21 декабря 1999 года N 56-ЗАО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало - Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Принят Государственной Думой
Ямало - Ненецкого автономного
округа 15 декабря 1999 года
(в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О
пожарной безопасности" и Уставом (Основным законом) Ямало -
Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) регулирует
правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности в
автономном округе.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в отношении настоящего
Закона в дополнение к Федеральному закону
Объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого
устанавливаются требования пожарной безопасности.
Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество,
необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач,
определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке
федеральным органом управления Государственной противопожарной
службы.
Нормативные документы по пожарной безопасности - стандарты,
нормы и правила пожарной безопасности, нормы строительного и
технологического проектирования, инструкции и иные документы,
содержащие требования пожарной безопасности.
Статья 2. Правовая основа пожарной безопасности в автономном
округе
Правовую основу пожарной безопасности в автономном округе
составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О
пожарной безопасности", Устав (Основной закон) автономного округа,
настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и автономного округа, регулирующие вопросы пожарной
безопасности.
Глава II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 3. Полномочия Государственной Думы автономного округа в
области пожарной безопасности
К полномочиям Государственной Думы автономного округа в
области пожарной безопасности относятся:
1) разработка и принятие законов автономного округа, других
нормативных правовых актов;
2) планирование и утверждение окружного бюджета в части
расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на
содержание пожарной охраны;
3) установление налоговых льгот в области пожарной
безопасности;
4) установление дополнительных гарантий правовой и социальной
защиты для личного состава пожарной охраны и членов их семей;
5) установление дополнительных источников финансирования;
6) утверждение целевых окружных программ.
Статья 4. Полномочия органа исполнительной власти автономного
округа в области пожарной безопасности
К полномочиям органа исполнительной власти автономного округа
в области пожарной безопасности относятся:
1) нормативное правовое регулирование в пределах его
компетенции;
2) организация выполнения и осуществление мер пожарной
безопасности;
3) разработка и исполнение окружного бюджета в части расходов
на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной
охраны;
4) разработка, выполнение и финансирование окружных целевых
программ;
5) осуществление в пределах своей компетенции социального и
экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в
том числе производства и закупок пожарно - технической продукции;
6) осуществление контроля за полнотой и своевременностью
уплаты налогов и обязательных отчислений на обеспечение пожарной
безопасности;
7) осуществление мер по правовой и социальной защите личного
состава пожарной охраны и членов их семей.
Статья 5. Обязанности органа исполнительной власти автономного
округа в области пожарной безопасности
Орган исполнительной власти автономного округа обязан:
1) организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер
пожарной безопасности на территории автономного округа и в
подведомственных организациях;
2) создавать и содержать в соответствии с установленными
нормами финансируемую за счет средств окружного бюджета
дополнительную численность управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы;
3) оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении
возложенных на нее задач;
4) создавать условия для привлечения населения к работам по
предупреждению и тушению пожаров;
5) организовывать проведение противопожарной пропаганды и
обучение населения мерам пожарной безопасности;
6) осуществлять финансирование научно - технических разработок
в области пожарной безопасности.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области
пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области
пожарной безопасности относятся:
1) организация выполнения и осуществление мер пожарной
безопасности;
2) разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в
части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание
пожарной охраны;
3) участие в выполнении федеральных, окружных программ;
4) разработка, утверждение и исполнение местных целевых
программ;
5) установление предусмотренных Федеральным законом "О
пожарной безопасности" обязательных отчислений в размере 0,5
процента от общей сметной стоимости работ по строительству,
капитальному ремонту, реконструкции объектов, техническому
переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов,
за исключением работ, финансируемых за счет средств окружного
бюджета и местных бюджетов, и работ по строительству объектов
пожарной охраны. Сметная стоимость строительства определяется на
период сдачи объекта в эксплуатацию. Плательщиком обязательных
отчислений является организация - заказчик или инвестор
соответствующих работ. Ответственность за включение в сметы
средств для обязательных отчислений возлагается на организации -
заказчики, проектные организации;
6) установление ежегодного целевого сбора на обеспечение
пожарной безопасности в размере 0,2 процента от стоимости основных
фондов организаций независимо от форм собственности, за
исключением организаций, финансируемых за счет средств бюджетов
всех уровней, но не более чем установлено действующим
законодательством. Не облагаются целевыми сборами объекты основных
фондов на период вывода их из производства (консервации), а также
строящиеся объекты;
7) создание, реорганизация и ликвидация в установленном
порядке муниципальной пожарной службы;
8) осуществление в пределах своей компетенции экономического и
социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
9) содействие деятельности фонда пожарной безопасности;
10) привлечение населения к предупреждению и тушению пожаров;
11) организация общественного контроля за обеспечением
пожарной безопасности;
12) установление специальных местных целевых сборов;
13) создание комиссии по пожарной безопасности.
