РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О государственной молодежной политике
в Ямало-Ненецком автономном округе
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
4 февраля 1998 года
Настоящий Закон устанавливает правовую основу государственной мо-
лодежной политики в Ямало-Ненецком автономном округе (в дальнейшем -
"автономный округ"), обеспечивающей благоприятные предпосылки для жиз-
недеятельности молодежи в экстремальных природно-климатических услови-
ях, социальную защиту молодежи в период осуществления экономических
реформ, а также регулирует отношения между субъектами государственной
молодежной политики.
ГЛАВА 1. Основные положения.
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе приняты следующие основные понятия и термины:
молодежь (молодые граждане) - граждане Российской Федерации, включая
лиц с двойным гражданством, в возрасте до 30 лет, иностранные граждане
или лица без гражданства в возрасте до 30 лет, законно находящиеся на
территории Российской Федерации;
молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в
случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при
условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста;
неполная молодая семья - семья с детьми и одним из родителей
(мать или отец), который не достиг 30-летнего возраста;
правовой статус молодежи - совокупность закрепленных в законода-
тельстве прав и обязанностей молодых граждан, вытекающих из особеннос-
тей их возраста и социального положения;
гарантии прав молодежи - совокупность правовых, экономических и
организационных условий, обеспечивающих реализацию молодыми гражданами
своих прав и исполнение обязанностей;
молодежная инициатива - действия молодежных объединений, заре-
гистрированных на территории автономного округа, групп молодых граж-
дан, а также отдельных молодых граждан, проживающих в автономном окру-
ге, по внесению предложений в соответствующие органы государственной
власти и органы местного самоуправления автономного округа, затрагива-
ющих их законные интересы;
Статья 2. Цели государственной молодежной политики в
автономном округе
Под государственной молодежной политикой в автономном округе по-
нимается отрасль государственного управления, методы и средства кото-
рой направлены на достижение следующих целей:
1) создание экономических, социальных и правовых гарантий наибо-
лее полной реализации молодежи;
2) обеспечение социализации личности;
3) реализация научного, культурного, экономического и иного об-
щественно полезного потенциала молодежи;
4) противодействие распространению преступности, наркомании и
иных асоциальных тенденций в молодежной среде;
5) обеспечение участия молодежи в политической жизни автономного
округа;
6) формирование высоких нравственных установок, уважения, заботы
к старшему поколению, сохранение преемственности поколений;
7) обеспечение всестороннего (физического и интеллектуального)
развития личности;
8) формирование устойчивых гражданских позиций, уважения к Конс-
титуции Российской Федерации, законов, прав и свобод человека и граж-
данина.
Статья 3. Принципы государственной молодежной политики в
автономном округе
Государственная молодежная политика в автономном округе осущест-
вляется на основе следующих принципов:
1) признания молодежи специфической социальной группой;
2) признания и уважения прав молодых граждан на самостоятельный
выбор культурного развития и образования, личностной автономии;
3) выявления мнения молодежи, его учет при осуществлении меропри-
ятий государственной молодежной политики
4) признания негосударственных форм и методов воспитания, образо-
вания, организации труда и досуга молодежи;
5) признания молодежной политики одной из приоритетных отраслей
государственного управления.
Статья 4. Основные направления государственной молодежной
политики в автономном округе
Основными направлениями государственной молодежной политики в ав-
тономном округе являются:
1) формирование специфики правового статуса молодых граждан;
2) создание условий для всестороннего развития личности;
3) обеспечение доступа молодежи к получению профессионального об-
разования, а так же возможностей для повышения квалификации и профес-
сиональной подготовки;
4) установление гарантий занятости и адаптация молодежи в услови-
ях рыночных отношений;
5) подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации, содействие военному и патриотическому воспитанию молодых
граждан;
6) развитие творчества и молодежных инициатив, интеграции учащей-
ся молодежи и специалистов в научно-техническую деятельность;
7) информационное обеспечение молодежи;
8) осуществление воспитательной работы, профилактики и борьбы с
правонарушениями, реабилитации и адаптации молодежи с девиантным пове-
дением;
9) организация досуга детей и молодежи;
10) поддержка молодежных и детских общественных объединений;
11) реализация жилищных прав молодежи;
12) поддержка международных молодежных контактов, молодежного ту-
ризма и молодежных обменов.
Статья 5. Сфера применения настоящего закона
1. Настоящий закон направлен на регулирование общественных отно-
шений, возникающих при осуществлении государственной молодежной поли-
тики.
2. Общественные отношения молодежи, не связанные с осуществлением
государственной молодежной политики, регулируются иными нормативными
правовыми актами.
Статья 6. Правовая основа государственной молодежной
политики в автономном округе
1. Правовую основу государственной молодежной политики в автоном-
ном округе составляют Конституция РФ, федеральные законы и законы ав-
тономного округа, Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного
округа, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Российской Фе-
дерации и автономного округа.
2. Никакое положение настоящего закона и иных нормативных право-
вых актов автономного округа не может быть истолковано как умаляющее
или иным образом ограничивающее права молодежи, установленные Консти-
туцией Российской Федерации, федеральными законами и международными
договорами Российской Федерации.
ГЛАВА 2. Основы правового статуса молодежи в автономном
округе
Статья 7. Основы правового статуса молодежи в автономном
округе
1. Молодежь, проживающая в автономном округе, обладает всей пол-
нотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод,
несет обязанности, предусмотренные действующим законодательством Рос-
сийской Федерации и автономного округа.
