21 июня 2003 года N 39-ЗАО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 18 июня 2003 года
Статья 1. Утвердить окружную целевую Программу "Обеспечение
жильем молодых семей".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
21 июня 2003 года
N 39-ЗАО
Утверждена
Законом
Ямало-Ненецкого
автономного округа
"Об окружной целевой Программе
"Обеспечение жильем молодых семей"
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ"
(срок действия 2004 - 2007 годы)
Паспорт
окружной целевой Программы
"Обеспечение жильем молодых семей"
---------------------T-------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Окружная целевая Программа "Обеспечение ¦
¦Программы ¦жильем молодых семей" на 2004 - 2007 годы ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Наименование, номер ¦Постановление Правительства РФ от ¦
¦и дата принятия ¦28.08.2002 N 638 "О подпрограмме ¦
¦решения о разработке¦"Обеспечение жильем молодых семей", ¦
¦Программы ¦входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002 - ¦
¦ ¦2010 годы ¦
¦ ¦Поручение заместителя Председателя ¦
¦ ¦Правительства РФ В.Матвиенко от 15.02.2002 ¦
¦ ¦N ВМ-П8-02364 ¦
¦ ¦Решение экспертного совета при Губернаторе ¦
¦ ¦автономного округа от 15.05.2002 ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственный ¦Главное управление жилищной политики ¦
¦заказчик - ¦Администрации автономного округа ¦
¦координатор ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Главное управление жилищной политики ¦
¦Программы ¦Администрации автономного округа ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Создание системы государственной поддержки ¦
¦ ¦молодых семей в решении жилищной проблемы ¦
¦ ¦для улучшения демографической ситуации в ¦
¦ ¦автономном округе ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Основные задачи ¦1. Разработка механизма реализации системы ¦
¦Программы ¦государственной поддержки молодых семей по ¦
¦ ¦строительству (приобретению) жилья в ¦
¦ ¦автономном округе. ¦
¦ ¦2. Создание нормативно-правовой базы ¦
¦ ¦автономного округа по вопросам ¦
¦ ¦государственной поддержки молодых семей по ¦
¦ ¦строительству (приобретению) жилья. ¦
¦ ¦3. Обеспечение государственной поддержки ¦
¦ ¦инициативы молодежных организаций по ¦
¦ ¦улучшению жилищных и социально-бытовых ¦
¦ ¦условий молодых семей ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Главное управление жилищной политики ¦
¦Программы ¦Администрации автономного округа ¦
¦ ¦Главное управление по молодежной политике и¦
¦ ¦туризму Администрации автономного округа ¦
¦ ¦Администрации муниципальных образований ¦
¦ ¦автономного округа ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2004 г. Нормативно-правовое обеспечение ¦
¦реализации ¦Программы. ¦
¦Программы ¦Формирование организационных и финансовых ¦
¦ ¦механизмов государственной поддержки ¦
¦ ¦молодых семей в строительстве ¦
¦ ¦(приобретении) жилья на территории ¦
¦ ¦автономного округа. ¦
¦ ¦Отработка взаимодействия участников системы¦
¦ ¦государственной поддержки молодых семей в ¦
¦ ¦строительстве (приобретении) жилья в виде ¦
¦ ¦пилотных проектов муниципальных образований¦
¦ ¦автономного округа. ¦
¦ ¦2005 - 2007 годы. Совершенствование и ¦
¦ ¦развитие созданной на первом этапе правовой¦
¦ ¦базы с учетом итогов ее реализации на ¦
¦ ¦практике муниципальных образований ¦
¦ ¦автономного округа. ¦
¦ ¦Расширение масштабов реализации Программы, ¦
¦ ¦обеспечение устойчивого функционирования ¦
¦ ¦системы, дальнейшее развитие ее с усилением¦
¦ ¦роли рыночных механизмов в обеспечении ¦
¦ ¦молодых семей жильем ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем потребности в финансовых ¦
¦финансирования ¦средствах составит 2226,7 млн. руб., в том ¦
¦Программы ¦числе: ¦
¦ ¦из федерального бюджета 154,6 млн. руб.; ¦
¦ ¦из консолидированного бюджета автономного ¦
¦ ¦округа 1391 млн. руб.; ¦
¦ ¦из личных средств граждан 476,8 млн. руб.; ¦
¦ ¦из внебюджетных источников 204,3 млн. руб. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Создание условий для реализации жилищной ¦
¦результаты ¦проблемы и повышение уровня обеспеченности ¦
¦реализации Программы¦жильем молодых семей, проживающих в ¦
¦ ¦автономном округе. ¦
¦ ¦Развитие и закрепление семейных отношений в¦
¦ ¦молодежной среде. ¦
¦ ¦Развитие и закрепление положительных ¦
¦ ¦демографических тенденций в обществе, ¦
¦ ¦повышение рождаемости населения. ¦
¦ ¦Привлечение финансовых средств молодых ¦
¦ ¦семей (домохозяйств) в жилищную сферу ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Система организации ¦Общее руководство, межведомственную ¦
¦контроля за ¦координацию и контроль за реализацией ¦
¦исполнением ¦мероприятий Программы осуществляет Главное ¦
¦Программы ¦управление жилищной политики Администрации ¦
¦ ¦автономного округа. ¦
¦ ¦Реализация мероприятий Программы ¦
¦ ¦осуществляется муниципальными образованиями¦
¦ ¦автономного округа ¦
L--------------------+--------------------------------------------
Введение
Окружная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей"
(далее - Программа) разработана Главным управлением жилищной
политики Администрации автономного округа во исполнение
Постановления Правительства РФ от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав ФЦП "Жилище"
на 2002 - 2010 годы, в соответствии с решением экспертного совета
при Губернаторе автономного округа от 15.05.2002.
