7 июля 2003 года N 268
-------------------------------------------------------------------
ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СМОТРА-КОНКУРСА НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО
от 24.06.2005 N 254)
В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 г. N
28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера", Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении
Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской
обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и
организациями", от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания
убежищ и иных объектов гражданской обороны" постановляю:
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
1. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа с периодичностью
один раз в два года проводить окружной смотр-конкурс на лучшее
содержание, использование защитных сооружений и их готовности к
приему укрываемого населения.
(пункт 1 в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N
254)
2. Создать окружную комиссию по проведению смотра-конкурса на
лучшее содержание, использование защитных сооружений и их
готовности к приему укрываемого населения (приложение 1).
3. Утвердить Положение о проведении смотра-конкурса на лучшее
содержание, использование защитных сооружений и их готовности к
приему укрываемого населения (приложение 2).
4. Исключен. - Постановление Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N
254.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за
собой.
Вице-Губернатор
автономного округа
И.Л.ЛЕВИНЗОН
г. Салехард
7 июля 2003 года
N 268
Приложение 1
к Постановлению
Губернатора
автономного округа
от 7 июля 2003 г. N 268
СОСТАВ
ОКРУЖНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СМОТРА-КОНКУРСА
НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО
от 24.06.2005 N 254)
Демченко О.В. - заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа, председатель окружной
комиссии
Хорошилов Ю.А. - начальник Главного управления МЧС
Российской Федерации по Ямало-Ненецкому
автономному округу, заместитель
председателя окружной комиссии (по
согласованию)
Члены окружной комиссии:
Артемова В.В. - ведущий специалист отдела инженерно-
технических мероприятий, радиационной,
химической, биологической и медицинской
защиты Главного управления МЧС Российской
Федерации по Ямало-Ненецкому автономному
округу (по согласованию)
Булаев И.В. - и.о. начальника департамента гражданской
защиты и пожарной безопасности
Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа
Жданов Е.Ю. - главный специалист отдела имущества
организации и казны Территориального
управления Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом по
Ямало-Ненецкому автономному округу (по
согласованию)
Ильин Д.Н. - начальник отдела государственного
градостроительного кадастра департамента
строительства и архитектуры Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Шарыпов З.Р. - главный специалист отдела химического,
радиационного, медицинского контроля
территории и промышленной безопасности
департамента гражданской защиты и пожарной
безопасности Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ускачев И.Ю. - ведущий специалист отдела химического,
радиационного, медицинского контроля
территории и промышленной безопасности
департамента гражданской защиты и пожарной
безопасности Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа
Приложение 2
к Постановлению
Губернатора
автономного округа
от 7 июля 2003 г. N 268
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СМОТРА-КОНКУРСА НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО
от 24.06.2005 N 254)
I. Общие положения
Настоящее Положение о проведении смотра-конкурса на лучшее
держание, использование защитных сооружений и их готовности к
приему укрываемого населения (далее - смотр-конкурс) разработано в
соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября
1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов
гражданской обороны" и определяет порядок проведения проверки
защитных сооружений на территории Ямало-Ненецкого автономного
округа.
II. Смотр-конкурс проводится с целью:
- обеспечения сохранения накопленного фонда средств
коллективной защиты в готовности к приему укрываемого населения;
- улучшения содержания и эксплуатации защитных сооружений
гражданской обороны (далее - ЗС ГО);
- повышения эффективности использования защитных сооружений
(убежищ и противорадиационных укрытий) в народно-хозяйственных
целях;
- распространения опыта содержания, эксплуатации и
использования лучших защитных сооружений.
III. Организация смотра-конкурса
Смотры-конкурсы в Ямало-Ненецком автономном округе и
муниципальных образованиях автономного округа проводятся один раз
в два года.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
Результаты смотров-конкурсов учитываются при подведении итогов
учебного года.
Общее руководство смотрами-конкурсами, контроль за их
проведением осуществляются комиссиями, состав которых определяется
решениями соответствующих руководителей гражданской обороны.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
В окружную комиссию и в комиссии муниципальных образований по
проведению смотров-конкурсов на лучшее содержание, использование
защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения
включаются:
- представители соответствующих органов государственной власти,
служб Ямало-Ненецкого автономного округа (медицинская служба,
инженерная, дорожно-транспортная, охраны общественного порядка и
др.) и структурных подразделений органов исполнительной власти,
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальных образований и
организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
Комиссию возглавляет один из заместителей руководителя органов
исполнительной власти и местного самоуправления.