2. Права молодых граждан осуществляются ими непосредственно и в
полном объеме с восемнадцати лет.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
осуществляют свои права и обязанности в соответствии с федеральными
законами и законами автономного округа.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства в возрасте от че-
тырнадцати до тридцати лет, находящиеся на территории автономного ок-
руга, обладают правами, свободами и исполняют обязанности идентичные
правам, свободам и обязанностям молодых граждан Российской Федерации.
4. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод мо-
лодежи в зависимости от пола, расы, этнических и национальных призна-
ков, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным
объединениям, а также иных обстоятельств не допускаются и влекут за
собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 8. Обязанности молодых граждан
Молодые граждане несут обязанности, предусмотренные для них Конс-
титуцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основ-
ным Законом) автономного округа и законами автономного округа.
Статья 9. Обеспечение соблюдения прав молодежи
Соблюдение прав молодых граждан в автономном округе обеспечивает-
ся :
- запретом введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых
граждан в зависимости от возраста, а также возложения на них дополни-
тельных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возрас-
та иначе как в порядке, установленном федеральным законом;
- осуществлением органами государственной власти организационных
мер, в том числе создание соответствующих структур по защите прав мо-
лодежи в органах исполнительной власти автономного округа;
- судебной защитой прав и законных интересов молодых граждан от
неправомерных действий со стороны должностных лиц органов государс-
твенной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций.
ГЛАВА 3. Основные направления государственной молодежной
политики в автономном округе
Статья 10. Молодежь и реализация права на образование
1. Все молодые граждане, поступающие в учебные заведения автоном-
ного округа, пользуются равными правами.
2. В автономном округе устанавливается квота для обучения молоде-
жи из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общнос-
тей в учебных заведениях автономного округа, других субъектов РФ и за
рубежом. Обучение указанных категорий молодежи осуществляется за счет
средств окружного бюджета.
3. Студентам-сиротам и учащимся, нуждающимся в материальной помо-
щи, оказывается поддержка в соответствии с действующим федеральным за-
конодательством и законодательством автономного округа.
4. Молодые женщины, обучающиеся на дневном отделении в высших и
средних профессиональных учебных заведениях, находящиеся в академичес-
ком отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет, получают дополнительное социальное пособие в размере стипендии за
счет окружного бюджета.
5. Если обучение молодого гражданина в образовательном учреждении
на территории Российской Федерации осуществляется на платной основе за
счет средств его семьи, то в случае увеличения платы за обучение неп-
ропорционально росту дохода его семьи или уменьшения совокупного дохо-
да семьи по уважительным причинам (при потере трудоспособности кор-
мильца, смерти одного из кормильцев, переходе кормильца на нижеоплачи-
ваемую работу- если совокупный доход семьи ниже установленного в авто-
номном округе прожиточного минимума на каждого члена семьи, увольнения
кормильца по сокращению численности или штата либо ликвидации учрежде-
ний, увеличения количества иждивенцев в семье) плата за обучение пол-
ностью или частично может производиться за счет средств окружного или
местного бюджетов или внебюджетных фондов при наличии обоснованной не-
обходимости в этом специалисте для предприятий, учреждений, организа-
ций бюджетной сферы.
Если оплата обучения молодого гражданина обеспечивалась за счет
доходов юридических лиц, и она была по объективным причинам прекраще-
на, то при отсутствии у его семьи средств для оплаты обучения она пол-
ностью или частично может производиться за счет средств окружного или
местного бюджетов или внебюджетных фондов при наличии обоснованной не-
обходимости в этом специалисте для предприятий, учреждений, организа-
ций бюджетной сферы.
Организации независимо от форм собственности, оплачивающие на до-
говорной основе обучение студентов в высших учебных заведениях, нахо-
дящихся на территории автономного округа, освобождаются от уплаты на-
логов и сборов в окружной бюджет на сумму средств, затраченных на эти
цели в порядке, установленном законом об окружном бюджете на соответс-
твующий год.
Порядок предоставления средств для оплаты за обучение определяет-
ся нормативными правовыми актами органов государственной власти и ор-
ганов местного самоуправления в автономном округе.
Статья 11. Поддержка талантливой молодежи
1. Органы государственной власти автономного округа и органы
местного самоуправления в целях поддержки одаренной молодежи:
1) разрабатывают и осуществляют окружные программы, направленные
на выявление одаренной молодежи;
2) поощряют создание творческих мастерских, школ, объединений при
известных деятелях науки, культуры, искусства на территории автономно-
го округа, в которых обучается и работает одаренная молодежь;
3) разрабатывают программы обучения и стажировки одаренных моло-
дых граждан в учебных заведениях культурных и научных центров автоном-
ного округа, Российской Федерации и зарубежных стран;
4) устанавливают персональные стипендии, именные премии и пособия
для одаренной молодежи;
5) размещают, на конкурсной основе, среди молодых ученых в воз-
расте до тридцати лет и студентов высших учебных заведений гранты,
направленные на решение наиболее значимых социальных проблем автоном-
ного округа
2. Объединениям творческой молодежи может предоставляться во вре-
менное пользование государственное и муниципальное имущество для осу-
ществления творческой, научной, инновационной деятельности, проведения
выставок, ярмарок на безвозмездной либо льготной основе.
