АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июня 2000 г. N 847-р
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПОЛОЖЕНИЙ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Во исполнение Постановления губернатора автономного округа от
17 апреля 2000 года N 250 "Об органе исполнительной власти Ямало -
Ненецкого АО", распоряжения вице - губернатора
автономного округа от 19 апреля 2000 года N 541-р "О правовой
экспертизе проектов положений структурных подразделений
администрации автономного округа":
1. Утвердить итоги проведения государственно - правовым
управлением администрации автономного округа правовой экспертизы
проектов положений структурных подразделений администрации
автономного округа.
2. Руководителям структурных подразделений администрации
автономного округа учесть правовую позицию государственно -
правового управления и принять меры к недопущению впредь
выявленных недостатков проектов положений структурных
подразделений администрации автономного округа.
3. Аппарату администрации автономного округа (Дегтярь В.Е.)
ознакомить руководителей структурных подразделений администрации
автономного округа с прилагаемой информацией.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.
Вице - губернатор
автономного округа
М.Н.ПОНОМАРЕВ
Утверждены
распоряжением
администрации
автономного округа
от 9 июня 2000 г. N 847-р
ИТОГИ
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ ПОЛОЖЕНИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
За период времени с 24 апреля государственно - правовым
управлением администрации автономного округа рассмотрены проекты
положений 39 структурных подразделений администрации автономного
округа. Во всех из них обнаружены недостатки, относящиеся как к
содержанию, так и к форме проектов положений.
Большая часть недостатков представленных проектов положений
связана с их противоречием законам Российской Федерации, Уставу
(Основному закону) автономного округа, законам автономного округа,
нормативным правовым актам губернатора автономного округа.
Кроме того, следует отметить, что практически все
представленные проекты положений, а также проекты постановлений
губернатора автономного округа об их утверждении (далее - проект
постановления) подготовлены по форме, не соответствующей
Инструкции по делопроизводству в администрации автономного округа.
Также следует отметить крайне низкое знание положений
Постановления губернатора автономного округа от 17 апреля 2000 г.
N 250 "Об органе исполнительной власти Ямало - Ненецкого
автономного округа" (далее - Постановление губернатора автономного
округа от 17 апреля 2000 г. N 250), вследствие чего большинство
выявленных недостатков проектов положений и постановлений связано
именно с нарушением данного Постановления.
Вместе с тем следует отметить, что в целом структурные
подразделения администрации автономного округа правильно толкуют и
применяют действующее законодательство при разработке проектов
положений и постановлений. Имеющиеся недостатки устраняют в
короткие сроки.
Что касается конкретных недостатков, то можно выделить их
следующие основные группы.
1. Постановление губернатора автономного округа от 17 апреля
2000 г. N 250 закрепило структуру администрации автономного
округа, Перечень структурных подразделений администрации
автономного округа, форму их образования и наименования.
Между тем ряд структурных подразделений в представленных
проектах положений и постановлений указывали свое наименование,
отличное от предусмотренного в указанном Постановлении. Причем
лишь один из них привел свое наименование в соответствие с
Постановлением губернатора автономного округа от 17 апреля 2000 г.
N 250. Остальные структурные подразделения включили в проекты
постановлений положения о переименовании.
2. В пункте 9 Постановления губернатора автономного округа от
17 апреля 2000 г. N 250 установлено, что положения о структурных
подразделениях, их структура и штатная численность представляются
на утверждение губернатору автономного округа заместителями
губернатора автономного округа. В то же время практически все
проекты положений содержали нормы о том, что указанными
полномочиями обладают начальники структурных подразделений.
3. Одним из самым распространенных недостатков проектов
положений является присвоение права начальниками структурных
подразделений, не являющихся юридическими лицами (следовательно,
не выступающих работодателями) и не наделенных в установленном
порядке соответствующими полномочиями, по назначению и
освобождению от должности работников и руководителей структурных
подразделений (отделов, служб, управлений), входящих в состав
структурных подразделений администрации автономного округа
(департаментов, комитетов, главных управлений, управлений), по
утверждению их должностных обязанностей, а также по утверждению
положений о соответствующих структурных подразделениях.
Данными полномочиями в соответствии со статьей 53 Устава
(Основного закона) автономного округа обладает непосредственно
губернатор автономного округа либо лицо, уполномоченное им на
выполнение указанных функций отдельным нормативным правовым актом.
4. Повсеместно допускалось вторжение в компетенцию иных
структурных подразделений администрации автономного округа, а в
ряде случаев - в компетенцию территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти.
После указания на соответствующие факты дублирующие полномочия
устранялись или согласовывались с заинтересованными структурными
подразделениями администрации автономного округа.
5. Имели место случаи нарушения права законодательной
инициативы губернатора автономного округа в Государственную Думу
автономного округа, а в ряде случаев - права губернатора
автономного округа как члена Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации на законодательную инициативу в
Государственной Думе Российской Федерации. Право законодательной
инициативы в данные органы государственной власти проектами
положений незаконно предоставлялось начальникам структурных
подразделений администрации автономного округа.
