1 июля 2002 года N 42-ЗАО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало - Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Принят Государственной Думой
Ямало - Ненецкого автономного
округа 22 июня 2002 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Государственная политика автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
Статья 4. Полномочия Государственной Думы автономного округа в
сфере геологической информации и информатизации недропользования
Статья 5. Полномочия администрации автономного округа и
органов исполнительной власти автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в
автономном округе в сфере геологической информации и
информатизации недропользования
Статья 7. Финансирование деятельности в сфере геологической
информации и информатизации недропользования
Глава 2. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
НА ТЕРРИТОРИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 8. Геологические информационные ресурсы на территории
автономного округа
Статья 9. Окружные геологические информационные ресурсы
Статья 10. Геологические информационные системы на территории
автономного округа
Статья 11. Территориальный фонд геологической информации
Статья 12. Окружные геологические информационные системы
Статья 13. Территориальный банк данных геологической
информации
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 14. Информатизация недропользования на территории
автономного округа
Статья 15. Создание и документирование геологической
информации
Статья 16. Формирование объекта учета и хранение
документированной геологической информации
Глава 4. ПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
О НЕДРАХ НА ТЕРРИТОРИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 17. Пользование окружной документированной
геологической информацией
Глава 5. ЗАЩИТА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ИНФОРМАТИЗАЦИИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 18. Цели защиты геологической информации и прав
субъектов информационных отношений в сфере геологической
информации и информатизации недропользования
Статья 19. Защита геологической информации
Статья 20. Защита прав субъектов информационных отношений в
сфере геологической информации и информатизации недропользования
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
______________________________________________________________________________
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской
Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах", Федерального
закона "Об информации, информатизации и защите информации", других
законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава
(Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа (далее -
автономный округ), законов автономного округа.
2. Целью настоящего Закона является создание правовых условий
для:
1) формирования и ведения территориального фонда геологической
информации;
2) эффективного развития геологических информационных ресурсов
и геологических информационных систем на территории автономного
округа;
3) обеспечения информационных потребностей и защиты интересов
граждан, организаций, муниципальных образований и автономного
округа в сфере геологической информации и информатизации
недропользования.
3. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на
территории автономного округа при:
1) формировании и использовании геологических информационных
ресурсов и предоставлении пользователям документированной
геологической информации и информационных услуг, за исключением
федеральных геологических информационных ресурсов;
2) создании и эксплуатации геологических информационных
систем, информационных технологий в сфере недропользования и
средств их обеспечения, за исключением федеральных геологических
информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
3) защите геологических информационных ресурсов и прав
субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации
недропользования.
4. Настоящий Закон не затрагивает отношений, регулируемых
федеральным законодательством об авторском праве, государственной
тайне и средствах массовой информации.
5. Нормы, установленные настоящим Законом, применяются, если
иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные
понятия:
сфера геологической информации и информатизации
недропользования - сфера деятельности субъектов, связанная с
формированием и использованием геологических информационных
ресурсов; с созданием и эксплуатацией геологических информационных
систем, информационных технологий и средств их обеспечения; с
защитой геологических информационных ресурсов и прав субъектов,
участвующих в информационных процессах и информатизации
недропользования;
геологическая информация о недрах (геологическая информация) -
сведения (данные) о геологическом строении и истории
геологического развития недр, составе, свойствах и условиях
залегания горных пород, полезных ископаемых и других геологических
образований, геофизических и геохимических полях, иных свойствах
недр, а также способах и результатах изучения и использования недр
и извлекаемых из них продуктов;
промысловая геологическая информация - часть геологической
информации о недрах, характеризующая способы, условия и результаты
разработки (промышленной эксплуатации) полезных ископаемых и иных
ресурсов недр;
документированная информация (документ) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать;
учет информации - установление количества и состава документов
в единицах объектов учета и фиксация (регистрация) принадлежности
каждой единицы объекта учета к определенному комплексу и общему их
количеству в учетных документах;
геологические информационные ресурсы - информационные ресурсы,
содержащие документы и массивы документов с геологической