Статья 12. Право молодых семей на приобретение собственного
жилья
1. Молодые семьи, нуждающиеся в жилье, при рождении ребенка имеют
право на получение субсидий для его приобретения или строительства.
2. Порядок предоставления субсидий для приобретения или строи-
тельства собственного жилья устанавливается Губернатором автономного
округа.
3. Органы местного самоуправления могут выделять субсидии молодым
семьям для приобретения или строительства жилья в порядке, установлен-
ном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 13. Молодежный жилищный комплекс
1. Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства
молодежного жилищного комплекса или создавших молодежный жилищный кон-
доминиум, поддерживается в объеме и порядке, предусмотренных в отноше-
нии молодежных предприятий согласно статье 16 настоящего Закона.
2. В случае поддержки конкурсного проекта ( программы), представ-
ленного молодежным жилищным комплексом, органы исполнительной власти
автономного округа оказывают содействие в его обеспечении строительны-
ми материалами, оборудованием и другими необходимыми средствами в по-
рядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федера-
ции и автономного округа.
3. Органы местного самоуправления в автономном округе вправе раз-
рабатывать и утверждать программы поддержки молодежного жилищного
строительства.
Статья 14. Обеспечение занятости молодых граждан в
автономном округе и социальная помощь безработным из числа
молодежи
1. Молодым гражданам, проживающим на территории автономного окру-
га, гарантируется:
- дополнительное бесплатное предоставление профориентационных ус-
луг и информации о свободных рабочих местах и вакансиях, посредничес-
кой помощи государственной службы занятости автономного округа в тру-
доустройстве;
- защита в судебном порядке от необоснованного отказа в приеме на
работу и увольнении;
- трудоустройство лиц, требующих социальной защиты и испытывающих
затруднения в поиске работы (имеющих нетрудоспособных родителей или
заменяющих их лиц, инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения
свободы, вынужденных переселенцев и беженцев, выпускников учебных за-
ведений) путем установления квот рабочих мест по согласованию с орга-
нами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организа-
циями всех форм собственности;
- выплата в установленном законодательством Российской Федерации
порядке пособия по безработице;
- содействие органов государственной власти и местного самоуправ-
ления в организации общественных работ;
- сохранение общего и непрерывного трудового стажа в случае не-
возможности предоставления работы в период ее поиска или профессио-
нальной подготовки к новой работе, в течение которого гражданин в ус-
тановленном порядке получает пособие по безработице;
- профессиональная подготовка, переподготовка молодых граждан,
зарегистрированных в качестве безработных в установленном законом по-
рядке.
Профессиональная подготовка и переподготовка таких граждан произ-
водится в учебных центрах службы занятости или в иных учебных заведе-
ниях по договорам со службой занятости.
2. Безработным молодым гражданам из числа коренных малочисленных
народов Севера предоставляются льготные условия для переподготовки с
целью работы в традиционных отраслях хозяйствования или на предприяти-
ях, производящих продукцию из местного сырья.
3. Выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведе-
ний, молодым военнослужащим, уволенным в запас, предоставляются ва-
кантные рабочие места в приоритетном порядке.
4. Путем льготного налогообложения, ассигнований из государствен-
ного фонда занятости населения и другими средствами стимулируется соз-
дание дополнительных рабочих мест.
5. Допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ
и средних профессиональных учебных заведений в свободное от учебы вре-
мя по достижении ими возраста пятнадцати лет. Учащиеся в возрасте че-
тырнадцати лет могут быть приняты на работу с согласия родителей или
лиц их заменяющих.
Условия труда не должны причинять вред здоровью, нормальному раз-
витию, нравственности и не нарушать процесс обучения.
Продолжительность рабочего дня подростков не должна превышать ус-
тановленный федеральным законодательством уровень.
Статья 15. Государственное содействие предпринимательской
деятельности молодых граждан
1. К предпринимательской деятельности молодых граждан, пользую-
щейся государственной поддержкой и поддержкой органов местного самоуп-
равления, на территории автономного округа относится:
1) индивидуальное предпринимательство молодых граждан;
2) малое предпринимательство молодых граждан;
3) молодежное предприятие;
4) иные социально значимые виды предпринимательства молодых граж-
дан.
2. Органы государственной власти автономного округа и органы
местного самоуправления в автономном округе могут осуществлять содейс-
твие предпринимательской деятельности молодых граждан в следующих фор-
мах:
1) предоставление консультационной поддержки;
2) организация образовательных программ в сфере предприниматель-
ства молодых граждан;
3) участие в предпринимательских проектах молодых граждан, имею-
щих высокую социальную значимость в порядке установленном законода-
тельством автономного округа;
4) финансовая и организационная поддержка молодежных предприятий.
Статья 16. Молодежное предприятие
1. Молодежным предприятием является коммерческая организация при
соответствии ее следующим критериям:
- от общего числа работников такой организации не менее 75 про-
центов составляют молодые граждане;
- предусматриваемые уставом организации основные виды деятельнос-
ти соответствуют целям государственной молодежной политики автономного
округа.
Перечень видов деятельности, дающих основание для отнесения ком-
мерческой организации к числу молодежных предприятий, устанавливается
нормативными правовыми актами автономного округа.
3. Молодежные предприятия могут быть освобождены в первые три го-
да от налогов в части, поступающей в окружной бюджет, в порядке, пре-
дусмотренном федеральными законами и законами автономного округа.
