АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2005 г. N 52-А
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2006 ГОД
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О
бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком
автономном округе" постановляю:
1. Определить основные направления бюджетной и налоговой
политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 год согласно
приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
Свинцову А.П.
Вице-Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ф.Г.САЙФИТДИНОВ
Приложение
к постановлению
Администрации
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 21 июля 2005 г. N 52-А
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2006 ГОД
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-
Ненецкого автономного округа на 2006 год и среднесрочную
перспективу подготовлены в соответствии со статьей 182 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и статьей 19 Закона Ямало-Ненецкого
автономного округа "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Ямало-Ненецком автономном округе".
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ)
осуществлена на основе стратегических установок Бюджетного
послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году", с учетом
Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской
Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249, а
также проводимой реформы межбюджетных отношений и местного
самоуправления.
II. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2006 год ориентированы на решение задач,
поставленных в послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год, Бюджетном
послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году", и
используются для подготовки проекта консолидированного бюджета
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Налоговая система России в настоящее время находится на
завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по
совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение,
повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых
налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой
нагрузки, уже осуществлены.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало
заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось
одним из факторов экономического роста.
Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере
обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития
отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных
проектов.
С 1 января 2005 года окончательно оформилась структура
налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов,
предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15. В
настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации
установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога и 4
специальных налоговых режима.
Начиная с 2006 года на всей территории Российской Федерации
вводится земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового
кодекса Российской Федерации. Земельный налог остается местным
налогом, формирующим доходы местных бюджетов.
С 2007 года Правительством Российской Федерации планируется
ввести местный налог на недвижимость жилого назначения, который
заменит для соответствующих налогоплательщиков (физических и
юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог
на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения
участков, на которых находятся соответствующие строения. С учетом
изменения порядка налогообложения земельных участков,
предоставленных для разработки и добычи полезных ископаемых,
ожидается уменьшение поступлений в местные бюджеты по данной
статье доходов.
В данной связи органам местного самоуправления в автономном
округе необходимо обеспечить своевременное принятие нормативно-
правовой базы муниципальных образований по земельному налогу и
налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с посланием Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в
2006 году" с 1 января 2006 года отменен налог на наследование.
По предложению Правительства Российской Федерации
Государственной Думой Российской Федерации одобрены меры по
совершенствованию налогообложения прибыли организаций: полностью
включены в состав затрат расходы на НИОКР; введена так называемая
"амортизационная премия", которая позволит предприятиям уменьшать
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 10% стоимости
поставленных на баланс основных средств; а также будет увеличен до
100% размер уменьшения налогооблагаемой базы от убытков предыдущих
лет (исключение составит 2006 год, в котором размер уменьшения
налогооблагаемой базы от убытков предыдущих лет составит 50%).
В свою очередь, основными задачами налоговой политики
автономного округа в 2006 году остаются увеличение
налогооблагаемой базы автономного округа, мониторинг эффективности
налоговых льгот и совершенствование администрирования неналоговых
платежей.
В связи со сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой
и, как следствие, положительными изменениями в экономике
автономного округа требуют пересмотра действующие ставки по
региональным налогам.
Необходимо продолжить работу по мониторингу налоговых льгот и
обеспечить более равномерное распределение налоговой нагрузки на
всех налогоплательщиков за счет отмены налоговых льгот
налогоплательщикам, стабилизировавшим свое финансово-экономическое
положение.
В целях поддержания и развития на территории автономного округа
традиционной хозяйственной деятельности, сельского хозяйства и
производств, имеющих приоритетное значение для социально-
экономического развития автономного округа, должны быть сохранены
налоговые льготы и проведены мероприятия по государственной
поддержке этих отраслей.
Необходимо продолжить работу по созданию благоприятных условий
для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в
том числе малого бизнеса, увеличению доходов бюджетных учреждений
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства в 2006 году в
автономном округе во многом будет зависеть от решений органов
местного самоуправления по установлению корректирующих
коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вмененный
доход и размеров ставок налога на имущество физических лиц.
Устанавливаемые показатели должны быть не только экономически
обоснованными, но и стимулировать предпринимателей на развитие
производства и коммерческой деятельности.
Особое внимание исполнительным органам государственной власти
автономного округа следует уделить государственной поддержке
инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
Традиционно, автономный округ входит в число регионов с наиболее
благоприятным инвестиционным климатом в Российской Федерации, и
задача исполнительных органов государственной власти автономного
округа обеспечить принятие и реализацию соответствующей нормативно-
правовой базы автономного округа по регулированию инвестиционной
деятельности.
