ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2005 г. N 1607
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЯМАЛО-
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (2000-2005 ГОДЫ)
Заслушав информацию "Об итогах деятельности депутатов
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа третьего
созыва (2000-2005 годы)", Государственная Дума Ямало-Ненецкого
автономного округа
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию "Об итогах деятельности
депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
третьего созыва (2000-2005 годы)".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
Уважаемые коллеги и приглашенные!
Депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа третьего созыва завершают свою работу. Почти пять лет
прошло с тех пор, когда мы с вами впервые собрались в этом зале.
Было много волнений и ожиданий, говорили о том, что только
реальные дела на благо Ямала смогут оправдать высокое доверие
наших избирателей.
Депутатам Государственной Думы третьего созыва довелось
работать в уникальный период. Время наших полномочий отмечено
эпохальными событиями и переменами в стране. Состоялись выборы
Президента Российской Федерации, сформирован новый Парламент
государства. Начаты масштабные реформы в социально-экономической и
политической сферах России.
Определена концепция развития северных территорий, которая
была детально рассмотрена в ходе прошедшего в Салехарде выездного
заседания Президиума Госсовета и Собрания представителей северных
территорий под председательством Президента России Владимира
Владимировича Путина. Итогом этих мероприятий стало начало
разработки программы развития Севера, в которую вошли и
предложения от Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оставаясь в центре экономический и политической жизни страны,
Ямалу - одному из ведущих субъектов Российской Федерации - удалось
сохранить достигнутое благополучие региона.
Прирост валового регионального продукта в 2004 году составил
свыше 15 процентов. Положение в промышленности характеризуется
продолжающимся подъемом производства. Увеличиваются денежные
доходы населения.
Анализ тенденций развития Ямала, проведенный в 2004 году,
свидетельствует о том, что округ по-прежнему находится в числе
регионов-лидеров по темпам экономического роста.
Основной задачей законодательного органа автономного округа
является формирование государственной политики Ямала, исходя из
того потенциала, которым обладает автономный округ. На территории
округа разработана и успешно выполняется долгосрочная стратегия
социально-экономического развития, направленная на обеспечение
устойчивых темпов промышленного роста и реальный рост социального
развития.
Ямальские депутаты следовали стратегии создания такой
региональной правовой базы, которая обеспечивала бы стабильность и
благополучие ямальцев. Именно интересы населения, защита прав
граждан были и остаются приоритетными для депутатов.
С начала работы Государственной Думы третьего созыва проведено
65 пленарных заседаний, принят 371 закон автономного округа.
Приоритеты в работе законодателей Ямала можно представить
следующими цифрами: свыше 50 законов принято в области
избирательного права и судебной системы, 28 - регулируют вопросы
местного самоуправления и административного права, 52 - в области
налогов и бюджетного процесса, 32 - в сфере экономики и
инвестиций, 41 закон касается социальной политики.
В ряду главных вопросов, стоящих перед депутатским корпусом
третьего созыва, необходимо выделить наиболее важную и сложную
задачу - достижение компромисса в принципиальном диалоге с
областным и федеральным центрами. Статус самостоятельного субъекта
Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа - должен
был получить подтверждение на всех уровнях, и последовательные
действия депутатов позволили достичь оптимального результата.
Благодаря авторитету и принципиальной позиции всех звеньев
законодательной и исполнительной власти округа был заключен
Договор, способствующий созданию условий гарантированного
обеспечения конституционных прав и свобод граждан, интересов
населения, сохраняющий уровень социальной защиты и количество
гарантируемых населению государственных услуг.
Работа депутатов третьего созыва была также значительно
связана с проводимой в стране реформой государственного и
административного управления, провозглашенной в 2001 году
Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем
Путиным. Реформа, затрагивающая все стороны общественно-
политической, экономической жизни общества, потребовала
значительной корректировки и совершенствования окружного
законодательства.
С сентября 2004 года в органах государственной власти
автономного округа проводилась масштабная работа. Ее результатом
явилось создание нормативных правовых актов по переданным
полномочиям и исключение норм, которые выведены из состава
полномочий субъектов Российской Федерации.
Проделана большая работа в части расширения нормативной
правовой базы и законодательного урегулирования общественных
отношений в сферах государственного строительства,
природопользования, образования, здравоохранения, социальной
защиты, финансов, бюджета и налогов.
Признанием успешности наших дел служит тот факт, что задачи,
утвержденные в планах действий Государственной Думы автономного
округа по приведению законодательства Ямала в соответствие с
федеральными законами №№ 184-ФЗ, 95-ФЗ, 131-ФЗ, 122-ФЗ, решены в
срок.
Реформа государственного устройства, распределение полномочий
по уровням, в том числе и муниципальным, вызвала необходимость
совершенствования законодательства о местном самоуправлении, основ
его организации и функционирования.
