения, улучшения здоровья и демографической ситуации в
стране.
Успешное проведение государственной экологической политики в
Ямало-Ненецком автономном округе зависит от реализации целевых
программ экологической направленности.
Социально-экологические процессы, происходящие в автономном
округе, отражают тенденции, характерные в целом для России, но при
этом имеют региональную специфику. Природные условия проживания
населения на территории автономного округа относятся к категории
малоблагоприятных, а местами неблагоприятных. Интенсивное
промышленное освоение региона, связанное с разработкой
месторождений углеводородов, создает опасность для уникальной и
легко ранимой природы Крайнего Севера, налагающей повышенные
требования к нормам антропогенного воздействия.
25 ноября 2004 года на заседании Государственной Думы Ямало-
Ненецкого автономного округа рассмотрен вопрос об экологической
ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе и принято решение о
разработке окружной целевой программы по приведению экологически
опасных объектов в автономном округе (очистные сооружения,
полигоны-свалки отходов, поглощающие скважины) в соответствие с
санитарными нормами и правилами.
Данное мероприятие и разработка программы могут быть
реализованы на основе проведения научно-исследовательских работ,
оценки экологической ситуации в автономном округе. Разработка
Программы вызвана тем, что, несмотря на принимаемые меры по охране
окружающей среды, экологической защите флоры и фауны, водных
ресурсов, экологическая ситуация остается сложной. Антропогенное
воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу, размещение несанкционированных свалок, ежегодное
увеличение отходов производства и потребления, а также отсутствие
системы их утилизации способствуют ухудшению состояния окружающей
среды, что оказывает опосредованное воздействие на здоровье
населения автономного округа. Реализацию данных мероприятий
целесообразно провести в течение 2006 - 2007 года.
В 2006 - 2007 году запланировано выполнение работы по теме
"Оценка экологической ситуации в округе".
В рамках данной работы планируется провести комплексную оценку
состояния территории на основе системного анализа, интегральных
оценок состояния окружающей среды, здоровья населения и ценностных
характеристик территории.
В результате проведенных работ в 2006 году будет собрана и
проанализирована имеющаяся информация по экологической обстановке,
состоянию здоровья населения автономного округа. Определена
достаточность и качество имеющихся материалов, а также
необходимость детальных дополнительных исследований.
В 2007 году планируется определить основные приоритеты,
нацеленные на обеспечение экологической безопасности населения
автономного округа, подготовлен базис для разработки экологической
программы "Обеспечение экологической безопасности населения на
территории Ямало-Ненецкого автономного округа", которая на основе
полученных материалов может быть разработана в 2007 году и
представлена на согласование и утверждение в установленном
порядке.
4.3. Разработка и создание базы данных Ямало-Ненецкого
автономного округа по учету, контролю и управлению
потоками отходов производства и потребления
В 2006 - 2008 годах планируется разработка и создание базы
данных по учету, контролю и управлению потоками отходов
производства и потребления.
Комплекс работ предусматривает проведение следующих
мероприятий:
1. Изучение всей имеющейся документации по объектам размещения
отходов, ранжирование объектов по степени экологической опасности.
2. Составление программы (плана) экологического аудита объектов
размещения отходов.
3. Экологический аудит с натурным обследованием всех объектов
размещения отходов.
4. Аудиторское заключение по каждому из обследованных объектов,
разработка рекомендаций по обеспечению экологической безопасности
мест размещения отходов (обоснование возможности продления сроков
эксплуатации объектов размещения отходов, проектный срок
эксплуатации которых закончился или заканчивается в ближайшие 2 -
3 года, или необходимости ликвидации и рекультивации объектов.
Рекомендации по созданию или совершенствованию систем защиты
окружающей среды объектов размещения отходов и технологии
складирования отходов. Предложения по созданию систем
экологического мониторинга на действующих и ликвидируемых
объектах).
5. Создание и наполнение электронной базы данных для ведения
мониторинга текущего состояния объектов размещения отходов, для
поддержки принятия решений по функционированию системы обращения с
отходами Ямало-Ненецкого автономного округа.