Программа входит в состав окружной целевой Программы "Жилище".
Программа создана на основе изучения жилищной проблемы
молодежи, проживающей в автономном округе, и предлагает финансовый
и организационный механизмы оказания государственной и иных видов
поддержки молодым семьям в строительстве и приобретении жилья на
среднесрочный период 2004 - 2007 годов.
Программа имеет своей целью улучшение жилищных условий молодых
семей, стимулирования и закрепления положительных тенденций в
изменении демографической ситуации в автономном округе, укрепление
института семьи.
Программа предполагает мобилизацию средств молодого населения,
при этом на первом этапе средства на ее реализацию
предусматриваются в бюджете автономного округа для оказания
адресной государственной поддержки молодым семьям на различных
условиях.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
На современном этапе социально-экономических преобразований
положение молодежи как социально-возрастной категории является
весьма уязвимым в такой жизненно важной области, как жилищные
условия.
Семья в общем смысле этого слова и молодая семья в частности -
это многогранный общественный институт, своего рода основная
подсистема общества, выполняющая специфические функции по
рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Семья
представляет собой средство и условие социально-экономического
воспроизводства, фактор общественного развития в целом. Она
функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей,
является важнейшей составляющей социально-экономического
прогресса, нравственной и политической культуры общества. Семейная
жизнь вплетена во всю социальную реальность и тесно связана с
процессами, происходящими в социальной психологии людей, духовной
и материальной сферах.
В Российской Федерации государственное признание ценности
семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании грядущих
поколений закреплено в Конституции РФ. В соответствии со статьей
72 Конституции вопросы защиты семьи, материнства и детства
относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов
РФ.
Принятые за последние годы нормативные правовые акты
Российской Федерации и автономного округа определили предпосылки
создания социально-экономической основы для осуществления
государственной поддержки семьи в реформируемом обществе. Особо в
этом ряду стоит одобренная в 2001 году правительственной комиссией
по делам молодежи "Концепция государственной молодежной политики в
Российской Федерации", а также Доктрина государственной молодежной
политики Российской Федерации, разработанная в 2002 году рабочей
группой Государственного Совета Российской Федерации.
В этих документах в числе первоочередных задач государственной
молодежной политики признаны:
поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья
(предоставление субсидий, целевого льготного кредитования,
ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды
государственного и муниципального жилья);
поддержка инициатив молодежных жилищных комплексов, других
молодежных объединений по строительству доступного жилья для
молодежи;
создание механизмов улучшения жилищных условий при рождении
двух и более детей.
Многообразные и крайне острые проблемы семьи, существующие на
сегодняшний день, отразились, прежде всего, на такой категории,
как молодые семьи. На сегодняшний день отмечаются следующие
негативные тенденции и явления, касающиеся молодых семей:
увеличивается малодетность семьи;
активно растет число неполных семей;
увеличивается численность социально незащищенной, уязвимой
группы детей;
снижается воспитательный потенциал семьи, большое количество
детей проживает в неблагополучных семьях;
растет детская безнадзорность.
Невостребованной оказалась жизненно важная для всех уровней
власти установка, в которой молодая семья как существенная
составляющая часть молодежи рассматривалась бы не только в
качестве одной из социально незащищенных групп населения, а и как
главный социальный ресурс общественного развития - субъект
воспроизводства и инновационная сила общества.
Современное обеспечение жизнедеятельности молодой семьи
нуждается не просто в совершенствовании, а в создании новой
концепции законодательной базы, соответствующей нынешнему
состоянию общества.
Оказывая государственную поддержку молодой семье, необходимо
исходить из того, что от социально-экономических и бытовых условий
жизни молодой семьи, от окружающей ее среды и в целом от образа
ее жизни зависят сохранение генофонда, физическое и духовное
здоровье новых поколений.
