31 марта 1999 года N 240
------------------------------------------------------------------
ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
(в ред. Постановления Губернатора ЯНАО
от 17.09.2001 N 591)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15
июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации" и Постановлением
Правительства от 22 февраля 1997 г. N 217 "О мерах по реализации
Концепции государственной национальной политики в Российской
Федерации" постановляю:
1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики в
Ямало - Ненецком автономном округе.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать
положения Концепции государственной национальной политики в Ямало
- Ненецком автономном округе при осуществлении социально -
экономической и национальной политики на территории муниципального
образования, проведении мероприятий в рамках сотрудничества с
политическими партиями, движениями, общественными и национальными
объединениями граждан.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе
Администрации Ямало - Ненецкого автономного округа (Зурабова
И.З.).
(пункт 3 в ред. Постановления Губернатора ЯНАО от 17.09.2001
N 591)
Губернатор
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
31 марта 1999 года
N 240
Утверждена
Постановлением
губернатора
автономного округа
от 31 марта 1999 г. N 240
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Основные направления
государственной национальной политики
в Ямало - Ненецком автономном округе
Основные направления государственной национальной политики в
Ямало - Ненецком автономном округе представляют собой систему
современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления
автономного округа в сфере межнациональных отношений. Они отражают
необходимость обеспечения социального и национального согласия в
автономном округе на основе сочетания государственных интересов и
интересов народов, проживающих в автономном округе, налаживания их
всестороннего сотрудничества, развития языков и культур.
Национальная политика в автономном округе основывается на
общепризнанных нормах международного права, принципах Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и законов автономного
округа, Устава (Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного
округа.
Предлагаемая Концепция является ориентиром для органов
государственной власти и органов местного самоуправления Ямало -
Ненецкого автономного округа при решении задач национального
развития и регулирования межнациональных отношений.
Этнокультурная ситуация
в Ямало - Ненецком автономном округе
Этнический состав населения автономного округа тесно связан с
историко - культурным наследием Крайнего Севера России. Этносы,
проживающие на территории автономного округа на протяжении веков,
сложились как этнокультурные общности и в соответствии с
федеральным законом они отнесены к коренным малочисленным народам
Крайнего Севера (ненцы, ханты, селькупы). Автономный округ в
средневековый период представлен также народами, исторически
связанными с существовавшими на территории Российской Федерации
тюркскими государствами, относительно многочисленными
представителями народов, отличающихся тесными социально -
культурными связями с русским народом (украинцы, коми, марийцы,
удмурты, чуваши, мордва), представителями других народов,
дисперсно расселенных на территории России (немцы, евреи,
белорусы).
Последняя общесоюзная перепись 1989 года установила, что на
территории Ямало - Ненецкого автономного округа проживает около
ста национальностей. В том числе 59,17% русских, 17,19% украинцев,
5,34% татар, 2,55% белорусов, 1,38% башкир, 1,13% молдаван, 0,89%
чувашей, 0,69% азербайджанцев, 0,64% немцев, 4,25% ненцев, 1,46%
ханты, 0,31% селькупов, 0,04% манси.
Упрочение межнациональных отношений и перспективы
сотрудничества народов в автономном округе во многом определяется
социальным самочувствием, политической позицией и исторической
ответственностью русского народа, численно преобладающего в
автономном округе, от своевременного разрешения его проблем и
учета им интересов коренных малочисленных народов Севера и других
народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное
влияние на межнациональные отношения в Ямало - Ненецком автономном
округе оказывает ряд тенденций:
- стремление к сохранению и развитию этнокультурной
самобытности коренных малочисленных народов Севера и других
народов, проживающих на территории автономного округа, и
ориентация их на общероссийские и мировые духовно - нравственные
ценности;
- преодоление недоверия в отношениях между национальностями,
шовинистических и националистических настроений;
- возрастающая социально - экономическая самостоятельность
Ямало - Ненецкого автономного округа, его роль и место как
равноправного субъекта федерации в Российском государственном
устройстве;
- потребность проведения социально - экономических реформ и в
то же время различная степень готовности и участия в них
этнических групп населения автономного округа, обусловленная их
исторической социально - культурной и хозяйственной спецификой.