4.4. Проведение научно-исследовательских работ
"Восстановление растительности выгоревших оленьих пастбищ
лесотундры Ямало-Ненецкого автономного округа"
На территории автономного округа оленьи пастбища составляют
более 50 процентов от общей площади земель автономного округа.
Ежегодно в результате пожаров выгорает около 3000 гектаров земель
автономного округа. Восстановление происходит в течение многих
десятилетий, а иногда не происходит вообще. Учитывая, что для
автономного округа оленьи пастбища являются ценным природным
ресурсом, необходимым для жизнедеятельности коренных малочисленных
народов Севера, необходимо провести научно-исследовательские
работы по изучению восстановления данного ресурса. Растительность
районов Крайнего Севера значительно отличается по видовому составу
от растительности других широт Российской Федерации, и ей
необходим более длительный период по восстановлению, к тому же
методы восстановления наукой только изучаются и внедряются.
Соответственно, учитывая интенсивное освоение территории
автономного округа и ежегодный ущерб в результате лесных и
тундровых пожаров, целесообразно провести научные исследования,
направленные на восстановление растительности выгоревших оленьих
пастбищ лесотундры Ямало-Ненецкого автономного округа.
4.5. Разработка проектов и системы мониторинга
особо охраняемых природных территорий окружного значения
(Ямальский, Собты-Юганский, Полуйский заказники)
Данные мероприятия могут быть реализованы в течение трех лет,
так как предусматривают проведение полевых, камеральных работ и
подготовку проектов по заказникам регионального значения
(Горнохадатинский, Мессо-Яхинский, Собты-Юганский, Полуйский,
Полярно-Уральский, Ямальский, Пякольский).
Проведение вышеперечисленных работ позволит получить полную
характеристику особо охраняемых природных территорий (рельеф,
климат, гидрология, почвы, растительность, животный мир и т.д.),
материалы внутрихозяйственного землеустройства территории,
материалы по обоснованию численности инспекторского отдела,
осуществляющего охрану биоресурсов охраняемых территорий. В рамках
проекта будут разработаны рекомендации по размещению кордонов,
рекомендации по формированию материально-технической базы,
рекомендации по ведению мониторинга за объектами окружающей среды
особо охраняемых природных территорий автономного округа,
рекомендации по развитию туризма, если это не противоречит режиму
заказника и не нанесет территории экологический ущерб.
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации и автономного округа органы исполнительной власти
автономного округа уполномочены обеспечить организацию, охрану и
использование особо охраняемых природных территорий как природных
комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное значение. Это может быть
реализовано на основе научно-исследовательских работ, которые
позволят сохранить редкие и исчезающие виды флоры и фауны и
рационально распорядится территорией, обеспечив при этом ее
сохранность.
Работы планируется провести в следующие сроки:
- 2006 год (Ямальский, Полуйский, Собты-Юганский
государственные биологические заказники);
- 2007 год (Полярно-Уральский, Горнохадатинский государственные
биологические заказники);
- 2008 год (Мессо-Яхинский, Пякольский государственные
биологические заказники).
4.6. Комплексная гидрогеологическая, инженерно-геологическая
и геоэкологическая съемка территории (г. Надым)
Неблагоприятные геологические явления, связанные с подтоплением
зданий и сооружений города Надым грунтовыми водами, послужили
основанием для проведения геологических изысканий на озерах,
протоках, ручьях, расположенных вокруг города, для определения их
возможного прохождения под отсыпными грунтами.
Работа проводится с 2003 года поэтапно. По состоянию на 1
января 2005 года выполнен практически полный цикл основных работ.
Подготовлена проектно-сметная документация, выполнены работы по
сбору и систематизации исходных материалов, проведено полевое
эколого-геохимическое и инженерно-геологическое обследование
территории города и прилежащих районов; обследованы фундаменты
зданий по факту просадки и деформации, осуществлено бурение
контрольных скважин, взяты пробы и проведен их анализ. Всего от
общего объема выполнено 70 процентов работ. В 2005 году работы не
проводились из-за отсутствия лимитов финансирования.
В связи с тем, что полученная информация носит предварительный
характер, работу необходимо завершить и получить окончательные
результаты исследований криогенной обстановки, оценить качество
песков долины р. Надым, оценить радиационный фон территории, с
учетом исследований дикоросов, подвести итоги по геоэкологическому
состоянию территории.