Статья 7. Обязанности органов местного самоуправления в
области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления обязаны:
1) организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер
пожарной безопасности;
2) принимать в муниципальную собственность имущество пожарной
охраны при отказе собственника указанного имущества от его
содержания, использовать указанное имущество по его прямому
назначению;
3) создавать и содержать в соответствии с установленными
нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы
управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе
договоров с Государственной противопожарной службой;
4) организовывать обучение населения мерам пожарной
безопасности;
5) содействовать деятельности добровольных пожарных и
объединений пожарной охраны.
Статья 8. Комиссия по пожарной безопасности
1. В целях координации и совершенствования работы по
обеспечению пожарной безопасности в автономном округе создается
комиссия автономного округа по пожарной безопасности.
2. Комиссия автономного округа по пожарной безопасности
осуществляет свою деятельность в соответствии с положением.
3. Положение о комиссии по пожарной безопасности и ее
персональный состав утверждаются губернатором автономного округа.
Глава III
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 9. Пожарная охрана автономного округа
1. Организацию предупреждения пожаров и их тушение в
автономном округе осуществляют:
1) управление Государственной противопожарной службы и
подразделения Государственной противопожарной службы;
2) муниципальная пожарная служба;
3) ведомственная пожарная охрана;
4) добровольная пожарная охрана.
2. Государственная противопожарная служба является основным
видом пожарной охраны, координирует и контролирует деятельность
других видов пожарной охраны, а также проводит в любое время
занятия и учения с их участием.
3. К действиям по предупреждению, ликвидации социально -
политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков
пожарная охрана не привлекается.
Статья 10. Государственная противопожарная служба
1. Территориальным органом управления Государственной
противопожарной службы в автономном округе является управление
Государственной противопожарной службы управления внутренних дел
автономного округа (далее - управление Государственной
противопожарной службы).
2. Управление Государственной противопожарной службы руководит
деятельностью дислоцированных на территории автономного округа
подразделений Государственной противопожарной службы, за
исключением подразделений, непосредственно подчиненных
федеральному органу управления Государственной противопожарной
службы.
(пункт 2 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
3. Подразделениями Государственной противопожарной службы
являются:
1) территориальные подразделения (отряды и части), созданные в
целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных
пунктах; территориальные подразделения управления Государственной
противопожарной службы автономного округа создаются в населенных
пунктах, в которых проживает более 2000 человек; численность
указанных подразделений определяется в соответствии с требованиями
нормативных документов по пожарной безопасности и устанавливается
окружными и местными целевыми программами;
2) объектовые подразделения (отряды и части), созданные в
целях организации предупреждения пожаров и их тушения на объектах
организаций по договорам с управлением Государственной
противопожарной службы. На особо важных взрывопожароопасных
объектах, указанных в приложении к настоящему Закону, объектовые
подразделения Государственной противопожарной службы создаются в
обязательном порядке;
3) специализированные подразделения, созданные в целях тушения
крупных пожаров и проведения связанных с ними первоочередных
аварийно - спасательных работ;
4) подразделения технической службы, созданные в целях
материально - технического обеспечения деятельности
Государственной противопожарной службы;
5) учебные центры и пункты, созданные в целях подготовки и
повышения квалификации кадров.
4. Исключен. - Закон ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО.
Статья 11. Государственный пожарный надзор
1. Государственный пожарный надзор - специальный вид
государственной надзорной деятельности, осуществляемый
должностными лицами управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы в
целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
пресечения их нарушений.
2. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной
безопасности" начальник управления Государственной противопожарной
службы по должности одновременно является главным государственным
инспектором автономного округа по пожарному надзору, а его
заместители - заместителями главного государственного инспектора
автономного округа по пожарному надзору.
3. Должностные лица управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы в
автономном округе осуществляют государственный пожарный надзор в
соответствии с должностями, которые установлены перечнем
должностей личного состава Государственной противопожарной службы
и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению
государственного пожарного надзора, определенным главным
государственным инспектором Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством.
(пункт 3 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
Статья 12. Личный состав управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы
1. Личный состав управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы
включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1) лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел (далее - сотрудники);
2) лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники).
2. На личный состав управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы
распространяются права, обязанности и льготы, установленные
законодательствами Российской Федерации и автономного округа. На
сотрудников управления Государственной противопожарной службы и
подразделений Государственной противопожарной службы, кроме того,
распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в
органах внутренних дел Российской Федерации.
Статья 13. Гарантии правовой и социальной защиты личного
состава управления Государственной противопожарной службы и
подразделений Государственной противопожарной службы
1. Работникам управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы в
автономном округе, работающим на должностях, предусмотренных
перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной
службы, утверждаемым в соответствии с федеральным
законодательством Министром внутренних дел Российской Федерации, и
проживающим с ними членам их семей по решению органов местного
самоуправления может предоставляться 50-процентная скидка в оплате
жилой площади в пределах социальной нормы в домах государственного
и муниципального жилищных фондов, всех коммунальных услуг
независимо от вида жилищного фонда за счет средств местных
бюджетов.
(пункт 1 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
2. Указанным в пункте 1 настоящей статьи работникам
должностные оклады могут устанавливаться как для сотрудников
управления Государственной противопожарной службы и подразделений
Государственной противопожарной службы.
(пункт 2 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
3. Личный состав объектовых подразделений Государственной
противопожарной службы получает ежемесячную доплату к денежному
содержанию до уровня денежного содержания работников охраняемого
объекта, но не ниже размера денежного содержания территориальных
подразделений Государственной противопожарной службы.
4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать
дополнительные гарантии правовой и социальной защиты личного
состава управления Государственной противопожарной службы и
подразделений Государственной противопожарной службы.
Статья 14. Ведомственная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана создается для предупреждения и
тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах организаций, не
охраняемых территориальными и объектовыми подразделениями
Государственной противопожарной службы, в следующих случаях:
1) на территории временных (вахтовых и притрассовых) поселков
с числом жителей более 100 человек;
2) на территории населенных пунктов, имеющих более 50
процентов ведомственного жилья;
3) на объектах организаций, где в соответствии с перечнем,
утвержденным Правительством Российской Федерации, пожарная охрана
создается в обязательном порядке.
Статья 15. Добровольная пожарная охрана
1. Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в
организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных
пунктах и на предприятиях.
2. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно
участвующий на добровольной основе (без заключения трудового
договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по
предупреждению и (или) тушению пожаров.
3. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания
подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны
устанавливается Государственной противопожарной службой.
Финансовое и материально - техническое обеспечение подразделений
(дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за
счет средств местных бюджетов, средств организаций, на которых
созданы эти подразделения, средств объединений пожарной охраны,
пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников
финансирования.
4. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в
подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств,
утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с
территориальными подразделениями Государственной противопожарной
службы. На время несения службы за ними сохраняется место работы
(учебы) и средний заработок (стипендия) по месту основной работы
(учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным
лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке,
установленном органами местного самоуправления.
5. В населенных пунктах добровольным пожарным, осуществляющим
дежурство в подразделениях пожарной охраны, за счет средств
местных бюджетов предоставляются следующие льготы:
1) установка телефона в первоочередном порядке и на льготных
условиях;
2) дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве пяти
рабочих дней;
3) бесплатный проезд на общественном транспорте (за
исключением такси) в границах муниципальных образований.
6. Добровольным пожарным, осуществляющим дежурство в
подразделениях ведомственной пожарной охраны организаций,
предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве
пяти рабочих дней.
7. Добровольным пожарным могут предоставляться другие льготы и
социальные гарантии, устанавливаемые органами местного
самоуправления.
Статья 16. Муниципальная пожарная служба
1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий
формируют муниципальную пожарную службу.
