21 июня 2003 года N 35-ЗАО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 18 июня 2003 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Задачи настоящего Закона
Статья 4. Основные направления государственного регулирования
в сфере профилактики наркомании и токсикомании
Статья 5. Система профилактики наркомании и токсикомании
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 6. Правовая основа деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления в автономном округе в сфере
профилактики наркомании и токсикомании
Статья 7. Полномочия Государственной Думы автономного округа
Статья 8. Полномочия Администрации автономного округа
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в
автономном округе
Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 10. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
здравоохранения
Статья 11. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования
Статья 12. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
культуры
Статья 13. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
молодежной политики
Статья 14. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
социальной защиты населения
Статья 15. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
физической культуры и спорта
Статья 16. Органы внутренних дел и государственной службы
занятости населения автономного округа
Статья 17. Участие негосударственных организаций в
профилактике наркомании и токсикомании
Глава IV. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 18. Структура комплексной профилактики наркомании и
токсикомании
Статья 19. Первичная профилактика
Статья 20. Вторичная профилактика
Статья 21. Третичная профилактика
Статья 22. Наркологическая помощь лицам, незаконно
употребляющим наркотические средства, токсические и психотропные
вещества, больным наркоманией и токсикоманией
Глава V. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 23. Разработка и реализация программ по профилактике
наркомании и токсикомании
Статья 24. Финансирование мероприятий и программ по
профилактике наркомании и токсикомании
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
______________________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает основы государственной политики
Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономного округа) и
регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и
токсикомании на территории автономного округа.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от
наркотического средства или психотропного вещества;
наркотические средства - вещества синтетического или
естественного происхождения, препараты, растения, включенные в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой
конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или
естественного происхождения, препараты, природные материалы,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ,
их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, в том числе
Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся
влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других
веществ, не относимых к наркотическим согласно Единой конвенции о
наркотических средствах (1961 г.), Конвенции о психотропных
веществах (1971 г.), сопровождающееся хронической интоксикацией,
наличием синдромов психической и физической зависимости;
незаконное потребление наркотических средств или психотропных
веществ - потребление наркотических средств или психотропных
веществ без назначения врача;
больной наркоманией - лицо, которому по результатам
медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с
действующим законодательством, поставлен диагноз "наркомания";
профилактика наркомании и токсикомании - система мер,
направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного
потребления наркотических средств, токсических, психотропных
веществ гражданами, проживающими на территории автономного округа;
предупреждение совершения правонарушений лицами, незаконно
употребляющими наркотические средства, токсические и психотропные
вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной
помощи;
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем
искусственного изменения своего психического состояния посредством
употребления наркотических средств, токсических и психотропных
веществ с нелечебной целью;
группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;
девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от
общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием
или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как
конфликтное;
социальная адаптация - процесс активного приспособления
человека к социальной среде;
программы по профилактике наркомании и токсикомании - окружные
целевые и муниципальные программы, целями которых являются
профилактика наркомании и токсикомании, противодействие
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Статья 3. Задачи настоящего Закона
Задачами настоящего Закона являются:
определение приоритетных направлений деятельности органов
государственной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц по профилактике
наркомании и токсикомании;
определение основных направлений правового регулирования
отношений, возникающих в сфере профилактики и лечения наркомании и
токсикомании;
определение основных направлений комплексной профилактики
наркомании и токсикомании;
предупреждение распространения наркомании и токсикомании на
территории автономного округа, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому.
Статья 4. Основные направления государственного регулирования
в сфере профилактики наркомании и токсикомании
Основными направлениями государственного регулирования в сфере
профилактики наркомании и токсикомании являются:
реализация единой стратегии противодействия распространению
наркомании и токсикомании на территории автономного округа и
координация деятельности органов государственной власти
автономного округа и органов местного самоуправления, юридических
и физических лиц, общественных объединений, участвующих в
деятельности и выполнении программ по профилактике наркомании и
токсикомании;
обеспечение приоритетности государственной политики в сфере
профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних и
молодежи;
определение полномочий органов государственной власти
автономного округа и органов местного самоуправления в сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе
негативного отношения к потреблению наркотических средств,
токсических и психотропных веществ;
создание правовых гарантий для осуществления системы мер по
комплексной профилактике и лечению наркомании и токсикомании и
обеспечение их финансирования за счет средств соответствующих
бюджетов;
гарантированное оказание больным наркоманией наркологической
помощи, включающей консультирование, диагностику, амбулаторное,
стационарное лечение и медико-социальную реабилитацию;
создание для детей и молодежи, незаконно употребляющих
наркотические средства, токсические и психотропные вещества,
условий для коррекции психологических жизненных установок и
социальной адаптации на основе правовых, медико-психологических и
педагогических методов;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов по профилактике наркомании и токсикомании.
