АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2005 г. N 279-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА
И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ПЕРИОД 2006 - 2008 ГОДЫ"
В целях реализации государственной политики в области
образования в соответствии с Законом Российской Федерации от 10
июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Законом Ямало-Ненецкого
автономного округа от 31 января 2000 г. N 6-ЗАО "Об образовании в
Ямало-Ненецком автономном округе" и для повышения уровня
обеспечения учащихся образовательных учреждений учебно-
методической литературой Администрация Ямало-Ненецкого автономного
округа постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Обеспечение
образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа
учебно-методической литературой федерального комплекта и
регионального компонента на период 2006 - 2008 годы" (далее -
программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
(Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете на 2006 и
последующие годы средства на финансирование программы.
3. Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа
(Попов Н.Д.) совместно с департаментом экономики Ямало-Ненецкого
автономного округа (Ким А.М.) осуществлять работы в установленных
сферах деятельности по реализации вышеназванной программы в
соответствии с действующими нормативными документами.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 ноября 2005 г. N 279-А
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА
И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ПЕРИОД 2006 - 2008 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование субъекта Департамент образования Ямало-Ненецкого
бюджетного планирования автономного округа
Наименование Программы Ведомственная целевая программа
"Обеспечение образовательных учреждений
Ямало-Ненецкого автономного округа
учебно-методической литературой
федерального комплекта и регионального
компонента на период 2006 - 2008 годы"
Дата утверждения и номер -
соответствующего
нормативного акта
Номер и дата учета -
в департаменте экономики
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Цели и задачи Цель:
Сохранение единого образовательного
пространства, реализация федерального
и национально-регионального компонентов
образовательных программ и
преемственности образовательных
программ на всех ступенях общего
образования
Задачи:
- обеспечение учебно-методической
литературой федерального комплекта
образовательных учреждений Ямало-
Ненецкого автономного округа,
реализующих образовательные программы
общего, специального (коррекционного)
образования;
- первоочередное обеспечение
бесплатной учебной литературой детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, обучающихся в образовательных
учреждениях Ямало-Ненецкого автономного
округа;
- обеспечение учебно-методической
литературой и учебно-методическими
пособиями национально-регионального
компонента образовательных учреждений
Ямало-Ненецкого автономного округа на
всех уровнях образования
Целевые индикаторы Обеспеченность учащихся учебной
и показатели литературой федерального компонента (%)
Базовое значение - 85%
2006 год - 87%
2007 год - 89%
2008 год - 91%
Обеспеченность учащихся учебной
литературой национально-регионального
компонента (%)
Базовое значение - 87%
2006 год - 90%
2007 год - 95%
2008 год - 100%
Характеристика Сбор информации о наличии учебной
программных мероприятий литературы в школьном учебном фонде.
Создание условий для
первоочередного обеспечения бесплатной
учебной литературой детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации,
обучающихся в образовательных
учреждениях Ямало-Ненецкого автономного
округа.
Приобретение для учащихся
образовательных учреждений учебников
федерального комплекта, утвержденного
Министерством образования Российской
Федерации.
Подготовка к изданию и переизданию
учебных пособий по национально-
региональному компоненту.
Научная разработка учебного пособия
для учащихся 1 ступени "Я живу на
Ямале" и обеспечение данным пособием
образовательных учреждений Ямало-
Ненецкого автономного округа
Сроки реализации 2006 - 2008 годы
Программы
Объемы и источники 60,0 млн. рублей из регионального
финансирования бюджета,
в том числе:
в 2006 году - 20,0 млн. рублей;
в 2007 году - 20,0 млн. рублей;
в 2008 году - 20,0 млн. рублей
Ожидаемые конечные Повышение уровня обеспечения
результаты реализации учащихся образовательных учреждений
Программы и показатели учебно-методической литературой.
социально-экономической Издание учебных пособий по
эффективности национально-региональному компоненту.
Обеспечение учебным пособием для
учащихся 1 ступени "Я живу на Ямале"
образовательных учреждений Ямало-
Ненецкого автономного округа
Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
В соответствии с концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 года основными целями развития
образования в России являются повышение его качества, доступности
и эффективности в интересах формирования гармонично развитой,
социально активной, творческой личности и обеспечение прав граждан
на получение современного образования, соответствующего мировому
уровню.
