РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ЗАКОН
от 7 февраля 2001 г. № 2-ЗАО
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
Принят
Государственной
Думой Ямало-Ненецкого
автономного округа
31 января 2001 года
Статья 1. Внести в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О
местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе"
(Красный Север, 1996, декабрь, спецвыпуск; Ведомости
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 1996, №
11) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ЗАКОН
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Настоящий закон Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -
автономный округ) в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" устанавливает дополнительные, по отношению к указанному
Федеральному закону правовые основы организации системы местного
самоуправления в автономном округе.
Статья 1. Местное самоуправление в автономном округе
Местное самоуправление в автономном округе - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным
законом) автономного округа самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению вопросов
местного значения непосредственно или через органы местного
самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и
иных местных традиций.
Статья 2. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации, иные федеральные законы, Устав (Основной закон)
автономного округа, настоящий Закон автономного округа и иные
законы автономного округа.
Статья 3. Право граждан на осуществление местного
самоуправления
1. Граждане Российской Федерации, проживающие в автономном
округе, имеют равные права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно, так и через своих
представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. При осуществлении местного самоуправления граждане имеют
право:
1) участвовать в местных референдумах, сходах, выборах;
2) избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления;
3) получать равный доступ к муниципальной службе;
4) обращаться в органы местного самоуправления и к должностным
лицам местного самоуправления;
5) получать полную и объективную информацию о деятельности
органов местного самоуправления, знакомится с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
человека и гражданина, установленные Конституцией Российской
Федерации;
6) защищать свои права на участие в местном самоуправлении в
судебном порядке;
При осуществлении местного самоуправления граждане имеют также
иные права, установленные федеральными законами и законами
автономного округа.
3. Граждане в соответствии с уставом муниципального
образования имеют право на правотворческую инициативу в вопросах
местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесенные населением в органы местного самоуправления,
подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с
участием представителей населения, а результаты рассмотрения -
официальному опубликованию (обнародованию).
4. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные
обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в
течение одного месяца.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти
автономного округа в сфере местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти автономного
округа в сфере местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов автономного округа о местном
самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов автономного округа о
местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам
Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов
собственности автономного округа в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между окружным и местными
бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов
на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом
отдельными полномочиями автономного округа, передача материальных
и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных
полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие окружных программ развития местного
самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного
самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного
самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных
стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований,
установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти автономного округа;
13) регулирование законами в соответствии с Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" особенностей организации местного
самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов автономного округа об
административных правонарушениях по вопросам, связанным с
осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных
образований.
Статья 5. Вопросы местного значения.
1. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований,
контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение
других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие
муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и
нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, осуществление контроля за их деятельностью,
обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление
контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий
муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально- культурного
строительства;
11) контроль за использованием земель на территории
муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального
энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и
канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений
топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального
образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест
захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры,
находящихся в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной
службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой
информации муниципального образования;
26) создание условий для развития зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта
в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории
муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном
образовании, организация муниципальной пожарной службы.
31) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения
законами автономного округа, а также вопросы, не исключенные из
ведения муниципальных образований и не отнесенные к ведению других
муниципальных образований и органов государственной власти.
2. Разграничение предметов ведения муниципальных образований
осуществляется в соответствии с законами автономного округа,
регулирующими конкретные общественные отношения.
Статья 6. Муниципальные образования
1. Местное самоуправление в автономном округе осуществляется в
муниципальных образованиях.
2. Муниципальными образованиями в автономном округе могут
быть:
1) городские и сельские поселения (города, поселки, села и
иные поселения);
2) сельсоветы;
3) районы;
4) иная населенная территория, предусмотренная Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", в пределах которой осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. В случае если в границах территории одного муниципального
образования (за исключением города) имеются другие муниципальные
образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты
муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов
разграничиваются законом автономного округа.
4. Подчиненность одного муниципального образования другому не
допускается.
Статья 7. Территории муниципальных образований
1. Территории муниципальных образований - городов, поселков,
сел, районов, сельсоветов и других муниципальных образований -
устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами
автономного округа с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или
упразднении внутригородских муниципальных образований,
установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения
населения соответствующей территории представительным органом
местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с
уставом города.
Статья 8. Установление и изменение границ муниципального
образования
1. Установление и изменение границ муниципального образования,
в том числе при образовании, объединении, преобразовании или
упразднений муниципальных образований, осуществляется с учетом
исторических и иных местных традиций по инициативе населения,
органов местного самоуправления, а также органов государственной
власти автономного округа.
2. Изменение границ муниципального образования не допускается
без учета мнения населения соответствующих территорий.