информацией;
окружные геологические информационные ресурсы (государственные
геологические информационные ресурсы автономного округа) -
геологические информационные ресурсы, находящиеся в собственности
автономного округа;
геологические информационные ресурсы на территории автономного
округа - совокупность геологических информационных ресурсов,
созданных, приобретенных или накапливаемых на территории
автономного округа;
база данных - объективная форма представления и организации
совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти
данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;
банк данных - информационная система, включающая в себя одну
или несколько баз данных;
окружная геологическая информационная система - информационная
система, содержащая геологические информационные ресурсы и
находящаяся в собственности автономного округа;
территориальный банк данных геологической информации
автономного округа - окружная автоматизированная геологическая
информационная система, формируемая из геологической информации,
представляемой недропользователями по установленной форме и
полученной за счет любых источников финансирования,
предусмотренных действующим законодательством;
информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска, распространения и потребления
информации;
информационные продукты (продукция) - документированная
информация, подготовленная в соответствии с потребностями
пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения
потребностей пользователей;
информационные услуги - действия субъектов (собственников и
владельцев) по обеспечению пользователей информационными
продуктами;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем
и их технологий - программные, технические, лингвистические,
правовые, организационные средства (программы для электронных
вычислительных машин, средства вычислительной техники и связи,
словари, тезаурусы и классификаторы, инструкции и методики,
положения, уставы, должностные инструкции, схемы и их описания,
другая эксплуатационная и сопроводительная документация),
используемые или создаваемые при проектировании информационных
систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
Статья 3. Государственная политика автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
1. Государственная политика автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
направлена на создание условий для эффективного и качественного
информационного обеспечения решения стратегических и оперативных
задач социального и экономического развития автономного округа.
2. Основными направлениями государственной политики
автономного округа являются:
1) обеспечение реализации прав граждан и организаций,
муниципальных образований и органов государственной власти в сфере
геологической информации и информатизации недропользования;
2) правовое обеспечение информационных отношений в сфере
геологической информации и информатизации недропользования на
территории автономного округа;
3) создание механизмов и условий для формирования,
использования и защиты геологических информационных ресурсов на
территории автономного округа;
4) создание условий для развития на территории автономного
округа государственных и негосударственных геологических
информационных систем (архивов, фондов, библиотек, баз и банков
данных, других видов информационных систем) и информационных
технологий в сфере недропользования, обеспечение их совместимости
и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской
Федерации;
5) формирование и защита государственных геологических
информационных ресурсов автономного округа, создание условий для
их качественного и эффективного использования;
6) поддержка проектов и программ в сфере геологической
информации и информатизации недропользования;
7) содействие формированию рынка геологических информационных
ресурсов, информационных технологий в сфере недропользования и
средств их обеспечения.
Статья 4. Полномочия Государственной Думы автономного округа в
сфере геологической информации и информатизации недропользования
К полномочиям Государственной Думы автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
относятся:
1) принятие законов автономного округа в сфере геологической
информации и информатизации недропользования;
2) утверждение договоров автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования, а
также договоров автономного округа о международном информационном
обмене геологической информацией;
3) иные полномочия, отнесенные к компетенции Государственной
Думы автономного округа в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 5. Полномочия администрации автономного округа и
органов исполнительной власти автономного округа в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
К полномочиям администрации автономного округа и органов
исполнительной власти автономного округа в сфере геологической
информации и информатизации недропользования относятся:
1) участие в разработке и реализации на территории автономного
округа государственных федеральных программ, а также программ
международного информационного обмена геологической информацией;
2) разработка, утверждение и реализация окружных программ в
сфере геологической информации и информатизации недропользования;
3) управление и распоряжение геологической информацией о
недрах на территории автономного округа, находящейся в совместном
ведении Российской Федерации и автономного округа, в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством автономного
округа, а также соглашениями с федеральными органами
исполнительной власти;
4) управление и распоряжение окружными геологическими
информационными ресурсами, в том числе:
- формирование и защита окружных геологических информационных