Муниципальная пожарная служба формируется в населенных
пунктах, где отсутствуют территориальные и объектовые
подразделения Государственной противопожарной службы, а также в
иных поселениях по решению органа местного самоуправления.
2. Муниципальная пожарная служба осуществляет свою
деятельность в соответствии с положением о муниципальной пожарной
службе, разрабатываемом и утверждаемом органом местного
самоуправления по согласованию с управлением Государственной
противопожарной службы.
3. Муниципальная пожарная служба находится в оперативном
подчинении управления Государственной противопожарной службы и
территориальных подразделений Государственной противопожарной
службы.
4. Руководитель муниципальной пожарной службы назначается
главой муниципального образования по согласованию с управлением
Государственной противопожарной службы.
5. На работников муниципальной пожарной службы
распространяются гарантии правовой и социальной защиты,
предусмотренные для работников управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы.
6. Муниципальная пожарная служба при осуществлении своих
функций, установленных законодательством Российской Федерации и
автономного округа, освобождается от уплаты всех видов налогов в
части, зачисляемой в окружной бюджет.
Статья 17. Возмещение ущерба в случае гибели (смерти)
работников пожарной охраны или получения ими увечья
1. В случае гибели (смерти) работника муниципальной пожарной
службы или ведомственной пожарной охраны, добровольного пожарного
(далее - работник пожарной охраны) в связи с выполнением боевой
задачи по тушению пожара семье погибшего (умершего), а также его
иждивенцам выплачивается не облагаемое налогом единовременное
пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного
лица и назначается в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством, пенсия по потере кормильца.
2. При получении работником пожарной охраны в связи
выполнением боевой задачи по тушению пожара травмы, ранения,
контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшей
работы в пожарной охране, а для добровольных пожарных - дальнейшей
работы по основному месту, указанному лицу выплачивается не
облагаемое налогом единовременное пособие в размере его
пятилетнего денежного содержания и назначается ежемесячная
денежная компенсация в размере разницы между получаемым им на
момент увольнения денежным содержанием и настоящим заработком
(пенсией).
3. Единовременные пособия, указанные в пунктах первом и втором
настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со
дня гибели (смерти) работника пожарной охраны или со дня
представления в установленном порядке документов, подтверждающих
факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания в
соответствии с федеральным законодательством.
(пункт 3 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
4. В случае гибели (смерти) или получения увечья работником
ведомственной пожарной охраны или добровольным пожарным при
тушении пожара вне обслуживаемой территории органы местного
самоуправления возмещают расходы на выплату единовременного
пособия и денежной компенсации (пенсии по потере кормильца)
организации, где работал получивший увечья (погибший).
5. Правила, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи,
распространяются на личный состав объектовых подразделений
Государственной противопожарной службы.
Глава IV
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 18. Финансовое обеспечение в области пожарной
безопасности
Финансовое обеспечение пожарной безопасности планируется и
осуществляется органом исполнительной власти автономного округа и
органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым
назначением. Финансовые средства, включаемые в соответствующий
бюджет для финансового обеспечения, указываются отдельной строкой,
в том числе по окружным и местным целевым программам.
Статья 19. Финансирование управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы
1. Финансирование управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы, за
исключением объектовых, осуществляется за счет средств
федерального, окружного и местных бюджетов. В случае необходимости
могут привлекаться дополнительные средства из других источников
финансирования.
2. Органы государственной власти автономного округа, органы
местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в
их распоряжении средств расходы на содержание управления
Государственной противопожарной службы и подразделений
Государственной противопожарной службы.
Статья 20. Финансирование объектовых подразделений
Государственной противопожарной службы автономного округа
1. Объектовые подразделения Государственной противопожарной
службы автономного округа, созданные на основе договоров с
организациями, содержатся за счет средств этих организаций, а в
случае необходимости - также и за счет дополнительных средств
других источников финансирования.
2. Финансирование складывается из сметы затрат на содержание
объектового подразделения и средств на материально - техническое и
социальное развитие управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы.
Размер средств, направляемых на материально - техническое и
социальное развитие, определяется в пределах от десяти до двадцати
процентов от сметы затрат на содержание объектового подразделения.