Статья 5. Система профилактики наркомании и токсикомании
Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
разработку и реализацию программ по профилактике наркомании и
токсикомании;
деятельность органов государственной власти автономного округа
и органов местного самоуправления по профилактике наркомании и
токсикомании;
деятельность юридических и физических лиц, общественных
объединений, участвующих в выполнении программ по профилактике
наркомании и токсикомании;
комплекс мер, направленных на ограничение и снижение
незаконного потребления наркотических средств, токсических и
психотропных веществ гражданами, оказание им необходимой
медицинской и реабилитационной помощи.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 6. Правовая основа деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления в автономном округе в сфере
профилактики наркомании и токсикомании
Органы государственной власти автономного округа и органы
местного самоуправления осуществляют свои полномочия в пределах
прав и обязанностей, определенных для них законодательством
Российской Федерации и автономного округа и программами по
профилактике наркомании и токсикомании.
Статья 7. Полномочия Государственной Думы автономного округа
К полномочиям Государственной Думы автономного округа
относятся:
законодательное регулирование отношений в сфере профилактики
наркомании и токсикомании;
контроль за исполнением законодательства автономного округа и
иных нормативных правовых актов по вопросам профилактики
наркомании и токсикомании;
утверждение окружной целевой программы по профилактике
наркомании и токсикомании, контроль за ее исполнением;
утверждение объемов финансовых средств, направляемых на
реализацию окружной целевой программы по профилактике наркомании и
токсикомании и иных мероприятий по профилактике наркомании и
токсикомании;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации и автономного округа в сфере профилактики наркомании и
токсикомании в пределах своей компетенции.
Статья 8. Полномочия Администрации автономного округа
К полномочиям Администрации автономного округа относятся:
определение основных направлений и координация деятельности
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
автономного округа, юридических и физических лиц, общественных
объединений, участвующих в деятельности и реализации программ по
профилактике наркомании и токсикомании;
создание специально уполномоченных органов и межведомственных
комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами, токсическими и психотропными веществами;
разработка и реализация окружной целевой программы по
профилактике наркомании и токсикомании;
оснащение материально-технической базы и обеспечение
лекарственными средствами наркологических,
лечебно-профилактических учреждений государственной системы
здравоохранения в объемах, необходимых для организации надлежащей
стационарной и амбулаторной помощи лицам, употребляющим
наркотические средства, токсические и психотропные вещества в
автономном округе;
создание центров медико-социальной реабилитации лиц, незаконно
употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные
вещества;
организация пропаганды по профилактике злоупотребления
наркотическими средствами, токсическими и психотропными
веществами;
организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов органов, организаций и ведомственных
учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании
и токсикомании;
контроль в пределах своей компетенции и в соответствии с
законодательством Российской Федерации за деятельностью
предприятий, учреждений и организаций, связанных с оборотом
наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
привлечение юридических и физических лиц, общественных
объединений к работе по профилактике наркомании и токсикомании;
иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
автономного округа.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в
автономном округе
К полномочиям органов местного самоуправления в автономном
округе относятся:
координация деятельности муниципальных учреждений, предприятий
и организаций, а также юридических и физических лиц, участвующих в
реализации муниципальных программ по профилактике наркомании и
токсикомании;
создание специально уполномоченных органов и межведомственных
комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами, токсическими и психотропными веществами в
муниципальном образовании;
разработка и реализация муниципальных программ по профилактике
наркомании и токсикомании, контроль за их исполнением;
осуществление мониторинга наркоситуации в муниципальном
образовании автономного округа;
осуществление мероприятий по профилактике наркомании и
токсикомании и пропаганде здорового образа жизни;
создание муниципальных учреждений, осуществляющих
профилактическую, коррекционную, психолого-воспитательную работу с
гражданами;
обеспечение наркологической помощи на базе имеющихся
лечебно-профилактических муниципальных учреждений;
создание муниципальных реабилитационных центров и отделений;
материально-техническое и лекарственное обеспечение
наркологических отделений и лечебных учреждений муниципальной
системы здравоохранения, осуществляющих лечение лиц, незаконно
употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные
вещества;
контроль за деятельностью муниципальных органов и учреждений
здравоохранения по профилактике и лечению наркомании и
токсикомании в пределах компетенции и в соответствии с действующим
законодательством;
иные полномочия по профилактике наркомании и токсикомании в
соответствии с федеральным законодательством, законодательством
автономного округа, уставом муниципального образования.
Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 10. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
здравоохранения
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения,
государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения по
профилактике наркомании и токсикомании, являются:
выявление, учет, обследование, лечение и реабилитация лиц,
незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и
психотропные вещества, а также наблюдение за указанными лицами в
соответствии с действующим федеральным законодательством;
оказание консультативной помощи специалистам государственных и
муниципальных организаций, осуществляющим мероприятия по
профилактике наркомании и токсикомании;
оказание консультативной помощи родителям (лицам, их
заменяющим) несовершеннолетних или родственникам наркозависимых
пациентов, проходящих соответствующее лечение от наркомании и
токсикомании;
осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
и профилактике наркомании и токсикомании;
оказание специализированной медицинской помощи наркозависимым
пациентам, находящимся в состоянии наркотического или токсического
опьянения;
подготовка в установленном порядке заключений о состоянии
здоровья несовершеннолетних, совершивших преступления или
общественно опасные деяния, в целях установления у них наличия
(отсутствия) противопоказаний медицинского характера для
направления в специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа;
проведение в соответствии с действующим федеральным
законодательством амбулаторного принудительного лечения условно
осужденных лиц;
проведение в соответствии с действующим федеральным
законодательством наркологической экспертизы и экспертизы
опьянения;
участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации
программ по профилактике наркомании и токсикомании.
Статья 11. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
государственными и муниципальными учреждениями образования по
профилактике наркомании и токсикомании, являются:
пропаганда здорового образа жизни;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и
психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии
и обучении в образовательных организациях;
организация и обеспечение социально-психологической,
педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и
обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и
аддиктивного поведения, а также коррекция нарушений в их развитии;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и
оказание им психолого-педагогической помощи в обучении и
воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и
развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного
поведения несовершеннолетних;
совершенствование методического обеспечения деятельности
образовательных учреждений по вопросам формирования у учащихся
антинаркотической ориентации;
участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
оказание содействия детским и молодежным общественным
объединениям и другим организациям, деятельность которых связана с
осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании.
Статья 12. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
культуры
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере культуры,
государственными и муниципальными учреждениями культуры по
профилактике наркомании и токсикомании, являются:
участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
осуществление совместно с подведомственными учреждениями
культуры мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа
жизни, профилактику наркомании и токсикомании среди молодежи;
участие в межведомственных акциях по борьбе с наркоманией и
токсикоманией, сотрудничество с организациями, занимающимися
деятельностью по профилактике наркомании и токсикомании.
Статья 13. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
молодежной политики
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере молодежной
политики по профилактике наркомании и токсикомании, являются:
осуществление деятельности по организации досуга
несовершеннолетних и трудовой занятости молодежи;
проведение пропаганды здорового образа жизни;
оказание содействия детским и молодежным общественным
объединениям и другим организациям, деятельность которых связана с
осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
обобщение информации по совершенствованию работы по
предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних и
молодежи, их воспитанию, обучению, досуговой и трудовой занятости,
улучшению наркологического и психиатрического лечения, социальной
защиты.