В состав объектовых комиссий на предприятиях, в организациях,
учреждениях включаются представители управлений и служб
гражданской обороны, инженерно-технические работники объекта,
представители общественных организаций. Объектовые комиссии
возглавляют руководители гражданской обороны объектов или их
заместители.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
Смотр-конкурс проводится в три этапа:
- первый (подготовительный) - объектовые комиссии проверяют
состояние имеющихся убежищ и противорадиационных укрытий (далее -
ПРУ);
- второй - комиссии муниципальных образований в автономном
округе проверяют состояние всего наличного фонда убежищ. При этом
определяются убежища и ПРУ для представления на окружной конкурс
(3 - 5 лучших по сумме балов);
- третий - подводятся итоги конкурса в масштабе Ямало-Ненецкого
автономного округа и отмечаются лучшие ЗС ГО.
Результаты конкурсов отражаются в протоколах, которые
утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
Предприятия, организации и учреждения, защитные сооружения
которых по сумме балов заняли 1, 2, 3 места, поощряются почетной
грамотой.
IV. Порядок оценки состояния защитных сооружений
Наилучшее состояние и использование защитных сооружений
оценивается по максимальной сумме балов (для убежищ - 3000, ПРУ -
2000).
При наличии недостатков из максимального количества баллов
вычитывается общая сумма баллов, снижающих оценку защитного
сооружения, согласно таблице оценок.
Лучшими на смотре-конкурсе считаются защитные сооружения,
имеющие наибольшее количество баллов.
Таблица
оценок состояния защитных сооружений
при проведении смотра-конкурса
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Основные недостатки, ¦ Количество ¦
¦ снижающие готовность защитных сооружений ¦ баллов, ¦
¦ ¦ снижающих ¦
¦ ¦ оценку ¦
¦ ¦ состояния ¦
¦ ¦ защитного ¦
¦ ¦ сооружения ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦1. При оценке герметичности убежища и состояния ¦ ¦
¦ограждающих конструкций и защитных устройств: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- герметичность не обеспечена, величина ¦ 300 ¦
¦эксплуатационного подпора менее проектной ¦ ¦
¦(в этом случае остальные показатели ¦ ¦
¦не оцениваются, защитное сооружение выставляется ¦ ¦
¦для участия в конкурсе только после устранения ¦ ¦
¦данной неисправности) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- в защитных конструкциях (стенах, перекрытиях) ¦ 500 ¦
¦имеются проемы, не предусмотренные проектом ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- неисправны защитно-герметические двери, ¦ 10 ¦
¦ворота, ставни (перекос полотна, неисправность ¦ (за каждую ¦
¦затворов, нет уплотнительной резины, ¦ дверь, ¦
¦отсутствие смазки и т.д.) ¦ ставню) ¦
¦ ¦ ¦
¦- неисправны противовзрывные устройства, ¦ 10 ¦
¦клапаны избыточного давления, установлены ¦ (за каждое ¦
¦негерметично, не смазаны, не покрашены ¦ устройство) ¦
¦ ¦ ¦
¦- гермоклапаны неисправны, не обслужены, ¦ 20 ¦
¦закрываются с усилием ¦(за каждый ГК)¦
¦ ¦ ¦
¦- отсутствует маркировка на воротах, дверях, ¦ 5 ¦
¦ставнях, воздуховодах и т.д. ¦ (за каждое ¦
¦ ¦ наименование)¦
¦ ¦ ¦
¦- помещение влажное, планово-предупредительный ¦ 30 ¦
¦ремонт не проводился ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Примечание. При наличии нар начисляются баллы ¦ ¦
¦в сумме 500 ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦2. При оценке состояния инженерно-технического ¦ ¦
¦оборудования: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- срок эксплуатации фильтров-поглотителей истек ¦ 60 ¦
¦(свыше 20 лет) ¦ (за каждый ¦
¦ ¦ комплект) ¦
¦ ¦ ¦
¦- фильтровентиляционное оборудование ¦ 30 ¦
¦содержится с нарушением правил его эксплуатации ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- отсутствуют отдельные виды оборудования, ¦ 60 ¦
¦предусмотренные проектом ¦ (за каждый ¦
¦ ¦ агрегат) ¦
¦ ¦ ¦
¦- воздуховоды, трубы имеют коррозию и окрашены ¦ 15 ¦
¦в неустановленный цвет ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- емкости запаса воды имеют нарушения ¦ 10 ¦
¦теплоизоляции ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- неисправно сантехническое оборудование, ¦ 20 ¦
¦запорная арматура ¦ (за каждый ¦
¦ ¦ прибор) ¦
¦ ¦ ¦
¦- дизельная электростанция неисправна ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦
¦- отсутствует противопожарное имущество (ручной ¦ 20 ¦
¦пенистый или углеродистый огнетушитель, ящик ¦ (за каждое ¦
¦с песком, передвижная углекислотная установка) ¦ наименование)¦
¦ ¦ ¦
¦- отсутствуют измерительные приборы ¦ 10 ¦
¦(тягонапоромер, психрометр, термометр, ¦ (за каждый ¦
¦газоанализатор и т.д.) ¦ прибор) ¦
¦ ¦ ¦
¦- отсутствует телефонная связь и радио ¦ 10 ¦
¦ ¦ (за каждый ¦
¦ ¦ прибор) ¦
¦ ¦ ¦
¦3. При оценке технической и эксплуатационной ¦ ¦
¦документации. ¦ ¦
¦В защитном сооружении (далее - ЗС) отсутствуют: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- план перевода помещений защитного сооружения ¦ 50 ¦
¦на режим убежища (ПРУ) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- паспорт убежища (ПРУ) ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦
