13 сентября 2004 года N 306
-------------------------------------------------------------------
ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2005 ГОД
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О
бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком
автономном округе" постановляю:
1. Определить основные направления бюджетной и налоговой
политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 год согласно
приложению к настоящему Постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
Свинцову А.П.
Вице-Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
И.Л.ЛЕВИНЗОН
г. Салехард
13 сентября 2004 года
N 306
Приложение
к Постановлению
Губернатора
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 13 сентября 2004 г. N 306
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2005 ГОД
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-
Ненецкого автономного округа на 2005 год направлены на решение
задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании
Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года,
Бюджетном послании Федеральному Собранию и Правительству
Российской Федерации от 12 июля 2004 года, и являются в
соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
неотъемлемым элементом процедуры подготовки проекта
консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа
(далее - бюджет автономного округа).
Основные итоги социально-экономического развития Ямало-
Ненецкого автономного округа и реализация бюджетной политики в
текущем году свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций
последних лет, формируя условия для динамичного развития региона.
Результатом проводимой в автономном округе бюджетной и налоговой
политики в 2003 году и первой половине 2004 года стало выполнение
поставленных задач и достижение намеченных целей.
Повышено качество бюджетного планирования на основе трехлетнего
перспективного финансового плана, внедрены элементы среднесрочного
планирования.
Завершен переход к казначейскому исполнению окружного и местных
бюджетов.
Увеличена доходная база автономного округа за счет развития
несырьевого сектора промышленности и диверсификации экономики.
Профинансированы основные мероприятия, предусмотренные в
окружном бюджете, сохранены приоритеты социальной направленности
окружного бюджета и повышения уровня социальной защищенности
населения.
Проведена плановая индексация заработной платы работников
организаций бюджетной сферы, продолжена государственная поддержка
социально незащищенных слоев населения автономного округа.
В 2004 году сохранены присвоенные Ямало-Ненецкому автономному
округу инвестиционный и кредитный рейтинги.
Проведена работа по совершенствованию структуры
государственного долга автономного округа, обеспечен переход от
краткосрочных дорогостоящих заимствований к долгосрочным.
Сохранена государственная поддержка приоритетных отраслей
экономики автономного округа и организаций традиционной
хозяйственной деятельности.
Особенностью следующего бюджетного года будет вступление в силу
Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в
соответствии с которым внесены соответствующие поправки в
Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
Результатом реализации поправок в законодательство станет
существенное расширение бюджетных полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по формированию расходов соответствующих
бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления расходных
обязательств будут определяться региональными и муниципальными
нормативными правовыми актами.
В число основных задач бюджетной политики на 2005 год, в первую
очередь, входит решение социальных задач, и в их числе -
реализация мероприятий, направленных на повышение уровня жизни
населения. Вторая не менее важная задача - это обеспечение
сбалансированности окружного бюджета и бюджетной системы Ямало-
Ненецкого автономного округа в целом, а также усиление
предварительного контроля за целевым и эффективным использованием
бюджетных средств.
Начиная с 2005 года распределение основных налоговых доходов
между уровнями бюджетной системы закреплено на долговременной
основе бюджетным законодательством Российской Федерации. Это
создаст условия для внедрения среднесрочного бюджетного
планирования, обеспечит стабильность и предсказуемость доходов
бюджетов автономного округа, а также повысит ответственность
соответствующих уровней власти за реализацию бюджетной политики.
Основной задачей бюджетной и налоговой политики в области
доходов в 2005 году остается увеличение налогооблагаемой базы
автономного округа, улучшение администрирования неналоговых
платежей. В этих целях по каждому виду неналоговых платежей будет
закреплен уполномоченный орган исполнительной власти автономного
округа, который будет осуществлять его администрирование.
Необходимо провести работу по решению проблемы взыскания
налоговой задолженности с предприятий и организаций, уделив особое
внимание организациям, в отношении которых процедуры банкротства,
и обеспечить представление интересов автономного округа и
муниципальных образований в делах о несостоятельности
(банкротстве).
В целях приведения нормативно-правовой базы автономного округа
в соответствие с изменениями бюджетного и налогового
законодательства, вступающими в силу с 1 января 2006 года,
необходимо в 2005 году закончить работу по оценочному зонированию
территорий и установлению их кадастровой стоимости для введения
земельного налога на территориях муниципальных образований, а
также провести переоценку инвентаризационной стоимости имущества
физических лиц для введения нового порядка расчета налога на
имущество физических лиц.
Необходимо продолжить работу по созданию благоприятных условий
для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в
том числе малого бизнеса.
