11 февраля 2004 года N 5-ЗАО
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 28 января 2004 года
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Настоящий Закон определяет общие организационно-правовые нормы
в области защиты населения, земельного, водного и воздушного
пространства, объектов производственного и социального назначения,
а также окружающей природной среды в пределах границ Ямало-
Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) от
чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными
причинами и имеющих межмуниципальный и региональный характер
(далее - чрезвычайные ситуации).
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Действие настоящего Закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти
автономного округа, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности (далее -
организации) и граждан в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их
последствий.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, пожара, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в том числе
гибель оленей и уничтожение рыбных запасов.
Защита населения и территорий - комплекс взаимосвязанных по
целям, времени, ресурсам и месту проведения мероприятий,
направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций,
а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС) - совокупность
органов управления, сил и средств федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, в полномочия которых входит решение задач в области
защиты населения и территорий.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на
транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к
разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению
или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств,
сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса
и нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие
жертвы или ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение
объектов и других материальных ценностей в значительных размерах
или нанесшая серьезный ущерб окружающей среде.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют,
производят, перерабатывают, хранят или транспортируют
радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и
биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения
чрезвычайной ситуации, а также другие объекты, относящиеся к
категории опасных производственных объектов в соответствии с
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов".
Потенциально опасные объекты подразделяются на классы по
степени опасности в зависимости от масштабов прогнозируемых
чрезвычайных ситуаций в соответствии федеральным
законодательством.
Объект жизнеобеспечения - объекты водоснабжения и канализации,
очистки сточных вод, тепло- и энергоснабжения, гидротехнические
сооружения.
Декларация промышленной безопасности - документ, отражающий
всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ
достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по
обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного
производственного объекта в соответствии с требованиями
промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации
последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку
мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии
и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном
производственном объекте.
Нормативные документы в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций - нормативные правовые и нормативно-
технические акты, стандарты, нормы и правила, содержащие
требования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также смягчения их последствий.
Служба спасения - самостоятельная или входящая в состав
аварийно-спасательной службы структура, создаваемая органами
местного самоуправления, предназначенная для проведения поисковых
и аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования, оснащенная специальными техникой, оборудованием,
снаряжением, основу которой составляют спасатели, подготовленные и
аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты
населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и
территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций
осуществляется на основе Конституции Российской Федерации,
Федерального закона "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иных
федеральных законов и нормативных правовых актов Российской
Федерации, Устава (Основного закона) автономного округа,
настоящего Закона, иных нормативных правовых актов автономного
округа, органов местного самоуправления.
Статья 3. Окружная подсистема РСЧС
1. Окружная подсистема РСЧС является территориальной
подсистемой РСЧС, предназначенной для организации работы по защите
населения и территорий автономного округа от чрезвычайных
ситуаций, и состоит из муниципальных звеньев, соответствующих
административно-территориальному делению автономного округа. Это
централизованная система защиты населения и территорий автономного
округа от чрезвычайных ситуаций, организованная по территориально-
производственному принципу, при котором планирование и проведение
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется как по линии органов государственной власти
автономного округа и местного самоуправления, так и через
организации, осуществляющие производственную и хозяйственную
деятельность.
2. Окружная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы
и средства окружного подчинения, включая силы и средства
гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным
законодательством, органов местного самоуправления, организаций,
расположенных на территории автономного округа, в полномочия
которых входит решение вопросов по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
3. Организация, состав сил и средств, включая силы и средства
гражданской обороны, порядок функционирования окружной подсистемы
РСЧС определяются положением об окружной подсистеме РСЧС,
утверждаемым Губернатором автономного округа. Общее руководство
окружной подсистемой РСЧС осуществляет Губернатор автономного
округа, а муниципальными звеньями - органы местного самоуправления
муниципальных образований.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 4. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
1. В целях координации деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций в области
обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и пожаров при Администрации автономного
округа создается постоянно действующая комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности. Положение о комиссии и ее персональный состав
утверждаются Губернатором автономного округа. Решения комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ее
компетенцией, являются обязательными для органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности,
расположенных на территории автономного округа либо имеющих на
территории автономного округа потенциально опасные объекты и
объекты жизнеобеспечения.
2. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются также при
органах местного самоуправления и в организациях, эксплуатирующих
потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения. Положение
о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности
муниципального образования утверждается органами местного
самоуправления муниципального образования. Решения комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ее
компетенцией, являются обязательными для организаций независимо от
форм собственности, расположенных на территории муниципального
образования либо имеющих на территории муниципального образования
потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
3. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
организации утверждается руководителем организации по согласованию
с руководителем органа управления, специально уполномоченного на
решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций при органах местного самоуправления.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 5. Орган исполнительной власти автономного округа в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Администрация автономного округа осуществляет свои полномочия в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
вопросам, отнесенным к ее ведению, непосредственно через орган
исполнительной власти автономного округа в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 6. Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов
государственной власти автономного округа, органов местного
самоуправления и организаций в этой области является гласной и
открытой, если иное не предусмотрено федеральным
законодательством.
2. Органы исполнительной власти автономного округа, органы
местного самоуправления и руководители организаций, находящихся на
территории автономного округа, информируют население через
средства массовой информации и по иным каналам связи о состоянии
защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных
ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и
способах защиты населения и территории от их последствий.
3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются органы государственной власти автономного округа
и (или) органы местного самоуправления либо финансирующиеся
полностью или частично за счет средств окружного бюджета или
бюджетов муниципальных образований, незамедлительно и на
безвозмездной основе публикуют информацию в области защиты
населения и территорий по требованию органов, специально
уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
4. Органы, специально уполномоченные на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на безвозмездной
основе получают от органов государственной власти автономного
округа, органов местного самоуправления, организаций оперативную и
статистическую информацию, необходимую для выполнения задач по
прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
5. Уполномоченные государственные органы, организации,
осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль за состоянием
окружающей среды и потенциально опасных объектов, обязаны
незамедлительно и на безвозмездной основе информировать органы,
специально уполномоченные на решение задач по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, о неблагоприятных событиях и
прогнозах.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
6. Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально
опасные объекты, обязаны незамедлительно сообщить о возникшей
чрезвычайной ситуации или угрозе чрезвычайной ситуации на
подведомственном объекте в органы, специально уполномоченные на
решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, по месту нахождения объекта.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 7. Полномочия Государственной Думы автономного округа в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная Дума автономного округа:
1) принимает законы автономного округа и обеспечивает
единообразие законодательного регулирования в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование
деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
3) утверждает окружные целевые программы в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) устанавливает в пределах полномочий, определенных налоговым
законодательством, налоговые льготы, стимулирующие деятельность по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
5) устанавливает дополнительные гарантии социальной поддержки
для спасателей и лиц оперативного состава органов, специально
уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 8. Полномочия Администрации автономного округа в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Администрация автономного округа осуществляет свои полномочия в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 9. Утратила силу. - Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 10. Специальные целевые программы
Губернатор автономного округа и органы местного самоуправления
муниципальных образований организуют разработку и обеспечивают
выполнение специальных целевых программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях
устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с
обеспечением жизнедеятельности населенных пунктов.
Статья 11. Нормативное правовое регулирование обеспечения
защиты населения и территорий
1. Органы государственной власти автономного округа вправе
разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции
нормативные документы в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, не снижающие требований безопасности,
установленных федеральными нормативными документами. Указанные
нормативные документы, кроме внесенных органом исполнительной
власти автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, подлежат обязательному с ним согласованию.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Нормативные документы в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций подлежат официальному
опубликованию.
