Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа

Архив (обновление)

 

 

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЗАКОН N 46 ОТ 09.12.96 Г. О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(по состоянию на 20 августа 2006 года)

<<< Назад

УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУГА  
		ОТ 07.04.2003 N 10-ЗАО
			
			  
                        Российская Федерация
                   Ямало-Ненецкий автономный округ


                                Закон


                        О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
                  В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ



                            Принят Государственной Думой
                            Ямало-Ненецкого автономного округа
                            27 ноября 1996 года
                            (опубликован в газете "Красный Север"
                            от 25 декабря 1996 года)


                               ГЛАВА 1

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Понятие местного референдума в Ямало-Ненецком автоном-
ном округе

     Местный референдум в Ямало-Ненецком автономном  округе  (далее  -
местный  референдум) - способ добровольного и непосредственного приня-
тия решения населением муниципального образования на  территории  Яма-
ло-Ненецкого  автономного  округа  (далее - муниципальное образование)
путем голосования по наиболее важным вопросам местного значения.
     Местный референдум  проводится  на всей территории муниципального
образования.  Если муниципальным образованием является район,  местный
референдум  может проводиться на части его территории (село,  поселок,
сельсовет).
     Местный референдум  проводится на основе всеобщего равного и пря-
мого волеизъявления при тайном голосовании.  Каждый участник  местного
референдума обладает одним голосом.
     Житель муниципального образования голосует на местном референдуме
лично.  Участие в местном референдуме является свободным,  контроль за
волеизъявлением жителя не допускается.  В  ходе  местного  референдума
никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или
отказу от них.
     Вопросы, связанные  с подготовкой и проведением местного референ-
дума, рассматриваются, комиссиями по проведению местного референдума и
органами местного самоуправления.


     Статья 2.  Право жителей муниципального образования на участие  в
местом референдуме.

     Население муниципального  образования составляют физические лица,
проживающие постоянно или временно пребывающие на  территории  муници-
пального образования.
     Граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории
муниципального образования, являются его жителями.
     Жителями муниципального образования,  в соответствии  с  Уставами
муниципальных  образований  или  нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления могут являться также граждане, временно прожи-
вающие  на территории муниципального образования:
     лица, признанные в установленном порядке беженцами или  вынужден-
ными переселенцами и постоянно проживающие на территории муниципально-
го образования;
     студенты, обучающиеся в учебных заведениях;
     военнослужащие срочной службы и члены их семей,  если их воинские
части расположены на территории муниципального образования.
     Не в праве принимать участие в местном референдуме лица:
     лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муници-
пального образования;
     иностранцы, проживающие на территории муниципального образования;
     признанные судом недееспособными;
     содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Статья 3. Вопросы местного референдума

     1.На местный референдум могут выноситься вопросы:
     а) изменения границ территории муниципального образования;
     б) образования,  объединения, преобразования, упразднения муници-
пальных образований в пределах границ автономного округа;
     в) выход части территории муниципального образования из ее соста-
ва и вхождение в другую территорию муниципального образования пределах
границ автономного округа;
     г)изменение формы управления территорией (с самоуправления на го-
сударственное или на оборот);
     д) выход части территории муниципального образования из ее соста-
ва и создание самостоятельного муниципального образования;
     е) роспуск представительного органа местного самоуправления  либо
продление  срока его полномочий по инициативе населения территории му-
ниципального образования;
     ж) отрешения  от  должности главы муниципального образования либо
продление срока его полномочий по инициативе населения.
     з) принятия и изменения Устава местного самоуправления;
     и) принятие и изменение основополагающих нормативных правовых ак-
тов местного самоуправления;
     к) другие вопросы местного значения.
     2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесен-
ные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами
автономного  округа  к компетенции федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти автономного  округа,  а  также
вопросы:
     а) принятия и изменения местного бюджета;
     б) введения, изменения или отмены местных налогов и сборов;
     в) принятия чрезвычайных мер по  наведению  порядка,  обеспечению
безопасности  и  здоровья населения,  ликвидации последствий стихийных
бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий.
     3. Вопросы, выносимые на местный референдум утверждаются предста-
вительным органом местного самоуправления.