4.7. Подготовка энциклопедического справочника
"Озера Ямало-Ненецкого автономного округа"
Проблема комплексного изучения озер в настоящее время
приобретает все большую актуальность в связи с тем, что эти
водоемы располагают значительными водными, рыбными и другими
ценными природными ресурсами, которые необходимы для обеспечения
жизнедеятельности человека. Особенно озера востребованы при
освоении нефтегазовых месторождений. Значительная часть водоемов
имеет промышленные запасы сапропелей (высококачественное и
экологически чистое органическое удобрение, ценная подкормка для
животных). Экспедиционные исследования озер проводились с целью
выявления биолого-продуктивных показателей водоемов (кормовая
база, состав ихтиофауны, газовый режим).
В настоящей книге будут приведены морфологические
характеристики, основные черты гидрологического и гидрохимического
режима озер, гидробиологические особенности водоемов. Справочник
планируется оформить иллюстрациями, чтобы он был востребован
широким кругом общественности.
Данная работа была начата в 2002 году и не завершена из-за
отсутствия лимита финансирования. В 2006 году работу целесообразно
завершить.
4.8. Кадастр животного мира Шурышкарского района (II этап)
Работы по созданию научно-практической продукции "Кадастр
животного мира Шурышкарского района" начаты в 2005 году
Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы.
В течение 2005 года проведены полевые работы и подготовлен
необходимый материал для проведения в 2006 году камеральных работ
и получения научной продукции. Проведение работ по Шурышкарскому
району позволит создать научно-практическую продукцию "Кадастр
животного мира Шурышкарского района" и в целом завершить работы по
созданию кадастра животного мира Ямало-Ненецкого автономного
округа в разрезе муниципальных образований. Полученный материал
имеет практическое применение при отчуждении земель под объекты
нефтегазового комплекса. До начала производства работ
землепользователи оформляют отвод земельных участков и возмещают
ущерб животному миру. Оценка вреда и исчисление размера ущерба от
уничтожения объектов животного мира или нарушения среды их
обитания проводится на основе данных кадастра животного мира по
каждому конкретному земельному участку.
4.9. Формирование территориального банка данных
по природным ресурсам Ямало-Ненецкого автономного округа
Формирование территориального банка данных по блоку "Природные
ресурсы" начато в 2002 году. Исполнителем работ является ОАО
"СибНАЦ", которое осуществляет обработку полученных материалов,
подготовку и загрузку информации в базу данных Ямало-Ненецкого
автономного округа. В 2006 году планируется завершить работы по
всем муниципальным районам автономного округа.
Работы проводятся в целях реализации основных направлений
региональной политики в области земельных отношений, в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды. Полученная
информация о природно-ресурсном потенциале территории автономного
округа позволит рационально распоряжаться ресурсами автономного
округа, обеспечивать возмещение ущерба, нанесенного окружающей
среде, вести учет и своевременно принимать решения, направленные
на стабилизацию экологической обстановки в автономном округе.
4.10. Патрулирование особо охраняемых природных территорий,
государственный экологический контроль за объектами
хозяйственной и иной деятельности автономного округа
(контроль, облет)
Реализация данных мероприятий проводится ежегодно в целях
реализации полномочий органов исполнительной власти,
предусмотренных действующим законодательством Российской
Федерации. В рамках данной статьи планируется финансирование
облетов нерестовых рек, особо охраняемых природных территорий и
близлежащих к ним территорий с целью оперативного контроля по
соблюдению особого режима природопользования, охраны биоресурсов,
флоры и фауны в соответствии с действующим законодательством,
проведения контроля в местах нереста сиговых рыб, пресечения
случаев возможного браконьерства.
4.11. Ведение Красной книги
Ямало-Ненецкого автономного округа
Данные мероприятия проводятся департаментом природно-ресурсного
регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого
автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными
Положением о департаменте, а также во исполнение постановления
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2004
г. N 3 "О ведении Красной книги Ямало-Ненецкого автономного
округа".