ресурсов, создание условий для их качественного и эффективного
использования;
- совершение сделок с геологической информацией, находящейся в
государственной собственности автономного округа;
- определение в соответствии с действующим законодательством
режима и правил (порядка) накопления, обработки, защиты окружной
геологической информации и доступа к ней;
- определение правил включения негосударственной
документированной геологической информации в состав окружных
геологических информационных ресурсов;
- пополнение окружных геологических информационных ресурсов за
счет документированной геологической информации, передаваемой в
собственность автономного округа;
- осуществление международного информационного обмена
документированной геологической информацией;
5) распоряжение геологической информацией, полученной за счет
средств бюджетов муниципальных образований, в порядке,
установленном законом автономного округа;
6) внесение в Правительство Российской Федерации предложений о
передаче федеральных геологических информационных ресурсов,
находящихся на территории автономного округа, в государственную
собственность автономного округа;
7) разработка и утверждение порядка приобретения автономным
округом документированной геологической информации у физических и
юридических лиц;
8) обеспечение организационных мер защиты негосударственных
геологических информационных систем, обрабатывающих окружную
конфиденциальную геологическую информацию;
9) мониторинг состояния геологических информационных ресурсов
на территории автономного округа;
10) создание и эксплуатация окружных геологических
информационных систем и информационных сетей за счет средств
окружного бюджета или за счет других источников, предусмотренных
федеральным законодательством;
11) иные полномочия, отнесенные к компетенции администрации
автономного округа и органов исполнительной власти автономного
округа в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством автономного округа, а также соглашениями с
федеральными органами исполнительной власти.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в
автономном округе в сфере геологической информации и
информатизации недропользования
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
образований автономного округа в сфере геологической информации и
информатизации недропользования относятся:
1) принятие нормативных правовых актов органов местного
самоуправления в сфере геологической информации и информатизации
недропользования;
2) представление интересов муниципальных образований во
взаимоотношениях с органами государственной власти Российской
Федерации и автономного округа, а также с другими муниципальными
образованиями и третьими лицами;
3) заключение договоров и соглашений в сфере геологической
информации и информатизации недропользования по вопросам,
отнесенным к компетенции органов местного самоуправления;
4) пользование государственными геологическими информационными
ресурсами в порядке, определенном федеральным законодательством;
5) создание и эксплуатация муниципальных геологических
информационных систем и информационных сетей за счет средств
местных бюджетов или за счет других источников, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
6) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и
законодательством автономного округа к компетенции органов
местного самоуправления.
Статья 7. Финансирование деятельности в сфере геологической
информации и информатизации недропользования
1. Деятельность органов государственной власти автономного
округа и уполномоченных ими организаций по реализации полномочий в
сфере геологической информации и информатизации недропользования,
определенных настоящим Законом, финансируется из окружного
бюджета, а также за счет иных источников, предусмотренных
действующим законодательством.
2. Для физических и юридических лиц, участвующих в
финансировании окружных программ в сфере геологической информации
и информатизации недропользования, орган исполнительной власти
автономного округа может устанавливать льготы по плате за
пользование окружными геологическими информационными ресурсами.
Лицам, участвующим в финансировании окружных программ в сфере
геологической информации и информатизации недропользования, могут
устанавливаться также льготы по оплате работ и услуг, выполняемых
(оказываемых) окружными и (или) муниципальными геологическими
информационными системами.
3. Деятельность органов местного самоуправления и
уполномоченных ими организаций по реализации полномочий в сфере
геологической информации и информатизации недропользования,
определенных настоящим Законом, финансируется из местных бюджетов,
а также за счет иных источников, предусмотренных действующим
законодательством.
Глава 2. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
НА ТЕРРИТОРИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 8. Геологические информационные ресурсы на территории
автономного округа
1. Геологические информационные ресурсы на территории
автономного округа различаются по следующим критериям:
1) по содержанию информации;
2) по видам материального носителя информации;
3) по категориям доступа;
4) по формам собственности.
2. По содержанию геологические информационные ресурсы
разделяются на:
1) сведения об информации о недрах (метаинформация);
2) карты и отчеты, содержащие сведения об общем геологическом
строении недр;
3) первичную информацию о недрах;
4) информацию об объектах недр, содержащих полезные ископаемые
(с подразделением по отраслям), включая геолого - экономическую
информацию;
5) геолого - экологическую информацию;
6) отчеты и материалы о методах, технике и технологии
геологоразведочных работ, извлечения и переработки полезных
ископаемых;
7) информацию о недропользовании и недропользователях.