Важным условием функционирования общеобразовательных
учреждений, позволяющим педагогам организовывать учебный процесс,
является наличие в школах учебников и пособий.
Процент обеспечения учащихся учебниками федерального комплекта
в школах Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный
округ) составляет в среднем 85%, то есть в некоторых школах
недостаточное количество учебников по некоторым учебным
дисциплинам. Это в значительной мере препятствует повышению
качества образования.
Сегодня фонды школьных библиотек укомплектованы в основном
учебниками, которые используются более 5 лет. Каждый год 15%
школьного фонда учебной литературы списывается, так как происходит
его износ и старение.
Ежегодно в федеральный перечень учебной литературы вносятся
изменения, вводятся новые учебные программы, часть учебников
изымается из перечня. Кроме того, школы автономного округа
постепенно переходят на концентрическую систему обучения, поэтому
приходится заменять учебники по литературе, биологии, химии,
истории, физике.
В течение 5 лет (2001 - 2005 годы) обновление фонда учебной
литературы в школах Ямало-Ненецкого автономного округа составило
50%. Из учебного процесса была полностью изъята морально
устаревшая литература.
В учебном процессе используется лишь учебная литература,
входящая в Федеральный перечень, утвержденный Министерством
образования и науки Российской Федерации. Это учебники, которые
приобретены за счет окружных, местных бюджетов, родительских и
спонсорских средств.
Одновременно обеспечение учебно-методического сопровождения
преподавания предметов регионального (окружного) компонента тоже
требует значительного внимания.
В течение ряда лет проводились исследования по этнопсихологии
северных народов, велась разработка окружного "национально-
образовательного стандарта", охватывающего учебные дисциплины и
отдельные курсы (ремесло, искусство, история, география и др.).
Результатом явилось издание целого ряда учебных пособий:
"География Ямала", "История Ямала" для 8 - 9 классов, "Культура
народов Ямала" для 5 - 7 классов, переиздание хрестоматии
"Северные родники" Л.В.Федоровой для преподавания краеведения в
начальной школе, издание учебного пособия к факультативному курсу
"Литература народов Ямала" для 10 - 11 классов и других,
используемых в настоящее время в реализации регионального
компонента образовательного стандарта.
Создание и распространение целостных учебно-методических
комплексов по отдельным дисциплинам и циклам, включающим в себя
национально-региональный компонент (программ, учебных пособий,
словарей, хрестоматий), позволит наиболее полно реализовать
региональный компонент образовательных стандартов автономного
округа.
Выполнение государственных образовательных стандартов,
составляющих основу единого образовательного пространства
Российской Федерации и окружных стандартов образования, возможно
при обеспечении школы учебно-методической литературой. Это
является задачей первостепенной важности, от решения которой
зависит сохранение доступности и качества образования.
Основные цели и задачи целевой Программы
Программа ориентирована на реализацию государственной политики
в области образования.
Цель Программы: сохранение единого образовательного
пространства, реализация федерального и национально-регионального
компонентов образовательных программ и преемственности
образовательных программ на всех ступенях общего образования.
Задачи:
- обеспечение учебно-методической литературой федерального
комплекта образовательных учреждений автономного округа,
реализующих образовательные программы общего, специального
(коррекционного) образования;
- первоочередное обеспечение бесплатной учебной литературой
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обучающихся в
образовательных учреждениях автономного округа;
- обеспечение учебно-методической литературой и учебно-
методическими пособиями национально-регионального компонента
образовательных учреждений автономного округа на всех уровнях
образования.