Данные средства планируется направить на проведение заседания
комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам
животного и растительного мира на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа. Средства по данному мероприятию будут
израсходованы в соответствии со сметой, утвержденной в
установленном порядке.
4.12. Проведение организационных мероприятий - совещаний,
семинаров, выставок, государственной экологической
экспертизы проектных документов
Средства планируется направить на проведение заседаний,
совещаний, семинаров, выставок, проведение государственной
экологической экспертизы документов нормативного характера,
проектов, подлежащих реализации и внедрению на территории Ямало-
Ненецкого автономного округа. Финансирование данного мероприятия
будет осуществляться в пределах сметы расходов, утвержденной в
установленном порядке.
4.13. Развитие и благоустройство особо охраняемых
природных территорий заказников окружного значения
(Горнохадатинский, Мессо-Яхинский, Полуйский,
Полярно-Уральский, Пякольский, Собты-Юганский,
Ямальский, Верхне-Полуйский),
геологического памятника природы "Харбейский"
Целесообразность организации (благоустройства) особо охраняемых
природных территорий регионального значения на территории
автономного округа очевидна, если учесть интенсивное развитие
автономного округа. В результате освоения территории автономного
округа усилилось как прямое, так и опосредованное давление на
биологические ресурсы автономного округа. В целях обеспечения
контроля за степенью антропогенных изменений в природе и их
последствий необходимо сохранить эталоны нетронутых биогеоценозов
на территории автономного округа. Решать эти жизненно важные для
человечества задачи, а также и целый ряд других (научных,
воспитательных) призваны особо охраняемые территории. В настоящее
время на территории автономного округа создано семь региональных
заказников, которые предназначены для обеспечения сохранения одних
видов природных ресурсов при ограниченном использовании других.
Реализация мероприятий по благоустройству природоохранных
территорий регионального значения планируется в рамках данной
ведомственной программы в течение 2006 - 2008 годов.
5. Ресурсное обеспечение программных мероприятий
Источником финансирования Программы является окружной бюджет.
Общие затраты на реализацию программных мероприятий составляют
112600 тыс. руб., в том числе по годам:
2006 год - 46800 тыс. руб.;
2007 год - 34600 тыс. руб.;
2008 год - 31200 тыс. руб.
6. Механизм реализации Программы
и контроль за ее исполнением
Механизм реализации Программы предусматривает применение
широкого спектра экономических и организационных мер.
Программа разработана с учетом доходной части окружного бюджета
на 2006 год и ближайшей перспективы.
Расчет финансовых затрат на осуществление программных
мероприятий проведен с использованием методов экспертной оценки,
нормативного и балансового методов.
Средства окружного бюджета привлекаются для финансирования
мероприятий с учетом их характера по всем направлениям Программы
через систему бюджетных факторов.
Финансирование работ по Программе из окружного бюджета будет
осуществляться целевым назначением через главного распорядителя
кредитов - департамент природно-ресурсного регулирования и
развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного
округа.
В перечень основных мероприятий по реализации программы,
проводимых в 2006 - 2008 годах, являющийся неотъемлемой частью
настоящей Программы, могут вноситься корректировки в зависимости
от увеличения или уменьшения окружного бюджета.
Мероприятия Программы главным образом реализуются путем
заключения государственных контрактов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг.
Правовым основанием для размещения государственных контрактов в
сфере природо- и недропользования являются Закон Ямало-Ненецкого
автономного округа от 8 мая 2003 г. N 23-ЗАО "О государственном
заказе Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановление
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2002
г. N 15 "О проведении торгов (конкурсов) на заключение
государственных контрактов в сфере природо- и недропользования на
территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в
соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа от 21 июля 2005 г. N 53-А "Об утверждении
Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ".
Заказчик анализирует ход реализации Программы и представляет
ежеквартально в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного
округа статистическую и аналитическую информацию о ходе реализации
Программы.