3. По виду материального носителя геологическая информация
разделяется на:
1) информацию на природных носителях (вещественную
информацию): керн; образцы горных пород и минералов; шлифы;
геохимические пробы природных жидкостей и каменного материала;
пробы рассолов, нефти, воды, газа и пластовой жидкости; другие
виды вещественной информации;
2) информацию на бумажных носителях: книги, журналы,
картотеки, отчеты, карты, снимки, диаграммы и прочие виды
информации на бумажных носителях;
3) информацию на машинных носителях: первичная информация,
базы данных и документов, цифровые карты (векторные и матричные),
растровые файлы, электронные таблицы и иная информация в
электронном виде.
Информация одного содержания может быть представлена на разных
материальных носителях.
4. По категории доступа геологическая информация делится на
открытую (общедоступную) и ограниченного доступа.
Документированная информация с ограниченным доступом по условиям
ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне, и конфиденциальную - являющуюся служебной
или коммерческой тайной. Отнесение информации к государственной
тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации
"О государственной тайне". Отнесение геологической информации о
недрах на территории автономного округа к конфиденциальной
осуществляется в порядке, установленном федеральным
законодательством.
5. По формам собственности геологическая информация и
формируемые на ее основе геологические информационные ресурсы на
территории автономного округа разделяются на:
1) государственные геологические информационные ресурсы:
- федеральные геологические информационные ресурсы;
- геологические информационные ресурсы, находящиеся в
совместном ведении Российской Федерации и автономного округа;
- геологические информационные ресурсы автономного округа
(окружные геологические информационные ресурсы);
- геологические информационные ресурсы, находящиеся в
совместном ведении автономного округа и других субъектов
Российской Федерации (межрегиональные геологические информационные
ресурсы);
- геологические информационные ресурсы, находящиеся в
совместном ведении Российской Федерации и других субъектов
Российской Федерации;
2) геологические информационные ресурсы муниципальных
образований (муниципальные геологические информационные ресурсы);
3) геологические информационные ресурсы граждан (геологические
информационные ресурсы физических лиц);
4) геологические информационные ресурсы коммерческих и
некоммерческих организаций (геологические информационные ресурсы
юридических лиц);
5) геологические информационные ресурсы на праве общей
собственности;
6) геологические информационные ресурсы, находящиеся в иных
формах собственности.
6. На окружные и негосударственные геологические
информационные ресурсы распространяются нормы федерального
законодательства об архивных фондах и архивах.
Статья 9. Окружные геологические информационные ресурсы
1. Документированная геологическая информация, полученная за
счет средств окружного бюджета, в том числе за счет отчислений на
воспроизводство минерально - сырьевой базы, направляемых в
окружной бюджет, либо полученная автономным округом иными
установленными законом способами, является государственной
собственностью автономного округа.
2. От имени автономного округа правомочия собственника
окружных геологических информационных ресурсов осуществляет
администрация автономного округа.
3. Окружные геологические информационные ресурсы могут
находиться в общей собственности с другими субъектами права
собственности.
4. Окружные геологические информационные ресурсы не подлежат
отчуждению.
5. Формирование и защита окружных геологических информационных
ресурсов, а также создание условий для их качественного и
эффективного использования возлагаются на уполномоченный
администрацией автономного округа орган исполнительной власти
автономного округа или по его поручению на территориальный банк
данных геологической информации автономного округа.
6. От имени автономного округа заказчиком на создание
документированной геологической информации является уполномоченный
администрацией автономного округа орган исполнительной власти
автономного округа или по его поручению территориальный банк
данных геологической информации автономного округа.
7. Проведение стоимостной оценки окружной документированной
геологической информации, а также определение размера и порядка
взимания платы за ее использование осуществляются в соответствии с
федеральным законодательством.
8. Плата за пользование окружной документированной
геологической информацией поступает в окружной бюджет.
9. Порядок пополнения окружных геологических информационных
ресурсов за счет документированной геологической информации,
передаваемой в собственность автономному округу, определяется
администрацией автономного округа в соответствии с федеральным
законодательством.
10. Порядок приобретения автономным округом документированной
геологической информации у физических и юридических лиц
определяется администрацией автономного округа.
Статья 10. Геологические информационные системы на территории
автономного округа
1. В геологических информационных системах реализуются
процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и потребления информации.