Статья 21. Дополнительные источники финансирования управления
Государственной противопожарной службы автономного округа
1. Дополнительными источниками финансирования управления
Государственной противопожарной службы автономного округа
являются:
1) средства, получаемые от хозяйственной деятельности и
платных услуг, оказываемых Государственной противопожарной
службой;
2) средства, получаемые от обязательных отчислений и сборов,
установленных пунктами 5 и 6 статьи 6 настоящего Закона;
3) другие поступления, не противоречащие действующему
законодательству.
2. Указанные в пунктах 1 и 3 части первой настоящей статьи
средства поступают на внебюджетные текущие счета "Пожарная
безопасность" управления Государственной противопожарной службы
автономного округа и его подразделений и расходуются на
материально - техническое и социальное развитие Государственной
противопожарной службы, а также на проведение пожарно -
профилактических мероприятий в соответствии с положением.
Положение о счете "Пожарная безопасность" утверждается нормативным
правовым актом губернатора автономного округа.
3. Указанные в пункте 2 части первой настоящей статьи
средства зачисляются в местные бюджеты и могут перераспределяться
на внебюджетные текущие счета "Пожарная безопасность" управления
Государственной противопожарной службы автономного округа и
подразделений Государственной противопожарной службы.
4. В счет обязательных отчислений и сборов, установленных
пунктами 5 и 6 статьи 6 настоящего Закона, плательщик может
осуществлять строительство объектов для пожарной охраны, за
исключением зданий пожарных депо на собственных объектах, а также
передавать материальные ценности, необходимые для обеспечения
деятельности пожарной охраны.
Статья 22. Фонд пожарной безопасности
В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, на территории
автономного округа создается филиал фонда пожарной безопасности по
автономному округу (далее - фонд пожарной безопасности),
формируемый за счет отчислений страховых организаций,
осуществляющих страховую деятельность на территории автономного
округа, из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию
в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондом
пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном
положением (уставом).
Статья 23. Вознаграждение за риск
(в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
Руководители управления Государственной противопожарной службы
и территориальных подразделений Государственной противопожарной
службы в автономном округе вправе поощрить граждан, не являющихся
сотрудниками и работниками управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы, которые с риском для собственной жизни и
здоровья участвовали в тушении пожара, спасении людей и имущества,
денежным вознаграждением в пределах средств, предусмотренных в
окружном и местном бюджетах на содержание соответствующих служб
Государственной противопожарной службы.
Статья 24. Имущество пожарной охраны
1. Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть
изменено собственником этого имущества без согласования с
управлением Государственной противопожарной службы и органом
исполнительной власти автономного округа.
2. При отказе собственника от содержания подразделения
пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует
согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со
стороны управления Государственной противопожарной службы и органа
исполнительной власти автономного округа, это имущество подлежит
безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Орган
местного самоуправления вправе передать указанное имущество в
государственную собственность автономного округа в соответствии с
законом автономного округа.
Статья 25. Служебный жилищный фонд управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы
1. Управление Государственной противопожарной службы и
подразделения Государственной противопожарной службы автономного
округа имеют служебный жилищный фонд.
2. Служебный жилищный фонд управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы составляют жилые помещения на территории
пожарных депо, жилые помещения, приобретенные за счет средств
управления Государственной противопожарной службы и подразделений
Государственной противопожарной службы, а также другие жилые
помещения, признанные по решению органов местного самоуправления
служебными.
3. Перечень категорий сотрудников и работников управления
Государственной противопожарной службы и подразделений
Государственной противопожарной службы, которым могут быть
предоставлены служебные жилые помещения, порядок предоставления
служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается
Правительством Российской Федерации и Законом автономного округа
"О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало -
Ненецком автономном округе".
Глава V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 26. Нормативное правовое регулирование обеспечения
пожарной безопасности
1. Органы государственной власти автономного округа вправе
разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции
нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие
требований пожарной безопасности, установленных федеральными
нормативными документами. Указанные нормативные документы, кроме
внесенных управлением Государственной противопожарной службы,
подлежат обязательному с ним согласованию.
