ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ № 218732-3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДРАХ,
ВНЕСЕННОМ
ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. СКОЧЕМ, Н.Б. АЗАРОВОЙ, В.В. КЛИМОВЫМ, Ю.М.
ТЕНОМ, В.А. ШИТУЕВЫМ И ЧЛЕНАМИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.М. АРИСТОВЫМ, В.В. ТИХОМИРОВЫМ
25 сентября 2002 года № 766
Г.САЛЕХАРД
Рассмотрев проект № 218732-3 Кодекса Российской Федерации о
недрах, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации А.В. Скочем, Н.Б. Азаровой, В.В.
Климовым, Ю.М. Теном, В.А. Шитуевым и членами Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Аристовым, В.В.
Тихомировым, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного
округа
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить отзыв Государственной Думы автономного округа на
проект № 218732-3 Кодекса Российской Федерации о недрах, внесенный
депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации А.В. Скочем, Н.Б. Азаровой, В.В. Климовым, Ю.М. Теном,
В.А. Шитуевым и членами Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации А.М. Аристовым, В.В. Тихомировым.
2. Направить настоящее Постановление и отзыв на проект №
218732-3 Кодекса Российской Федерации о недрах в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации не принимать в первом чтении проект №
218732-3 Кодекса Российской Федерации о недрах и создать
согласительную комиссию с участием депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и представителей
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Направить данное Постановление в законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного,
Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Приволжского
федеральных округов, с предложением поддержать позицию
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа,
изложенную в настоящем отзыве.
5. Предложить членам Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации Керпельману Е.Л., Евстифееву А.А., депутату
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Комаровой Н.В. разъяснить позицию Ямало-Ненецкого автономного
округа по данному вопросу в Государственной Думе и Совете
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа
С.Н. Харючи
Приложение к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного
округа
от 25 сентября 2002 года
№766
О Т З Ы В
НА ПРОЕКТ № 218732-3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДРАХ,
ВНЕСЕННЫЙ
ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. СКОЧЕМ, Н.Б. АЗАРОВОЙ, В.В. КЛИМОВЫМ, Ю.М.
ТЕНОМ, В.А. ШИТУЕВЫМ И ЧЛЕНАМИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.М. АРИСТОВЫМ, В.В. ТИХОМИРОВЫМ
Рассмотрев проект № 218732-3 Кодекса Российской Федерации о
недрах, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации А.В. Скочем, Н.Б. Азаровой, В.В.
Климовым, Ю.М. Теном, В.А. Шитуевым и членами Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Аристовым, В.В.
Тихомировым, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного
округа считает целесообразным принятие сводного, объединяющего
комплекс правовых норм законодательного акта вместо совокупности
разрозненных, зачастую противоречащих друг другу
нормативно-правовых актов.
В тоже время необходимо отметить, что в основу проекта
Кодекса, как и проекта федерального закона № 198276-3 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах",
внесенного депутатами Государственной Думы А.Е. Бранниковым, Г.В.
Боосом, В.В. Володиным, С.Н. Гвоздевой, Н.В. Коломейцевым, И.И.
Никитчуком, В.А. Пехтиным, А.Г. Пузановским, В.М. Резником, Н.И.
Табачковым и членом Совета Федерации В.В. Тихомировым, заложены
принципы централизации полномочий по принятию решений о
предоставлении прав пользования недрами на федеральном уровне,
практически полностью отстранив органы государственной власти
субъектов Российской Федерации от участия в принятии таких
решений. Такой подход к вопросам недропользования не только
противоречит принципам федерализма, но и ведет к снижению
заинтересованности органов власти, всего населения субъектов
Российской Федерации в дальнейшей разведке и промышленной
эксплуатации расположенных на их территориях участков недр,
содержащих месторождения полезных ископаемых, разрушит созданную и
понятную для всех систему лицензирования недропользования и
приведет к нарушению баланса прав и законных интересов всех
участников отношений, возникающих при пользовании недрами.
В проекте Кодекса многочисленные ссылки на подзаконные акты,
которые утверждаются Министерством природных ресурсов или
Правительством Российской Федерации без участия субъектов
Российской Федерации в процессе их подготовки.
Недостаточно освещены вопросы предоставления земельных
участков для пользования недрами. Практически не учитывается
специфика правового статуса земель, на которых ведутся горные
работы.
В проекте Кодекса РФ о недрах не устранены несогласованность и
противоречия между законодательством о недрах и Водным Кодексом
РФ. Первый рассматривает подземные воды как полезное ископаемое,
второй - как один из видов водных объектов.
Вне поля зрения разработчиков остались вопросы реализации
компетенции субъекта Российской Федерации по созданию и ведению
территориальных фондов геологической информации, распоряжению
информацией, полученной за счет средств субъектов Российской
Федерации. В проекте Кодекса не обозначены вопросы
государственного контроля за геологическим изучением, охраной и
рациональным использованием недр, осуществляемые субъектом
Российской Федерации. Весьма схематично освещены вопросы участия
субъектов Российской Федерации в государственной экспертизе
информации о разведанных запасах полезных ископаемых, составления
территориальных балансов запасов и кадастров месторождений
полезных ископаемых. Такая редакция превращает статью 4 проекта
Кодекса РФ о недрах в пустую декларацию, что не позволит субъектам
РФ реализовывать конституционное право совместного ведения
ресурсами недр.
В целом проект Кодекса РФ о недрах можно рассматривать только
как предварительный вариант, который требует значительной
доработки с учетом предложений и замечаний субъектов РФ, без
которых не может быть рекомендован для рассмотрения
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании изложенного Государственная Дума Ямало-Ненецкого
автономного округа высказывается против принятия в первом чтении
проекта № 218732-3 Кодекса Российской Федерации о недрах,
внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации А.В. Скочем, Н.Б. Азаровой, В.В. Климовым,
Ю.М. Теном, В.А. Шитуевым и членами Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации А.М. Аристовым, В.В. Тихомировым, и
предлагает Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации создать согласительную комиссию с участием депутатов
Государственной Думы и представителей органов государственной
власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Председатель Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н. Харючи
|