2. На территории автономного округа выделяются следующие виды
геологических информационных систем:
1) системы, формирующие информацию на природных носителях:
- кернохранилища;
- геологические музеи;
- фонды (коллекции, хранилища) образцов горных пород и
минералов, шлифов, геохимических проб природных жидкостей и
каменного материала, проб рассолов, нефти, воды, газа и пластовой
жидкости, получаемых в процессе работ по геологическому изучению
недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, в процессе иных видов пользования недрами, в том числе
связанных с ними научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ;
2) системы, формирующие информацию на бумажных и (или)
машинных носителях:
- архивы и хранилища первичной документации работ по
геологическому изучению недр, разведки и добычи полезных
ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, в процессе иных видов
пользования недрами, в том числе связанных с ними научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ;
- библиотеки и центры научно - технической информации;
- геологические фонды;
- картографо - геодезические фонды;
- информационные фонды в области науки и техники;
- информационные фонды стандартов, классификаторов, правил и
норм по стандартизации;
- автоматизированные базы и банки данных;
- системы мониторинга геологической среды.
Статья 11. Территориальный фонд геологической информации
1. Территориальный фонд геологической информации представляет
собой совокупность окружных геологических информационных систем
(архивов, фондов, библиотек, баз и банков данных и других видов
информационных систем), информационных технологий, средств их
обеспечения и сетей, функционирующих на единой организационно -
методической основе, обеспечивающих информационные потребности и
взаимодействие органов государственной власти Российской
Федерации, автономного округа, органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о
недрах физические и юридические лица - недропользователи обязаны
представлять геологическую информацию, полученную ими в процессе
пользования недрами, независимо от источников финансирования
работ, в территориальный фонд геологической информации.
3. Управление деятельностью, связанной с функционированием
территориального фонда геологической информации, осуществляет
администрация автономного округа.
4. Перечень конкретных видов документированной геологической
информации о недрах на территории автономного округа (включая
промысловую геологическую информацию), представляемой в
территориальный фонд геологической информации, формируется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и
утверждается администрацией автономного округа.
5. Порядок и условия обязательного представления
документированной геологической информации в территориальный фонд
геологической информации, а также требования к ее содержанию
определяются администрацией автономного округа совместно с
федеральным органом управления государственным фондом недр или с
его территориальным органом в соответствии с федеральным
законодательством.
6. Порядок и условия пользования автономным округом
негосударственной геологической информацией (в том числе
конфиденциальной) определяются собственниками этой информации в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Окружные геологические информационные системы
1. Окружные геологические информационные системы создаются и
эксплуатируются за счет средств окружного бюджета или за счет
других источников, предусмотренных федеральным законодательством.
Решения о создании окружных геологических информационных систем
принимаются администрацией автономного округа.
2. В окружных геологических информационных системах
обеспечивается постоянное и (или) временное хранение геологической
информации о недрах на территории автономного округа,
принадлежащей Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим
лицам, а также геологической информации по другим регионам
Российской Федерации, не являющейся собственностью автономного
округа.
3. Часть работ при создании и эксплуатации окружных
геологических информационных систем может проводиться по договорам
с юридическими лицами, которые в этом случае именуются операторами
геологических информационных систем. На операторов не
распространяется правовой статус окружных геологических
информационных систем. Деятельность и ответственность операторов
определяются условиями соответствующих договоров и действующим
законодательством.
4. Все окружные геологические информационные системы
независимо от вида материального носителя информации подлежат
государственному учету и регистрации. Государственный учет
осуществляется на этапе их создания (разработки). Государственная
регистрация окружных геологических информационных систем
осуществляется после передачи их в эксплуатацию.
Статья 13. Территориальный банк данных геологической
информации
1. Территориальный банк данных геологической информации,
создаваемый в форме окружного государственного учреждения,
является окружной автоматизированной геологической информационной
системой.
2. Территориальный банк данных геологической информации
формируется из геологической информации, представляемой
недропользователями по установленной форме и полученной за счет
любых источников финансирования, предусмотренных действующим
законодательством.
3. Территориальный банк данных геологической информации
выполняет функцию центрального хранилища стандартизированных и
систематизированных первичных геолого - геофизических и
промысловых данных, полученных и получаемых на территории
автономного округа.