2. На существующие здания и сооружения, запроектированные и
построенные в соответствии с ранее действующими нормативными
документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются,
за исключением следующих случаев:
1) когда дальнейшая эксплуатация зданий и сооружений может
привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья
людей;
2) когда в правилах пожарной безопасности при эксплуатации
зданий и сооружений даны ссылки на действующие нормы
проектирования;
3) если нормативный документ распространяется на
проектирование и эксплуатацию зданий и сооружений.
3. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат
официальному опубликованию.
Статья 27. Порядок осуществления проектной и строительной
деятельности на территории автономного округа иностранными фирмами
1. Технико - экономические обоснования и проектная
документация на строительство иностранными фирмами должны отвечать
противопожарным требованиям действующих на территории Российской
Федерации и автономного округа строительных норм и правил,
государственных стандартов. В случае отсутствия отечественных норм
проектирования допускается при разработке проектов использование
зарубежных нормативных документов, при этом проектная документация
подлежит согласованию с управлением Государственной
противопожарной службы. Для этого заказчик обязан представить в
управление Государственной противопожарной службы полный комплект
зарубежных норм, а также сертификаты на конструкции и материалы,
применяемые в строительстве, в оригинале и переводе на русский
язык.
2. Проектирование и строительство объектов на основе
зарубежных нормативных документов должно производиться комплексно,
то есть наряду с общестроительными нормами должны учитываться все
требования зарубежных нормативных документов, касающихся
обеспечения противопожарной защиты зданий и сооружений, пожарной
безопасности технологического оборудования и технологических
процессов, обеспечения безопасности людей.
3. В проектной документации должны быть учтены требования
пожарной безопасности соответствующих зарубежных норм по:
1) обеспечению объектов средствами автоматической
противопожарной защиты;
2) обеспечению объектов противопожарным водоснабжением и
современными средствами тушения пожаров;
3) комплектованию объектов стационарными и индивидуальными
средствами для спасения людей в случае пожара;
4) обеспечению объектов современными средствами связи и
оповещения;
5) созданию и дислокации подразделений пожарной охраны таким
образом, чтобы обеспечивалось нормативное время прибытия на пожар
достаточного для тушения пожара количества сил средств пожарной
охраны;
6) созданию объектовых подразделений пожарной охраны;
7) оснащенности подразделений пожарной охраны современной
пожарной техникой, оборудованием и снаряжением, отвечающим мировым
стандартам.
Статья 28. Тушение пожаров
1. Тушение пожаров представляет собой боевые действия,
направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
2. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается управлением Государственной противопожарной
службой.
3. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров в
автономном округе определяется управлением Государственной
противопожарной службы и утверждается:
1) на межмуниципальном уровне - губернатором автономного
округа;
2) на территориальном уровне муниципального образования -
органами местного самоуправления.
4. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.
5. Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе.
6. При тушении пожаров проводятся необходимые действия по
обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
1) проникновение в места распространения (возможного
распространения) пожаров и их опасных проявлений;
2) создание условий, препятствующих развитию пожаров и
обеспечивающих их ликвидацию, в том числе вскрытие и разборка
конструкций, создание противопожарных разрывов путем сноса
строений;
3) использование на безвозмездной основе средств связи,
транспорта, оборудования;
4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а
также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов
на прилегающих к ним территориях;
5) эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
7. Указания руководителя тушения пожара обязательны для
исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории,
на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
8. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения
пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Статья 29. Выполнение работ и оказание услуг в области
пожарной безопасности
1. Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются
и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности,
а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.
Перечень работ услуг в области пожарной безопасности
устанавливается федеральным законом, а дополнительный перечень
устанавливается федеральным органом управления Государственной
противопожарной службы и управлением Государственной
противопожарной службы.
2. Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются
и оказываются управлением, подразделениями и предприятиями
управления Государственной противопожарной службы, а также другими
организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с
законодательствами Российской Федерации и автономного округа.
3. Управление Государственной противопожарной службы и
подразделения Государственной противопожарной службы заключают
договоры на охрану от пожаров с организациями, в том числе
находящимися за пределами нормативного радиуса выезда пожарных
депо или не обеспеченными противопожарным водоснабжением с
нормативным расходом воды, а также не имеющими собственной
пожарной охраны, если она требуется в обязательном порядке.