Органы местного самоуправления имеют право освобождать молодежные
предприятия от налогов в части, зачисляемой в местные бюджеты.
4. Часть государственного окружного заказа на конкурсной основе
размещается между молодежными предприятиями, зарегистрированными в ав-
тономном округе.
Государственный заказ обеспечивается материальными ресурсами и
финансовыми средствами.
5. Молодежное предприятие пользуется правом приоритетного получе-
ния государственного инновационного заказа при прочих равных условиях.
6. Вновь созданные молодежные предприятия могут обращаться в ад-
министрацию автономного округа и органы местного самоуправления за до-
тацией на покрытие части расходов по организации производственной дея-
тельности предприятия. Дотация молодежным предприятиям предоставляется
по итогам конкурса, порядок и условия проведения которого устанавлива-
ются Губернатором автономного округа, с учетом приоритетов региональ-
ной молодежной политики и исходя из имеющихся средств. При этом дота-
ция не должна покрывать в первый год работы молодежного предприятия
более 50 процентов, во второй год- более 30 процентов, в третий
год-более 10 процентов его расходов на организацию производственной
деятельности.
7. Дотации молодежным предприятиям предоставляются после заключе-
ния договора между молодежным предприятием и Администрацией автономно-
го округа либо с органами местного самоуправления.
Статья 17. Налоговые льготы
1. Организации независимо от организационно-правовой формы и фор-
мы собственности, направляющие средства на реализацию проектов и прог-
рамм государственной молодежной политики в автономном округе, включая
финансирование мероприятий по поддержке детских программ, направленных
на социальную реабилитацию детей-инвалидов, имеют право на предостав-
ление налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской
Федерации и автономного округа.
2. Организации, занимающиеся поддержкой молодежных общественных
(благотворительных) фондов, в соответствии с законами автономного ок-
руга, могут освобождаться от уплаты налогов в части, поступающей в ок-
ружной бюджет, на сумму их вклада в перечисленные фонды.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим
законодательством вправе принимать решения о предоставлении налоговых
льгот предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объедине-
ниям, принимающим участие в муниципальных молодежных программах и про-
ектах в части средств, подлежащих зачислению в местные бюджеты.
Статья 18. Формирование условий, направленных на физическое
и духовное развитие молодежи
1.Органы государственной власти автономного округа и органы мест-
ного самоуправления при разработке окружных программ в области охраны
окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры, массовой ин-
формации и книгоиздательской деятельности, социальной защиты населе-
ния, физической культуры и спорта выделяют приоритетные вопросы, зат-
рагивающие физическое и духовное развитие молодежи.
2. Досуг молодежи в автономном округе должен обеспечивать:
1) формирование у молодых людей социально позитивных ориентаций;
2) интеграцию личности в правовой и культурный общественный прог-
ресс;
3) формирование гражданских качеств молодежи;
4) недопустимость вовлечения молодых людей в занятия, имеющие
противоправный и антиобщественный характер, а также наносящие вред их
физическому и нравственному здоровью.
Предприятия, учреждения, организации, отвечающие указанным требо-
ваниям организации досуга молодежи вправе пользоваться мерами госу-
дарственной поддержки.
Статья 19. Патриотическое и правовое воспитание молодежи
1. Патриотическое и правовое воспитание и обучение молодежи явля-
ется системой воспитательных и образовательных мероприятий государс-
твенной молодежной политики, направленной на достижение следующих це-
лей:
1) формирование у молодежи гражданской позиции, основанной на
уважении к Конституции Российской Федерации и Устава (Основного зако-
на) автономного округа;
2) знание молодежью основ права и формирование навыков защиты
своих субъективных прав, свобод и законных интересов,
3) профилактика правонарушений в молодежной среде,
4) формирование у молодежи уважения к национальным особенностям
коренных малочисленных народов Севера;
5) знание молодежью истории Отечества и края и формирование пат-
риотических убеждений, готовности к защите государства от внутренних и
внешних врагов.
2. Патриотическое и правовое воспитание и образование молодежи
производится образовательными учреждениями на основании образователь-
ных программ, разработанных с учетом требований государственных стан-
дартов, включающих федеральный и региональный компоненты.
3. При осуществлении патриотического и правового обучения и вос-
питания не допускается пропаганда расовой, национальной, религиозной,
политической неприязни, призывы к насильственным действиям в отношении
групп граждан или отдельных лиц, а так же к совершению иных противоп-
равных действий.
Статья 20. Использование средств массовой информации
автономного округа молодыми гражданами.
1. Молодые граждане, проживающие в автономном округе, вправе ис-
пользовать окружные и местные средства массовой информации для выраже-
ния своего мнения по различным вопросам развития автономного округа,
деятельности должностных лиц, органов власти, предприятий, учреждений,
организаций и выдвижения собственных инициатив.
2. Молодые граждане, молодежные объединения и ассоциации вправе
получать поддержку от органов государственной власти автономного окру-
га и органов местного самоуправления при создании и функционировании
молодежных средств массовой информации, имеющих общественную значи-
мость для автономного округа.
3.Средства массовой информации, отражающие процесс реализации го-
сударственной молодежной политики в автономном округе, освещающие мо-
лодежные проблемы и деятельность органов государственной власти и
местного самоуправления, по их решению могут получать государственную
поддержку в порядке, установленном законодательством автономного окру-
га.