4. В функции уполномоченного администрацией автономного округа
органа исполнительной власти автономного округа в отношении
территориального банка данных геологической информации входит:
1) подготовка предложений по разработке и реализации на
территории автономного округа государственных федеральных и
окружных программ в сфере геологической информации и
информатизации недропользования;
2) определение и утверждение порядка взимания платы за работы
и услуги по представлению в пользование геологической информации;
3) определение и утверждение расценок и номенклатуры видов
проводимых работ и предоставляемых платных услуг;
4) подготовка предложений по оценке стоимости окружных
геологических информационных ресурсов и размеру платы за их
использование;
5) подготовка заключений на предложения физических и
юридических лиц о продаже автономному округу своей
документированной геологической информации;
6) подготовка предложений по сертификации геологических
информационных систем, информационных технологий и средств защиты
информации;
7) осуществление иных полномочий, установленных федеральным
законодательством и законодательством автономного округа.
5. В территориальном банке данных геологической информации
обеспечивается:
1) стандартизация, унификация, систематизация и архивация
данных;
2) формирование и защита окружных геологических информационных
ресурсов, представленных в электронном виде, создание условий для
их качественного и эффективного использования;
3) формирование и защита государственных геологических
информационных ресурсов, находящихся в совместном ведении
Российской Федерации и автономного округа, представленных в
электронном виде;
4) защита негосударственной геологической информации,
находящейся в территориальном банке данных геологической
информации;
5) реализация процедуры доступа к государственным и
негосударственным геологическим информационным ресурсам,
находящимся в территориальном банке данных геологической
информации;
6) регистрация пользователей информации, находящейся в
территориальном банке данных геологической информации;
7) создание условий для качественного и оперативного
представления пользователям документированной информации;
8) пополнение окружных геологических информационных ресурсов
за счет документированной геологической информации, передаваемой в
государственную собственность автономного округа;
9) мониторинг состояния геологических информационных ресурсов
на территории автономного округа;
10) выполнение иных функций, предусмотренных федеральным
законодательством, законодательством автономного округа и уставом
территориального банка данных геологической информации.
6. Территориальный банк данных геологической информации
оказывает методическую помощь в формировании, использовании и
защите геологической информации в других окружных, а также в
негосударственных геологических информационных системах.
7. Для ведения дубликата территориального банка данных
геологической информации администрация автономного округа может
назначить оператора - хранителя и определить место расположения
дубликата территориального банка данных геологической информации.
На оператора - хранителя не распространяется правовой статус
территориального банка данных геологической информации.
Деятельность и ответственность оператора - хранителя определяются
условиями договора хранения и соответствующим положением,
утверждаемым администрацией автономного округа.
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 14. Информатизация недропользования на территории
автономного округа
1. Информатизация недропользования как процесс создания
оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей
реализуется путем:
- совершенствования процессов создания документированной
информации;
- улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и
хранения;
- развития процессов потребления - обработки, поиска и
распространения информации;
- создания и развития средств обеспечения (программных,
технических, лингвистических, правовых, организационных).
2. Основными направлениями информатизации недропользования на
территории автономного округа являются:
- отражение в информационных ресурсах экономических данных по
участкам недр на территории автономного округа, характеризующих
стадии их изучения, освоения и использования;
- расширение номенклатуры геологических информационных
ресурсов с добавлением к существующим кадастровому, балансовому и
статистическому видам информации оценочных экономических данных по
запасам и ресурсам недр и процессам недропользования;
- создание и ведение баз данных и баз моделей экономических
оценок и геолого - экономических карт;
- комплексирование разных видов геологической информации в
направлении создания информационных продуктов, имеющих форму
различных сборников, каталогов, кадастров, атласов, баз и банков
данных, иных автоматизированных информационных систем;
- развитие информационных систем в направлении интеграции
путем создания единой базы метаданных;
- создание информационных продуктов с новыми потребительскими
качествами;
- типизация, унификация и стандартизация форм документирования
геологической информации;
- внедрение способов сбора геологической информации на основе
электронной телекоммуникации с обеспечением необходимых режимов
криптографической защиты;
- перенос информации с бумажных носителей на машинные носители
и перевод хранения документированной геологической информации на
технические и машинные носители;
- опережающее создание баз данных, содержащих регистрационные
и учетные сведения об объектах хранения;
- опережающее создание предусмотренных законодательством
регистров, реестров, кадастров и балансов;
- унификация и типизация классификаторов и иных стандартов и
нормативов;
- унификация форматов и процедур обмена информацией,
разработка и внедрение единой системы кодирования информации;
- расширение режима удаленного доступа к геологическим
информационным ресурсам на основе современных способов
телекоммуникации;
- переход от использования документированной геологической
информации к использованию информационных продуктов с новыми
потребительскими качествами;
- стандартизация моделей данных;
- отбор и использование наиболее эффективных готовых
программных средств.