Заказчик участвует в экспертных проверках хода реализации
Программы и по результатам экспертных проверок готовит для
внесения в Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа
предложения о целесообразности продолжения работ по реализации и
финансированию Программы.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и показатели социально-экономической эффективности
Таблица 3
----T---------------T-----------------------T---------------T----------------¬
¦ N ¦ Задача ¦Направление мероприятия¦ Индикатор ¦ Показатель ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ бюджетной ¦ эффективности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ услуги ¦ выполнения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Программы ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦1. ¦Формирование ¦Выступление в средствах¦Количество ¦1 статья ¦
¦ ¦экологического ¦массовой информации ¦статей ¦экологической ¦
¦ ¦мировоззрения ¦ ¦(единицы) ¦тематики ¦
¦ ¦подрастающего +-----------------------+---------------+----------------+
¦ ¦поколения ¦Подготовка ¦Тираж ¦Распространение ¦
¦ ¦ ¦энциклопедического ¦справочника. ¦информации о ¦
¦ ¦ ¦справочника "Озера ¦Подготовка ¦природе родного ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦справочника на ¦края, сведений ¦
¦ ¦ ¦автономного округа" ¦электронном ¦об озерах ¦
¦ ¦ ¦ ¦носителе ¦Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦2. ¦Обеспечение ¦Оценка экологической ¦Количество ¦Отчет ¦
¦ ¦экологической ¦ситуации в округе ¦отчетных ¦(рекомендации ¦
¦ ¦безопасности ¦ ¦документов, ¦по основным ¦
¦ ¦населения ¦ ¦количество ¦направлениям ¦
¦ ¦автономного ¦ ¦программ ¦региональной ¦
¦ ¦округа ¦ ¦(единицы) ¦политики в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области охраны ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды), ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦программа ¦
¦ ¦ +-----------------------+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦Разработка и создание ¦Количество: ¦2 отчета ¦
¦ ¦ ¦базы данных ¦отчетов ¦1 база данных, ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦обеспечивающая ¦
¦ ¦ ¦автономного округа по ¦баз данных ¦ведение учета и ¦
¦ ¦ ¦учету, контролю и ¦(единицы) ¦управления в ¦
¦ ¦ ¦управлению потоками ¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦отходов производства и ¦ ¦обращения с ¦
¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦отходами ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦3. ¦Научное ¦Разработка проектов и ¦Количество ¦7 проектов, ¦
¦ ¦обеспечение по ¦системы мониторинга ¦проектов ¦ведение ¦
¦ ¦ведению ¦особо охраняемых ¦(единицы) ¦мониторинга в ¦
¦ ¦мониторинга за ¦природных территорий ¦ ¦соответствии с ¦
¦ ¦объектами ¦окружного значения ¦ ¦нормативными ¦
¦ ¦окружающей ¦ ¦ ¦документами ¦
¦ ¦среды, ведению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Красной книги ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦Ведение Красной книги ¦Количество ¦3 протокола ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦протоколов ¦заседания ¦
¦ ¦ ¦автономного округа ¦заседания ¦Комиссии, с ¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссии по ¦привлечением ¦
¦ ¦ ¦ ¦редким и ¦научного ¦
¦ ¦ ¦ ¦находящимся ¦потенциала ¦
¦ ¦ ¦ ¦под угрозой ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦исчезновения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦объектам ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦животного и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦растительного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мира на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦территории ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦округа ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(единицы) ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦Комплексная ¦Количество ¦Завершение ¦
¦ ¦ ¦гидрогеологическая, ¦отчетов ¦работ, ¦
¦ ¦ ¦инженерно-геологическая¦(единицы) ¦подготовка ¦
¦ ¦ ¦и геоэкологическая ¦ ¦рекомендаций по ¦
¦ ¦ ¦съемка территории ¦ ¦экологической ¦
¦ ¦ ¦(г. Надым) ¦ ¦оценке ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчет ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦4. ¦Предотвращение ¦Проведение научно- ¦Количество ¦1 научный отчет ¦