Статья 12. Обязанности организаций, эксплуатирующих
потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения
Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные
объекты и объекты жизнеобеспечения на территории автономного
округа, несут всю полноту ответственности за безопасность
деятельности организаций, а также населения, проживающего вблизи,
и обязаны обеспечить разработку и реализацию мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из
эксплуатации объектов, в том числе:
1) разработку распорядительных и организационных документов по
вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
2) разработку и реализацию объектовых планов мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) прогнозирование чрезвычайных ситуаций, определение и
периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций
для производственного персонала и населения на прилегающей
территории;
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
4) обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и
средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
5) подготовку персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;
6) проведение объектовых учений и тренировок по отработке
практических действий, направленных на локализацию и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций различного характера;
7) декларирование безопасности, лицензирование и страхование
ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного
производственного объекта;
8) информирование органов управления окружной подсистемы РСЧС,
общественных организаций и граждан о состоянии и мерах обеспечения
безопасности на подведомственных объектах и прилегающей
территории;
9) подготовку, комплектование и поставку документации на
потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения для
территориального страхового фонда документации автономного округа;
10) выполнение других требований нормативных документов в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 13. Территориальный страховой фонд документации
автономного округа
1. Территориальный страховой фонд документации автономного
округа (ТСФД ЯНАО) представляет собой совокупность упорядоченных и
надежно хранимых массивов управленческой, конструкторской,
технологической, инженерно-изыскательской, проектной, нормативной,
научной, историко-культурной и другой документации,
зафиксированной на компактных носителях информации и необходимой
для обеспечения устойчивого управления экономикой автономного
округа и сохранения (восстановления) промышленного потенциала,
научного и историко-культурного наследия в условиях военного
времени, а также ведения аварийно-спасательных и аварийно-
восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Порядок создания и функционирования ТСФД ЯНАО
устанавливается Губернатором автономного округа.
Статья 14. Единые дежурно-диспетчерские службы
1. В целях достижения оперативности и достоверности
своевременно передаваемой информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, координации деятельности всех
дежурных служб органов управления и организаций, входящих в
окружную подсистему РСЧС, при органе исполнительной власти
автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций создается единая дежурно-диспетчерская
служба. Задачи, структура и функции единой дежурно-диспетчерской
службы определяются постановлением Губернатора автономного округа.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Для реализации указанных в части 1 настоящей статьи задач на
муниципальном уровне органы местного самоуправления создают единые
дежурно-диспетчерские службы на базе телефонного номера "01".
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального
образования утверждается органами местного самоуправления
муниципального образования по согласованию с органом
исполнительной власти автономного округа в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 15. Территориальная система мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
1. В целях координации и объединения усилий органов управления
и организаций, осуществляющих на территории автономного округа
мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций и их социально-экономических последствий, создается
территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Положение о территориальной
системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций утверждается Губернатором автономного
округа.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Координационным органом территориальной системы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера является окружной центр
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, входящий в структуру
органа исполнительной власти автономного округа в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными
задачами окружного центра мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера являются сбор, обобщение, анализ данных и представление
в органы государственной власти и органы местного самоуправления
информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций на
территории автономного округа, прогнозирование чрезвычайных
ситуаций и их последствий, выработка рекомендаций по устранению
причин чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
3. Органы государственной власти автономного округа, органы
местного самоуправления и организации обязаны учитывать результаты
прогноза и составленные на его основе рекомендации, а также
своевременно обеспечивать население и организации информацией о
результатах прогнозирования и мерах по предупреждению чрезвычайных
ситуаций.
Статья 16. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Подготовка руководителей и специалистов организаций,
учащегося и неработающего населения, а также сил окружной
подсистемы РСЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации и Администрацией автономного округа в пределах своей
компетенции.
2. Подготовка руководителей и специалистов организаций,
учащегося и неработающего населения, а также сил окружной
подсистемы РСЧС осуществляется в общеобразовательных учреждениях,
в учреждениях среднего и высшего профессионального образования,
повышения квалификации, в учебно-консультационных пунктах
муниципальных образований, в окружном учебно-методическом центре
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и непосредственно
по месту работы.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 17. Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций на территории автономного округа
обеспечивается органами управления, входящими в окружную
подсистему РСЧС, совместно с общественными объединениями,
осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения
людей, органами государственной власти автономного округа,
органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций используются все средства массовой информации.