Статья 30. Информационное обеспечение в области пожарной
безопасности
1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы
автономного округа, организации, учреждения, либо которые
финансируются полностью или частично, но не менее чем на 15
процентов сметы (бюджета) соответствующей организации,
осуществляющей теле- и (или) радиовещание и редакции
периодического печатного издания за счет средств, выделенных
органами государственной власти автономного округа и органами
местного самоуправления, обязаны на безвозмездной основе
публиковать по требованию управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной
безопасности.
2. Управление Государственной противопожарной службы и
подразделения Государственной противопожарной службы на
безвозмездной основе получают от органов государственной власти
автономного округа, органов местного самоуправления, организаций
оперативную и статистическую информацию, необходимую для
выполнения возложенных задач.
3. Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
метеорологические службы и другие уполномоченные государственные
органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе
информировать управление Государственной противопожарной службы о
неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
4. Органы государственной власти автономного округа и органы
местного самоуправления должны информировать население о принятых
ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать
распространению пожарно - технических знаний.
Статья 31. Налоговые льготы в области пожарной безопасности
1. Организации, осуществляющие работы и услуги в области
пожарной безопасности, освобождаются от уплаты всех видов налогов
в части, зачисляемой в окружной бюджет. Порядок освобождения от
уплаты налогов определяется на основании методики, утвержденной
губернатором автономного округа.
2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать в
пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие
обеспечение пожарной безопасности.
Статья 32. Особые требования пожарной безопасности и особый
противопожарный режим
1. Особые повышенные требования пожарной безопасности
устанавливаются нормами и правилами пожарной безопасности
автономного округа.
2. Эксплуатация зданий и сооружений с отдельными отступлениями
от требований пожарной безопасности допускается только при
выполнении дополнительных компенсирующих противопожарных
мероприятий, согласованных с управлением Государственной
противопожарной службы.
3. Управление Государственной противопожарной службы участвует
в проведении комплексной экспертизы в части соблюдения требований
пожарной безопасности, инвестиционных программ и проектов,
включаемых в Государственную инвестиционную программу автономного
округа.
4. В случае повышения пожарной опасности решением органа
исполнительной власти автономного округа или органов местного
самоуправления может устанавливаться особый противопожарный режим.
5. На период действия особого противопожарного режима на
соответствующих территориях устанавливаются дополнительные
требования пожарной безопасности, согласованные с управлением
Государственной противопожарной службы.
Статья 33. Лицензирование
(в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
1. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной
безопасности" лицензирующим органом в области пожарной
безопасности на территории автономного округа является управление
Государственной противопожарной службы.
Статья 34. Участие управления Государственной противопожарной
службы и территориальных подразделений Государственной
противопожарной службы в лицензионной деятельности
1. Соблюдение требований пожарной безопасности является
обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов
деятельности (работ, услуг).
2. В случае если в соответствии с порядком лицензирования
отдельного вида деятельности необходимо наличие заключения
Государственной противопожарной службы, управление Государственной
противопожарной службы и подразделения Государственной
противопожарной службы производят оценку состояния пожарной
безопасности и выдачу заключений о соответствии требованиям
пожарной безопасности зданий, сооружений, оборудования и других
объектов, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид
деятельности.
(пункт 2 в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
3. Оценка состояния пожарной безопасности лицензируемых
объектов осуществляется на платной основе, за исключением
государственных и муниципальных организаций. Стоимость
обследования устанавливается нормативным правовым актом
губернатора автономного округа.
4. Управление Государственной противопожарной службы
взаимодействует с лицензирующими органами, представляет по их
запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных
случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной
безопасности, предусмотренных условиями лицензирования,
ходатайствует об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей
к установленной законом ответственности.
5. Взаимодействие управления Государственной противопожарной
службы с органами лицензирования осуществляется на основе
двухсторонних соглашений.
6. При осуществлении своих полномочий должностные лица
управления Государственной противопожарной службы и подразделения
Государственной противопожарной службы имеют право и обязаны
проверять наличие лицензий у организаций и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности.