Одной из главных задач при этом должно стать создание условий
для улучшения демографической ситуации, в том числе повышение
рождаемости.
Тенденции демографической ситуации
в автономном округе
Жилищная проблема молодых семей существенным образом влияет на
демографическую ситуацию в автономном округе. Численность
постоянного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001
году составила 505,4 тыс. человек, из них 122,3 тыс. человек, или
24% составляло молодое население в возрасте от 16 до 29 лет.
За период 1996 - 2001 годов численность населения
вышеуказанного возраста в автономном округе увеличилась на 16,8
тыс. человек, что объясняется всплеском рождаемости в 80-х годах.
Значительное увеличение численности молодежи произошло в
муниципальном образовании г. Салехард. Если в 1996 году доля
численности молодежи в общей численности населения составляла
около 25%, то в 2001 году - почти 27%, в то время как в других
муниципальных образованиях данный показатель практически не
менялся на протяжении последних лет. Несмотря на некоторый рост
численности молодого населения, демографическую обстановку в
автономном округе нельзя назвать благополучной. Начиная с 1996 г.
и по 2000 г. наблюдается колебание показателя рождаемости и
естественного прироста в сторону постепенного снижения.
Обеспеченность молодых семей жильем
В 2001 году в очереди на улучшение жилищных условий в
автономном округе состояло 1,8 тыс. молодых семей, что составило
5% от численности всех очередников и почти 2% от общего числа
молодого населения. В 2001 году было обеспечено жильем 223 молодые
семьи, что составило около 13% от численности молодых семей,
состоящих в очереди.
В 2002 году, по данным муниципальных образований, признано
нуждающимися в улучшении жилищных условий 3,8 тыс. молодых семей,
что почти в 2 раза превышает официальные данные статистики.
Следует отметить, что жилищные проблемы молодых семей являются
основной причиной расторжения браков. В 2001 году было
зарегистрировано 3,5 тыс. случаев расторжения браков, из которых
84% пришлось на молодые семьи. По экспертным оценкам специалистов
более половины браков были расторгнуты по причине жилищных проблем
молодой семьи. Все эти факторы прямым образом влияют на показатели
рождаемости в автономном округе. Кроме этого, из года в год в
автономном округе увеличивается число детей-сирот при живых
родителях, при этом возраст родителей в большинстве случаев не
достигает 30 лет.
Все вышеперечисленные тенденции, негативно влияющие на
развитие института семьи, могут быть преодолены только в случае
изменения демографического поведения населения, в первую очередь
молодого поколения. Как показали социологические исследования, в
качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь
детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две:
отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий
уровень доходов. Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных
причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно
как отсутствие перспектив получения жилья, потому что основная
доля рождений приходится на первые брачные годы. Вынужденное
проживание с родителями одного из супругов снижает уровень
рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей,
а также способствует росту такого крайне негативного явления, как
"брошенные" дети.
Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в
наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи и ее
укреплению. В целом средняя населенность семей, занимающих
отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях,
которые снимают комнату или живут в общежитии.
Для простого замещения поколений коэффициент суммарной
рождаемости не должен опускаться ниже 2,15 ребенка на 1 семью (215
детей на 100 семей), для стабилизации численности населения должен
составлять 2,2, а для обеспечения его прироста - свыше 2,2. В
настоящее время он находится в пределах 1,5 - 1,7 ребенка в
среднем на одну женщину. За период 2000 - 2001 годов в округе
наблюдается положительная динамика естественного прироста, что
дает основание для оптимистического прогноза развития
демографической ситуации. Вместе с тем на протяжении многих лет не
снижается демографическая нагрузка трудоспособного населения
нетрудоспособным, которая составляла в 2001 году 420 человек
нетрудоспособного возраста (в том числе детей и пожилых) на 1000
лиц трудоспособного возраста.
Следствием снижения рождаемости может быть значительное
сокращение молодежной популяции, что приведет в свою очередь к
дефициту трудовых ресурсов, снижению интеллектуальных
характеристик и ослаблению экономического потенциала общества.
Недостаточная обеспеченность жильем молодых семей, в том числе
молодых специалистов, молодых инвалидов и других социально
незащищенных групп молодежи в автономном округе дает повод для
поиска путей решения данной проблемы, в том числе программными
методами.
Таким образом, решение жилищной проблемы молодых семей
становится одной из важных составных частей молодежной и жилищной
политики, реализуемой в автономном округе.
