20 декабря 1999 года N 51-ЗАО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало - Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Государственной Думой
Ямало - Ненецкого автономного
округа 15 декабря 1999 года
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон устанавливает правовую основу для развития
социального партнерства на территории автономного округа в целях
обеспечения многоуровневого договорного регулирования социально -
трудовых отношений и согласования социально - экономических
интересов участников трудовых отношений.
2. Действие Закона распространяется на всех работников и
работодателей, представителей работников и работодателей,
осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа,
а также на орган исполнительной власти автономного округа и органы
местного самоуправления.
Статья 2. Основные понятия
Социальное партнерство - основа взаимоотношений между
работниками (их представителями), работодателями (их
представителями), органом исполнительной власти автономного округа
и органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и
принятия решений по социально - трудовым и связанным с ними
экономическим вопросам.
Система социального партнерства автономного округа -
совокупность мер организационного, правового, экономического
характера, направленных на упорядочение интересов в области
социально - трудовых отношений, разрешения социально - трудовых
конфликтов.
Органы системы социального партнерства - комиссии по
регулированию социально - трудовых отношений между сторонами
социального партнерства в автономном округе.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально -
трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала,
представительства (далее - работники организации) с работодателем.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые
отношения между работниками и работодателями и заключаемый на
уровне автономного округа, территории (муниципального образования
автономного округа), отрасли, профессии.
Стороны социального партнерства - работники (их
представители), работодатели (их представители), орган
исполнительной власти автономного округа и органы местного
самоуправления в лице их полномочных представителей.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их
объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с
их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на
общем собрании (конференции) работников организации и
уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза,
могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе
коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения
коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
Представители работодателей - руководители организаций или
другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными
правовыми актами лица, полномочные органы объединений
работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Представители органа исполнительной власти автономного округа
и органов местного самоуправления - должностные или иные лица,
уполномоченные в установленном порядке представлять эти органы.
Статья 3. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих основных
принципах:
1) уважение и учет интересов участников переговоров;
2) заинтересованность договаривающихся сторон в участии в
договорных отношениях;
3) содействие государства укреплению и развитию социального
партнерства на демократической основе;
4) соблюдение социальными партнерами и их представителями
международных норм, законодательства Российской Федерации и
автономного округа, нормативных правовых актов местного
самоуправления;
5) полномочность социальных партнеров и их представителей;
6) полнота представительства сторон;
7) равноправие сторон и доверие в отношениях;
8) невмешательство в дела друг друга;
9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу
социального партнерства;
10) добровольность принятия обязательств социальными
партнерами на основе взаимного согласования;
11) регулярность проведения консультаций и переговоров по
вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
12) реальность обеспечения принятых социальными партнерами
обязательств;
13) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
14) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках
социального партнерства соглашений, договоров и решений;
15) ответственность сторон, их представителей, должностных и
иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств,
соглашений, договоров, решений;
16) соблюдение предусмотренных действующим законодательством
примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых
споров.
Статья 4. Правовая основа социального партнерства
1. Правовую основу социального партнерства составляют
регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные
законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации,
настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты органов
государственной власти автономного округа и органов местного
самоуправления, которые не могут ухудшать положение сторон
социального партнерства и их представителей по сравнению с
международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.
2. Стороны социального партнерства при проведении переговоров,
разработке и заключении соглашений и коллективных договоров
руководствуются также соглашениями, заключенными на федеральном
уровне, окружным трехсторонним соглашением, окружными отраслевыми
(межотраслевыми) тарифными, профессиональными тарифными,
территориальными и иными соглашениями, коллективными договорами.
Статья 5. Задачи социального партнерства
Задачами социального партнерства в автономном округе являются:
1) обеспечение эффективного механизма регулирования социально
- трудовых и связанных с ними экономических отношений;
2) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций
сторон соглашений;
3) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом;
4) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие
разрешению конфликтов.
Статья 6. Формы социального партнерства
1. Формами социального партнерства в автономном округе
являются коллективные договоры, соглашения, консультации и
переговоры, консультация совместных действий, совместный и
взаимный контроль за выполнением достигнутых договоренностей и
соответствия их федеральному законодательству и законодательству
автономного округа.
2. Координацию действий сторон социального партнерства
осуществляют комиссии по регулированию социально - трудовых
отношений. Оперативная работа по реализации партнерских отношений
осуществляется структурным подразделением по труду органа
исполнительной власти автономного округа и органами местного
самоуправления.