Глава VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 35. Административная ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности
(в ред. Закона ЯНАО от 25.06.2001 N 50-ЗАО)
1. Нарушение требований настоящего Закона: нарушение
установленного настоящим Законом порядка осуществления проектной и
строительной деятельности на территории автономного округа
иностранными фирмами; отказ в выделении в установленном порядке
сил и средств для тушения пожаров, а также невыполнение указания
руководителя тушения пожара на территории, на которой
осуществляются боевые действия, по тушению пожара; отказ в
публикации оперативной информации по вопросам пожарной
безопасности и в выдаче на безвозмездной основе управлению
Государственной противопожарной службы информации о
неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах;
невыполнение особых требований пожарной безопасности в период
действия особого противопожарного режима влечет наложение штрафа
на юридических лиц в размере до двух процентов соответствующего
месячного фонда оплаты труда, а иных субъектов предпринимательской
деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты
труда.
Исключение составляют лица, административная ответственность
которых за данные нарушения установлена федеральным
законодательством.
2. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
предписаний должностных лиц управления Государственной
противопожарной службы и подразделений Государственной
противопожарной службы влечет предупреждение или наложение штрафа
на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда,
а на должностных лиц - наложение штрафа в размере от пяти до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Рассматривать дела об административных правонарушениях и
налагать административные взыскания за правонарушения,
предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, вправе
государственные инспекторы (автономного округа, городов и районов)
по пожарному надзору, перечень должностей которых определяется
начальником управления Государственной противопожарной службы.
4. Средства, полученные от применения штрафных санкций в
области пожарной безопасности, направляются:
1) 50 процентов - в федеральный бюджет;
2) 50 процентов - в фонд пожарной безопасности.
5. Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от
исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных
лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной
безопасности товаров (работ, услуг) несут административную
ответственность в соответствии с законодательством о защите прав
потребителей.
6. Содержание протокола об административных правонарушениях и
порядок его составления определяются в соответствии с Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях.
Статья 36. Приостановка эксплуатации объектов
1. Должностные лица управления Государственной противопожарной
службы и подразделений Государственной противопожарной службы в
пределах своей компетенции имеют право приостанавливать полностью
или частично работу предприятий (отдельных производств),
производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий,
сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при
выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего
угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в
случае невыполнения этих требований при проектировании,
строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении,
техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений и
других объектов и (или) вводе их в эксплуатацию без положительного
заключения Государственной противопожарной службы.
2. О приостановке эксплуатации объекта выносится
мотивированное постановление.
Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Введение Закона в действие
Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального
опубликования в окружных средствах массовой информации.
Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти
автономного округа и органов местного самоуправления приводятся в
соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня
его введения в действие.
Губернатор
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
21 декабря 1999 года
N 56-ЗАО
Приложение
к Закону
Ямало - Ненецкого
автономного округа
"О пожарной безопасности"
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСОБО ВАЖНЫХ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,
НА КОТОРЫХ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ СОЗДАЮТСЯ
ОБЪЕКТОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
СОБСТВЕННИКОВ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ ПО ДОГОВОРАМ
С УПРАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
1. Нефтебазы, расположенные в населенных пунктах, общей
вместимостью резервуарных парков 100 тыс. куб. м и более.
2. Нефтебазы, расположенные вне населенных пунктов, общей
вместимостью резервуарных парков 200 тыс. куб. м и более.
3. Газокомпрессорные станции общей мощностью
газоперекачивающих агрегатов 100 тыс. кВт и более.
4. Газоперерабатывающие заводы мощностью 1 млрд. куб. м в год
и более.
5. Нефтеперерабатывающие заводы мощностью 1 млн. т нефти в год
и более.
6. Предприятия по подготовке, переработке и транспорту
газового конденсата мощностью 1 млн. т конденсата в год и более.
7. Установки подготовки природного газа общей мощностью 7
млрд. куб. м в год и более.
8. Установки подготовки нефти общей мощностью 7 млн. т в год и
более.
9. Химические предприятия с применением взрывопожароопасных
веществ 600 т в год и более.
10. Предприятия по переработке и получению сжиженных
углеводородных газов мощностью 1,5 млн. т в год и более.
11. Станции хранения газа вместимостью 9 млрд. куб. м и более.
12. Нефтеперекачивающие станции общей вместимостью
резервуарных парков 200 тыс. куб. м и более.
13. Электростанции мощностью 500 МВт и более.
|