Законодательное обеспечение Программы
Программа "Обеспечение жильем молодых семей" опирается на
существующие в правовом поле законодательные и нормативные акты,
регулирующие отношения в области жилищной проблемы молодежи:
- Жилищный кодекс РСФСР, принят 24.06.1983;
- Указ Президента РФ "О первоочередных мерах в области
государственной молодежной политики" от 16.09.1992 N 1075 (с
изменениями на 12.04.1999);
- Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от
24.12.1992 N 4218-1;
- Постановление Верховного Совета РФ "Об основных направлениях
государственной молодежной политики в Российской Федерации" от
03.06.1993 N 5090-1;
- Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах
поддержки молодежи в Российской Федерации" от 03.04.1996 N 387 (с
изменениями на 03.08.1996);
- Постановление Правительства РФ "О предоставлении гражданам
РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных
субсидий на строительство или приобретение жилья" от 03.08.1996
N 937;
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной
молодежной политике" от 09.02.1998 N 7;
- Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675;
- Окружная целевая Программа "Жилище", утвержденная
Постановлением Губернатора автономного округа от 29.10.2001 N 651
(с изменениями на 27.11.2001);
- Концепция государственной молодежной политики Российской
Федерации, одобренная Правительственной комиссией по делам
молодежи в 2001 году;
- Постановление Правительства РФ "О подпрограмме "Обеспечение
жильем молодых семей", входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002 -
2010 годы от 28.08.2002 N 638.
Виды государственной поддержки молодых семей
В рамках настоящей Программы предполагается, что
государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, может осуществляться на основании различных
видов отношений, предусмотренных действующим законодательством
Российской Федерации и законодательством автономного округа,
включая:
предоставление жилых помещений на условиях социального найма;
гашение части процентной ставки по целевому банковскому
кредиту на приобретение (строительство) жилья;
предоставление безвозмездных жилищных субсидий на
строительство (приобретение) жилья;
предоставление субсидии для компенсации части стоимости
приобретения (строительства) жилья в случае рождения детей;
приобретение жилья в построенных за счет бюджетных средств
жилых домах, с рассрочкой оплаты;
другие виды помощи, предусмотренные действующим
законодательством.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью реализации Программы является создание системы
государственной поддержки молодых семей в решении жилищной
проблемы для улучшения демографической ситуации в автономном
округе.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие
основные задачи:
1. Разработка правовых и методологических механизмов
реализации системы государственной поддержки молодых семей по
строительству (приобретению) жилья на территории автономного
округа.
2. Создание нормативно-правовой базы автономного округа по
вопросам государственной поддержки молодых семей по строительству
(приобретению) жилья.
3. Обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных
организаций автономного округа в области строительства жилья.
4. Формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для
обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2004 - 2007 годах.
На первом этапе (2004 г.) будет осуществляться:
разработка нормативно-правового обеспечения Программы;
формирование организационных и финансовых механизмов
государственной поддержки молодых семей в строительстве
(приобретении) жилья путем реализации пилотных проектов на
территории отдельных муниципальных образований на основании
процедуры конкурсного отбора;
отработка взаимодействия участников системы государственной
поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья;
создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе (2005 - 2007 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданной на первом этапе
правовой базы с учетом итогов реализации Программы в муниципальных
образованиях автономного округа;
расширение масштабов реализации Программы, обеспечение
устойчивого функционирования системы, дальнейшее развитие ее с
усилением веса рыночных механизмов в обеспечении молодых семей
жильем.
4. Система программных мероприятий
-------------------------T-------------------------T-------------¬
¦Наименование мероприятий¦ Исполнители мероприятий ¦ Сроки ¦
¦ Программы ¦ ¦ исполнения ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦1. Разработка ¦Главное управление по ¦2004 год ¦
¦предложений и внесение ¦молодежной политике и ¦ ¦
¦дополнений в ¦туризму Администрации ¦ ¦
¦нормативно-правовые акты¦автономного округа ¦ ¦
¦автономного округа, ¦Главное управление ¦ ¦
¦касающиеся реализации ¦жилищной политики ¦ ¦
¦права молодой семьи на ¦Администрации автономного¦ ¦
¦государственную ¦округа ¦ ¦
¦поддержку в решении ¦ ¦ ¦
¦жилищной проблемы ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦2. Разработка и ¦Главное управление ¦2004 год ¦
¦утверждение положений об¦жилищной политики ¦ ¦
¦оказании государственной¦Администрации автономного¦ ¦
¦поддержки молодым семьям¦округа ¦ ¦
¦в строительстве или ¦Главное управление по ¦ ¦