Статья 14. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
социальной защиты населения
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере социальной
защиты населения, государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания по профилактике наркомании и
токсикомании, являются:
выявление семей, нуждающихся в социальных услугах в связи с
наличием в них лиц, незаконно употребляющих наркотические
средства, токсические и психотропные вещества;
определение необходимых видов и форм социального обслуживания
лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от
наркомании и токсикомании, а также их семей;
предоставление социальных услуг, обеспечивающих защиту прав и
законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации;
участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
развитие сети специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также
учреждений социальной и психологической помощи семье и детям.
Статья 15. Органы исполнительной власти автономного округа и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
физической культуры и спорта
Приоритетными направлениями деятельности органов
исполнительной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере физической
культуры и спорта, по профилактике наркомании и токсикомании,
являются:
пропаганда здорового образа жизни;
расширение сети спортивно-оздоровительных, профилактических
центров с целью реабилитации лиц, употребляющих наркотические
средства, токсические и психотропные вещества, посредством занятий
физической культурой и спортом.
Статья 16. Органы внутренних дел и государственной службы
занятости населения автономного округа
Органы внутренних дел и государственной службы занятости
населения автономного округа участвуют в профилактике наркомании и
токсикомании на территории автономного округа в соответствии с их
компетенцией, определенной федеральным законодательством,
законодательством автономного округа, программами по профилактике
наркомании и токсикомании.
Статья 17. Участие негосударственных организаций в
профилактике наркомании и токсикомании
Приоритетными направлениями деятельности негосударственных
организаций по профилактике наркомании и токсикомании могут
являться:
осуществление нравственного, эстетического, физического,
трудового воспитания и обучения граждан, в том числе
несовершеннолетних;
утверждение здорового образа жизни;
взаимодействие с государственными организациями,
осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании и
токсикомании;
иная деятельность в соответствии с уставами и положениями
данных организаций.
Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих
диагностику психического и физического состояния и реабилитацию
лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и
психотропные вещества, должна соответствовать государственным
стандартам, которые определяют основные требования к качеству и
объемам психолого-медико-педагогических и социальных услуг,
порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и
здоровья граждан.
Глава IV. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 18. Структура комплексной профилактики наркомании и
токсикомании
Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
первичную профилактику - комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий, предупреждающих употребление
наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
вторичную профилактику - комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование
болезни у лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами,
токсическими и психотропными веществами, и осложнений наркотизации
у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства,
токсические и психотропные вещества, но не обнаруживающих
признаков болезни;
третичную профилактику - комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий лечебного и реабилитационного
характера, направленных на восстановление физического и
психического здоровья лиц, злоупотребляющих наркотическими
средствами, токсическими и психотропными веществами.
Статья 19. Первичная профилактика
Первичная профилактика предусматривает обучение, социальный
менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию,
запрещение пропаганды наркотических средств, токсических и
психотропных веществ.
Задачи первичной профилактики:
обучение лиц по программам самопрофилактики наркомании и
токсикомании;
раннее воспитание у несовершеннолетних и молодежи внутренней
системы запретов на прием наркотических средств, токсических и
психотропных веществ;
обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам
бесконфликтного общения с детьми;
обучение специалистов по профилактике наркомании и
токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения,
проведению профилактических бесед и иным методам профилактической
работы;
деятельность по созданию организаций молодежи, иных
общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и
обеспечение их развития;
деятельность по созданию условий досуговой занятости
несовершеннолетних (детские клубы и кружки, спортивные секции,
оздоровительные, спортивные лагеря и другие);
проведение мероприятий с целью пропаганды здорового образа
жизни;
деятельность по расширению социальной рекламы ценностей
здорового образа жизни;
создание и поддержка детских и молодежных средств массовой
информации для формирования позитивной жизненной ориентации в
детской и молодежной среде;
психологическое консультирование семей, входящих в группу
риска;
психотерапия лиц, в том числе несовершеннолетних, с различными
формами социальной дезадаптации;
психологическое консультирование и поддержка, в том числе по
телефону доверия, граждан из групп риска;
квотирование эфирного времени в государственных и
муниципальных средствах массовой информации, осуществляющих
вещание на территории автономного округа, для проведения
комплексной антинаркотической пропаганды;
запрещение в государственных и муниципальных средствах
массовой информации распространения сведений о способах, методах
разработки, изготовления и использования, местах приобретения
наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
запрещение в государственных и муниципальных средствах
массовой информации производства книжной продукции, иной продукции
средств массовой информации, содержащей сведения о способах,
методах разработки, изготовления и использования, местах
приобретения наркотических средств, токсических и психотропных
веществ, или совершения иных действий в этих целях.