Глава II
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 7. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию
социально - трудовых отношений
1. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально
- трудовых отношений (далее - окружная трехсторонняя комиссия):
1) формируется органом исполнительной власти автономного
округа, окружными объединениями профсоюзов, окружными
объединениями работодателей из равного числа представителей каждой
из сторон, уполномоченных нормативным правовым актом губернатора
автономного округа (со стороны органа исполнительной власти
автономного округа), совещанием заинтересованных объединений
профсоюзов, действующих в автономном округе (от профсоюзной
стороны), совещанием заинтересованных объединений работодателей,
действующих в автономном округе (со стороны работодателей);
2) Положение об окружной трехсторонней комиссии и ее
координатор утверждается нормативным правовым актом губернатора
автономного округа.
2. В полномочия окружной трехсторонней комиссии входит:
1) сотрудничество в выработке и реализации социально
ориентированной политики экономических преобразований в автономном
округе, регулирование социально - трудовых и связанных с ними
экономических отношений, ведение коллективных переговоров,
подготовка проекта окружного трехстороннего соглашения;
2) практическое и методическое содействие заключению
коллективных договоров и соглашений, заключаемых на территории
автономного округа;
3) разработка через создаваемые отраслевые рабочие группы
проектов окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных и
профессиональных тарифных соглашений;
4) принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию,
которые обязательны для рассмотрения органом исполнительной власти
автономного округа, профсоюзами, работодателями, их объединениями,
действующими на территории автономного округа;
5) осуществление контроля за выполнением условий окружного
трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых)
тарифных и профессиональных тарифных соглашений, территориальных
соглашений, а также коллективных договоров, заключаемых на
территории автономного округа, и соглашений вышестоящего уровня;
6) внесение предложений о привлечении к ответственности лиц,
не выполняющих соглашения, коллективные договоры;
7) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и
реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых на
территории автономного округа;
8) выступление с предложениями о принятии соответствующими
органами государственной власти автономного округа нормативных
правовых актов, касающихся социально - трудовой сферы;
9) обсуждение проектов законов автономного округа, иных
нормативных правовых актов, принимаемых органом исполнительной
власти автономного округа по вопросам социально - трудовых и
связанных с ними экономических отношений.
3. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы
окружной трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных
консультаций в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
Статья 8. Территориальные комиссии по регулированию социально
- трудовых отношений
1. В муниципальных образованиях автономного округа могут
создаваться территориальные комиссии по регулированию социально -
трудовых отношений.
2. Территориальная трехсторонняя комиссия обеспечивает
регулирование социально - трудовых отношений на территории
муниципального образования автономного округа, подготовку проекта
территориального соглашения, его заключение и контроль за его
выполнением.
3. Положение о территориальной трехсторонней комиссии по
регулированию социально - трудовых отношений, ее состав и
координатора комиссии по согласованию с представителями сторон
работников и работодателей утверждает глава муниципального
образования.
Статья 9. Другие органы системы социального партнерства в
автономном округе
Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной
договоренности и совместно определенных правил могут формировать
другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию
социального партнерства в автономном округе.
Глава III
СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 10. Виды соглашений
1. В зависимости от сферы регулирования социально - трудовых
отношений на территории автономного округа заключаются окружное
трехстороннее, окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные,
профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения.
2. В зависимости от числа сторон социального партнерства
заключаются двусторонние и трехсторонние соглашения.
3. Соглашения, предусматривающие полное или частичное
бюджетное финансирование, заключаются с обязательным участием
представителей органа исполнительной власти автономного округа,
органа местного самоуправления.
Статья 11. Окружное трехстороннее соглашение
1. Окружное трехстороннее соглашение:
1) устанавливает общие принципы регулирования социально -
трудовых отношений и реализации государственных социальных
гарантий на территории автономного округа;
2) заключается между органом исполнительной власти автономного
округа, объединениями профсоюзов автономного округа, объединениями
работодателей автономного округа;
3) разрабатывается на основе переговоров между сторонами
соглашений в рамках работы окружной трехсторонней комиссии;
4) распространяется на работников, работодателей, орган
исполнительной власти автономного округа, которые уполномочили
своих представителей заключить соглашение от их имени.
2. Условия, содержащиеся в окружном трехстороннем соглашении,
не могут ухудшать положение работников по сравнению с
законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации,
общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и
профессиональными тарифными соглашениями на соответствующий
период.
3. Условия, содержащиеся в окружном трехстороннем соглашении,
учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых
актов автономного округа, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления, при рассмотрении и принятии окружного
бюджета.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении
и исполнении окружного трехстороннего соглашения осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством.
5. Принятый окружной трехсторонней комиссией проект окружного
трехстороннего соглашения в десятидневный срок выносится на
рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для принятия
ими решения о подписании проекта соглашения.
6. Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента
принятия всеми сторонами решения о подписании проекта соглашения.
7. Момент подписания соглашения является моментом окончания
коллективных переговоров по его заключению.
8. Соглашение в течение десяти дней публикуется в официальных
окружных средствах массовой информации.
9. Действие окружного трехстороннего соглашения
распространяется на все организации в автономном округе, не
заявившие письменно в окружную трехстороннюю комиссию о своем
несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня
опубликования данного соглашения.
10. Срок действия соглашения определяется сторонами в
соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 12. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные и
профессиональные тарифные соглашения
1. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные и
профессиональные тарифные соглашения:
1) устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также
социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) и
работников определенных профессий;
2) заключаются между органом исполнительной власти автономного
округа, окружными отраслевыми объединениями профсоюзов,
соответствующими окружными объединениями работодателей;
3) разрабатываются на основе переговоров между сторонами
соглашений в рамках работы отраслевых рабочих групп окружной
трехсторонней комиссии;
4) распространяются на работников и работодателей, орган
исполнительной власти автономного округа, которые уполномочили
своих представителей заключить соглашение от их имени;
5) принимаются после принятия окружного трехстороннего
соглашения.
2. Условия, содержащиеся в окружных отраслевых (межотраслевых)
тарифных и профессиональных тарифных соглашениях, не могут
ухудшать положение работников по сравнению с законодательством,
федеральными соглашениями, окружным трехсторонним соглашением на
соответствующий период.
3. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные и
профессиональные тарифные соглашения должны учитываться при
принятии соответствующих нормативных правовых актов автономного
округа и нормативных правовых актов органов местного
самоуправления.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении
и исполнении окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных и
профессиональных тарифных соглашений производится в соответствии с
федеральным законодательством.
5. Принятый окружной трехсторонней комиссией проект окружного
отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения в десятидневный
срок выносится на рассмотрение полномочных органов сторон
соглашения для принятия ими решения о подписании проекта
соглашения.
6. Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента
принятия всеми сторонами решения о подписании проекта соглашения.
7. Момент подписания соглашения является моментом окончания
коллективных переговоров по его заключению.
8. Представитель органа исполнительной власти автономного
округа, подписавший соглашения, имеет право предложить
работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам
не участвовавшим в заключении окружного отраслевого
(межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного
соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов
работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых
заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.
9. Если работодатели и (или) соответствующие представители
работников в течение 30 календарных дней с момента получения
предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему,
соглашение считается распространенным на данных работодателей и
работников с момента получения предложения.
10. Срок действия соглашения определяется сторонами в
соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 13. Территориальные соглашения
1. Территориальные соглашения:
1) устанавливают условия труда, а также социальные гарантии и
льготы, связанные с территориальными особенностями муниципальных
образований автономного округа;
2) заключаются между органами местного самоуправления,
территориальными объединениями профсоюзов, территориальными
объединениями работодателей;
3) разрабатываются на основе переговоров между сторонами
соглашений в рамках работы территориальных трехсторонних комиссий
по регулированию социально - трудовых отношений;
4) распространяются на работников, работодателей, органы
местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей
заключить соглашение от их имени;
5) принимаются после принятия окружного трехстороннего
соглашения.
2. Территориальные соглашения не могут ухудшать положение
работников по сравнению с законодательством, федеральными
соглашениями, окружным трехсторонним, окружными отраслевыми
(межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными
соглашениями.
3. Условия, содержащиеся в территориальных соглашениях,
учитываются при принятии нормативных правовых актов органами
местного самоуправления.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении
и исполнении территориальных соглашений производится в
соответствии с федеральным законодательством.
5. Принятый территориальной трехсторонней комиссией проект
территориального соглашения в десятидневный срок выносится на
рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для принятия
ими решения о подписании проекта соглашения.
6. Момент подписания соглашения является моментом окончания
коллективных переговоров по его заключению.
7. Подписавший соглашение представитель органа местного
самоуправления имеет право предложить работодателям, не
участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к
нему.
8. Если соответствующие работодатели и (или) представители
работников в течение 30 календарных дней с момента получения
предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему,
соглашение считается распространенным на данных работодателей и
работников с момента получения предложения.
9. Срок действия соглашения определяется сторонами в
соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 14. Изменения и дополнения соглашения
Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному
согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не
определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его
заключения.
Статья 15. Распространение действия соглашения
В тех случаях, когда на работников одновременно
распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее
благоприятные для работников условия соглашения.