¦приобретении жилья на ¦молодежной политике и ¦ ¦
¦территории автономного ¦туризму Администрации ¦ ¦
¦округа ¦автономного округа ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦3. Подготовка ¦Главное управление ¦Ежегодно ¦
¦необходимых обоснований ¦жилищной политики ¦в период ¦
¦и расчетов для ¦Администрации автономного¦формирования ¦
¦формирования бюджетной ¦округа ¦бюджетной ¦
¦заявки на финансирование¦Главное управление по ¦заявки ¦
¦Программы при разработке¦молодежной политике и ¦ ¦
¦проектов окружного ¦туризму Администрации ¦ ¦
¦бюджета на ¦автономного округа ¦ ¦
¦соответствующий год ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦4. Формирование списков ¦Администрации ¦Ежегодно ¦
¦участников Программы ¦муниципальных образований¦в период ¦
¦ ¦автономного округа ¦действия ¦
¦ ¦ ¦Программы ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦5. Подготовка ¦Департамент строительства¦В течение ¦
¦нормативных актов ¦и архитектуры ¦срока ¦
¦автономного округа по ¦Администрации автономного¦действия ¦
¦определению объектов ¦округа ¦Программы, ¦
¦жилищного строительства ¦Главное управление ¦при ¦
¦для молодых семей ¦жилищной политики ¦формировании ¦
¦("молодежные проекты") ¦Администрации автономного¦титула ¦
¦ ¦округа ¦объектов ¦
¦ ¦Администрации ¦жилищного ¦
¦ ¦муниципальных образований¦строительства¦
¦ ¦автономного округа ¦на очередной ¦
¦ ¦ ¦год ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦6. Реализация пилотных ¦Администрации ¦В течение ¦
¦проектов в муниципальных¦муниципальных образований¦срока ¦
¦образованиях автономного¦автономного округа ¦действия ¦
¦округа ¦ ¦Программы ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦7. Строительство ¦Администрации ¦В течение ¦
¦(приобретение) жилья с ¦муниципальных образований¦срока ¦
¦использованием целевых ¦автономного округа ¦действия ¦
¦возвратных займов, ¦Подрядные организации ¦Программы ¦
¦безвозмездных субсидий и¦Участники Программы ¦ ¦
¦личных средств граждан ¦Объединения молодых семей¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦8. Организация работы ¦Главное управление по ¦В течение ¦
¦консультационных пунктов¦молодежной политике и ¦срока ¦
¦по работе с молодыми ¦туризму Администрации ¦действия ¦
¦семьями ¦автономного округа ¦Программы ¦
¦ ¦Администрации ¦ ¦
¦ ¦муниципальных образований¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦9. Подготовка материалов¦Главное управление по ¦В течение ¦
¦и проведение ¦молодежной политике и ¦срока ¦
¦разъяснительной работы в¦туризму Администрации ¦действия ¦
¦средствах массовой ¦автономного округа ¦Программы ¦
¦информации о целях и ¦Администрации ¦ ¦
¦задачах Программы и об ¦муниципальных образований¦ ¦
¦условиях участия молодых¦автономного округа ¦ ¦
¦семей в Программе ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦10. Проведение ¦Главное управление по ¦В течение ¦
¦социально-экономических ¦молодежной политике и ¦срока ¦
¦исследований и ¦туризму Администрации ¦действия ¦
¦социологических опросов,¦автономного округа ¦Программы ¦
¦касающихся изучения ¦ ¦ ¦
¦жилищных проблем молодых¦ ¦ ¦
¦семей ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+-------------+
¦11. Создание объединений¦Главное управление по ¦В течение ¦
¦молодежи и молодых семей¦молодежной политике и ¦срока ¦
¦для участия их в ¦туризму Администрации ¦действия ¦
¦Программе ¦автономного округа ¦Программы ¦
¦ ¦Администрации ¦ ¦
¦ ¦муниципальных образований¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦
L------------------------+-------------------------+--------------
5. Механизмы реализации Программы
Основные понятия
Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака
(в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака), при условии, что один из супругов не достиг
тридцатилетнего возраста;
Участники Программы - молодые семьи, признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий,
постоянно проживающие в автономном округе и состоящие в очереди на
улучшение жилищных условий в одном из населенных пунктов на
территории автономного округа;
Первоначальный денежный взнос - собственные денежные средства,
вносимые участником Программы на строительство (приобретение)
жилья;
Субсидия - бюджетные средства, безвозмездно предоставляемые
участнику Программы на условиях долевого финансирования расходов
по строительству (приобретению) жилья.
Первоначальный отбор молодых семей для участия в Программе
осуществляется администрациями муниципальных образований
автономного округа.
Критериями для отбора участников Программы являются
нуждаемость в улучшении жилищных условий, уровень обеспеченности
на члена семьи.
Финансовые источники
Финансирование Программы осуществляется из следующих
источников:
- средства участников Программы, используемые для частичной
или полной оплаты строительства (приобретения) жилья;
- средства федерального бюджета, бюджета автономного округа,
бюджетов муниципальных образований автономного округа;
- средства предприятий и организаций, заинтересованных в
закреплении молодых специалистов, используемые для обеспечения
кредитов, выданных участникам Программы;
- средства банков и иных кредитных организаций,
предоставляемые участникам Программы на возвратной основе, в том
числе под залог приобретаемого жилья.