Статья 18. Международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрация автономного округа участвует в пределах своей
компетенции в выполнении международных договоров Российской
Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса
страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о
сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-
территориальными и государственно-территориальными образованиями,
иностранными юридическими лицами.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 19. Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Государственный надзор и контроль в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций - специальный вид
государственной надзорной деятельности, осуществляемый
должностными лицами органов, специально уполномоченных на решение
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
целях контроля за соблюдением требований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проверки полноты
выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Государственный надзор и контроль в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в
соответствии с федеральным законодательством, законодательством
автономного округа и приказами руководителя органа исполнительной
власти автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 20. Права должностных лиц органа исполнительной власти
автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций при проведении мероприятий по контролю и
надзору
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
1. Должностные лица органа исполнительной власти автономного
округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
при исполнении должностных обязанностей имеют право:
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
1) осуществлять проверку выполнения органами местного
самоуправления и организациями требований нормативных документов в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) выдавать организациям обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) давать в пределах своих полномочий указания в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) проводить в любое время суток оперативные проверки
готовности потенциально опасных объектов, объектов
жизнеобеспечения и дежурно-диспетчерских служб к предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также учения и тренировки с
привлечением сил и средств объекта и окружной подсистемы РСЧС;
5) ставить перед федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности,
вопрос об ограничении, приостановлении действия или отзыве
лицензии на осуществление вида деятельности в случае нарушения
требований по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
6) составлять протоколы о совершении административных
правонарушений в соответствии с федеральным законодательством;
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
7) ходатайствовать о привлечении к ответственности в порядке,
установленном федеральным законодательством, виновных в нарушении
требований по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
8) приостанавливать полностью или частично работу потенциально
опасных объектов, проведение отдельных видов работ при выявлении
нарушения требований нормативных документов в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке,
установленном статьей 39 настоящего Закона;
9) осуществлять в пределах своей компетенции иные
предусмотренные федеральным законодательством и законодательством
автономного округа действия, направленные на выполнение требований
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Правами, установленными в части первой настоящей статьи,
наделяются также руководители органов управления, специально
уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, и их
заместители при осуществлении государственного надзора и контроля
по заданию органа исполнительной власти автономного округа в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этом
случае они действуют от имени органа исполнительной власти
автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 21. Единая регистрация опасных веществ и материалов
1. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье
человека и окружающую среду опасных веществ и материалов в
автономном округе устанавливается единая государственная система
регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр
вредных веществ и материалов. В государственный регистр вредных
веществ и материалов вносятся наименование каждого опасного
вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях
опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной
организации.
2. Ведение государственного регистра вредных веществ и
материалов возлагается на орган исполнительной власти автономного
округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Органы управления, специально уполномоченные на решение
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
при органах местного самоуправления, ведут учет опасных веществ и
материалов, обращающихся на территории муниципального образования.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 22. Декларирование безопасности потенциально опасных
объектов
Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные
объекты, расположенные на территории автономного округа, в
обязательном порядке представляют в орган исполнительной власти
автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций копию экспертного заключения и копию
декларации промышленной безопасности, содержащую перечень и
показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф,
проявления угрозы жизни и (или) здоровью работающего персонала и
(или) населения прилегающих к объекту территорий. Порядок,
содержание и сроки представления декларации промышленной
безопасности определяются в соответствии с федеральным
законодательством.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 23. Государственная экспертиза
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и
проводится специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти автономного
округа в целях проверки и выявления степени их соответствия
установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
автономного округа.
Статья 24. Контроль за организациями и объектами, потенциально
опасная деятельность которых подлежит лицензированию
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
1. Органы управления, специально уполномоченные на решение
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
при органах местного самоуправления, ведут учет организаций и
объектов, потенциально опасная деятельность которых подлежит
лицензированию, и проводят оценку готовности потенциально опасного
объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. По результатам проведения оценки готовности потенциально
опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и достаточности мер по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций органом исполнительной власти автономного
округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
подготавливается положительное или отрицательное заключение,
которое направляется в соответствующий лицензирующий орган для
рассмотрения вопроса о соблюдении соискателем лицензии
лицензионных требований и условий и принятия решения о выдаче
лицензии, продлении срока ее действия либо лишении лицензии.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Глава V. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 25. Готовность потенциально опасных объектов к действиям
в чрезвычайных ситуациях
1. Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся
в зоне возможного влияния других потенциально опасных объектов,
должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации
возможных чрезвычайных ситуаций.
2. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты,
подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссиями органов, специально
уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций (федерального, регионального или
автономного округа в зависимости от класса потенциально опасного
объекта). Порядок проведения оценки готовности объекта
устанавливается федеральными нормативными правовыми актами и
нормативными правовыми актами автономного округа.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
3. Показатели готовности объектов и территорий к такого рода
действиям устанавливаются органами управления РСЧС и окружной
подсистемы РСЧС и отражаются в планах действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, заранее разрабатываемых для
каждого такого объекта, территории.