Перечень программных мероприятий
Мероприятия, предусмотренные к реализации:
----T--------------------------------T---------------T-----------¬
¦ N ¦ Мероприятие ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1. ¦Сбор информации о наличии ¦Образовательные¦ 30 марта ¦
¦ ¦учебной литературы в школьном ¦ учреждения, ¦очередного ¦
¦ ¦учебном фонде ¦ муниципальные ¦финансового¦
¦ ¦ ¦ органы ¦ года ¦
¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦
¦ ¦ ¦ образованием ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦2. ¦Создание условий для ¦Образовательные¦ ¦
¦ ¦первоочередного обеспечения ¦ учреждения, ¦ ¦
¦ ¦бесплатной учебной литературой ¦ муниципальные ¦ ¦
¦ ¦детей, оказавшихся в трудной ¦ органы ¦ ¦
¦ ¦жизненной ситуации, обучающихся ¦ управления ¦ ¦
¦ ¦в образовательных учреждениях ¦ образованием ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного ¦ ¦ ¦
¦ ¦округа: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- составление списков детей, ¦образовательные¦1 сентября ¦
¦ ¦оказавшихся в трудной жизненной ¦ учреждения ¦очередного ¦
¦ ¦ситуации, обучающихся в ¦ ¦ года ¦
¦ ¦образовательных учреждениях; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- первоочередное обеспечение ¦образовательные¦1 сентября ¦
¦ ¦учебной литературой в ¦ учреждения ¦очередного ¦
¦ ¦соответствии с имеющимися ¦ ¦ года ¦
¦ ¦списками детей, оказавшихся в ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудной жизненной ситуации, ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающихся в образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3. ¦Приобретение для учащихся ¦ Муниципальные ¦ август ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ органы ¦ месяц ¦
¦ ¦учебников федерального ¦ управления ¦очередного ¦
¦ ¦комплекта, утвержденного ¦ образованием ¦ года ¦
¦ ¦Министерством образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦4. ¦Подготовка к изданию и ¦ Окружной ¦ 2006 год ¦
¦ ¦переизданию учебных пособий по ¦ институт ¦ ¦
¦ ¦национально-региональному ¦ повышения ¦ ¦
¦ ¦компоненту ¦ квалификации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ работников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5. ¦Научная разработка учебного ¦ Окружной ¦ 2006 год ¦
¦ ¦пособия для учащихся 1 ступени ¦ институт ¦ ¦
¦ ¦"Я живу на Ямале" и обеспечение ¦ повышения ¦ ¦
¦ ¦данным пособием образовательных ¦ квалификации ¦ ¦
¦ ¦учреждений Ямало-Ненецкого ¦ работников ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ образования ¦ ¦
L---+--------------------------------+---------------+------------
Сроки и этапы реализации целевой Программы,
целевые индикаторы и показатели
Реализация Программы рассчитана на 2006 - 2008 годы.
Приобретение учебной литературы федерального перечня и издание
учебных пособий по национально-региональному компоненту необходимо
осуществить:
в 2005 году для 2005/2006 учебного года;
в 2006 году для 2006/2007 учебного года;
в 2007 году для 2007/2008 учебного года.
Учебная литература должна быть приобретена до 1 сентября
текущего учебного года.
Показатели и индикаторы, позволяющие оценить эффективность
реализации Программы и увязанные с тактическими задачами,
приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Норматив обеспечения образовательных учреждений учебной
литературой определяется базисным учебным планом образовательного
учреждения и программой по каждому предмету. С учетом норматива
обеспечения учебной литературой учащегося по каждой дисциплине
учебного плана устанавливается потребность образовательного
учреждения в учебниках.
Ежегодно 15% школьного учебного фонда списывается, так как
происходит его износ и старение, часть фонда приходится заменять
из-за изменений, вносимых в Федеральный перечень учебной
литературы, введения новых учебных программ. Таким образом,
ежегодно необходимо обновлять фонд учебной литературы на 25%, что
составляет в ценах 2005 года 20,0 млн. рублей.
В приложении N 2 к настоящей Программе приведена методика
расчета объемов финансирования муниципальных образований
автономного округа для обеспечения образовательных учреждений
автономного округа учебно-методической литературой федерального
комплекта.
Расходы на подготовку к переизданию литературы и учебных
пособий национально-регионального компонента составят ежегодно 2
млн. рублей.
Всего на реализацию программы потребуется 60,0 млн. рублей из
регионального бюджета, в том числе:
в 2006 году - 20,0 млн. рублей;
в 2007 году - 20,0 млн. рублей;
в 2008 году - 20,0 млн. рублей.