Бюджетные средства
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Федеральный бюджет ¦Безвозмездные субсидии ¦
¦ ¦Долевые капвложения ¦
¦ ¦Субсидии на погашение процентной¦
¦ ¦ставки кредита ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Бюджет автономного округа ¦Безвозмездные субсидии на ¦
¦ ¦строительство и приобретение ¦
¦ ¦жилья ¦
¦ ¦Долевые капвложения ¦
¦ ¦Субсидии для компенсации ¦
¦ ¦части процентной ставки кредита ¦
¦ ¦Субсидии при рождении ребенка ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Внебюджетные средства
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Кредитные ресурсы банков ¦Предоставление кредитов на ¦
¦ ¦строительство и приобретение ¦
¦ ¦жилья молодым семьям ¦
¦ ¦Кредитование строительства жилья¦
¦ ¦под поручительство бюджетов ¦
¦ ¦всех уровней и предприятий, где ¦
¦ ¦работают участники Программы ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Финансовые ресурсы предприятий,¦Поручительство по кредитам для ¦
¦где работают участники ¦молодых семей ¦
¦Программы ¦Долевые капвложения ¦
¦ ¦Гашение процентной ставки ¦
¦ ¦кредита ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Личные средства участников ¦Доплаты к безвозмездным ¦
¦Программы ¦субсидиям ¦
¦ ¦Гашение основной части кредита ¦
¦ ¦Участие в долевом строительстве ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Направления реализации Программы
Основные направления реализации Программы предусматривают
различный уровень материальной обеспеченности молодых семей и
включают в себя:
- предоставление жилья на условиях социального найма;
- жилищные субсидии в размере 70% от стоимости жилья;
- бюджетное финансирование объектов жилищного строительства и
последующая продажа жилья (уступка права требования) с
предоставлением рассрочки платежа;
- субсидии для компенсации процентной ставки по целевому
банковскому кредиту, предоставленному на приобретение
(строительство) жилья.
Выбор направлений реализации Программы ежегодно осуществляется
Администрацией автономного округа с учетом сложившейся
экономической ситуации на каждый год, с учетом сумм,
предусмотренных на реализацию Программы в бюджете автономного
округа на очередной финансовый год.
Предельная стоимость 1 кв. м общей площади жилья, приобретение
которого осуществляется в рамках настоящей Программы,
ежеквартально устанавливается нормативным актом Администрации
автономного округа.
Предоставление жилищных субсидий
Средства бюджетов всех уровней, направляемых на реализацию
Программы, предоставляются в форме субсидии путем:
- финансирования в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, - при предоставлении субсидий за счет
средств федерального бюджета;
- финансирования в порядке, установленном настоящей Программой
и иными нормативными актами Администрации автономного округа, -
при предоставлении субсидий за счет средств окружного бюджета.
За счет средств окружного бюджета субсидии предоставляются в
размере 70% от стоимости приобретения (строительства) жилья, в
пределах социальной нормы площади жилья на конкретный состав
семьи, увеличенной на 10 кв. м. При этом предельная стоимость 1
кв. м общей площади жилья, применяемая при расчете субсидии,
ежеквартально утверждается нормативным актом Администрации
автономного округа.
Приобретение жилья с рассрочкой платежа
во вновь построенных домах
Участник Программы вправе с рассрочкой платежа приобрести
жилое помещение, построенное за счет бюджетных средств,
расположенное в месте постоянного проживания участника Программы.
Поддержка молодых семей за счет средств Программы путем
продажи жилья с рассрочкой платежа осуществляется в пределах
размера социальной нормы жилой площади на семью, установленного
Законом "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в
Ямало-Ненецком автономном округе", увеличенного на 10 кв. м.
Первоначальный взнос участника Программы при приобретении
жилья с рассрочкой платежа должен составлять не менее 30% от его
стоимости.
Порядок и сроки предоставления рассрочки, предоставляемой по
договору купли-продажи (уступки права требования), устанавливаются
Администрацией автономного округа.
Исполнение участником Программы условий договора купли-продажи
(уступки права требования) обеспечивается договором поручительства
либо договором залога. Поручителями могут выступать предприятия и
организации, на которых работает член семьи - участник Программы,
а также физические лица. В залог может быть передано как
приобретаемое жилое помещение (право требования), так и иное
недвижимое имущество, находящееся в собственности участника
Программы или третьих лиц.
Участник Программы имеет право на предоставление субсидии на
каждого ребенка (в том числе при его рождении после заключения
договора купли-продажи (уступки права требования), но до даты
полной оплаты по договору) в виде единовременной выплаты.