4. На каждом потенциально опасном объекте создаются локальные
системы организации наблюдения, контроля и оповещения,
деятельность которых организуют руководители объектов.
Статья 26. Оповещение о чрезвычайной ситуации
1. Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей
организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны
немедленно уведомить орган управления, специально уполномоченный
на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, при соответствующем муниципальном образовании о
возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной
ситуации.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Органы управления, в распоряжение которых поступила
информация о возникновении чрезвычайной ситуации, обязаны:
1) немедленно оповестить население, руководителей органов
местного самоуправления и объектов, расположенных в опасной зоне,
о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни,
здоровья и имущества граждан;
2) привести в действие первоочередные меры плана предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проинформировать вышестоящий орган управления окружной
подсистемы РСЧС.
Статья 27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
1. В целях обеспечения необходимых условий для успешного
осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы
управления окружной подсистемы РСЧС в пределах своей компетенции:
1) ограничивают или запрещают доступ в зону чрезвычайной
ситуации;
2) проводят мобилизацию необходимых материально-технических
ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, средств
связи, производственной продукции) организаций с последующей
компенсацией нанесенного ущерба;
3) обеспечивают доступ аварийно-спасательным формированиям на
любые объекты, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации;
4) создают условия, препятствующие распространению чрезвычайной
ситуации и опасных факторов, в том числе путем устройства
искусственных преград, разрывов, сноса строений;
5) изменяют режим работы организаций, производят иные изменения
производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые
для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
6) прекращают либо приостанавливают функционирование
организаций, на которых возникла чрезвычайная ситуация или
деятельность которых может усугубить возможные вредные
последствия;
7) объявляют карантин или особое положение с указанием
необходимых ограничений;
8) проводят эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному
воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью
населения.
2. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, муниципальных образований, на территории
которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным
руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям и
пожарной безопасности.
3. Непосредственное руководство всеми силами и средствами,
привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их
взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной
ситуации, определяемый в соответствии с действующим
законодательством или планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций либо назначаемый решениями органа
исполнительной власти автономного округа или органа местного
самоуправления, руководителей организаций, к компетенции которых
отнесено решение данных вопросов.
4. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций,
направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются
обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
5. Первоначальные действия по локализации и ликвидации
возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее
разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы,
что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать
ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации
обращается за помощью в комиссию автономного округа по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, которая берет на себя координацию или
руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказывает
необходимую помощь.
6. Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-
спасательными службами и спасателями на объекте или территории
муниципального образования осуществляются в соответствии с
Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей".
7. Ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории иностранных
представительств и других объектов, обладающих
экстерриториальностью, осуществляется с согласия их
уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном
международными договорами Российской Федерации.
Статья 28. Применение сил и средств органов внутренних дел при
ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел автономного округа применяются в соответствии с
задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного
округа.
Статья 29. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией
с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения
и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению
в порядке, устанавливаемом МЧС России. Материалы по результатам
служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться
в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела и привлечения виновных к ответственности.
Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 30. Финансирование целевых программ и других мероприятий
1. Финансирование целевых программ и других мероприятий по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению устойчивости функционирования организаций
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством,
законодательством автономного округа, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на
потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них
аварий, катастроф осуществляется за счет средств организаций,
эксплуатирующих указанные объекты.
3. Финансирование органа исполнительной власти автономного
округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет средств окружного бюджета.
(часть 3 введена Законом ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 31. Утратила силу. - Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО.
Статья 32. Платные услуги в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Перечень платных услуг в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, тарифы и порядок взимания платы
утверждаются Губернатором автономного округа.
Статья 33. Утратила силу. - Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО.
Статья 34. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно
создаются Администрацией автономного округа, органами местного
самоуправления, а также организациями в целях экстренного
привлечения необходимых средств для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с нарушением
традиционных условий жизнедеятельности коренных малочисленных
народов Севера, а также для оказания единовременной материальной
помощи гражданам, пострадавшим в данных чрезвычайных ситуациях.