Мы, одним из первых субъектов Федерации, начали формирование
правового пространства для реализации муниципальной реформы.
Приняты новые редакции законов, регулирующих избирательный
процесс в муниципальных образованиях округа. Законодательно
обеспечены меры по преобразованию административно-территориального
устройства, наделены статусом и определены границы муниципальных
образований.
С 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления Российской
Федерации". Это уже будет второй этап реформы местного
самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе.
Изменения федерального избирательного законодательства,
направленные на укрепление роли политических партий, на
привлечение более широкого круга граждан к участию в политической
жизни общества и государства, обусловили принятие важных окружных
законов. В их основу были положены новые параметры избирательного
процесса, установленные федеральным законодателем. Это законы,
регулирующие порядок проведения окружного и местных референдумов,
выборов глав муниципальных образований, депутатов представительных
органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы
автономного округа.
Законодатели Ямала поддержали инициативы Президента Российской
Федерации В.В.Путина по укреплению вертикали власти, так как без
этого невозможно укрепление самого государства.
Депутатский корпус Государственной Думы Ямало-Ненецкого
автономного округа всегда оперативно реагировал на необходимость
правового регулирования происходящих в стране и округе процессов,
мы старались работать на опережение.
В свете политических изменений Государственной Думой третьего
созыва проведена большая работа по правовому обеспечению
деятельности законодательного органа власти субъекта последующих
созывов. Разработано положение, внесены изменения и дополнения в
Регламент Государственной Думы автономного округа и путем
преобразования из депутатской группы создана фракция "Единая
Россия". Фракция на деле доказала свою работоспособность, как
дополнительного инструмента политической жизни региона.
Значительное внимание в работе Думы уделялось формированию
судебной власти и становлению института мировых судей в Ямало-
Ненецком автономном округе. В настоящее время штат мировых судей
сформирован полностью. Законодательно обеспечен порядок назначения
общественности в квалификационную коллегию судей Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Ориентация государства на формирование новых общественных
взаимоотношений, государственного устройства в иных экономических
условиях требовала реформирования управленческой системы.
В законы автономного округа, регулирующие организацию
деятельности органов государственной власти, внесены изменения,
существенно влияющие на статус этих органов. Принят ряд
основополагающих законов в сфере организации и прохождения
государственной службы.
Ведущее место в законотворческой деятельности депутатов занял
финансово-экономический блок вопросов. Разрабатывалась стратегия
поиска новых источников доходов, внедрения правовых механизмов,
способствующих улучшению налогового, инвестиционного климата в
регионе.
Все расходные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа,
закрепленные за ним в результате проводимой реформы, обеспечены
финансовыми средствами. Депутаты уделяли самое пристальное
внимание вопросам наполнения, эффективности исполнения бюджета
автономного округа. Несмотря на масштабное, в рамках государства,
перераспределение финансовых ресурсов, все эти годы нам удавалось
принимать социально направленный бюджет. Ежегодно увеличивались
ассигнования на здравоохранение, образование, социальную политику
и культуру, в целом на поддержку работников бюджетной сферы.
В течение всего периода деятельности депутатов третьего созыва
бюджет округа утверждался своевременно - до начала финансового
года. Это является показателем стабильности, профессионализма и
ответственности депутатов, Губернатора, Администрации автономного
округа, принимающих участие в разработке этого документа.
Социальная политика всегда была приоритетом в работе
Государственной Думы автономного округа. Все прошедшие пять лет
депутатский корпус занимался разработкой и совершенствованием
окружного законодательства по всем направлениям социального
развития.
Обеспечение достойного уровня жизни социально незащищенных
слоев населения - одна из наших общих задач. С этой целью
законодательно устанавливались ежемесячные доплаты,
компенсационные выплаты, принимались меры дополнительной
материальной поддержки отдельных категорий граждан.
Одним из примеров может стать Закон автономного округа "О
мерах по социальной защите граждан, выполнявших задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территории
Российской Федерации и республик бывшего СССР". Причиной
разработки такого закона стали непосредственные обращения к
депутатам окружной Думы военнослужащих, проходивших военную службу
в "горячих точках", Комитета солдатских матерей.
В декабре 2004 года принят Закон "О гарантиях и компенсациях
работникам бюджетной сферы, проживающим на территории Ямало-
Ненецкого автономного округа в сельской местности". Гарантии,
предоставленные окружной властью сельским учителям и врачам, уже в
ближайшее время помогут привлечь молодых специалистов на работу в
районы и поселки.
Немаловажным является принятый Закон "О ежемесячном
дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги
перед Ямало-Ненецким автономным округом".
Неоспорима значимость социальной роли системы образования,
культуры, вопросов молодежной политики, спорта, охраны материнства
и детства. Поддержка этих направлений обеспечивалась принятием
специальных законов автономного округа и окружных целевых
программ.
Особым направлением работы органов государственной власти
автономного округа является развитие жилищной сферы.