Прилагаемые исполнительными органами государственной власти
автономного округа усилия привели к повышению в июне 2005 года
международным рейтинговым агентством Standard & Poor's
долгосрочного рейтинга обязательств автономного округа,
номинированных в иностранной валюте, с уровня "В+" до уровня "ВВ-
". Прогноз рейтинга - "стабильный". Кроме того, агентство повысило
автономному округу рейтинг по национальной шкале с "ruA+" до "ruАA-
".
В целях дальнейшей диверсификации экономики и развития
экономического потенциала автономного округа работа по повышению
кредитного рейтинга автономного округа должна быть продолжена.
Необходимо продолжить работу по поиску путей увеличения
налогооблагаемой базы автономного округа. Одними из приоритетных
направлений в данной области должны стать подготовка и
промышленное освоение месторождений железных и марганцевых руд
Полярного Урала, формирование газо- и нефтеперерабатывающих
производств на территории автономного округа, а также развитие
транспортной инфраструктуры.
Реализация данных проектов принесет несколько миллиардов рублей
ежегодных дополнительных доходов в бюджетную систему Российской
Федерации.
В следующем году остается актуальным вопрос реформирования
жилищно-коммунальной отрасли хозяйства. Основными целями реформы
являются повышение эффективности, устойчивости и надежности
жилищно-коммунальных систем, улучшение качества коммунальных услуг
с одновременным снижением нерациональных затрат на их
производство, ликвидация дотационности. В этой связи необходимо
сохранить льготы по уплате налога на имущество организаций в
отношении жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-
коммунального комплекса, объектов социально-культурной сферы.
Требует совершенствования новая для исполнительных органов
государственной власти автономного округа работа по
администрированию неналоговых доходов окружного бюджета. В данном
направлении необходимо обеспечить автоматизацию процесса
администрирования, введение электронного документооборота,
инвентаризацию задолженности плательщиков, а также организацию
работы по списанию безнадежной задолженности по неналоговым
платежам.
Большой и планомерной работы со стороны органов государственной
власти автономного округа потребует подготовка муниципальных
образований автономного округа к работе в условиях вступления в
силу с 1 января 2006 года Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". Органам местного самоуправления должна быть оказана
квалифицированная методологическая помощь в подготовке нормативных
правовых актов в области налогообложения.
Большие изменения в 2006 году произойдут в области межбюджетных
отношений. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса
Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований будет происходить на основе
законодательно утвержденных методик распределения средств из
фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских
округов), поселений.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов
муниципальным образованиям автономного округа с 2006 года на
долговременной основе будут переданы доходные источники,
подлежащие зачислению в окружной бюджет. Это - налог на игорный
бизнес, единый сельскохозяйственный налог, единый налог,
уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения,
акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию и алкоголь.
III. Основные приоритеты направления средств
окружного бюджета и повышение результативности
бюджетных расходов
Основные приоритеты бюджетных расходов на 2006 год сохранятся и
будут соответствовать решению задач социальной направленности
бюджета.
Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию доходов
консолидированного бюджета, как и в предыдущие годы, особое
внимание будет уделяться обеспечению безусловной выплаты
повышенной в 2006 году на 37,5%, в 2007 году на 15% и 2008 году на
15% заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличенной в
2006 году на 70% стипендии студентам начальных и средних
профессиональных учебных заведений и выполнению иных финансовых
обязательств перед населением.
Повышение результативности бюджетных расходов в социально
значимых отраслях должно быть сопряжено с доступностью и качеством
оказываемых услуг. Прежде всего, это относится к сферам
образования и здравоохранения, непосредственно оказывающим влияние
на уровень жизни населения.
В рамках реформирования системы образования необходимо
обеспечить бесплатное полное среднее образование в пределах
государственного образовательного стандарта.
Учитывая положительные результаты по применению образовательных
субсидий для получения высшего профессионального образования в
2006 году, работа в этом направлении будет продолжена.
В 2006 году бюджетная политика в области отраслей
производственной сферы будет направлена на реализацию расходных
обязательств, закрепленных федеральным законодательством за
органами государственной власти автономного округа и местного
самоуправления.
Основные усилия в данной области будут направлены на развитие
транспортной инфраструктуры автономного округа во взаимодействии с
органами государственной власти Российской Федерации и Тюменской
области. Необходимо в кратчайшие сроки закончить строительство
автомобильной дороги Надым - Салехард. Это позволит в значительной
мере улучшить как социальное положение населения, так и дать новый
толчок для дальнейшего развития экономики региона.
Продолжится работа по организации транспортного обслуживания
населения на муниципальных и региональных линиях сообщения, что
должно обеспечить высокое качество обслуживания и доступность
населения к данным видам услуг.
Бюджетная политика должна способствовать эффективности
управления государственными и муниципальными финансами,
переориентации деятельности главных распорядителей бюджетных
средств на достижение конечных и измеримых результатов.