Статья 20. Вторичная профилактика
Вторичная профилактика предусматривает предупреждение развития
физической и психической зависимости от наркотических средств,
токсических и психотропных веществ.
Задачи вторичной профилактики:
выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства,
токсические и психотропные вещества;
диагностика типа и степени зависимости, а также факторов,
предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и
поддерживающих эту зависимость;
осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных на:
оказание неотложной наркологической помощи;
преодоление физической зависимости;
преодоление психической зависимости;
лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании;
формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в
ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией и
токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
Статья 21. Третичная профилактика
Третичная профилактика предусматривает меры реабилитации,
избавления от физической и психической зависимости от
наркотических средств, токсических и психотропных веществ,
возвращения к здоровому образу жизни больных наркоманией и
токсикоманией.
Задачи третичной профилактики:
медико-психологическая реабилитация - система медицинских и
психологических мероприятий, которые предназначены для лиц,
прошедших курс лечения от наркотической зависимости, но
сохраняющих физическую зависимость от наркотических средств,
токсических и психотропных веществ, и направлены на формирование у
них отказа от аддиктивного поведения;
социально-психологическая реабилитация - система медицинских,
психологических и социальных мероприятий, которые предназначены
для лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости, но
сохраняющих психическую зависимость от наркотических средств,
токсических и психотропных веществ, и направлены на профилактику
наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного
социального окружения;
социальная реабилитация - система социальных мероприятий,
которые предназначены для лиц, избавившихся от физической и
психической зависимости от наркотических средств, токсических и
психотропных веществ, и направлены на формирование благоприятного
социального окружения.
Статья 22. Наркологическая помощь лицам, незаконно
употребляющим наркотические средства, токсические и психотропные
вещества, больным наркоманией и токсикоманией
В соответствии с федеральным законодательством:
наркологическая помощь лицам, незаконно употребляющим
наркотические средства, токсические и психотропные вещества,
больным наркоманией и токсикоманией оказывается по их просьбе или
с их согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет - по
просьбе или с согласия их родителей или законных представителей,
за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законодательством;
диагностика и лечение лиц, незаконно употребляющих
наркотические средства, токсические и психотропные вещества,
больных наркоманией и токсикоманией, обследование,
консультирование, медико-социальная реабилитация проводятся в
учреждениях государственной, муниципальной, частной систем
здравоохранения, применяющих методы и средства, разрешенные
федеральным органом исполнительной власти в области
здравоохранения, при наличии лицензии, выданной в порядке,
установленном федеральным законодательством.
Глава V. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 23. Разработка и реализация программ по профилактике
наркомании и токсикомании
Программы по профилактике наркомании и токсикомании,
противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту определяют содержание, направленность, предполагаемую
результативность мероприятий, предусмотренных ими.
Разработка, порядок и сроки реализации муниципальных программ
устанавливаются органами местного самоуправления в автономном
округе, объемы и источники их финансирования определяются при
формировании соответствующего местного бюджета.
Запрещается привлекать к реализации мероприятий в рамках
программ по профилактике наркомании и токсикомании, связанных с
диагностикой, лечением, обследованием, консультированием,
медико-социальной реабилитацией лиц, незаконно употребляющих
наркотические средства, токсические и психотропные вещества,
больных наркоманией и токсикоманией, учреждения государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, применяющих методы
и средства, не разрешенные федеральным органом исполнительной
власти в области здравоохранения, либо не имеющих лицензии для
данных видов деятельности.
Реализация мероприятий и программ по профилактике наркомании и
токсикомании осуществляется уполномоченными органами и
организациями в соответствии с их компетенцией, определенной
федеральным законодательством, законодательством автономного
округа, а также настоящим Законом.
Статья 24. Финансирование мероприятий и программ по
профилактике наркомании и токсикомании
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Законом,
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а также
других источников финансирования в соответствии с
законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня
его официального опубликования.
Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
21 июня 2003 года
N 35-ЗАО
|