Предоставление кредита
Предоставление кредита участнику Программы осуществляется по
месту жительства банком или иным финансово-кредитным учреждением,
уполномоченным Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.
Поддержка молодых семей за счет средств Программы путем
компенсации части процентной ставки по целевому банковскому
кредиту осуществляется в пределах размера социальной нормы жилой
площади на семью, установленного Законом "О порядке обеспечения
жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе",
увеличенного дополнительно на 10 кв. м.
Первоначальный взнос участника Программы при строительстве
(приобретении) жилья должен составлять не менее 30% от его
стоимости.
Порядок определения размера средств, предоставляемых по
кредиту, процентные ставки, сроки погашения кредита определяются
банковской организацией, предоставляющей кредит.
Порядок и условия предоставления субсидий для компенсации
части процентной ставки по целевому банковскому кредиту
устанавливаются Администрацией автономного округа.
Выдача кредита обеспечивается договором поручительства либо
договором залога.
Поручителями могут выступать предприятия и организации, на
которых работает член семьи - участник Программы, а также
физические лица при условии принятия поручительства банком или
иным финансово-кредитным учреждением, уполномоченным на
предоставление кредитных средств.
В залог может быть передано как приобретаемое в рамках
настоящей Программы жилье, так и иное недвижимое имущество,
находящееся в собственности участника Программы или третьих лиц,
при условии принятия такого залога банком.
Процентные ставки за пользование кредитом погашаются за счет
средств федерального, окружного и муниципальных бюджетов.
Участник Программы имеет право на предоставление субсидии на
каждого ребенка (в том числе при его рождении после получения
кредита, но до даты погашения, установленной кредитным договором)
в виде единовременной выплаты за счет бюджетных средств.
6. Ресурсное обеспечение Программы
На основании данных, представленных администрациями
муниципальных образований, на территории автономного округа
проживает порядка 8 тыс. молодых семей. Из них нуждается в
улучшении жилищных условий около 3,9 тыс. семей.
Потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию Программы
в ценах 2003 года составит 1545,6 млн. рублей, в том числе 1391
млн. рублей - за счет средств консолидированного бюджета
автономного округа. Из них порядка 30% планируются к выделению на
возвратной основе. Личные средства молодежных домохозяйств в
среднем составят 20% от суммы средств, планируемых на реализацию
Программы из бюджетов всех уровней, что в целом составит 476,8
млн. рублей. Внебюджетные средства на возвратной основе, которые
могут быть предоставлены предприятиями и коммерческими банками,
планируются в объеме порядка 204,3 млн. рублей. Общий объем
финансовых ресурсов на реализацию Программы составит 2226,7 млн.
рублей.
Сводные данные по направлениям реализации, источникам и
объемам, требуемым на реализацию Программы, финансовым ресурсам
приведены в приложении.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет
средств федерального и окружного бюджетов будут определяться из
возможностей федерального и окружного бюджетов на соответствующий
год.
7. Оценка эффективности
и социально-экономических последствий
реализации Программы
При реализации Программы ожидается:
1. Практическая отработка условий, позволяющих в дальнейшем
перейти к самофинансированию подпрограммы.
2. Улучшение жилищных условий 3,8 тыс. молодых семей.
3. Улучшение условий для расширенного воспроизводства
населения и закрепление положительных демографических тенденций.
4. Восстановление культуры семейных отношений в молодежной
среде и повышение авторитета многодетности.
5. Повышение уровня жилищной обеспеченности молодых семей и
создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства
в автономном округе.
6. Вовлечение средств молодых семей (домохозяйств) в сферу
жилищного строительства.
7. Использование финансовых средств, привлекаемых для
реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней.
Приложение
к окружной целевой Программе
"Обеспечение жильем молодых семей"
ПОТРЕБНОСТЬ
В ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВАХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ"
ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
тыс. руб.