¦ ¦деградации и ¦исследовательских работ¦отчетов ¦с перечнем ¦
¦ ¦сохранение ¦"Восстановление ¦(единицы) ¦рекомендаций по ¦
¦ ¦природных ¦растительности ¦ ¦восстановлению ¦
¦ ¦комплексов ¦выгоревших оленьих ¦ ¦оленьих пастбищ ¦
¦ ¦ ¦пастбищ лесотундры ¦ ¦автономного ¦
¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦ ¦округа ¦
¦ ¦ ¦автономного округа" ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦5. ¦Формирование ¦Сбор, обработка, ¦База данных ¦Завершение ¦
¦ ¦информационной ¦интеграция и загрузка ¦(справочная, ¦работ по ¦
¦ ¦базы данных по ¦информационных данных, ¦векторные ¦тех. заданию ¦
¦ ¦природным ¦данных по кадастру ¦слои, архив) ¦2002 - 2005 гг.,¦
¦ ¦ресурсам, ¦животного мира ¦(единицы) ¦сбор и загрузка ¦
¦ ¦создание основы¦Шурышкарского района ¦ ¦обновленной ¦
¦ ¦для ведения ¦ ¦ ¦информации ¦
¦ ¦комплексного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоянием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных сред ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦6. ¦Развитие сети ¦Развитие и ¦Количество ¦Благоустройство ¦
¦ ¦особо ¦благоустройство особо ¦мероприятий ¦особо ¦
¦ ¦охраняемых ¦охраняемых природных ¦(единицы) ¦охраняемых ¦
¦ ¦природных ¦территорий заказников ¦ ¦природных ¦
¦ ¦территорий ¦окружного значения ¦ ¦территорий ¦
¦ ¦регионального ¦(Горнохадатинский, ¦ ¦окружного ¦
¦ ¦значения и ¦Мессо-Яхинский, ¦ ¦значения, в ¦
¦ ¦территорий с ¦Полуйский, ¦ ¦соответствии с ¦
¦ ¦уникальными ¦Полярно-Уральский, ¦ ¦разработанными ¦
¦ ¦природными ¦Пякольский, ¦ ¦проектами ООПТ ¦
¦ ¦ресурсами, ¦Собты-Юганский, ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранение ¦Ямальский, ¦ ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия¦Верхне-Полуйский), ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного ¦геологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦памятника природы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Харбейский" ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------+---------------+----------------+
¦7. ¦Государственный¦Патрулирование особо ¦Количество ¦19 вылетов, ¦
¦ ¦экологический ¦охраняемых природных ¦вылетов ¦экологический ¦
¦ ¦контроль ¦территорий, ¦(единицы) ¦контроль ¦
¦ ¦ ¦государственный ¦ ¦территории ¦
¦ ¦ ¦экологический контроль ¦ ¦автономного ¦
¦ ¦ ¦за объектами ¦ ¦округа, ¦
¦ ¦ ¦хозяйственной и иной ¦ ¦реализация ¦
¦ ¦ ¦деятельности (контроль,¦ ¦полномочий ¦
¦ ¦ ¦облет) ¦ ¦органов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦
¦ ¦ +-----------------------+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦Проведение ¦Количество ¦11 документов, ¦
¦ ¦ ¦организационных ¦(единицы) ¦подтверждающих ¦
¦ ¦ ¦мероприятий - ¦ ¦реализацию ¦
¦ ¦ ¦совещаний, ¦ ¦мероприятий ¦
¦ ¦ ¦семинаров, выставок, ¦ ¦организационного¦
¦ ¦ ¦государственной ¦ ¦характера ¦
¦ ¦ ¦экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертизы проектных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦документов ¦ ¦ ¦
L---+---------------+-----------------------+---------------+-----------------
Реализация Программы позволит улучшить экологическую обстановку
в автономном округе, снизить уровень антропогенного воздействия на
окружающую среду, предотвратить деградацию природных комплексов.
Мероприятия Программы позволят снизить опосредованное воздействие
на окружающую среду, что положительно скажется на социальном
эффекте в части снижения уровня заболеваемости населения,
улучшения условий труда и отдыха, сохранения природных ресурсов.
Реализация Программы также позволит:
- создать систему учета и регулирования обращения с отходами
производства и потребления;
- внедрить научно обоснованные схемы размещения отходов;
- создать условия для защиты редких и находящихся под угрозой
исчезновения объектов животного и растительного мира;
- обеспечить охрану водных биологических ресурсов и объектов
животного мира и среды их обитания;
- создать условия для развития и функционирования сети особо
охраняемых природных территорий регионального значения и
территорий с уникальными природными ресурсами.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Оздоровление и охрана окружающей среды
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
(2006 - 2008 гг.)"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2006 - 2008 ГГ.)"