На развитие межнациональных отношений в автономном округе
существенное влияние оказывает историческое наследие, в котором
заложен огромный позитивный опыт дружбы и сотрудничества народов
автономного округа, с учетом традиций коренных малочисленных
народов Севера. Благодаря этому обеспечен значительный прогресс в
экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый автономным
округом в ХХ столетии при сохранении традиционного уклада жизни
коренных малочисленных народов, проживающих на его территории.
В то же время автономный округ приобрел свою специфику в
период массовых репрессий, когда на его территорию были
депортированы представители многих народов России.
При реализации данной Концепции, разработке конкретных
программ национального развития и межнационального сотрудничества
должна учитываться и эта специфическая особенность автономного
округа.
Национальная политика должна носить всеобъемлющий,
стратегический характер, давать надежные перспективы для
равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех
народов, проживающих в автономном округе. Чрезвычайно важное
значение здесь приобретает единство позиций в этой части органов
государственной власти и органов местного самоуправления
автономного округа, различных политических партий и движений,
национальных и общественных объединений.
Принципы национальной политики
в Ямало - Ненецком автономном округе
Принципы национальной политики в Ямало - Ненецком автономном
округе основываются на общепризнанных нормах международного права,
положениях Конституции Российской Федерации, Устава (Основного
закона) Ямало - Ненецкого автономного округа, федеральных законов,
законов автономного округа.
Представленные в данной Концепции основополагающие идеи, нормы
и приоритеты обязательны для руководства и исполнения органами
государственной власти и органами местного самоуправления на
территории автономного округа.
К основным принципам национальной политики в Ямало - Ненецком
автономном округе относятся:
- равноправие народов независимо от их численности, уважение
прав и свобод человека, возможность личностного и этнокультурного
самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии,
социального положения и территории проживания;
- право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения
определить и указать свою национальную и языковую принадлежность;
- запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по
признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и
расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и
общественным объединениям, если их деятельность не ограничена
федеральным законодательством;
- свободный доступ граждан к информации;
- сохранение межнационального мира и согласия как условия
равноправного развития и сотрудничества всех народов, проживающих
в автономном округе на основе согласия, взаимоподдержки и
сотрудничества;
- своевременный учет национальных особенностей народов,
проживающих в автономном округе, их сохранение и поддержка;
- мирное разрешение возникающих противоречий между
национальными общностями и их отдельными представителями;
- содействие развитию национальных культур и языков
представителей всех народов, проживающих на территории автономного
округа;
- запрещение создания и деятельности общественных объединений
и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и
безопасности в автономном округе, разжигание расовой, национальной
и религиозной розни;
- запрещение пропаганды идей, возбуждающих расовую,
национальную, религиозную вражду, равно как пропаганды расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Национальная политика автономного округа строится на основе
патриотизма и интернационализма и реализуется во имя развития всех
народов Российской Федерации.
Основные цели и задачи национальной политики
в Ямало - Ненецком автономном округе
Главной целью национальной политики в автономном округе
является создание максимально благоприятных условий для
согласования и гармонизации национальных интересов представителей
всех народов, проживающих на его территории, обеспечение
оптимальных возможностей полноправного участия всех граждан в
политическом, социально - экономическом и национально - культурном
развитии автономного округа.