6. Большая группа недостатков, обнаруженных в проектах
положений, связана с неправильным пониманием структурными
подразделениями администрации автономного округа норм Гражданского
кодекса Российской Федерации о признаках юридического лица:
наличие баланса или сметы, банковского счета, способности
заключать от своего имени договоры, выступать истцом и ответчиком
в суде. Структурные подразделения, не являющиеся юридическими
лицами, вопреки требованиям Гражданского кодекса Российской
Федерации закрепляли указанные признаки в проектах положений, что
является недопустимым, так как они юридическими лицами не
являются, а выступают лишь в качестве уполномоченных органов
администрации автономного округа.
Повсеместно в проектах положений структурных подразделений, не
являющихся юридическими лицами, имеются нормы об их ликвидации,
что не в полной мере соответствует Гражданскому кодексу Российской
Федерации. По отношению к структурным подразделениям администрации
автономного округа, не являющимся юридическими лицами, речь может
идти лишь об их упразднении.
7. Среди правовых основ деятельности структурных подразделений
зачастую неправомерно указывается на нормативные правовые акты
администрации автономного округа, в то время как согласно статье
60 Устава (Основного закона) автономного округа нормативную
правовую систему автономного округа составляют акты именно
губернатора автономного округа, а не возглавляемой им
администрации.
8. Одним из самых распространенных нарушений Постановления
губернатора автономного округа от 17 апреля 2000 г. N 250 является
отнесение полномочий по координации деятельности структурных
подразделений администрации автономного округа к функциям
отдельных структурных подразделений, в то время как согласно
названному Постановлению губернатора автономного округа
координация деятельности возложена на губернатора автономного
округа, вице - губернатора автономного округа, заместителей
губернатора автономного округа, председателя комитета по
управлению государственным имуществом.
Наделение отдельного структурного подразделения полномочиями
по координации деятельности структурных подразделений автономного
округа возможно отдельным нормативным правовым актом губернатора
автономного округа о передаче части полномочий, в частности по
вопросам координации деятельности структурных подразделений лишь
после выполнения данного юридического действия указанное
полномочие может быть включено в положение о структурном
подразделении.
9. В ряде проектов положений содержались нормы об
осуществлении структурными подразделениями контроля за соблюдением
федеральных законов, что противоречит статьям 71 и 76 Конституции
Российской Федерации, устанавливающим, что контроль за соблюдением
федеральных законов находится в ведении Российской Федерации,
следовательно, не может быть предметом правового регулирования
субъекта Российской Федерации.
10. Имеют место случаи предоставления проектами положений
права начальникам структурных подразделений самостоятельно
разрабатывать и утверждать положения по системе оплаты труда и
премировании работников, что не в полной мере соответствует
законодательствам Российской Федерации и автономного округа,
поскольку система оплаты труда работников департамента, являющихся
государственными служащими, установлена Законом автономного округа
"О государственной службе Ямало - Ненецкого автономного округа" и
принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
губернатора автономного округа
11. Некоторые проекты положений, предусматривающие
финансирование структурных подразделений за счет средств окружного
бюджета, предусмотренных на содержание органов государственной
власти, противоречат бюджетному законодательству автономного
округа, поскольку Закон автономного округа от 6 декабря 1999 года
N 6-ЗАО "Об окружном бюджете на 2000 год" предусматривает
финансирование органов государственной власти автономного округа
(законодательной, исполнительной и судебной) по раздельным
статьям.
12. Встречаются случаи нарушения бюджетного законодательства в
части проектов положений, устанавливающих, что одним из источников
формирования имущества управления являются кредиты банков и другие
кредиты, что не в полной мере соответствует Бюджетному кодексу
Российской Федерации (статье 118), предусматривающему, что
бюджетные учреждения (которыми являются структурные подразделения
администрации автономного округа) не имеют права получать кредиты
у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за
исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных
фондов, а также за исключением случаев неполного финансирования и
задержки финансирования.
13. Кроме того, не все структурные подразделения соблюдают
требования пункта 4 основных требований к использованию
изображения герба Ямало - Ненецкого автономного округа,
наименования "Администрация Ямало - Ненецкого автономного округа"
на бланках официальных документов, печатях и штампах администрации
автономного округа и ее структурных подразделений, утвержденных
Постановлением губернатора автономного округа от 17 апреля 2000 г.
N 267 "О применении изображения герба Ямало - Ненецкого
автономного округа и наименования "Администрация Ямало - Ненецкого
автономного округа" структурными подразделениями администрации
автономного округа", согласно которому на печатях представительств
автономного округа помещается герб автономного округа. В ряде
проектов положений содержались нормы о наличии у структурных
подразделений печати с изображением Государственного герба
Российской Федерации.
Что касается соблюдения правил юридической техники, то следует
отметить имеющие место случаи неправильного употребления названий
как структурных подразделений администрации автономного округа,
так и территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, самих федеральных органов исполнительной власти.
Допускается употребление неоговоренных сокращений,
неединообразной терминологии, что крайне затрудняет восприятие и
возможность дальнейшего правильного применения норм проектов
положений.
------------------------------------------------------------------
|