     Статья 4.  Консультативный референдум и опрос общественного  мне-
ния.

     По решению  представительного органа местного самоуправления либо
главы муниципального образования, где представительные органы не обра-
зованы,  может проводиться по вопросам местного значения консультатив-
ный референдум.
     Результаты голосования  в  этом случае носят рекомендательный ха-
рактер и реализуются в нормативных правовых актах органов местного са-
моуправления.
     Порядок учета волеизъявления населения,  высказанного в ходе кон-
сультативного референдума,  и его проведение устанавливается норматив-
ными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Для выяснения  мнения населения по вопросам местного значения ор-
ганы местного самоуправления могут  проводиться  опросы  общественного
мнения. Формы и порядок проведения опросов общественного мнения по на-
иболее важным вопросам местного значения,  их правовые последствия ус-
танавливаются  нормативными  правовыми актами органов местного самоуп-
равления.

     Статья 5.  Особенности участия в местном референдуме коренных ма-
лочисленных народов Севера, этнических общностей.

     В случае,  если среди жителей муниципального образования предста-
вители коренных малочисленных народов  Севера,  этнических  общностей,
составляют не менее 20 процентов,  то может проводиться раздельное го-
лосование коренных малочисленных народов Севера,  этнических общностей
по их желанию и остальной части жителей муниципального образования.

                                                     Статья 6. Язык местного референдума

     1. Все документы,  касающиеся местного референдума - вопросы, вы-
носимые на местный референдум,  бюллетени для голосования, протоколы и
данные  об  итогах  местного  референдума  оформляются и публикуются в
местных средствах массовой информации на русском языке.
     2. При  раздельном  голосовании  по вопросам местного референдума
среди коренных малочисленных народов Севера,  этнических  общностей  и
остальной части жителей муниципального образования все документы мест-
ного референдума,  по предложению полномочных представителей  коренных
малочисленных народов Севера и при наличии материально-финансовых воз-
можностей должны оформляться и публиковаться кроме русского  языка  на
языке  большинства населения коренных малочисленных народов Севера му-
ниципального образования.


              Статья 7. Финансирование местного референдума.

     1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведе-
нием местного референдума,  осуществляется за  счет  средств  местного
бюджета.
     2. В случае отсутствия средств в местном  бюджете  на  проведение
местного референдума глава муниципального образования вправе обратить-
ся к Губернатору округа за выделением средств на  проведение  местного
референдума из окружного бюджета.
     3. Органы государственной власти автономного округа, органы мест-
ного самоуправления,  государственные и муниципальные предприятия, уч-
реждения и организации. предоставляют в распоряжение комиссий местного
референдума  помещение  и  оборудование,  необходимое для подготовки и
проведения местного референдума.
     Аренда помещения и оборудования у частных лиц и негосударственных
организаций оплачивается комиссиями местного референдума.

Статья 8. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность

     1. Порядок учета поступления и расходования денежных средств, вы-
деленных на подготовку и проведение местного референдума, определяется
территориальной комиссией местного референдума с  учетом  рекомендаций
избирательной комиссии автономного округа.
     2. Формы финансового отчета территориальных комиссий местного ре-
ферендума о поступлении и расходовании средств,  выделенных на органи-
зацию подготовки и проведения  местного  референдума,  устанавливаются
представительными  органами местного самоуправления или главой муници-
пального образования в соответствии с их компетенцией.
     4.Участковые комиссии  местного референдума представляют финансо-
вые отчеты в территориальную комиссию местного референдума не  позднее
15 дней со дня опубликования результатов местного референдума.
     5.Территориальные комиссии местного референдума представляют  от-
четы  в представительный орган местного самоуправления или главе муни-
ципального образования не позднее 30 дней со дня опубликования резуль-
татов местного референдума.

            Статья 9. Законодательство о местном референдуме.

     Законодательство о  местном  референдуме  составляют  Конституция
Российской Федерации,  Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автоном-
ного округа, законы Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного
округа, настоящий Закон.