Статья 16. Присоединение к соглашениям
Организации профсоюзов (их объединения) автономного округа,
организации работодателей (их объединения) автономного округа, не
участвовавшие в подготовке и заключении окружного трехстороннего
соглашения, отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных
тарифных, территориальных соглашений, могут присоединиться к нему,
направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении
и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
Решение о присоединении к соглашению нового участника
принимает соответствующая трехсторонняя комиссия по регулированию
социально - трудовых отношений. Процедура присоединения
определяется комиссиями самостоятельно.
Статья 17. Финансирование работ по подготовке и заключению
соглашения
Финансирование работ по подготовке и заключению соглашения
стороны осуществляют на паритетных началах либо по договоренности
сторон.
Статья 18. Коллективный договор
Право на ведение переговоров по заключению коллективного
договора, порядок и сроки разработки и заключения коллективного
договора, его содержание и структура, действие и контроль за
выполнением, изменение и дополнение осуществляются в порядке,
предусмотренном Федеральным законом "О коллективных договорах и
соглашениях".
Статья 19. Порядок проведения уведомительной регистрации
коллективных договоров и соглашений
1. Подписанные сторонами коллективные договоры и соглашения с
приложениями в семидневный срок направляются работодателем
(представителем работодателя) в структурное подразделение по труду
органа исполнительной власти автономного округа или в
соответствующий орган местного самоуправления в зависимости от
уровня и места их заключения для уведомительной регистрации.
2. Структурное подразделение по труду органа исполнительной
власти автономного округа (орган местного самоуправления) в
десятидневный срок знакомится с содержанием коллективного
договора, соглашения с точки зрения соответствия его действующему
законодательству, присваивает ему регистрационный номер и
направляет с отметкой о регистрации сторонам.
3. Один экземпляр коллективного договора, соглашения остается
в структурном подразделении по труду органа исполнительной власти
автономного округа (органе местного самоуправления) до истечения
срока его действия.
4. В случае обнаружения в коллективном договоре, соглашении
положений, противоречащих действующему законодательству, сторонам
направляется письменное заключение с указанием допущенных
нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты
и коллективный договор, соглашение возвращается на доработку.
Глава IV
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 20. Ведение коллективных переговоров
1. Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по
заключению соглашений, коллективных договоров.
2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и
изменению соглашений и коллективных договоров, заключаемых на
территории автономного округа, вправе выступить любая сторона.
3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая
письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале
переговоров по заключению соглашения, коллективного договора,
обязана не позднее семи дней начать переговоры.
Статья 21. Получение информации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать
полную и достоверную информацию по социально - трудовым и
связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения
переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных
договоров, контроля за ходом их исполнения в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 22. Посещение организаций
Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в
установленном порядке организации, на которые распространяется
сфера действия соглашения, коллективного договора.
Статья 23. Взаимные консультации
1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить
взаимные консультации по социально - трудовым и связанным с ними
экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения
переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров,
контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких
консультаций может выступать каждая из сторон.
2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана
приступить к консультациям с другой стороной не позднее чем через
семь дней после поступления от нее письменного уведомления.
Статья 24. Выполнение решений по вопросам коллективных
договоров и соглашений, рассмотрение обращений сторон
Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять
решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные
договоры, рассматривать взаимные обращения по социально - трудовым
и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать в
установленных соглашениях, коллективных договорах сроки, планы и
принимать конкретные решения, направленные на своевременное
выполнение достигнутых договоренностей.
Глава V
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 25. Ответственность сторон соглашений, коллективных
договоров
1. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или
не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом.
2. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по
взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение,
неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению,
если эта ответственность не противоречит законодательству
Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер
ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении,
коллективном договоре или другом документе, принимаемом во
исполнение соглашения, коллективного договора.
В рамках договорной ответственности стороны соглашения,
коллективного договора вправе наделить органы системы социального
партнерства полномочиями по применению согласованных мер
ответственности (санкций), включая денежные выплаты за
невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений,
коллективных договоров.
Решение о привлечении к ответственности принимается
соответствующим органом системы социального партнерства в порядке,
определяемом положением об этом органе, и оформляется протоколом.
3. По требованию представителей работников работодатель
(собственник) обязан принять меры, предусмотренные
законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или
не выполняются условия коллективного договора.
4. Если в соглашение, коллективный договор включены
имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств
может наступать в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения,
коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения
имущественных обязательств в судебном порядке, если
законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения
возникшего спора.
5. Привлечение к ответственности не освобождает стороны
(сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному
договору.
Статья 26. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования в
официальных окружных средствах массовой информации.
Губернатор
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
20 декабря 1999 года
N 51-ЗАО
|