Государственная Дума автономного округа устанавливает законом
гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения
границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление.
3. Порядок образования, объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований, установления и изменения их
границ и наименований определяется законом автономного округа.
Статья 9. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику
(гербы, эмблемы, другую символику) отражающую их исторические,
культурные, социально-экономические, национальные и иные
особенности.
Статья 10. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав.
2. Устав муниципального образования разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно и принимается
представительным органом местного самоуправления либо населением
непосредственно.
3. Устав муниципального образования подлежит обязательной
государственной регистрации в порядке, установленном законом
автономного округа.
4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава
муниципального образования может быть только противоречие его
Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу
(Основному закону) автономного округа, законам автономного округа.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован
гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке в
соответствии с федеральным законодательством.
5. Правом внесения проекта устава (поправок, дополнений,
изменений в устав) муниципального образования обладают:
1) граждане, группы граждан, проживающие на территории
муниципального образования и обладающие избирательным правом;
2) общероссийские и региональные политические и общественные
объединения, зарегистрированные в установленном федеральным
законодательством порядке в соответствующем муниципальном
образовании;
3) органы местного самоуправления;
6. В уставе муниципального образования указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению
муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного
самоуправления;
5) наименование и полномочия органов и должностных лиц
местного самоуправления;
6) сроки полномочий членов выборных органов и выборных
должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных
правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или
досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных
должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других
выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления, основания и порядок прекращения их
полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью;
14) национально-культурные особенности организации местного
самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории
муниципального образования национальных групп и общностей,
коренных малочисленных народов Севера, казачества с учетом
исторических и иных местных традиций;
15) порядок изменения устава муниципального образования;
16) иные положения об организации местного самоуправления в
соответствии с законами Российской Федерации и автономного округа.
7. Устав муниципального образования вступает в силу после его
официального опубликования (обнародования).
Статья 11. Органы местного самоуправления
1. Для осуществления местного самоуправления в муниципальном
образовании, в соответствии с федеральными законами, законами
автономного округа, уставом муниципального образования, образуются
органы местного самоуправления. Наличие выборных органов местного
самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным.
2. Органы местного самоуправления обладают собственной
компетенцией по решению вопросов местного значения.
3. К органам местного самоуправления относятся:
1) представительные - выборные органы местного самоуправления,
представляющие, на основании устава муниципального образования,
интересы населения муниципального образования и обладающие правом
принимать от его имени решения, действующие на всей территории
муниципального образования. В документах, связанных с исполнением
отдельных государственных полномочий или направляемых в органы
государственной власти, используется официальное наименование -
"собрание представителей";
2) исполнительные - органы местного самоуправления,
формируемые для осуществления исполнительно-распорядительных и
иных полномочий муниципального образования, а также для
непосредственного исполнения решений представительных органов и
выборных должностных лиц местного самоуправления. Наименование
исполнительных органов местного самоуправления определяется
уставом муниципального образования с учетом местных особенностей.
В документах, связанных с исполнением отдельных государственных
полномочий или направляемых в органы государственной власти,
используется официальное наименование - "администрация".
4. Количественный состав, сроки полномочий, компетенция
представительных органов местного самоуправления определяются
уставом муниципального образования с учетом местных особенностей.
5. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом
муниципального образования являются юридическими лицами.
Статья 12. Должностные лица местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены
должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению
местного самоуправления на территории муниципального образования,
а также должности иных выборных должностных лиц местного
самоуправления
2. Глава муниципального образования может быть избран:
1) гражданами, проживающими на территории муниципального
образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании;
2) представительным органом местного самоуправления из своего
состава.
3. Глава муниципального образования и иные выборные
должностные лица наделяются собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального
образования.
4. Наименование главы муниципального образования определяется
уставом муниципального образования, с учетом местных особенностей.
В документах, связанных с исполнением отдельных государственных
полномочий или направляемых в органы государственной власти,
используется официальное наименование - "глава муниципального
образования".
5. Порядок избрания, срок полномочий, статус, ответственность
главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц
местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального
образования на основании законов Российской Федерации и
автономного округа.
6. Глава муниципального образования в соответствии с уставом
муниципального образования может быть наделен правом входить в
состав представительного органа местного самоуправления с правом
решающего голоса, председательствовать на его заседаниях.
7. Глава муниципального образования в соответствии с уставом
муниципального образования подотчетен населению непосредственно и
представительному органу местного самоуправления.
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
1. Органы и должностные лица местного самоуправления
самостоятельно решают вопросы местного значения.
2. Полномочия органов местного самоуправления по решению
вопросов, не входящих в сферу правового регулирования органов
государственной власти Российской Федерации и автономного округа,
устанавливаются уставами муниципальных образований.