     Статья 10.  Гласность при подготовке и проведении местного  рефе-
рендума и контроль за ее соблюдением

     1. В осуществлении контроля за подготовкой и проведением местного
референдума имеют право участвовать представители средств массовой ин-
формации, местных отделений политических партий, профсоюзов и массовых
движений,  общественных объединений,  зарегистрированных на территории
автономного округа в установленном законом порядке, жители муниципаль-
ного образования.
     2. Деятельность  органов государственной власти автономного окру-
га, органов местного самоуправления и созданных комиссий для организа-
ции и проведения местного референдума осуществляется открыто и гласно.
     3. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы,
выносимые  на  местный  референдум,  подлежат  опубликованию в местных
средствах массовой информации в течении семи дней со дня  их  принятия
соответствующими органами.
     4. Местные средства массовой информации вправе освещать ход  под-
готовки и проведения местного референдума,  их представителям гаранти-
руется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные
с местным референдумом, и получение соответствующей информации.
     5. Комиссии по проведению местного референдума  своевременно  ин-
формируют население о своем составе,  месте нахождения и времени рабо-
ты, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих
право участвовать в местном референдуме.
     6. На заседаниях комиссий местного референдума,  а также во время
голосования и подсчете голосов, на участках для голосования, при опре-
делении результатов местного референдума, вправе присутствовать предс-
тавители общественных объединений, местных отделений политических пар-
тий,  профсоюзов и массовых движений, собраний граждан, средств массо-
вой информации в качестве наблюдателей. Наблюдатели, присутствующие на
заседаниях комиссий или на участках для голосования,  должны иметь за-
веренную  выписку  из протокола собрания,  направивших их организаций,
или иной официальный документ, удостоверяющий их полномочия. Предвари-
тельного  уведомления  комиссий  местного референдума о предполагаемом
присутствии указанных представителей не требуется.

            Статья 11. Агитация по поводу местного референдума

     1. Жителям муниципальных образований,  имеющим  право  участия  в
местном референдуме, общественным объединениям, местным отделениям по-
литических партий,  профсоюзам, и массовым движениям, зарегистрирован-
ным  в  установленном  порядке,  гарантируется право беспрепятственной
агитации "за" или "против" предложения об объявлении местного референ-
дума, "за" или "против" вопросов, выносимых на местный референдум.
     2. Для ведения агитации граждане и организации могут использовать
наряду с предусмотренным законом также и собственные средства.
     3. Не допускается участие в агитационной компании лиц, представи-
телей  политических партий и общественных объединений постоянно прожи-
вающих за пределами территории муниципального образования.
     4. В день голосования агитация запрещается.


                               ГЛАВА 2.
                   НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА.

        Статья 12. Инициатива проведения местного референдума.

     Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
     а) любому жителю муниципального образования,  которому  настоящим
Законом предоставлено право участвовать в местном референдуме;
     б) группе жителей муниципального образования;
     в) представительному органу местного самоуправления,  если за его
проведение проголосовало не менее 2/3 от установленного числа  депута-
тов;
     г) главе муниципального образования,  если представительный орган
местного самоуправления не образован;
     д) местным филиалам общероссийских политических партий,  движений
и общественных объединений;
     е) местным общественным объединениям,  уставы которых зарегистри-
рованы в установленном порядке.

     Статья 13.  Реализация  права  внесения  предложений о проведении
местного референдума.