Государственной Думой был принят ряд жизненно важных для населения
автономного округа законов.
Поэтапному решению проблемы обеспечения ямальцев качественным
доступным жильем будут способствовать принятые депутатами целевые
жилищные программы для молодых семей, лиц из числа коренных
малочисленных народов, ямальцев, выезжающих из районов Крайнего
Севера, а также программы переселения из ветхого и аварийного
жилья.
Оказание государственной поддержки коренным малочисленным
народам - один из первоочередных вопросов в сфере развития
северных регионов России.
В Ямало-Ненецком автономном округе все эти годы создавалась
особая нормативная правовая база по этому вопросу. Основным
правоустанавливающим документом стал Устав автономного округа. В
нем установлен приоритет политики автономного округа - сохранение
самобытного образа жизни, культурного и экономического развития
коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей,
проживающих на исконной территории своих предков. Закреплена норма
об установлении квоты представительства коренных малочисленных
народов в законодательном органе государственной власти округа.
В законах автономного округа о бюджете, недропользовании,
охране окружающей среды закреплены нормы, гарантирующие права
коренным малочисленным народам Севера.
Сегодня, после четкого разграничения полномочий по уровням
власти, вопрос поддержки, сохранения и развития коренных
малочисленных народов Севера - практически исключительная
федеральная прерогатива. Будем надеяться, что в основе
государственной политики будут впредь учитываться положения,
разработанные, в том числе, и ямальскими законодателями.
Значительные усилия приложены депутатами для обеспечения
государственной политики в основных сферах и отраслях
промышленности, недропользования, транспорта и связи,
строительства, жилищно-коммунального хозяйства.
Для улучшения социально-экономической обстановки в округе были
приняты законы о стимулировании роста объемов производства,
государственной поддержке агропромышленного комплекса.
В качестве важных стратегических задач мы рассматриваем
экологическую безопасность и рациональное использование природных
ресурсов. Наша законотворческая деятельность по этим вопросам была
направлена на сокращение экологических рисков и обеспечение
благоприятных условий проживания людей, усиление социальной
ответственности предприятий топливно-энергетического комплекса.
Создавалась необходимая правовая база по охране окружающей
среды, предупреждению природных катаклизмов, техногенных
катастроф.
Формирование единого законодательного поля России невозможно
без объединения усилий всех ветвей власти, и прежде всего -
законодателей. Все шире становится круг вопросов, по которым мы
взаимодействуем с федеральным центром, укрепляются
межпарламентские взаимоотношения.
В период полномочий депутатов третьего созыва с рабочими
визитами наш округ посетили Президент России Владимир Владимирович
Путин, руководители обеих палат Парламента и Правительства
Российской Федерации, депутаты Европарламента. В ходе проведенных
встреч были выработаны решения, направленные на укрепление и
дальнейшее развитие потенциала региона.
Нами приняты законы автономного округа о соглашениях о
сотрудничестве в различных сферах между Кировской, Челябинской,
Рязанской областями, Чувашской Республикой и Ямало-Ненецким
автономным округом.
В июне 2002 года заключено Соглашение о сотрудничестве между
Курганской областной Думой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Активную работу продолжает окружная Дума в союзе
законодательных органов государственной власти Ямала, Югры, юга
Тюменской области - Совете трех Дум, образованном более 10 лет
назад.
Период деятельности депутатов третьего созыва, а особенно 2004
год, войдет в историю автономного округа как важный этап развития
законодательства Ямала в период проведения федеративных реформ и
укрепления местного самоуправления.
Этому в значительной степени способствовало сложившееся
конструктивное взаимодействие между всеми ветвями и уровнями
государственной власти и местным самоуправлением в автономном
округе.
Выражаю искреннюю благодарность коллегам депутатам,
Губернатору автономного округа Юрию Васильевичу Неелову, всем
участникам законотворческого процесса: руководителям федеральных
органов власти всех уровней, работникам Администрации автономного
округа и муниципальных образований, руководителям учреждений и
предприятий округа, специалистам аппарата окружной Думы за
плодотворный совместный труд в течение прошедших пяти лет.
Совсем скоро история ямальского парламентаризма продолжится с
новой страницы. В ближайшее время будет сформирован
законодательный орган власти четвертого созыва.
Выражаю надежду, что преемственность в деятельности ямальского
парламента сохранится и в работе депутатского корпуса нового
созыва. Поддержка перспективных инициатив, внедрение современных
форм работы, совершенствование сложившихся традиций, усиление
контроля за выполнением принятых законов - все это должно получить
новые импульс и звучание.
Опыт и традиции Государственной Думы Ямало-Ненецкого
автономного округа послужат мудрым решениям в создании таких
законов, которые и далее будут всемерно развивать экономику Ямала
- опорного края нашей страны, служить всестороннему повышению
качества жизни населения Ямала - части великой России!
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
|