3. Информатизация недропользования на территории автономного
округа осуществляется в рамках государственных программ в сфере
геологической информации и информатизации недропользования.
Статья 15. Создание и документирование геологической
информации
1. Геологическая информация создается:
1) в процессе работ по геологическому изучению недр, разведки
и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
в процессе иных видов пользования недрами, в том числе связанных с
ними научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
2) в результате обработки, интерпретации, анализа и обобщения
первичной информации, полученной вышеуказанным способом, и
формирования производной информации.
Создание информации является неотъемлемой частью процессов
геологического изучения и использования недр.
2. Документирование геологической информации является
обязательным условием включения информации в любые информационные
ресурсы независимо от их принадлежности.
3. Порядок документирования геологической информации о недрах
на территории автономного округа, создаваемой и накапливаемой в
процессе недропользования, определяется федеральным
законодательством.
4. Документ, полученный из автоматизированной геологической
информационной системы, а также хранимый, обрабатываемый и
передаваемый с помощью автоматизированных информационных и
телекоммуникационных систем, приобретает юридическую силу в
порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 16. Формирование объекта учета и хранение
документированной геологической информации
1. Формирование объекта учета и хранение документированной
геологической информации могут осуществлять:
- собственник информации;
- владелец информации, назначенный собственником;
- юридическое или физическое лицо, заключившее с собственником
или владельцем договор.
2. Формирование объекта учета информации, представляемой в
соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах в
территориальный фонд геологической информации, должно включать
описание и индивидуализацию функциональных, технических,
экономических, топографических, юридических и иных характеристик
объекта учета, обеспечивающих его однозначную идентификацию, на
основе единых организационно - методических требований,
установленных федеральным законодательством.
3. Порядок учета, хранения и внесения изменений в
документированную информацию устанавливается государством в лице
уполномоченных им органов (организаций) в соответствии с
федеральным законодательством.
4. Отношения субъектов собственности (владения) информации и
субъектов ее хранения определяются гражданским законодательством и
регулируются договором хранения информации.
Глава 4. ПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
О НЕДРАХ НА ТЕРРИТОРИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 17. Пользование окружной документированной
геологической информацией
1. Окружная документированная геологическая информация
является открытой, за исключением информации, отнесенной
федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.
2. Окружная документированная геологическая информация (как
первичная, так и производная) может предоставляться в пользование
путем:
- ознакомления с ее содержанием;
- предоставления копий документированной информации;
- предоставления части природных носителей информации.
3. Юридические и физические лица, получающие в пользование
документированную геологическую информацию, оплачивают расходы по
сбору, обработке и хранению этой информации, подготовке информации
к представлению в пользование и другим сопутствующим работам.
4. Документированная геологическая информация может являться
предметом договора на услуги по справочно - информационному
обеспечению и (или) консалтинговые услуги. Номенклатура видов
платных работ и услуг, предоставляемых пользователям информации из
окружных геологических информационных ресурсов, а также размер
платы за эти работы и услуги определяются в установленном порядке.
5. Порядок получения пользователем окружной документированной
геологической информации (указание места, времени, ответственных
должностных лиц, необходимых процедур) определяет администрация
автономного округа с соблюдением требований, установленных
настоящим Законом.
6. За пользование окружной документированной геологической
информацией может взиматься плата. При принятии администрацией
автономного округа решения о необходимости взимания платы за
геологическую информацию применяется следующий критерий: если
информация является необходимой и достаточной для получения
коммерческого дохода или другой коммерческой выгоды (получение
кредита, снижение себестоимости продукции, улучшение технологии
добычи и переработки, иные формы коммерческой выгоды), то такая
информация передается в пользование за плату. В иных случаях она
оценивается как открытая информация и передается безвозмездно.
