ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2000 г. N 152
ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
(В ЧАСТИ СОВМЕСТНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СЛОЖНОПОСТРОЕННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
И "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
(В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
УКАЗАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В ОТНОШЕНИИ
СЛОЖНОПОСТРОЕННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ),
ВНЕСЕННЫМ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ЧЛЕНОМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л.Ю.РОКЕЦКИМ
И ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.И.РАЙКОВЫМ
Рассмотрев проекты федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"
(в части совместного принятия решений органами государственной
власти сложнопостроенных субъектов Российской Федерации) и "О
внесении дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе
продукции" (в части уточнения положений указанного Федерального
закона в отношении сложнопостроенных субъектов Российской
Федерации), внесенные в порядке законодательной инициативы членом
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Л.Ю.Рокецким и депутатом Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Г.И.Райковым, Государственная Дума
Ямало - Ненецкого автономного округа отмечает, что данные
инициативы направлены на изменения основ конституционного строя
Российской Федерации, пересмотр основополагающих принципов
государственного устройства и взаимоотношений между краем,
областью и входящими в их состав автономными округами.
Законодательные инициативы противоречат целому ряду статей
Конституции Российской Федерации, а именно статьям 5, 66, 72, 73,
76 и 77, Федеральным законам "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", а также
Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации по делу о
толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции
Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в
состав края, области.
Статья 5 Конституции Российской Федерации провозглашает
равноправие всех субъектов Российской Федерации и выделяет их
равноправие между собой во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти.
На основании пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения
недрами, а также на основании пункта "к" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации законодательство о недрах
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. В силу части 2 статьи 72 Конституции
Российской Федерации субъекты Российской Федерации равноправны в
части полномочий по регулированию вопросов, отнесенных частью 1
статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации" по
вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы,
определяющие основы (общие принципы) правового регулирования,
включая принципы разграничения полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. В сфере регулирования отношений по
поводу недропользования такими федеральными законами являются
Закон Российской Федерации "О недрах" и Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции".
Законом Российской Федерации "О недрах" установлено, что в
компетенцию органов государственной власти субъектов Российской
Федерации на своей территории входит участие в соглашениях о
разделе продукции в пределах, определенных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами. Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции" закреплено, что субъекты
Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование
своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании
участками недр на своих территориях.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по
делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции
Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в
состав края, области установлено, что вхождение автономного округа
в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои
отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать
односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края,
области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не
основаны на федеральном законе, не вытекают из договора.
Вхождение автономного округа в состав края, области не
изменяет его конституционно - правового статуса как субъекта
Российской Федерации и не означает, что автономный округ
утрачивает элементы своего статуса - территорию, население,
систему государственных органов, устав, законодательство и т.п.
Вхождение не умаляет статуса автономного округа как равноправного
субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему
усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые
предоставлены ему Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации
статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией
Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации. Согласно статье 84 Устава (Основного закона) Ямало -
Ненецкого автономного округа природопользование и недропользование
не может быть включено в сферу совместных интересов Ямало -
Ненецкого автономного округа и Тюменской области.
Для реализации своих полномочий, установленных Законом
Российской Федерации "О недрах" и Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции" в сфере недропользования,
органами государственной власти Ямало - Ненецкого автономного
округа принят Закон Ямало - Ненецкого автономного округа "Об
участии Ямало - Ненецкого автономного округа в соглашениях о
разделе продукции", которым не предусмотрено участие органов
государственной власти других субъектов Российской Федерации в
процессе подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе
продукции при пользовании участками недр на территории Ямало -
Ненецкого автономного округа.
Законодательные инициативы члена Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации Л.Ю.Рокецкого и депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Г.И.Райкова противоречат основным принципам деятельности органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, ущемляют интересы автономных округов как равноправных
субъектов Российской Федерации, не способствуют дальнейшему
развитию сотрудничества и добрососедства, поиску взаимовыгодных
конструктивных отношений между органами государственной власти
края, области и входящих в их состав автономных округов.
Учитывая вышеизложенное, на основании части 1 статьи 104
Конституции Российской Федерации Государственная Дума Ямало -
Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Считать, что проекты федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о
разделе продукции" (в части совместного принятия решений органами
государственной власти сложнопостроенных субъектов Российской
Федерации) и "О внесении дополнений в Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции" (в части уточнения положений
указанного Федерального закона в отношении сложнопостроенных
субъектов Российской Федерации), внесенные в качестве
законодательной инициативы членом Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации Л.Ю.Рокецким и депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Г.И.Райковым, нарушают Конституцию Российской Федерации,
Федеральные законы "О принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации", "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации",
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о
толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции
Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в
состав края, области от 19 июля 1997 г. N 12-П.
2. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации отклонить законодательные инициативы
члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Л.Ю.Рокецкого и депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Г.И.Райкова - проекты федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции" (в части совместного принятия
решений органами государственной власти сложнопостроенных
субъектов Российской Федерации) и "О внесении дополнений в
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (в части
уточнения положений указанного Федерального закона в отношении
сложнопостроенных субъектов Российской Федерации).
3. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации В.В.Путину, Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу,
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации Е.С.Строеву, Председателю Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Баглаю, полномочному представителю
Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
П.М.Латышеву, депутату Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации В.С.Черномырдину, в Тюменскую областную Думу,
Думу Ханты - Мансийского автономного округа, губернатору Тюменской
области, губернатору Ханты - Мансийского автономного округа,
губернатору Ямало - Ненецкого автономного округа.
4. Направить настоящее Постановление в средства массовой
информации Ямало - Ненецкого автономного округа, Ханты -
Мансийского автономного округа, Тюменской области для
опубликования.
5. Контроль за ходом выполнения настоящего Постановления
возложить на председателя комитета по законодательству
Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного округа
Керпельмана Е.Л.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Заместитель председателя
Государственной Думы
автономного округа
Е.Л.КЕРПЕЛЬМАН
|