------------------T--------T----------T----------T------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Муниципальные ¦ Число ¦Потреб-сть¦ Общая ¦ В том числе по годам Программы ¦
¦ образования ¦молодых ¦ в общей ¦потреб-сть+---------------------------T--------------------------T--------------------------T--------------------------+
¦ ¦ семей, ¦ площади ¦в финанс. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦
¦ ¦состоящ.¦ жилья, ¦средствах +---------T--------T--------+--------T--------T--------+--------T--------T--------+--------T--------T--------+
¦ ¦ в ¦ кв. м ¦на реал-ю ¦ Всего ¦Бюджет. ¦Внебюдж.¦ Всего ¦Бюджет. ¦Внебюдж.¦ Всего ¦Бюджет. ¦Внебюдж.¦ Всего ¦Бюджет. ¦Внебюдж.¦
¦ ¦очереди ¦ ¦Программы ¦ ¦сред-ва ¦сред-ва ¦ ¦сред-ва ¦сред-ва ¦ ¦сред-ва ¦сред-ва ¦ ¦сред-ва ¦сред-ва ¦
¦ ¦ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦улучш-е ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ жилищ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Салехард ¦ 150,0¦ 7560,0¦ 104328,0¦ 26082,0¦ 17474,9¦ 8607,1¦ 26082,0¦ 15127,6¦ 10954,4¦ 26082,0¦ 12780,2¦ 13301,8¦ 26082,0¦ 11215,3¦ 14866,7¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Лабытнанги ¦ 150,0¦ 7560,0¦ 90342,0¦ 22585,5¦ 18068,4¦ 4517,1¦ 22585,5¦ 16261,6¦ 6323,9¦ 22585,5¦ 14454,7¦ 8130,8¦ 22585,5¦ 13551,3¦ 9034,2¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Новый Уренгой ¦ 1104,0¦ 55641,6¦ 817931,5¦ 204482,9¦151317,3¦ 53165,5¦204482,9¦141093,2¦ 63389,7¦204482,9¦130869,0¦ 73613,8¦204482,9¦120644,9¦ 83838,0¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Ноябрьск ¦ 276,0¦ 13910,4¦ 140495,0¦ 35123,8¦ 24937,9¦ 10185,9¦ 35123,8¦ 24411,0¦ 10712,7¦ 35123,8¦ 18264,4¦ 16859,4¦ 35123,8¦ 17737,5¦ 17386,3¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Надым и район ¦ 261,0¦ 13154,4¦ 156537,4¦ 39134,3¦ 24654,6¦ 14479,7¦ 39134,3¦ 20976,0¦ 18158,3¦ 39134,3¦ 17297,4¦ 21837,0¦ 39134,3¦ 20428,1¦ 18706,2¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Губкинский ¦ 469,0¦ 23637,6¦ 252922,3¦ 63230,6¦ 41416,0¦ 21814,6¦ 63230,6¦ 36041,4¦ 27189,1¦ 63230,6¦ 30666,8¦ 32563,7¦ 63230,6¦ 27505,3¦ 35725,3¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦г. Муравленко ¦ 55,0¦ 2772,0¦ 26611,2¦ 6652,8¦ 3991,7¦ 2661,1¦ 6652,8¦ 3326,4¦ 3326,4¦ 6652,8¦ 2661,1¦ 3991,7¦ 6652,8¦ 1995,8¦ 4657,0¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Пуровский район ¦ 513,0¦ 25855,2¦ 245624,4¦ 61406,1¦ 49063,5¦ 12342,6¦ 61406,1¦ 45379,1¦ 16027,0¦ 61406,1¦ 41694,7¦ 19711,4¦ 61406,1¦ 38071,8¦ 23334,3¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Тазовский район ¦ 185,0¦ 9324,0¦ 81118,8¦ 20279,7¦ 19062,9¦ 1216,8¦ 20279,7¦ 18454,5¦ 1825,2¦ 20279,7¦ 17846,1¦ 2433,6¦ 20279,7¦ 17237,7¦ 3042,0¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Красноселькупский¦ 42,0¦ 2116,8¦ 16934,4¦ 4233,6¦ 3751,0¦ 482,6¦ 4233,6¦ 3509,7¦ 723,9¦ 4233,6¦ 3268,3¦ 965,3¦ 4233,6¦ 3027,0¦ 1206,6¦
¦р-н ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Приуральский ¦ 320,0¦ 16128,0¦ 137088,0¦ 34272,0¦ 30056,5¦ 4215,5¦ 34272,0¦ 28171,6¦ 6100,4¦ 34272,0¦ 26286,6¦ 7985,4¦ 34272,0¦ 24847,2¦ 9424,8¦
¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Шурышкарский ¦ 174,0¦ 8769,6¦ 71033,8¦ 17758,4¦ 16692,9¦ 1065,5¦ 17758,4¦ 16160,2¦ 1598,3¦ 17758,4¦ 15627,4¦ 2131,0¦ 17758,4¦ 15094,7¦ 2663,8¦
¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Ямальский район ¦ 189,0¦ 9525,6¦ 85730,4¦ 21432,6¦ 20146,6¦ 1286,0¦ 21432,6¦ 19503,7¦ 1928,9¦ 21432,6¦ 18860,7¦ 2571,9¦ 21432,6¦ 18217,7¦ 3214,9¦
+-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего по округу ¦ 3888,0¦ 195955,2¦ 2226697,2¦ 556674,3¦420634,4¦136039,9¦556674,3¦388415,9¦168258,4¦556674,3¦350577,6¦206096,7¦556674,3¦329574,4¦227099,9¦
L-----------------+--------+----------+----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------
|