В 2005 году одним из основных направлений остается
государственная поддержка инвестиционной деятельности. Необходимо
обеспечить расширение налогооблагаемой базы за счет реализации
новых инвестиционных проектов, разработанных в целях
диверсификации экономики. Усилия автономного округа в данном
направлении уже привели к росту объемов производства, появлению
новых рабочих мест. В следующем году будет продолжено
взаимовыгодное сотрудничество с вертикально-интегрированными
компаниями.
Направление бюджетных средств на реализацию инвестиционных
проектов в сфере строительства будет определяться исходя из
возможностей бюджета автономного округа с учетом приоритетности
использования инвестиций на решение социальных задач.
В целях повышения эффективности государственных расходов
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22
мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов", которым одобрена Концепция реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах (далее -
Концепция).
Органам государственной власти автономного округа предстоит
разработать и утвердить план работы по реализации принятой
Правительством Российской Федерации Концепции.
Формирование консолидированного бюджета автономного округа на
2005 год будет проходить одновременно с реформированием всей
системы бюджетного процесса в Российской Федерации. Основными
направлениями этой реформы станут реформирование бюджетной
классификации Российской Федерации и бюджетного учета, выделение в
составе бюджетов всех уровней расходов действующих и принимаемых
обязательств, совершенствование среднесрочного финансового
планирования, совершенствование и расширение сферы применения
программно-целевых методов планирования, упорядочение процедур
составления и рассмотрения бюджета.
В рамках реализации Концепции бюджетная классификация и
бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом,
гарантирующим прозрачность деятельности администраторов бюджетных
средств. Достижение этих целей будет осуществляться путем
применения кода администратора бюджетных средств ко всем
операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета и четкого
закрепления неналоговых доходов бюджетной системы автономного
округа за администраторами соответствующих платежей (бюджетных
средств).
Федеральным законом о бюджетной классификации в 2005 году будут
закреплены лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной
системы коды, органы власти автономного округа при принятии закона
о бюджете на очередной финансовый год будут иметь право
определения дальнейшей структуры классификации.
В 2005 году приоритетной остается задача оптимизации расходов
окружного бюджета, в том числе за счет модернизации объектов
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Продолжится реформирование жилищно-коммунального комплекса
автономного округа, направленное на улучшение качества услуг при
одновременном снижении затрат на их предоставление. Особо
чувствительная для населения сторона реформы, выражающаяся в
переходе к стопроцентной оплате жилья и коммунальных услуг, будет
смягчаться предоставлением населению адресных субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг.
В целях гарантированного обеспечения транспортного сообщения в
населенных пунктах автономного округа в 2005 году продолжится
развитие сети автомобильных дорог общего пользования,
строительство временных зимних автомобильных дорог в
труднодоступные поселки. Одновременно будет реализовываться
комплекс мер по ремонту, содержанию и реконструкции автомобильных
дорог общего пользования.
За счет средств бюджета округа будет осуществляться
субсидирование организаций автомобильного, воздушного и речного
транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки на
межмуниципальных маршрутах, что позволит сохранить доступность
услуг для населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
В целях повышения эффективности государственных расходов
необходимо, чтобы бюджетному процессу на всех стадиях
сопутствовала системная оценка планов и показателей работы всех
органов исполнительной власти, при этом повышение
самостоятельности бюджетополучателей в распоряжении средствами
должно сопровождаться ростом их ответственности за результаты
работы.
Начиная с 2005 года необходимо продолжить внедрение новых
методов формирования бюджета и новой единой методики оценки
результативности и эффективности бюджетных расходов и изменения
акцентов контроля за исполнением бюджета.
Переход от управления бюджетными затратами к управлению
результатами с учетом разграничения полномочий и введения новых
методов бюджетирования учреждений в зависимости от функций
распорядителей бюджетных средств и достижения общественно-
значимого конечного результата станет основным принципом бюджетной
реформы.
Работа органов государственной власти и местного самоуправления
будет только тогда эффективной, когда результативность
деятельности каждого органа власти, каждого должностного лица
будет оцениваться не столько по количеству потраченных средств,
сколько по достигнутым результатам.
Основной задачей в области межбюджетных отношений станет
выстраивание новой системы финансовых и имущественных отношений
между участниками бюджетного процесса в рамках реализации
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". В рамках соблюдения
основных принципов бюджетного федерализма и правовых норм в
разграничении доходных и расходных полномочий автономного округа и
муниципальных образований в следующем году предусматривается
делегировать часть государственных полномочий органов власти
автономного округа на местный уровень бюджетной системы с
передачей финансовых средств в виде субвенций.