ГЛАВА 4. Молодежные и детские общественные объединения
Статья 21. Право молодежи на объединение
1. Для осуществления совместной деятельности, направленной на
удовлетворение духовных потребностей, социальное становление и разви-
тие молодежи, а также в целях защиты своих прав и свобод молодые граж-
дане могут объединяться в молодежные и детские общественные объедине-
ния.
2. Молодые граждане свободны вступать в общественные объединения,
выходить из них либо воздерживаться от вступления в общественные объ-
единения.
Статья 22. Молодежное общественное объединение
Молодежным общественным объединением признается добровольное, са-
моуправляемое, некоммерческое формирование молодых граждан в возрасте
от 14 до 30 лет, осуществляющее свою деятельность на территории авто-
номного округа, объединившихся в результате их свободного волеизъявле-
ния, на основе общности законных интересов, для осуществления совмест-
ной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и интеллек-
туальных потребностей молодых граждан, их социальное становление и
развитие, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Статья 23. Права молодежных общественных объединений
Молодежное объединение вправе:
1) производить научные и социологические исследования в сфере мо-
лодежной политики или выступать их заказчиком;
2) выполнять государственные заказы на создание специальных
служб, ориентированных на интересы молодежи, информационных, инноваци-
онных центров, центров досуга для молодежи, деятельности по предупреж-
дению беспризорности и правонарушений среди молодежи;
3) участвовать в разработке и обсуждении проектов решений по воп-
росам реализации молодежной политики в соответствии с законодательст-
вом об общественных объединениях, настоящим законом и издаваемыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами органов государствен-
ной власти автономного округа;
4) участвовать в соответствии с законами Российской Федерации и
автономного округа в избирательных кампаниях местного, окружного и фе-
дерального уровня и выдвигать кандидатов из числа молодых граждан в
органы государственной власти автономного округа и органы местного са-
моуправления, если это предусмотрено в уставах молодежных объединений;
5)выходить с другими молодежными инициативами;
6) разрабатывать и вносить в органы государственной власти авто-
номного округа предложения по вопросам окружного значения и органы
местного самоуправления предложения по решению конкретных вопросов
местного значения, связанных с осуществлением молодежной политики;
7) проводить в установленном законом порядке собрания, митинги,
демонстрации, шествия, пикетирования;
8) решать другие вопросы, затрагивающие интересы молодежи, имею-
щие оперативный характер;
9) развивать межрегиональные и международные связи.
Статья 24. Детское общественное объединение
1. Детским общественным объединением признается добровольное, са-
моуправляемое некоммерческое формирование молодых граждан в возрасте
от 8 до 18 лет, объединившихся на основе общих законных интересов для
совместной деятельности, направленной на развитие творческих способ-
ностей и социального становления членов объединения, а также в целях
защиты своих прав и свобод;
2. Количество совершеннолетних граждан в составе членов детского
общественного объединения в автономном округе не должно превышать 10
процентов.
Статья 25. Права детских общественных объединений
1. Детские объединения вправе:
1) содействовать созданию условий для нормального физического,
психического и культурного развития детей, проживающих в автономном
округе;
2) совершенствовать социальную и правовую защиту детей;
3) содействовать созданию новых организационных, материальных ус-
ловий для воспитания и образования детей из числа коренных малочислен-
ных народов Севера в городских условиях, родители которых проживают в
тундре, с целью сохранения их здоровья и недопущения насильственного
культурного разрыва с традиционным образом жизни;
4) содействовать развитию способностей одаренных детей;
5) осуществлять социологические, медицинские, демографические
исследования по различным вопросам развития детей в автономном округе.
6) разрабатывать и вносить в органы государственной власти авто-
номного округа и органы местного самоуправления предложения, связанные
с осуществлением молодежной политики;
7) участвовать в разработке и обсуждении проектов решений по воп-
росам реализации молодежной политики в соответствии с законодательст-
вом об общественных объединениях, настоящим законом и издаваемыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами органов государствен-
ной власти автономного округа;
2. Детские объединения вправе осуществлять свою деятельность са-
мостоятельно или совместно с молодежными или иными объединениями
Статья 26. Участие молодежных и детских общественных
объединений в формировании и осуществлении государственной
молодежной политики
1. Молодежные и детские объединения могут участвовать в разработ-
ке и обсуждении проектов решений по вопросам реализации молодежной по-
литики в соответствии с законодательством об общественных объединени-
ях, настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами органов государственной власти автономного округа и
органов местного самоуправления.
2. Администрация автономного округа и органы местного самоуправ-
ления вправе привлекать молодежные и детские общественные объединения
на договорной основе к проведению исследований и иных работ по вопро-
сам, соответствующим уставным целям таких объединений, а также на соз-
дание социальных служб для детей и молодежи, инновационных, информаци-
онных и досуговых центров, разработку и реализацию программ по органи-
зации социальной работы по предупреждению беспризорности и правонару-
шений среди детей и молодежи и осуществление иных видов деятельности,
являющихся приоритетными при реализации молодежной политики.
Исполнение такого рода работ не может быть поручено молодежному
или детскому объединению без его ведома и согласия.
3. Решение о государственной поддержке программ молодежных и
детских объединений принимается администрацией автономного округа и
органами местного самоуправления по результатам конкурса представлен-
ных программ.
4. Проекты и программы молодежных и детских общественных объеди-
нений, получившие государственную поддержку подлежат включению в ок-
ружную программу реализации молодежной политики.