3. Разграничение полномочий между представительными и
исполнительными органами местного самоуправления, а также
выборными должностными лицами местного самоуправления
устанавливается уставом муниципального образования.
Статья 14. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями автономного округа
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями автономного округа может
осуществляться только законами автономного округа.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями автономного округа должно в
обязательном порядке предусматривать передачу органам местного
самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
3. Исполнение отдельных государственных полномочий автономного
округа, которыми наделены органы местного самоуправления,
подконтрольно органам государственной власти автономного округа.
Статья 15. Территориальные подразделения органов местного
самоуправления
1. Исполнительные органы местного самоуправления вправе
создавать территориальные подразделения и назначать должностных
лиц для осуществления отдельных управленческих полномочий, а также
для повышения эффективности управления во внутримуниципальных
территориальных образованиях (в городских районах, округах и
других).
2. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений
и назначения должностных лиц, границы подведомственной территории
определяются уставом муниципального образования.
Статья 16. Правовые акты органов и должностных лиц местного
самоуправления
1. Органы и должностные лица местного самоуправления по
вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Представительные органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции принимают решения.
Главы муниципальных образований в пределах своей компетенции
издают распоряжения и постановления.
2. Порядок принятия и вступления в силу, полномочия по изданию
нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного
самоуправления, определяются уставом муниципального образования в
соответствии с законами автономного округа.
Статья 17. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный
референдум.
2. Порядок назначения и проведения местного референдума,
принятия и изменения решений местного референдума определяется
уставом муниципального образования в соответствии с законом
автономного округа.
Статья 18. Сход
1. В муниципальных образованиях либо во внутримуниципальных
образованиях (городских районах, округах и других) для решения
вопросов местного значения могут созываться сходы (общие собрания
жителей). Сходы могут созываться по инициативе органов местного
самоуправления или населения муниципального образования либо
внутримуниципального образования (городского района, округа и
других).
2. Сход признается правомочным при участии в нем более
половины населения муниципального образования либо
внутримуниципального образования (городского района, округа и
других), обладающего избирательным правом.
3. Порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его
решений, пределы компетенции схода устанавливаются уставом
муниципального образования в соответствии с законами автономного
округа.
4. Решения, принятые сходом в пределах его полномочий,
обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного
самоуправления, организациями и гражданами на территории
муниципального образования либо внутримуниципального образования
(городского района, округа и других). Решения схода могут быть
изменены или отменены только сходом.
5. Решения схода могут быть обжалованы в суд в соответствии с
федеральным законодательством.
Статья 19. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования (территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями, микрорайонов, жилищных комплексов,
кварталов, улиц, дворов, многоквартирных домов с прилегающими
участками земли и других территориях, в том числе территориях
проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных нардов Севера и этнических общностей) для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы территориального
общественного самоуправления.
2. Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления устанавливается уставом
муниципального образования в соответствии с законами автономного
округа.
Статья 20. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства
местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, а
также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные
организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и
спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Права собственника в отношении имущества, входящего в
состав муниципальной собственности, от имени муниципального
образования осуществляют органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами автономного округа и уставами
муниципальных образований, население непосредственно.
Статья 21. Местные бюджеты
1. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
2. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. Контроль за исполнением местного бюджета осуществляют
органы местного самоуправления.
4. Органы государственной власти автономного округа
осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в
местный бюджет из окружного бюджета.
Статья 22. Минимальная бюджетная обеспеченность местных
бюджетов
1. Органы государственной власти автономного округа
обеспечивают минимальную бюджетную обеспеченность местных бюджетов
путем закрепления доходных источников для покрытия минимально
необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов
устанавливаются законом автономного округа на основе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть местных бюджетов обеспечивается за счет
местных налогов, других собственных доходов, а также регулирующих
доходов, закрепленных за ними на долговременной основе (не менее,
чем на три года).
Статья 23. Комплексное социально-экономическое развитие
территории муниципального образования
1. Органы государственной власти автономного округа
содействуют комплексному социально-экономическому развитию
территории муниципального образования.
2. Комплексное социально-экономическое развитие территории
муниципального образования может осуществляться за счёт:
1) собственных средств муниципального образования,
расходование которых осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно;
2) средств федерального и окружного бюджетов, передаваемых
органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и
организациям, расположенным на территории муниципального
образования, для реализации федеральных программ и программ
экономического и социального развития автономного округа. Порядок
контроля и условия расходования средств в этих случаях
определяются договором или программой;
3) иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления
на договорных условиях для развития территории.