     1.Предложение о проведении  местного  референдума,  исходящее  со
стороны жителей муниципального образования, имеющих право на участие в
местном референдуме,  а равно местных филиалов общероссийских  полити-
ческих партий, движений и общественных объединений, местных обществен-
ных объединений,  уставы которых предусматривают участие в выборах ор-
ганов  местного  самоуправления,  и зарегистрированных в установленном
порядке не позднее чем за шесть месяцев до обращения с  инициативой  о
проведении местного референдума,  могут образовать инициативную группу
в количестве не менее10 человек для сбора подписей в поддержку инициа-
тивы  о проведении местного референдума.  Инициативные группы,  должны
состоять из жителей муниципального образования. Регистрация инициатив-
ной  группы осуществляется в соответствии со статьей 15 настоящего За-
кона.
     2. При инициировании местного референдума инициативной группой, в
муниципальном образовании жители которого из числа  коренных  малочис-
ленных  народов Севера,  этнических общностей составляют более 20 про-
центов,  в общем числе жителей, предлагающих проведение местного рефе-
рендума,  должно содержаться не менее 20 процентов подписей представи-
телей коренных малочисленных  народов  Севера,  этнических  общностей,
имеющих избирательное право.
     3. Если коренные малочисленные народы Севера, этнические общности
указанные  в  пункте 2 настоящей статьи выразят желание проводить раз-
дельно местный референдум,  то это желание в обязательном порядке учи-
тывается органом, принимающим решение о назначении местного референду-
ма.
     4.Решение о проведении местного референдума по предложению,  вне-
сенному не менее  двумя  третями  депутатов  представительного  органа
местного самоуправления от установленного их числа,  принимается путем
поименного голосования депутатов на заседании этого  представительного
органа.
     5.Если местный референдум инициирует глава муниципального образо-
вания, он издает постановление о проведении местного референдума.

Статья 14. Собрание жителей муниципального образования и образование инициативной группы местного референдума

     1.В целях выдвижения предложения о необходимости проведения мест-
ного референдума по инициативе жителей  муниципального  образования  ,
имеющих  право на участие в местном референдуме,  проводятся собрания.
жителей муниципальных образований.
     2. Инициаторы  проведения собрания граждан обязаны не позднее чем
за 5 дней уведомить соответствующий  представительный  орган  местного
самоуправления или при его отсутствии - главу муниципального образова-
ния о месте и времени проведения собрания.
     Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 30 жителей
муниципального образования,  имеющих право участвовать в местном рефе-
рендуме.
     3. Перед началом собрания проводится регистрация его  участников.
В  списке регистрации указываются фамилия,  имя,  отчество и место жи-
тельства участника собрания. Собрание избирает председателя и секрета-
ря,  обсуждает  порядок проведения собрания,  необходимость проведения
местного референдума,  а также вопросы, которые следует на него вынес-
ти.
     4. В случае принятия решения на собрании о необходимости проведе-
ния  местного  референдума и утверждения вопросов,  которые следует на
него вынести,  собрание открытым или тайным голосованием избирает ини-
циативную  группу  местного референдума в составе не менее 10 человек,
утверждает ее руководителя и поручает ей  организацию  сбора  подписей
граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. Ход собрания
фиксируется в протоколе, который подписывает председатель и секретарь.

     Статья 15.  Официальная регистрация инициативной группы  местного
референдума

     1. Протокол собрания,  список регистрации его участников и список
инициативной группы местного референдума представляется для ее регист-
рации в представительный орган местного самоуправления или главе муни-
ципального образования.
     2. Представительный орган местного самоуправления или глава муни-
ципального образования в течение пяти дней после получения документов,
указанных в пункте 1 настоящей статьи проверяет их,  и принимают соот-
ветствующие решение об официальной регистрации инициативной группы ре-
ферендума.
     В случае  обнаружения  нарушений  в  представленных  инициативной
группой  местного референдума документах орган,  осуществляющий офици-
альную регистрацию вправе отказать в регистрации группы.  Отказ в  ре-
гистрации  инициативной  группы вне зависимости от его мотивов,  может
быть обжалован ее членами в соответствующем суде.  Решение суда прини-
мается  в  течении десяти дней со дня подачи заявления от инициативной
группы и является окончательным.
     3. Отказ  в  официальной регистрации инициативной группы местного
референдума не допускается, если собрание граждан и представленные ими
документы  были  проведены  и  оформлены в соответствии с требованиями
настоящего Закона.
     4.При наличии  материально-технических возможностей органов мест-
ного самоуправления, ими в течение пяти дней после принятия решения об
официальной  регистрации инициативной группы местного референдума,  ее
полномочному представителю выдается регистрационное  свидетельство,  а
членам инициативной группы - соответствующие удостоверения.  Руководи-
телю инициативной группы выдаются также подписные листы установленного
образца.
     В случае отсутствия материально-технических возможностей в выдаче
регистрационного  свидетельства  и  удостоверений  членам инициативной
группы, документом, удостоверяющим ее официальную регистрацию является
соответствующее решение органа,  осуществляющего регистрацию. В поста-
новлении указывается дата регистрации инициативной группы,  ее руково-
дитель и члены.
     5. Если местный референдум проводится в виде раздельного  голосо-
вания,  то  наряду  с  документами,  указанными  в  пункте 4 настоящей
статьи,  руководителю инициативной группы выдаются листы  о  выражении
желания  коренных  малочисленных народов Севера,  этнических общностей
проводить референдум раздельно (листы раздельного голосования).
     6. Решение об официальной регистрации инициативной группы и пред-
лагаемых для вынесения на местный референдум вопросов не позднее  пяти
дней публикуется в местных средствах массовой информации.
     7.Общее количество создаваемых инициативных групп местного  рефе-
рендума  не  ограничивается.  При официальной регистрации инициативных
групп,  осуществляющий ее орган должен присвоить порядковый номер каж-
дой из них в порядке поступления документов и регистрации и, если воз-
можно,  наименование,  соответствующее месту образования  группы.  Эти
данные должны указываться на каждом подписном листе, а также на других
документах, исходящих от инициативных групп.