Порядок и условия проведения конкурса определяются Губернатором
автономного округа.
5. Окружная программа реализации молодежной политики формируется
на основе предложенных к рассмотрению программ молодежных и детских
объединений на конкурсной основе и ежегодно утверждается Губернатором
автономного округа перед принятием Закона автономного округа "Об ок-
ружном бюджете" для дальнейшего финансирования из средств окружного
бюджета.
6. Конкурсная программа молодежного или детского объединения
должна отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации
данной программы, финансовые, материальные, кадровые возможности объ-
единения по реализации программы.
В необходимых случаях администрация автономного округа и органы
местного самоуправления оказывают помощь молодежным и детским объеди-
нениям в надлежащем оформлении их программ и проведении расчетов.
7. Финансирование принятых на конкурсной основе программ молодеж-
ных и детских объединений производится из соответствующих бюджетных
источников, а также из средств, внебюджетных фондов.
Органы государственной власти автономного округа и органы местно-
го самоуправления в автономном округе оказывают содействие молодежным
и детским объединениям в поисках дополнительных источников финансиро-
вания.
Статья 27. Государственная поддержка молодежных и детских
общественных объединений в автономном округе
1. Государственная поддержка, в соответствии с настоящим законом,
может предоставляться зарегистрированным в установленном законом по-
рядке в автономном округе и обратившимся за такой поддержкой молодеж-
ным и детским общественным объединениям:
1) местным молодежным и детским общественным объединениям, дея-
тельность которых в соответствии с их уставами осуществляется в терри-
ториальных пределах одного муниципального образования в автономном ок-
руге;
2) региональным молодежным и детским общественным объединениям,
деятельность которых в соответствии с их уставами осуществляется в
территориальных пределах автономного округа;
3) отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийс-
ких и международных общественных объединений, деятельность которых в
соответствии с их уставами осуществляется на территории автономного
округа.
2. Государственная поддержка может предоставляться молодежным и
детским общественным объединениям, указанным в части 1 настоящей
статьи, при условии, что указанные общественные объединения отвечают
следующим требованиям:
1) общественное объединение является юридическим лицом и действу-
ет не менее одного года с момента его государственной регистрации;
2) в общественном объединении насчитывается не менее пятидесяти
членов или участников, либо проект (программа) общественного объедине-
ния предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем пяти-
десяти детям или молодым гражданам;
3) объединение не имеет задолженности перед кредиторами по ранее
заключенным сделкам.
3. Молодежные или детские общественные объединения, отвечающие
требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи подлежат включению в госу-
дарственный реестр автономного округа молодежных и детских обществен-
ных объединений, пользующихся мерами государственной поддержки в по-
рядке, установленном настоящим Законом.
4.Финансовая и материальная поддержка политических, религиозных
общественных объединений молодых граждан, молодежных профессиональных
союзов со стороны органов государственной власти автономного округа не
допускается за исключением:
1) участия молодежных и детских религиозных общественных объеди-
нений в образовательных и реабилитационнопрофилактических программах;
2) участия молодежных профессиональных союзов в программах про-
фессионального обучения, профессиональной переподготовки и обеспечения
занятости молодых граждан.
В необходимых случаях органы государственной власти автономного
округа и органы местного самоуправления в автономном округе могут про-
водить с молодежными и детскими политическими, религиозными обществен-
ными объединениями и молодежными профессиональными союзами консульта-
ции по вопросам деятельности указанных общественных объединений.
Статья 28. Меры государственной поддержки молодежных и
детских общественных объединений
1. Молодежные и детские общественные объединения, указанные в
статье 27 настоящего закона вправе получать государственную поддержку
в следующих формах:
1) поручительство органов государственной власти автономного ок-
руга по финансовым обязательствам молодежных и детских общественных
объединений;
2) субсидирование молодежных и детских общественных объединений;
3) имущественная поддержка молодежных и детских общественных объ-
единений;
4) предоставление налоговых льгот.
2. Молодежное или детское общественное объединение, включенное в
реестр автономного округа молодежных и детских общественных объедине-
ний, вправе обратиться в органы исполнительной власти автономного ок-
руга с просьбой о предоставлении поручительства автономного округа по
его кредитным обязательствам.
Решение о предоставлении поручительства или об отказе в нем при-
нимается Губернатором автономного округа, исходя из финансовых возмож-
ностей окружного бюджета и приоритетности планируемых для реализации
проектов (программ), в течении двух месяцев после письменного обраще-
ния молодежного или детского общественного объединения.
3. По решению Губернатора автономного округа молодежным и детским
общественным объединениям, внесенным в реестр молодежных и детских об-
щественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, могут
предоставляться субсидии. Субсидии могут предоставляться не чаще одно-
го раза в год в объеме, пропорционально числу членов объединения, с
учетом итогов его деятельности в предыдущем году и приоритетности пла-
нируемых для реализации проектов (программ). Объем субсидий устанавли-
вается в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление
государственной молодежной политики. Не позднее третьего месяца, года,
следующего за годом, в котором была предоставлена субсидия, молодежное
или детское общественное объединение, получившее указанную субсидию
обязано предоставить отчет о ее использовании в администрацию автоном-
ного округа.
4. Молодежные объединения вправе арендовать на льготных условиях
здания, помещения, сооружения, оборудование, земельные участки, нахо-
дящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимые
для реализации своих программ, получивших поддержку органов государс-
твенной власти.