¦- журнал проверки состояния убежища (ПРУ) ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦
¦- план внешних и внутренних инженерных сетей ¦ 10 ¦
¦с указанием отключающих устройств ¦ (по каждой ¦
¦ ¦ из сети) ¦
¦ ¦ ¦
¦- план защитного сооружения с указанием всех ¦ 10 ¦
¦помещений и находящегося в них оборудования ¦ ¦
¦и путей эвакуации ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- инструкции по эксплуатации ¦ 10 ¦
¦фильтровентиляционного и другого инженерного ¦ (по каждой ¦
¦оборудования, правила пользования приборами ¦ из систем) ¦
¦ ¦ ¦
¦4. При оценке готовности личного состава ¦ ¦
¦формирований обслуживания защитных сооружений: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- формирования по обслуживанию защитного ¦ 100 ¦
¦сооружения созданы с нарушением требований ¦ ¦
¦инструкции по эксплуатации ЗС в военное время ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- личный состав недостаточно подготовлен ¦ 150 ¦
¦по приведению ЗС в готовность ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦5. При оценке готовности к заполнению ЗС ¦ ¦
¦укрываемыми: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- подходы к ЗС не очищены, входы загромождены, ¦ 100 ¦
¦пути движения укрываемых не обозначены ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- ключи хранятся с нарушением установленного ¦ 300 ¦
¦порядка. На дверях убежищ и ПРУ нет надписей ¦ ¦
¦с указанием мест хранения ключей ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦6. При оценке эффективности использования ЗС ¦ ¦
¦для нужд народного хозяйства и обслуживания ¦ ¦
¦населения: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- нарушения установленного порядка в отношении ¦ 300 ¦
¦ЗС ГО при проведении приватизации предприятия ¦ ¦
¦или невыполнение предприятием договорных ¦ ¦
¦обязанностей по использованию ЗС ¦ ¦
¦в соответствии с проектным предназначением ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- не выполняются все требования, ¦ 100 ¦
¦обеспечивающие пригодность помещения ¦ ¦
¦к переводу их в установленные сроки на режим ЗС ¦ ¦
¦(материальные ценности хранятся без стеллажей, ¦ ¦
¦которые могут быть использованы для сидения ¦ ¦
¦и лежания укрываемого населения, отсутствуют ¦ ¦
¦средства механизации для освобождения ¦ ¦
¦помещений и др.) ¦ ¦
L-------------------------------------------------+---------------
Общее количество баллов ________________
V. Порядок и содержание проверки
защитных сооружений в ходе смотров-конкурсов
При проверке состояния ЗС следует руководствоваться
требованиями СНИП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных
строительством защитных сооружений гражданской обороны и их
использование в мирное время", а также требованиями Приказа МЧС РФ
от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)
Защитные сооружения при режиме повседневной деятельности должны
использоваться для нужд предприятий, учреждений и организаций, а
также для обслуживания населения по решению руководителей объектов
экономики или органов местного самоуправления по согласованию с
органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям. При эксплуатации защитных сооружений в режиме
повседневной деятельности должны выполняться все требования,
обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные
сроки на режим защитных сооружений, и необходимые условия для
пребывания людей в защитных сооружениях как в чрезвычайных
ситуациях мирного времени, так и в военное время. Должна быть
обеспечена сохранность:
- инженерно-технического оборудования и возможность к переводу
его в любое время на эксплуатацию при режиме чрезвычайной
ситуации;
- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его
элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и
герметических дверей и ставен, противовзрывных устройств;
- герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения.
При эксплуатации в мирное время запрещается:
- перепланировка помещений;
- устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;
- нарушение герметизации и гидроизоляции;
- демонтаж оборудования;
- применение сгораемых синтетических материалов при отделке
помещений.
Пути движения, входы в защитные сооружения должны быть
свободными, не допускается их загромождение. Застройка участков
вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и
вытяжных устройств без согласования с органами управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается. На
период использования помещений защитных сооружений в интересах
производства и обслуживания населения для закрывания дверных
проемов устанавливаются обычные двери. Входы и аварийные выходы
должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.
Помещения защитных сооружений должны быть сухими.
Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается.
Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из
несгораемых или трудносгораемых материалов. Облицовка стен
керамической плиткой не допускается. Трубы инженерных систем
внутри защитного сооружения должны быть окрашены в разные цвета.
Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые
амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие
вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-
изготовителя и техническими данными оборудования.
Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается
только по режиму чистой вентиляции.
Не допускается эксплуатация:
- вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции
(ДЭС);
- фильтров-поглотителей;
- предфильтров;
- фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70);
- средств регенерации воздуха;
- гравийных охладителей.
Емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы
водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для
возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. Аварийные
резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими
при режиме повседневной деятельности запрещается. Санузлы, не
используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и
опечатаны.
В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха
должна быть не ниже +10 -С.
Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и
территориях должны обеспечивать защиту людей от поражающих
факторов при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного
характера: катастрофического затопления, аварийно-химических и
бактериологических опасных веществ, радиоактивных продуктов и
ионизирующих излучений этих продуктов, высоких температур и
продуктов горения при пожарах, от обрушения зданий и сооружений
при взрывах и землетрясениях.
В убежищах, расположенных в зонах возможных опасных
концентраций аварийно-химически опасных веществ (далее - АХОВ),
возможных массовых пожаров, возможных сильных разрушений атомных
станций и возможного катастрофического затопления, должен
обеспечиваться режим полной или частичной изоляции с регенерацией
внутреннего воздуха. В защитных сооружениях, расположенных в зонах
возможного опасного радиоактивного загрязнения, дополнительно
должна быть обеспечена защита от проникновения радиоактивных
продуктов внутрь сооружения.
В убежищах, размещенных в зонах возможного катастрофического
затопления, должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие
контроль наличия воды над сооружением, а при возможном длительном
затоплении в качестве аварийного выхода - специальные спасательно-
эвакуационные средства.
Защитные сооружения в соответствии с их использованием в мирное
время укомплектовываются первичными средствами пожаротушения
(ручными пенными огнетушителями, песком, и др.) в количествах,
предусмотренных соответствующими типовыми правилами пожарной
безопасности. При приспособлении помещений убежища для размещения
производства категории "В", стоянок автомобилей, складов для
хранения сгораемых материалов и несгораемых в сгораемой таре
должно предусматриваться устройство автоматических установок
пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для
дымоудаления. При отсутствии сгораемых материалов автоматические
системы пожаротушения консервируются.
В каждом ЗС должна быть следующая основная документация:
1. Паспорт убежища (ПРУ).
2. Правила поведения укрываемых в защитном сооружении
гражданской обороны.
(пункт 2 в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N
254)
3. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
4. Сигналы оповещения гражданской обороны.
5. План перевода помещений защитного сооружения на режим
убежища (ПРУ).
6. План защитного сооружения с указанием всех помещений и
находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
7. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием
отключающих устройств.
8. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию
защитного сооружения.
9. Эксплуатационная схема систем вентиляции защитного
сооружения.
10. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации
защитного сооружения.
11. Эксплуатационная схема электроснабжения защитного
сооружения.
12. Инструкция по технике безопасности при обслуживании
оборудования.
13. Инструкции по эксплуатации средств индивидуальной защиты.
14. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого
инженерного оборудования, правила пользования приборами.
15. Инструкция по обслуживанию ДЭС.
16. Инструкция по противопожарной безопасности.
17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового
состава воздуха в убежище (ПРУ).
18. Журнал учета обращений укрываемого населения за медицинской
помощью.
19. Журнал учета работы ДЭС.
20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены
оборудования.
21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
22. Список телефонов.
На готовность ЗС к заполнению укрываемыми, помимо технического
состояния помещения и оборудования, влияет состояние входов и
порядок хранения ключей. На каждое ЗС должно быть не менее двух
комплектов ключей. Один комплект хранится у коменданта ЗС, другой
- в местах, обеспечивающих круглосуточный доступ к ним.
На предприятиях второй комплект должен храниться у
ответственных дежурных, начальников цехов, смен, на проходных с
круглосуточным дежурством и т.д., в жилом секторе - конторах
домоуправлений (ЖЭК) и у арендаторов ЗС.
В ходе смотра-конкурса проверяется знание личным составом
формирований обслуживания ЗС правил содержания убежищ и укрытий,
умение пользоваться фильтровентиляционным и другим оборудованием и
приборами, знание расположения аварийных выходов, сетей
водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и мест
размещения отключающих устройств, а также умение пользоваться
измерительными приборами, порядок несения дежурства на постах,
умение пользоваться приборами химической разведки и
дозиметрическими приборами.
Во всех эксплуатируемых ЗС должно быть назначено ответственное
лицо, в обязанности которого входит осуществление систематического
контроля за правильным содержанием помещений убежищ, сохранностью
защитных свойств, устройств и инженерно-технического оборудования,
а также готовностью сооружения к приему укрываемого населения.
-------------------------------------------------------------------
|