(В ЦЕНАХ 2005 ГОДА)
------T------------------------------T---------------------------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Объем финансирования, ¦
¦ п/п ¦ ¦ тыс. руб. ¦
¦ ¦ +---------T-----------------+
¦ ¦ ¦ всего ¦ из них: ¦
¦ ¦ ¦на 2006 -+-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦2008 годы¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦Экологическое образование и ¦ 2050 ¦ 50 ¦1000 ¦1000 ¦
¦ ¦воспитание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 1.1 ¦Экологическое образование и ¦ 2050 ¦ 50 ¦1000 ¦1000 ¦
¦ ¦воспитание населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 2 ¦Участие в финансировании и ¦ 25140 ¦9140 ¦8000 ¦8000 ¦
¦ ¦создании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 2.1 ¦Оценка экологической ситуации ¦ 8800 ¦4800 ¦4000 ¦ - ¦
¦ ¦в округе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 2.2 ¦Разработка и создание базы ¦ 16000 ¦4000 ¦4000 ¦8000 ¦
¦ ¦данных Ямало-Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа по учету, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролю и управлению потоками¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 2.3 ¦Проведение ¦ 340 ¦ 340 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦научно-исследовательских работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Восстановление растительности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выгоревших оленьих пастбищ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесотундры Ямало-Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3 ¦Создание информационной ¦ 57650 ¦35150¦13000¦9500 ¦
¦ ¦продукции, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3.1 ¦Разработка проектов и системы ¦ 15000 ¦9000 ¦3000 ¦3000 ¦
¦ ¦мониторинга особо охраняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных территорий окружного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значения, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦3.1.1¦Ямальский, Полуйский, ¦ 9000 ¦9000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦Собты-Юганский заказники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦3.1.2¦Полярно-Уральский, ¦ 3000 ¦ - ¦3000 ¦ - ¦
¦ ¦Горнохадатинский заказники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦3.1.3¦Мессо-Яхинский, Пякольский ¦ 3000 ¦ - ¦ - ¦3000 ¦
¦ ¦заказники окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3.2 ¦Комплексная ¦ 2000 ¦2000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦гидрогеологическая, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инженерно-геологическая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геоэкологическая съемка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории (г. Надым) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3.3 ¦Подготовка энциклопедического ¦ 350 ¦ 350 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦справочника "Озера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3.4 ¦Кадастр животного мира ¦ 3800 ¦3800 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦Шурышкарского района (II этап)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 3.5 ¦Формирование территориального ¦ 36500 ¦20000¦10000¦6500 ¦
¦ ¦банка данных по природным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсам Ямало-Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 4 ¦Охрана природных ресурсов и ¦ 24650 ¦1550 ¦11400¦11700¦
¦ ¦развитие сети особо охраняемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 4.1 ¦Патрулирование особо ¦ 4000 ¦1300 ¦1200 ¦1500 ¦
¦ ¦охраняемых природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территорий, государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологический контроль за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектами хозяйственной и иной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности (контроль, облет)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 4.2 ¦Ведение Красной книги ¦ 650 ¦ 250 ¦ 200 ¦ 200 ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 4.3 ¦Развитие и благоустройство ¦ 20000 ¦ - ¦10000¦10000¦
¦ ¦особо охраняемых природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территорий заказников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружного значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Горнохадатинский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Мессо-Яхинский, Полуйский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Полярно-Уральский, Пякольский,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Собты-Юганский, Ямальский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Верхне-Полуйский), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геологического памятника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природы "Харбейский" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦ 5 ¦Прочие мероприятия ¦ 3110 ¦ 910 ¦1200 ¦1000 ¦
¦ ¦(проведение организационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий - совещаний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинаров, выставок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизы проектных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+---------+-----+-----+-----+
¦Всего по программе, за счет прочих ¦ 112600 ¦46800¦34600¦31200¦
¦расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+---------+-----+-----+------
|