Статья 16.  Порядок и сроки сбора подписей
инициативными группами местного референдума

     1. Со дня получения свидетельства (постановления) об  официальной
регистрации, инициативная группа местного референдума вправе организо-
вывать и осуществлять беспрепятственный  сбор  подписей  на  подписных
листах  установленного  образца  жителей  муниципального образования с
предложением о проведении местного референдума и на листах раздельного
голосования для коренных малочисленных народов Севера, этнических общ-
ностей.
     2. Общий  период  сбора  подписей в поддержку проведения местного
референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетель-
ства  (постановления)  о  регистрации  первой  из созданных по данному
местному референдуму инициативных групп. Для проведения местного рефе-
рендума  инициативная группа должна собрать15 процентов подписей жите-
лей муниципального образования.
     В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого
количества подписей жителей муниципального образования,  имеющих право
участвовать в местном референдуме,  в подписных листах,  а также, если
не удалось собрать установленного количества подписей  коренных  мало-
численных  народов Севера,  этнических общностей в листах о раздельном
голосовании дальнейший сбор подписей прекращается.  С  предложением  о
проведении  местного  референдума по тем же вопросам разрешается выхо-
дить не ранее, чем через один год.

     Статья 17.  Подписной лист местного референдума и лист о раздель-
ном голосовании

     1. Листы  для сбора подписей жителей муниципального образования с
предложением о проведении местного референдума (подписные листы) долж-
ны содержать формулировку вопросов, выносимых на местный референдум, а
также полное наименование соответствующей инициативной группы местного
референдума.
     2. Листы о раздельном голосовании для сбора подписей жителей  му-
ниципального образования из числа коренных малочисленных народов Севе-
ра,  этнических общностей содержит вопрос о согласии проводить местный
референдум раздельно и ответы "да", "нет".
     3. Житель муниципального образования,  поддерживающий предложение
о проведении местного референдума,  подписывает подписной лист, указы-
вая свою фамилию,  имя, отчество, дату рождения, место жительства, се-
рию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности,  дату
подписания.
     Одновременно с подписью в подписных листах представители коренных
малочисленных народов Севера, этнических общностей выражают свое отно-
шение  к  предложению о раздельном проведении голосования.  В листах о
раздельном голосовании эти лица указывают свою фамилию, имя, отчество,
дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта или заменяюще-
го его удостоверения личности, дату подписания.
     4. Подписные  листы  и листы о раздельном голосовании должны быть
заверены руководителем и одним из членов инициативной группы  местного
референдума, собиравшим подписи с указанием их фамилий, имени, отчест-
ва,  адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения
личности.
     На каждом подписном листе и листе о раздельном голосовании наряду
с  заверяющими  подписями руководителя и одного из членов инициативной
группы местного референдума производится запись об общем  числе  заве-
ренных подписей.