5. Детские объединения вправе бесплатно пользоваться для своей
уставной деятельности помещениями школ, внешкольных учреждений, клу-
бов, дворцов культуры, спортивных и иных заведений, в которых они соз-
даны и действуют, если это не противоречит целям, задачам, уставной
деятельности этих учреждений.
6. Помещения, сооружения, оборудование, земельные участки, кото-
рые необходимы для исполнения государственного заказа автономного ок-
руга, предоставляются молодежным и детским общественным объединениям
бесплатно на период осуществления заказа.
7. Издержки арендодателей, возникающие в результате безвозмездно-
го либо льготного предоставления молодежным и детским объединениям по-
мещений, сооружений, оборудования, земельных участков, покрываются в
прямой либо косвенной форме за счет средств окружного бюджета либо
местных бюджетов в приделах ассигнований выделяемых на государственную
молодежную политику.
8. Предприятия молодежных и детских объединений, занимающиеся
производством товаров и услуг населению, могут освобождаться от налога
на прибыль, в части, поступающей в окружной бюджет по всем видам хо-
зяйственной деятельности, если таковая прибыль используется на устав-
ные цели указанных объединений.
Статья 29. Реестр молодежных и детских объединений
в автономном округе (окружной реестр)
1. Уполномоченный орган администрации автономного округа по делам
молодежи формирует окружной реестр молодежных и детских объединений,
пользующихся государственной поддержкой.
2. В окружной реестр заносятся зарегистрированные в установленном
законом порядке молодежные и детские объединения, отвечающие требова-
ниям статьи 27 настоящего Закона и обратившиеся с письменным заявлени-
ем о включении их в окружной реестр.
3. Включение молодежных и детских объединений зарегистрированных
в установленном порядке, в окружной реестр, осуществляется бесплатно в
течение одного месяца после представления ими письменного заявления и
документов, подтверждающих соответствие объединения требованиям статьи
27 настоящей статьи.
ГЛАВА 5. Организационные основы осуществления
государственной молодежной политики в автономном округе
Статья 30. Формирование, реализация и координация
государственной молодежной политики в автономном округе
1. Субъектами формирования и реализации государственной молодеж-
ной политики в автономном округе являются:
- Государственная Дума автономного округа;
- Губернатор автономного округа;
- Уполномоченный орган администрации автономного округа по делам
молодежи ;
- органы местного самоуправления в автономном округе;
- молодежные и детские объединения и их ассоциации;
- молодые граждане.
2. Формирование и реализация государственной молодежной политики
в автономном округе осуществляется посредством:
1) законов автономного округа, нормативных правовых актов органов
государственной власти автономного округа и органов местного самоуп-
равления;
2)федеральных, окружных и местных программ реализации молодежной
политики
3. Координацию мероприятий по реализации государственной молодеж-
ной политики в автономном округе осуществляет уполномоченный орган ад-
министрации автономного округа по делам молодежи.
4. В реализации государственной молодежной политики автономного
округа принимают участие социальные службы и молодежные учреждения,
предприятия, организации.
Статья 31. Уполномоченный орган администрации по делам
молодежи
1. Для проведения государственной молодежной политики в структуре
администрации автономного округа создается орган по делам молодежи. В
структуре органов местного самоуправления также могут создаваться ор-
ганы по делам молодежи.
Деятельность органов по делам молодежи в муниципальных образова-
ниях, координируемая уполномоченным органом администрации по делам мо-
лодежи автономного округа осуществляется в соответствии с действующим
законодательством и Уставом муниципального образования.
2. Государственный орган по делам молодежи автономного округа в
пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
1) обеспечение межотраслевого управления молодежной политикой и
координации деятельности структур администрации автономного округа по
реализации прав и законных интересов молодых граждан;
2) разработка проектов комплексных и целевых программ, социальных
норм, нормативов в области осуществления, развития и совершенствования
государственной молодежной политики;
3) обеспечение проведения научных исследований по проблемам детей
и молодежи, а также экспертизы проектов и программ;
4) осуществление финансирования мероприятий в области государс-
твенной молодежной политики из предусмотренных на эти цели бюджетных и
внебюджетных средств;
5) контроль за расходованием и использованием указанных средств;
6) разработка проектов законов автономного округа, регулирующих
отдельные направления молодежной политики ;
7) представление информации о положении детей и молодежи, о ре-
зультатах оказания помощи молодым гражданам и практики применения нас-
тоящего Закона, для внесения в ежегодное послание Губернатора автоном-
ного округа о социально-экономическом положении в автономном округе;
8) оказание научно-методической, организационной, информационной
помощи в проведении местной и региональной молодежной политики;
9) решение вопросов кадрового обеспечения государственной моло-
дежной политики в автономном округе;
10) оказание поддержки и содействия в реализации детских и моло-
дежных программ органам по делам молодежи муниципальных образований, а
также организациям, имеющим окружное значение и по своей специфике не
могут быть эффективно обеспечены усилиями органа по делам молодежи му-
ниципального образования;
11) содействие профессиональному становлению и трудоустройству
молодых граждан;
12) создание оптимальных условий для инновационной творческой де-
ятельности молодых граждан, полной реализации их интересов;
13) консультации и разъяснения прав молодых граждан, предостав-
ленных Законом;
14) контроль за соблюдением прав и законных интересов молодых
граждан, в том числе молодых военнослужащих, на предприятиях, в орга-
низациях, учреждениях вне зависимости от формы собственности и ведомс-
твенной принадлежности;
15) оказание содействия в подготовке молодых граждан к несению
воинской службы;
16) осуществление контроля за организацией опеки и попечительства
в пределах своей компетенции;
17) осуществление непосредственной связи и сотрудничества с ок-
ружными молодежными организациями, оказание им необходимой помощи;
18) содействие развитию добровольного участия молодых граждан в
охране общественного порядка и предупреждения правонарушений в соот-
ветствии с законодательством;
19) содействие заключению с представителями работодателей (собс-
твенников или уполномоченных ими органов) и соответствующими объедине-
ниями профсоюзов региональных соглашений, предусматривающих мероприя-
тия по социальноэкономической защите, охране труда и трудоиспользова-
нию молодых работников;
20) проведение анализа статистических данных в сфере молодежной
политики;
21) внесение предложений о присвоении почетных званий автономного
округа лицам, имеющих особые заслуги в области государственной моло-
дежной политики;
22) осуществление международных и внутрироссийских связей и обмен
опытом по вопросам реализации государственной молодежной политики;
23) содействие созданию социальных служб, учреждений. предприя-
тий, организаций, участвующих в реализации государственной молодежной
политики;
24) другие функции в соответствии с настоящим Законом, Положением
об уполномоченном органе администрации автономного округа по делам мо-
лодежи, иными нормативными актами.
