22 мая 2003 года N 178
------------------------------------------------------------------
ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА,
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации
от 23 марта 2000 г. N 86-рп, в целях повышения уровня защищенности
населения и территории Ямало-Ненецкого автономного округа от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
постановляю:
1. Создать территориальную систему мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Ямало-Ненецком
автономном округе.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на Вице-Губернатора автономного округа Левинзона И.Л.
Губернатор
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
22 мая 2003 года
N 178
Согласовано Утверждено
Начальник Приволжско-Уральского Постановлением
регионального центра по делам Губернатора
гражданской обороны, чрезвычайным автономного округа
ситуациям и ликвидации последствий от 22 мая 2003 г. N 178
стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
П.А.Третьяков
"__" __________ 2003 г. N _____
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
1. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995
г. N 1113, распоряжения Президента Российской Федерации от 23
марта 2000 г. N 86-рп "О совершенствовании функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Приказа МЧС Российской Федерации от 12 ноября 2001 г.
N 483 "Об утверждении Положения о системе мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", Положения о региональной
системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -
Положение о РСМП ЧС), утвержденного начальником
Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 17 января 2001 года, а также Постановлений Губернатора
автономного округа от 13 мая 1997 г. N 253 "Об окружной
территориальной подсистеме единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 30
декабря 2002 г. N 377 "Об утверждении порядка сбора и обмена
информацией в области защиты населения и территории
Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций" и
определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования
территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
2. Функционирование Российской системы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера осуществляется на федеральном,
региональном и территориальном уровнях.
В соответствии с Положением о РСМП ЧС в Ямало-Ненецком
автономном округе создается территориальная система мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - ТСМП ЧС) для
обеспечения мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также
для информационно-аналитического взаимодействия структур ТСМП ЧС
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общие положения
1. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера объединяет усилия территориальной и функциональных
подсистем РСЧС на территории автономного округа, действующих в
вопросах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
2. Территориальная система мониторинга, прогнозирования и
лабораторного контроля чрезвычайных ситуаций является
информационно-аналитической подсистемой РСЧС, которая будет
обеспечивать решение задач в области мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
3. Положение о ТСМП ЧС согласовывается с начальником
Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
Основные задачи
Основными задачами ТСМП ЧС являются:
- оперативный сбор, обработка, анализ информации о
потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и представление ее в органы государственной
власти Ямало-Ненецкого автономного округа, во взаимодействующие и
заинтересованные структуры, органы местного самоуправления в
автономном округе, региональный центр мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - РЦМП ЧС);
- прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на
основе оперативной фактической и прогностической информации,
поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за
состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на
потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- разработка, оценка эффективности реализации мер по
предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации;
- разработка сценариев развития чрезвычайной ситуации;
- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и
индикации радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды,
пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей
среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и
др.);
- разработка предложений для принятия экстренных мер по защите
населения, сельского хозяйства от радиоактивных веществ,
отравляющих веществ, сильнодействующих ядовитых веществ,
биологических (бактериологических) средств, возбудителей
инфекционных заболеваний;
- создание и поддержание специализированных геоинформационных
систем (далее - ГИС) и банка данных по источникам чрезвычайных
ситуаций;
- информационно-аналитическое и организационное обеспечение
функционирования ТСМП ЧС и РСМП ЧС на территории автономного
округа.
Организационная структура ТСМП ЧС
1. В территориальную систему мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера входят:
- Главное управление по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Администрации автономного округа (далее -
ГОЧС);
- Департамент природно-ресурсного регулирования и развития
нефтегазового комплекса Администрации автономного округа.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК), в
состав которой входят:
- Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по
Ямало-Ненецкому автономному округу МПР России;
- государственное федеральное учреждение "Центр
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Ямало-Ненецком автономном округе";
- государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной центр по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Управление ветеринарии Администрации автономного округа;
- Ямало-Ненецкий филиал ФГУ "Специализированная инспекция
аналитического контроля" по Уральскому региону.
В своей работе структуры СНЛК руководствуются Положением о
сети наблюдения и лабораторного контроля, утвержденным
Председателем Государственного комитета Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, от 30 октября 1993 года,
договорами о совместной хозяйственной деятельности, направленными
на развитие системы прогнозирования, возможности возникновения, а
также предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного
и техногенного характера.
2. Общее руководство деятельностью ТСМП ЧС на окружном уровне
осуществляет Центр мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования ЧС, создаваемый при ГО и ЧС на штатной основе.
3. Общую координацию деятельности ТСМП ЧС осуществляет
комиссия по чрезвычайным ситуациям Ямало-Ненецкого автономного
округа.
4. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по решению задач,
связанных с мониторингом, лабораторным контролем и
прогнозированием ЧС и их последствий, при ГО и ЧС на правах
совещательного органа создается экспертный совет, формируемый из
представителей организаций, входящих в территориальную систему
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС
природного и техногенного характера.
5. Структуры, входящие в состав ТСМП ЧС в соответствии с их
функциями, отвечают за оперативное и текущее
информационно-аналитическое обеспечение деятельности системы
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС
природного и техногенного характера Ямало-Ненецкого автономного
округа.
Основные мероприятия
территориальной системы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
В зависимости от обстановки, масштабов, прогнозируемых или
возникших чрезвычайных ситуаций функционирование ТСМП ЧС
Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности - при отсутствии
признаков и условий, свидетельствующих о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- в режиме повышенной готовности - при возникновении и
прогрессирующем развитии источников чрезвычайных ситуаций;
- в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении, развитии
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании
ТСМП ЧС, являются:
1. В режиме повседневной деятельности:
- осуществление мероприятий по сбору, обработке и анализу
информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование обстановки и оценка риска возникновения
чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование научно-методической, технологической и
материально-технической базы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия
ТСМП ЧС;
- подготовка и повышение квалификации специалистов в области
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- профилактика чрезвычайных ситуаций эпидемиологического
характера, в том числе инфекционных заболеваний, управляемых
средствами иммунопрофилактики.
2. В режиме повышенной готовности:
- формирование оперативно-аналитических групп для углубленного
анализа и оценки обстановки, выработки пакетов оперативных
превентивных мер по предотвращению, локализации и смягчению
последствий возможных чрезвычайных ситуаций в зависимости от
вероятных сценариев развития ситуации;
- создание дежурных лабораторных бригад для проведения при
необходимости обследования зоны возможного возникновения и
развития чрезвычайной ситуации;
- организация при необходимости учащенных наблюдений за
параметрами потенциальных источников возможных чрезвычайных
ситуаций;
- уточнение планов взаимодействия и усиление
оперативно-диспетчерских служб.
3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- организация непрерывной работы по оперативному
прогнозированию и контролю параметров развития чрезвычайной
ситуации и их социально-экономических последствий, в том числе с
использованием аэрокосмических технологий;
- выдвижение оперативных групп и лабораторных бригад в район
чрезвычайной ситуации и организация непрерывного контроля
параметров чрезвычайной ситуации и ее источников;
- разработка мероприятий по локализации чрезвычайной ситуации
с учетом вероятных сценариев развития обстановки и прогнозируемой
динамики параметров источников чрезвычайных ситуаций.
Подготовка и повышение квалификации
специалистов ТСМП ЧС
Подготовка и повышение квалификации специалистов ТСМП ЧС в
области мониторинга, прогнозирования ЧС и социально-экономических
последствий осуществляется в учебно-методическом Всероссийском
центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС
России за счет средств бюджетов организаций, входящих в ТСМП ЧС.
Финансирование
Финансирование деятельности территориальной системы
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера осуществляется за
счет средств бюджетов организаций, входящих в состав ТСМП ЧС.
|