3. Статистические, налоговые, финансовые органы, предприятия,
учреждения и организации всех форм собственности, действующие на
территории муниципальных образований, представляют органам
местного самоуправления сведения, необходимые для составления
прогноза бюджета социально-экономического развития и сводных
финансовых балансов муниципальных образований.
Статья 24. Государственная поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти автономного округа способствуют
становлению и развитию системы местного самоуправления,
обеспечивают гарантированное Конституцией Российской Федерации
участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают
программы поддержки местного самоуправления, создают условия
организационно-правовой и финансово-экономической
самостоятельности местного самоуправления.
Статья 25. Взаимоотношения органов государственной власти и
органов местного самоуправления
1. По вопросам государственного регулирования и
государственной поддержки местного самоуправления, закрепления
доходных источников местных бюджетов, выделения дотаций и
субвенций, исполнения отдельных государственных полномочий,
разработки и реализации государственных и совместных планов и
программ социальноэкономического развития органы местного
самоуправления взаимодействуют с Государственной Думой автономного
округа и органом исполнительной власти автономного округа.
2. Органы государственной власти автономного округа и органы
местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения.
3. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации
долгосрочных планов и программ, организации постоянного
взаимодействия органы государственной власти и органы местного
самоуправления могут создавать совместные координационные,
консультативные, совещательные и иные рабочие органы как
временные, так и постоянно действующие.
Статья 26. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
1. Настоящая статья предусматривает реализацию полномочий
органов государственной власти автономного округа в части,
предусмотренной статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления наступает в случае нарушения ими Конституции и
федеральных законов, Устава (Основного закона) автономного округа
и законов автономного округа, устава муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных
государственных полномочий автономного округа в той мере, в какой
эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами,
соответствующими органами государственной власти автономного
округа.
4. Представительный орган местного самоуправления, глава
муниципального образования, принявший (издавший) нормативный
правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции
Российской Федерации, законам Российской Федерации, Уставу
(Основному закону) автономного округа, законам автономного округа,
уставу муниципального образования, обязаны в установленный
решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или
отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении
суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
5. В случае, если представительным органом местного
самоуправления, главой муниципального образования не отменены
нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые
признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации,
законам Российской Федерации, Уставу (Основному закону)
автономного округа, закону автономного округа, уставу
муниципального образования и при этом повлекли признанные судом
нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или
наступление иного вреда, то представительный орган местного
самоуправления может быть распущен, полномочия главы
муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем
отрешения его от должности.
6. В случае, если представительным органом местного
самоуправления, главой муниципального образования не отменены
нормативный правовой акт или отдельные его положения в
соответствии с решением суда, вступившим в силу, то
Государственная Дума автономного округа по собственной инициативе
или по обращению губернатора автономного округа письменно
предупреждает представительный орган местного самоуправления, а
губернатор автономного округа письменно предупреждает главу
муниципального образования о возможности принятия мер в
соответствии с настоящим законом.
7. В случае, если представительный орган местного
самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца
со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не
приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган
местного самоуправления может быть распущен, а глава
муниципального образования может быть отрешен от должности не
позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда,
являющегося основанием для роспуска представительного органа
местного самоуправления, отрешения главы муниципального
образования от должности.
8. Представительный орган местного самоуправления в порядке,
установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", распускается
законом автономного округа, а глава муниципального образования
отрешается от должности постановлением губернатора автономного
округа, за исключением главы муниципального образования -
административного центра автономного округа - города Салехарда.
9. Одновременно с роспуском представительного органа местного
самоуправления законом автономного округа назначаются новые
выборы.
Отрешение главы муниципального образования от должности и
одновременное назначение новых выборов (если он избирался
населением муниципального образования) осуществляются
постановлением губернатора автономного округа.
10. В случае отрешения главы муниципального образования от
должности, губернатор автономного округа назначает временно
исполняющего обязанности главы муниципального образования на
период до вступления в должность вновь избранного главы
муниципального образования, если иной порядок не установлен
уставом муниципального образования.
11. Предложения об отрешении главы муниципального образования
от должности Президентом Российской Федерации, могут быть внесены
Государственной Думой автономного округа, губернатором автономного
округа.
12. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в
связи с роспуском представительного органа местного
самоуправления, отрешением главы муниципального образования от
должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа
местного самоуправления, отрешение главы муниципального
образования от должности в суд автономного округа в течение десяти
дней со дня официального опубликования закона, указа
(постановления).".
Статья 2. Законы автономного округа, действующие на территории
автономного округа, действуют в части, не противоречащей
настоящему Закону автономного округа, и подлежат приведению в
соответствие с настоящим Законом автономного округа.
Статья 3. Настоящий Закон автономного округа вступает в силу
по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
автономного округа
Ю.В. Неёлов
г. Салехард
7 февраля 2001 г.
№ 2-ЗАО
|