2. Порядок создания, использования и восполнения средств
резервов определяется нормативными правовыми актами автономного
округа, органов местного самоуправления и организаций.
Статья 35. Содействие страхованию рисков возникновения
чрезвычайных ситуаций
1. Администрация автономного округа оказывает всемерное
содействие страховым организациям по развитию рынка страховых
услуг на территории автономного округа.
2. Орган исполнительной власти автономного округа в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы
управления, специально уполномоченные на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах
местного самоуправления, заключают соглашения о взаимодействии со
страховыми организациями, осуществляющими страхование на
территории автономного округа, целью которых является
предоставление страховым организациям сведений о возможных
объектах страхования на территории автономного округа, с одной
стороны, и привлечение средств из резерва предупредительных
мероприятий страховых организаций на финансирование мероприятий по
снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на
застрахованных объектах, развитию системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций автономного округа,
укреплению материально-технической базы аварийно-спасательных
формирований, с другой стороны.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Глава VII. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
Статья 36. Возмещение ущерба в случае гибели (смерти) спасателя
или получения им увечья
1. В случае гибели (смерти) спасателя, аттестованного на
проведение аварийно-спасательных работ, или лица оперативного
состава органов, специально уполномоченных на решение задач по
защите населения и территорий автономного округа от чрезвычайных
ситуаций (далее - спасатель), в связи с выполнением служебных
обязанностей семье погибшего (умершего) выплачивается
единовременное пособие в размере десятилетнего месячного фонда
оплаты труда указанного лица и назначается в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством, пенсия по потере
кормильца.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. При получении спасателем в связи с выполнением должностных
обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания,
исключающих возможность дальнейшей работы по специальности,
указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере его
пятилетнего месячного фонда оплаты труда.
3. Единовременные пособия, указанные в частях первой и второй
настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со
дня гибели (смерти) спасателя или со дня представления в
установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им
травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Выплаты
производятся за счет средств основного источника финансирования
органа управления или аварийно-спасательного формирования, где
проходил службу работник, с последующим взысканием с виновных лиц.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате
единовременного пособия, определяется в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
года N 855.
4. В случае гибели или получения травмы лицом, не являющимся
спасателем, но проявившим самоотверженность при ликвидации
чрезвычайной ситуации или спасении людей, вопрос о выплате ему
компенсации решается в порядке, установленном статьей 37
настоящего Закона.
Статья 37. Вознаграждение за риск
1. Руководители органа исполнительной власти автономного округа
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
руководители органов управления муниципальных образований,
специально уполномоченных на решение задач по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, вправе поощрить граждан, не
являющихся спасателями, которые с риском для собственной жизни и
здоровья участвовали в спасении людей или ликвидации чрезвычайной
ситуации, денежным вознаграждением. Денежные средства на эти цели
предусматриваются в сметах расходов органа исполнительной власти
автономного округа в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и органов управления муниципальных
образований, специально уполномоченных на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(часть 1 в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. Денежные средства, предназначенные для реализации настоящей
статьи, используются также для выплаты компенсации гражданам,
получившим увечья, или членам семей погибших при спасении людей
или ликвидации чрезвычайной ситуации.
Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении
законодательства в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к
возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных
действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность,
а организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством автономного округа.
Статья 39. Приостановка эксплуатации объектов
1. Начальник органа исполнительной власти автономного округа в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и его
заместители имеют право приостанавливать полностью или частично
работу потенциально опасных объектов, проведение отдельных видов
работ при выявлении нарушения требований нормативных документов в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
создающих угрозу безопасности людей, и (или) возникновения
чрезвычайной ситуации, выходящей за пределы объекта, а также в
случае невыполнения этих требований при проектировании,
строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении,
техническом переоснащении потенциально опасных объектов и (или)
вводе их в эксплуатацию без положительного заключения органа,
специально уполномоченного на решение задач в области защиты
населения и территорий.
(в ред. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 106-ЗАО)
2. О приостановке эксплуатации объекта выносится мотивированное
постановление, в котором указывается способ его исполнения.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его
официального опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Законом
Нормативные правовые акты автономного округа и органов местного
самоуправления в автономном округе подлежат приведению в
соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня
вступления его в силу.
Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
11 февраля 2004 года
N 5-ЗАО
|