По признаку обязательности платы за пользование окружная
геологическая информация делится на две группы:
- пользуемая на безвозмездной основе - все виды геологической
информации, не содержащей сведений о запасах полезных ископаемых и
тех свойствах недр, которые могут быть использованы в коммерческих
целях. При передаче или допуске к ознакомлению с этой информацией
взимается только плата за соответствующие справочно -
информационные и (или) консалтинговые услуги, подготовку
информации к представлению в пользование;
- пользуемая на платной основе - информация о количестве,
качестве и условиях разработки запасов полезных ископаемых или
иных свойствах недр, использование которой может представлять
коммерческий интерес. При передаче этой информации взимается плата
за пользование информацией и плата за соответствующие работы и
(или) услуги.
Определение размера и порядка взимания платы за пользование
окружной документированной геологической информацией
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
7. Информация, полученная на законных основаниях из окружных
геологических информационных ресурсов физическими и юридическими
лицами, может быть использована ими для создания производной
информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной
ссылкой на источник информации. Отношения при создании и
распространении производной информации регулируются договором
между собственником (владельцем) и пользователем информации.
Пользователи, получившие в безвозмездное или платное
пользование окружную геологическую информацию на бумажных
носителях, могут осуществлять ее перенос на машинные носители за
счет собственных средств. На созданную таким образом информацию
распространяются все условия договора в части ограничения по
использованию ее третьими лицами.
Подготовка и передача окружной геологической информации на
бумажных носителях для переноса или создания производной
информации на машинных носителях и обратная передача копии
последней между владельцами окружных геологических информационных
ресурсов осуществляются на условиях договора о взаимном
пользовании окружной геологической информацией. Передача
информации на машинных носителях может осуществляться путем
установки копий баз данных.
8. Перечни окружной документированной геологической информации
и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и
условиях доступа к указанным информационным ресурсам
предоставляются пользователям бесплатно.
9. Порядок пользования окружной документированной
геологической информацией определяется в соответствии с
федеральным законодательством и утверждается администрацией
автономного округа.
10. За предоставление пользователю заведомо недостоверной
информации из окружных геологических информационных систем и за
несоблюдение требований по информационной безопасности должностные
лица, ответственные за формирование, использование и защиту
окружных геологических информационных ресурсов, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
11. Споры по вопросам, связанным с качеством окружной
документированной геологической информации, разрешаются в порядке,
установленном федеральным законодательством.
Глава 5. ЗАЩИТА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ИНФОРМАТИЗАЦИИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 18. Цели защиты геологической информации и прав
субъектов информационных отношений в сфере геологической
информации и информатизации недропользования
Целями защиты геологической информации и прав субъектов
информационных отношений в сфере геологической информации и
информатизации недропользования являются:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки
геологической информации;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению,
модификации, искажению, копированию, блокированию геологической
информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в
геологические информационные ресурсы и информационные системы;
- обеспечение правового режима документированной геологической
информации как объекта собственности;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности
документированной геологической информации в соответствии с
действующим законодательством;
- обеспечение прав субъектов информационных отношений в сфере
геологической информации и информатизации недропользования.
Статья 19. Защита геологической информации
1. Защите подлежит любая документированная геологическая
информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб
ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
2. Режимы защиты геологической информации устанавливаются в
соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации".
3. Деятельность по формированию, хранению и использованию
геологической информации, подлежащей защите, регулируется
федеральным законодательством в сфере защиты информации.
4. Контроль за соблюдением требований к защите
документированной геологической информации и за эксплуатацией
специальных программно - технических средств защиты, а также
обеспечение организационных мер защиты геологических
информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным
доступом в негосударственных структурах, осуществляются
уполномоченными органами государственной власти в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 20. Защита прав субъектов информационных отношений в
сфере геологической информации и информатизации недропользования
Защита прав субъектов информационных отношений в сфере
геологической информации и информатизации недропользования
осуществляется в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального
закона "Об информации, информатизации и защите информации".
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня
его официального опубликования.
Губернатор
Ямало - Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
1 июля 2002 года
N 42-ЗАО
|