Практическая реализация национальной политики в автономном
округе предполагает решение следующих основных задач:
В государственно - правовой сфере:
- развитие и укрепление автономного округа как субъекта
Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы
представителей всех народов и этнических групп, проживающих на его
территории;
- совершенствование взаимоотношений органов государственной
власти и органов местного самоуправления с федеральными органами
государственной власти и субъектами Российской Федерации;
- формирование правовой базы, обеспечивающей реализацию
национальной политики, в том числе на уровне местного
самоуправления автономного округа;
- объединение усилий органов государственной власти
автономного округа, органов местного самоуправления,
общественно - политических организаций и религиозных конфессий,
действующих на территории автономного округа, для достижения
межнационального согласия, утверждения реального равноправия
граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления
отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных
условий, способствующих учету и удовлетворению национально -
культурных запросов представителей всех народов, осуществлению
поддержки национально - культурных объединений в автономном
округе;
- осуществление государственной поддержки представителей всех
народов, проживающих в автономном округе, в установлении и
поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими
за пределами автономного округа;
- проведение систематического сбора и анализа информации по
вопросам национальных отношений в автономном округе, организация
фундаментальных и прикладных исследований и выработка на их основе
прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;
- разработка и принятие законов, иных нормативных правовых
актов, системы других мер, направленных на предотвращение и
разрешение возникших межнациональных конфликтов;
- совершенствование механизма формирования органов
государственной законодательной и исполнительной власти, органов
местного самоуправления, позволяющего всем гражданам и
представителям всех народов влиять на принятие государственных
решений, затрагивающих их интересы;
- проведение государственной политики обеспечения защиты
национальной чести и достоинства граждан, проживающих в автономном
округе, независимо от их национальной принадлежности, решительная
борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма,
насаждающими в обществе межнациональную вражду и ненависть.
В духовной сфере:
- создание системы формирования и распространения идей дружбы
народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры
межнационального общения, воспитания чувства патриотизма, гордости
за свою многонациональную малую родину, страну и российский народ;
- создание и развитие сети непрерывного национального
образования, от детского сада до высшего учебного заведения, как
важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности
всех народов, проживающих в автономном округе;
- формирование у каждого нового поколения уважения к
национальным ценностям и культуре как своего, так и представителей
других народов, населяющих автономный округ, стремления к
взаимообогащению культур и традиций народов России;
- сохранение и развитие историко - культурного наследия
представителей народов, проживающих в автономном округе,
распространение объективной информации об их прошлом и настоящем,
создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям,
дальнейшее развитие многовековых традиций взаимодействия культур
славянских, финно - угорских, тюркских и иных народов в рамках
общего евразийского этнокультурного пространства;
- создание оптимальных условий для укрепления семьи,
возрождения этнокультурных традиций развития семейных отношений и
усиление роли семьи в национальном, межнациональном и культурном
воспитании подрастающего поколения.
В области внешних связей:
- заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и
многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области
образования, культуры, информации, межнациональным контактам,
укреплению социально - экономического сотрудничества;
- своевременное решение проблемы беженцев и вынужденных
переселенцев, прибывающих в автономный округ из других субъектов
Российской Федерации и стран бывшего СССР.
Механизм реализации национальной политики
в Ямало - Ненецком автономном округе
Механизм реализации национальной политики в Ямало - Ненецком
автономном округе основан на сотрудничестве между органами
государственной власти автономного округа, органами местного
самоуправления и национальными сообществами, обеспечении
эффективной реализации конституционно - правовых норм
регулирования межнациональных отношений, создании и выполнении
государственных программ по сохранению и развитию национальной
культуры и образования.
В выработке и реализации национальной политики призваны
участвовать территориальные органы исполнительной власти,
структурные подразделения администрации автономного округа:
главное управление культуры, главное управление образования,
управление юстиции, управление внутренних дел, главное управление
по делам молодежи и туризму, комитет по средствам массовой
информации, миграционная служба, департамент федеральной
государственной службы занятости населения, другие службы и
подразделения, органы местного самоуправления.
С целью координации этой деятельности целесообразно создать
консультативный совет по национальной политике при губернаторе
автономного округа с участием представителей учреждений и
организаций, политических партий и движений, национальных и
общественных объединений, экспертов.
Для более четкого взаимодействия с федеральными органами
необходимо разработать и подписать соглашение о разграничении
предметов ведения и полномочий в сфере защиты интересов
национальных меньшинств и исконной среды обитания и традиционного
образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
Предложенная Концепция отражает лишь основные направления в
решении назревших проблем в сфере национальных отношений и может
получить развитие в законах и иных нормативных правовых актах
автономного округа и нормативных актах органов местного
самоуправления.
|