3. Уполномоченный орган администрации автономного округа по делам
молодежи несет ответственность за состояние порученной ему сферы уп-
равления перед Губернатором автономного округа в соответствии с насто-
ящим Законом, другими нормативными актами.
4. Уполномоченный орган администрации автономного округа по делам
молодежи является юридическим лицом.
Статья 32. Органы по делам молодежи муниципальных
образований
1. В соответствии с действующим законодательством и уставами му-
ниципальных образований в структуре органов местного самоуправления
создаются органы по делам молодежи.
2. Органы по делам молодежи муниципальных образований:
1) вносят предложения в представительные органы местного самоуп-
равления о повышении норм и нормативов, определяющих развитие молодых
граждан и закрепляющих минимальный уровень социальной помощи и услуг
для молодых граждан за счет местных бюджетов, внебюджетных фондов и
иных средств;
2) предоставляют установленные дотации, субсидии, кредиты молодым
гражданам;
3) способствуют развитию различных форм самоуправления по месту
жительства молодых граждан;
4) участвуют в распределении жилья, мест в детских дошкольных уч-
реждениях и других услуг, выделяемых местными органами власти и управ-
ления для молодежи;
5) обеспечивают оказание непосредственной повседневной и многос-
торонней социальной помощи и иных услуг несовершеннолетним, другим мо-
лодым гражданам, нуждающимся в специальной поддержке;
6) организуют массовые мероприятия для детей и молодежи;
7) содействуют созданию социальных служб, учреждений, предприятий
и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной по-
литики;
8) осуществляют иные функции и полномочия.
3. Органы управления по делам молодежи муниципальных образований
могут обладать правами юридического лица.
Статья 33. Социальные службы для детей и молодежи
1. Социальные службы для детей и молодежи осуществляют следующие
функции:
1) информирование молодых граждан об их правах;
2) подготовку социальных работников;
3) консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и
их родителей;
4) оказание правовой, социологической, психологической, нарколо-
гической и другой помощи;
5) оказание помощи молодым гражданам и семьям с учетом реального
выполнения ими своих обязанностей и уровня их доходов;
6) содействие воспитанию в семье, детских и внешкольных учрежде-
ниях;
7) помощь молодым гражданам, оказавшимся в неблагоприятных усло-
виях в силу недостатков их здоровья, инвалидам, детям-сиротам, безнад-
зорным и беспризорным несовершеннолетним;
8) организация работ в специальных учебно-воспитательных учрежде-
ниях для несовершеннолетних правонарушителей;
9) создание различных служб психологической помощи и адаптации;
10) помощь в адаптации, в том числе в трудовом и бытовом устройс-
тве, молодым гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и вер-
нувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
11) оказание всесторонней помощи и создание условий для полноцен-
ного развития детей и молодежи.
2. К деятельности в системе социальных служб для детей и молодежи
в качестве социальных работников допускаются лица, которые по своим
личным качествам соответствуют установленным требованиям и имеют необ-
ходимое образование и профессиональную подготовку или способны вследс-
твие особого опыта работы в социальной сфере выполнять эти задачи, а
также прошедшие аттестацию в установленном порядке.
Статья 34. Фонды поддержки молодежной политики
1. С целью аккумулирования средств направляемых на финансирование
программ в области молодежной политики могут образовываться целевые
внебюджетные фонды.
2. Порядок создания и деятельности фонда регулируется законом ав-
тономного округа.
Статья 35. Порядок финансирования мероприятий,
предусмотренных настоящим Законом
1. Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Законом,
производится за счет средств соответствующих бюджетов.
2. При составлении бюджета автономного округа на очередной финан-
совый год предусматриваются необходимые финансовые средства для реали-
зации настоящего Закона.
3. Денежные средства для финансирования мероприятий, предусмот-
ренных настоящим Законом, выделяются отдельной строкой в соответствую-
щем бюджете.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опуб-
ликования в окружных средствах массовой информации.
Губернатор автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
9 февраля 1998 г.
N 7
|