В рамках реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов" реформирование бюджетного
процесса в автономном округе будет осуществляться по следующим
направлениям:
- совершенствование среднесрочного планирования;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-
целевых методов бюджетного планирования;
- реформирование бюджетного учета.
Распределение бюджетных ресурсов должно производиться в
зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей,
в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-
экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов
бюджетных ресурсов.
Внедрение среднесрочного планирования позволит расширить
горизонты планирования, создаст стимулы оптимизации бюджетных
расходов, повысит качество подготовки бюджета и предсказуемость
бюджетной политики в целом.
Начиная с 2006 года разработан порядок формирования
среднесрочного перспективного финансового плана, порядок ведения
реестра расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа,
порядок формирования объемов бюджетов действующих и принимаемых
обязательств и методика расчета ассигнований, необходимых для их
исполнения.
С 2006 года будут осуществлены первые шаги по внедрению
программно-целевых методов бюджетного планирования за счет:
ежегодного представления субъектами бюджетного планирования
докладов о результатах своей деятельности; совершенствования
методологии разработки и реализации целевых программ;
использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ
(мероприятий).
Использование программно-целевых методов бюджетного
планирования позволит обеспечить: тесную связь между выделяемыми
бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их
использования в соответствии с установленными приоритетами;
комплексное и системное решение среднесрочных и долгосрочных
проблем экономической и социальной политики; прозрачность и
обоснованность выбора целей, путей достижения результатов.
Реализация указанных мер по реформированию бюджетного процесса
и повышению результативности расходов во многом будет зависеть от
предпринимаемых мер органами государственной власти автономного
округа и местного самоуправления.
IV. Совершенствование межбюджетных отношений
С 2006 года система межбюджетных отношений претерпит изменения,
обусловленные требованиями бюджетного, налогового и отраслевого
законодательства Российской Федерации с учетом перераспределения
расходных полномочий и доходных источников.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации предстоит подготовить соответствующие нормативные
правовые акты автономного округа, регулирующие межбюджетные
отношения.
Межбюджетное регулирование в автономном округе будет служить
цели обеспечения бюджетов муниципальных образований средствами для
исполнения возложенных на них полномочий.
Предоставляемые бюджетам муниципальных образований в автономном
округе межбюджетные трансферты будут состоять из финансовой помощи
текущего и инвестиционного характера, а также средств
регионального Фонда компенсаций на осуществление отдельных
государственных полномочий.
Основной объем финансовой помощи будет предоставляться из Фонда
финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в
составе окружного бюджета для выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности муниципальных районов и городских округов с низкой
обеспеченностью до уровня, достаточного для выполнения возложенных
полномочий.
Отличительной особенностью предстоящего года станет работа
органов государственной власти и местного самоуправления в
условиях введения двух типов местных бюджетов. В 2006 году будет
создано новое звено в бюджетной системе автономного округа -
бюджеты поселений.
В 2006 году средства из Фонда компенсаций местным бюджетам
будут предоставляться исключительно в виде субвенций и
предполагает полное финансовое обеспечение переданных органам
местного самоуправления отдельных государственных полномочий
автономного округа в рамках Закона автономного округа "О порядке
наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями законами Ямало-Ненецкого автономного
округа".
В целях развития общественной инфраструктуры муниципальных
образований автономного округа предоставление инвестиционной
финансовой помощи бюджетам муниципальных образований будет
осуществляться из Фонда муниципального развития, что будет
способствовать социально-экономическому развитию, повышению
обеспеченности населения муниципальных образований объектами
социальной и инженерной инфраструктуры.
В рамках закрепленных за субъектом Российской Федерации
контрольных полномочий, необходимо сохранить оправдавший себя на
практике финансовый контроль, в том числе: за исполнением
переданных муниципальным образованиям отдельных государственных
полномочий.
Особую актуальность приобретает проведение ежемесячного
мониторинга, предусматривающего присвоение муниципальным
образованиям рейтингов в зависимости от полученных результатов
исполнения местных бюджетов.
В текущем году необходимо обеспечить уточнение действующей в
автономном округе схемы разграничения расходных полномочий в
соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", где в рамках закрепленных полномочий будут разработаны
и приняты необходимые нормативные правовые акты автономного
округа, регламентирующие объемы и порядок финансирования отдельных
направлений расходов.
Объем субвенций будет определен по каждому передаваемому
государственному полномочию.
Так, расходные обязательства бюджетов муниципальных образований
будут дополнены рядом субвенций органам местного самоуправления
автономного округа для:
- профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- социальной поддержки отдельных категорий работников бюджетной
сферы, неработающих пенсионеров и лиц из числа коренных
малочисленных народов Севера.
Предметом совместной работы глав муниципальных образований, при
поддержке исполнительных органов государственной власти, должны
стать разработка и принятие бюджетов на 2006 год, а также
нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих
бюджетный процесс во вновь образуемых муниципальных образованиях.
|