Предусмотренные в 2005 году мероприятия по совершенствованию
межбюджетных отношений позволят решить задачу обеспечения
достаточными финансовыми источниками местные бюджеты и позволят
исключить практику выборочного или частичного исполнения
возложенных на соответствующий уровень бюджетной системы расходных
обязательств.
Необходимо провести перераспределение государственной и
муниципальной собственности. Каждый уровень власти должен иметь
только то имущество, которое необходимо ему для исполнения
закрепленных за ним полномочий.
Предлагаемые реформы позволят установить стабильные и
долговременные принципы формирования межбюджетных отношений, что
улучшит экономическое положение муниципальных образований, а также
создаст условия для их устойчивого социально-экономического
развития на долговременную перспективу.
Важнейшим приоритетом бюджетной политики остается социальная
сфера. Значительный объем расходов по данному направлению будет
ориентирован на улучшение качества жизни населения и снижение
уровня бедности.
В 2005 году дальнейшее развитие получит сфера образовательных
услуг. Результативность реформ в этой сфере сегодня следует
измерять по показателям качества образования, его доступности и
соответствия потребности рынку труда.
В рамках реформирования системы образования необходимо
обеспечить бесплатное полное среднее образование в пределах
государственного образовательного стандарта с одновременным
увеличением на базе учреждений образования дополнительных платных
услуг.
В 2005 году средства на обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального,
среднего и дополнительного общего образования в
общеобразовательных учреждениях будут выделяться бюджетам
муниципальных образований из окружного бюджета в виде субвенций.
Учитывая положительные результаты по применению возвратных
образовательных субсидий для получения высшего профессионального
образования, Администрация автономного округа и дальше продолжит
работу в этом направлении.
Необходима модернизация здравоохранения, главной целью которой
будет повышение доступности и качества медицинской помощи для
широких слоев населения, гарантии бесплатной медицинской помощи
должны быть общеизвестны и понятны населению и только повышение
уровня комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.
Грамотное финансирование организационных, технологических мер, а
также развитие платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями
здравоохранения, позволит перейти от сметного принципа содержания
медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество
медицинский помощи.
Требует дальнейшего реформирования система социальных льгот. В
2005 году следует четко установить и разграничить ответственность
уровней власти в сфере социальной поддержки населения. Система
социальных льгот и выплат должна стать более справедливой, она
должна быть ориентирована на тех, кто действительно в ней
нуждается. Бюджетные средства будут направлены на создание
условий, максимально позволяющих гражданам самим обеспечить
достойный уровень и качество жизни с одновременным
совершенствованием системы социального обслуживания престарелых
граждан, малообеспеченных семей, одиноких матерей и детей.
В 2005 году будет продолжена социальная поддержка коренных
малочисленных народов Севера, проживающих на территории
автономного округа.
В результате отмены жестких требований по установлению уровня
оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по
оплате труда работников бюджетной сферы) региональные власти и
органы местного самоуправления получат возможность, в пределах
имеющихся финансовых ресурсов, самостоятельно решать вопросы
определения уровня оплаты труда.
В предстоящем году необходимо внести коррективы в порядок
разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ.
Каждая программа должна иметь четкую формулировку цели и
ответственности администратора программы, систему показателей
оценки результативности ее реализации, описание системы управления
и отчетности.
Контролирующие органы должны взять под особый контроль
результативность осуществления социальных программ.
Свою роль в реализации поставленных задач должно сыграть
совершенствование казначейской системы исполнения бюджета, что
позволит обеспечить оперативное управление финансовыми ресурсами
автономного округа и своевременное получение всей необходимой для
этого процесса информации.
В 2005 году бюджетная политика в автономном округе, как и в
предыдущие годы, будет направлена в первую очередь на повышение
качества жизни живущих в округе людей. Этот показатель был и
остается важнейшим при определении экономического благополучия и
инвестиционной привлекательности Ямало-Ненецкого автономного
округа.
Переход к реформе региональной и местной власти требует
серьезной подготовки. Проводимые реформы должны проводиться без
ущемления интересов граждан и социальных потрясений. Нельзя
допустить снижения социальной защищенности человека, необходимо
сохранить уровень социальной защиты населения и динамику повышения
заработной платы бюджетникам, уровень коммунальных платежей
граждан.
Преемственность бюджетной и налоговой политики, продолжение
преобразований, уже проверенных практикой последних лет, будут
способствовать выполнению главной стратегической задачи - создания
экономической основы для устойчивого развития автономного округа,
повышения благосостояния населения автономного округа на
долгосрочную перспективу.
|