Механизм реализации Программы
Заказчиком и основным разработчиком Программы является
департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Правовой основой механизма реализации Программы является
выполнение Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31
января 2000 г. N 6-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном
округе", Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", Федерального перечня учебных изданий, рекомендованного
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Средства на реализацию Программы в виде субвенций направляются
в муниципальные органы управления образованием Ямало-Ненецкого
автономного округа, которые самостоятельно производят закупку
учебной литературы федерального комплекта в соответствии с
перечнем, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации, и рекомендациями, одновременно
предоставленными департаментом образования Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Средства на осуществление мероприятий по подготовке к изданию и
издание учебной литературы национально-регионального компонента
остаются в распоряжении Ямало-Ненецкого окружного института
повышения квалификации работников образования, который проводит
подготовку и переиздание учебной литературы национально-
регионального компонента.
Реализация и контроль за выполнением Программы осуществляется в
соответствии с нормативными документами автономного округа в
установленной сфере деятельности. Контроль за целевым
расходованием финансовых средств осуществляет департамент
образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить уровень обеспечения
учащихся образовательных учреждений учебно-методической
литературой и создать условия для повышения качества образования.
Кроме того, она направлена на первоочередное обеспечение
бесплатными учебниками детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации (дети из малообеспеченных семей, среднедушевой доход
которых ниже прожиточного минимума, установленного в автономном
округе; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети, имеющие лишь одного из родителей; дети,
родители которых состоят на учете в центре занятости населения;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, чьи
родители являются инвалидами или пенсионерами; дети, у которых
один из родителей погиб в местах ведения боевых действий; дети из
семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС; воспитанники школ-интернатов; дети из числа малочисленных
народов Севера).
Издание учебных пособий по национально-региональному компоненту
и обеспечение учебным пособием для учащихся 1 ступени "Я живу на
Ямале" образовательных учреждений автономного округа позволит в
полной мере реализовать выполнение национально-регионального
компонента образовательных стандартов автономного округа.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Обеспечение образовательных учреждений
Ямало-Ненецкого автономного округа
учебно-методической литературой
федерального комплекта и регионального компонента
на период 2006 - 2008 годы"
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА
И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ПЕРИОД 2006 - 2008 ГОДЫ",
УВЯЗАННЫЕ С ТАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ
-------------------------T---------------T--------T----T----T----¬
¦ Тактические задачи ¦ Показатель ¦Базовое ¦2006¦2007¦2008¦
¦ ¦ ¦значение¦год ¦год ¦год ¦
+------------------------+---------------+--------+----+----+----+
¦Создать условия для ¦Обеспеченность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сохранения единого ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пространства, реализации¦литературой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального и ¦федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦национально- ¦компонента (%) ¦ 85¦ 87¦ 89¦ 91¦
¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦компонентов ¦Обеспеченность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и преемственности ¦учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ¦литературой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на всех ступенях общего ¦национально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонента (%) ¦ 87¦ 90¦ 95¦ 100¦
L------------------------+---------------+--------+----+----+-----
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Обеспечение образовательных учреждений
Ямало-Ненецкого автономного округа
учебно-методической литературой
федерального комплекта и регионального компонента
на период 2006 - 2008 годы"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА
Финансирование обеспечения образовательных учреждений учебной
литературой осуществляется на основе:
- результатов инвентаризации (фактического наличия учебной
литературы в школьном библиотечном фонде);
- контингента учащихся;
- количества учебников, входящих в учебный комплект по каждой
дисциплине, в соответствии с учебным планом образовательного
учреждения (с учетом сроков использования части учебников у одного
и того же ученика от 2 до 3 лет);
- заказа образовательного учреждения.
Ориентировочную стоимость заказа региона можно определить по
формуле:
S = (AB - F) x C
S - стоимость заказа
A - количество учеников
B - количество единиц учебной литературы, приходящейся на
одного ученика согласно учебному плану
F - количество учебной литературы, находящейся в библиотечном
фонде
C - средняя стоимость учебника.
|