     Статья 18.  Порядок  оформления предложения о проведении местного
референдума

     1. По окончании сбора подписей инициативная группа местного рефе-
рендума составляет два итоговых протокола на основе подписных листов и
листов о раздельном проведении голосовании, в которых указывается дата
регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей жителей
муниципального образования, количество собранных подписей и наименова-
ние  представительного органа местного самоуправления или исполнитель-
ного орган местного самоуправления,  в который  переданы  на  хранение
подписные листы и листы о раздельном голосовании..
     2. Все материалы - подписные листы,  листы о раздельном голосова-
нии  и  итоговые  протоколы,  сдаются по акту в представительный орган
местного самоуправления или главе муниципального образования и хранят-
ся в течение двух месяцев после опубликования итогов местного референ-
дума.
     3. При необходимости представительный орган местного самоуправле-
ния или глава муниципального образования могут провести выборочную или
полную проверку достоверности представленных материалов в порядке, ус-
тановленном настоящим Законом.  Проверка должна быть проведена в тече-
ние  десяти дней со дня представления материалов.  При этом вызов лиц,
подписавших предложение о необходимости проведения местного референду-
ма и листы о раздельном голосовании, не допускается.
     4. Если в подписных листах и листах о раздельном голосовании  об-
наружится более трех процентов фальсифицированных подписей жителей му-
ниципального образования, орган, проводящий проверку, отказывает соот-
ветствующей инициативной группе в регистрации всех собранных ею подпи-
сей.
     5. Если  местный референдум проходит в виде раздельного голосова-
ния,  то не менее двадцати процентов общего числа  собранных  подписей
представителей  должно приходиться на представителей коренных малочис-
ленных народов Севера,  этнических общностей. Такое же количество под-
писей представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей должно содержаться и в листах о раздельном голосовании.
     Решение органа,  осуществившего проверку материалов,  об отказе и
результаты проверки могут быть обжалованы заинтересованными  лицами  в
соответствующем  суде  в течение десяти дней со дня принятия соответс-
твующего решения.

     Статья 19. Принятие решений муниципального образования о проведе-
нии местного референдума и о раздельном голосовании на нем

     1. Представительный орган местного самоуправления или глава муни-
ципального образования по результатам проверки подписных листов вправе
принять одно из следующих решений:
     а) назначить местный референдум;
     б) отклонить предложение о назначении местного референдума в слу-
чае нарушения настоящего Закона;
     2. На  основании листов о раздельном голосовании представительный
орган местного самоуправления  или  глава  муниципального  образования
принимает одно из следующих решений:
     а) провести голосование раздельно среди  представителей  коренных
малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных жителей
муниципального образования;
     б) провести  голосование  совместно всеми жителями муниципального
образования;
     в) провести  дополнительное выяснение отношения к раздельному го-
лосованию среди представителей коренных малочисленных народов  Севера,
этнических общностей.
     3. Представительный орган местного самоуправления или глава муни-
ципального  образования рассматривает представленные материалы в тече-
ние пяти дней со дня их поступления принимает по ним одно  из  решений
предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
     4. Если в листах о раздельном голосовании содержится не менее  20
процентов  подписей  в  поддержку  проведения  раздельного голосования
представителей коренных малочисленных народов Севера,  этнических общ-
ностей  от общего числа поддержавших предложение о проведении местного
референдума,  то представительный орган  местного  самоуправления  или
глава  местного самоуправления принимает решение о проведении раздель-
ного голосования.
     5. Если число подписей в поддержку проведения раздельного голосо-
вания представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей  составляет  менее 20 процентов от общего числа поддержавших
предложение о проведении местного референдума, то представительный ор-
ган  местного самоуправления или глава муниципального образования при-
нимает решение о проведении совместного голосования.
     6. В случае, если число подписей на листах о раздельном голосова-
нии жителей муниципального образования, где коренные малочисленные на-
роды Севера, этнические общности составляют, не менее 20 процентов жи-
телей муниципального образования не соответствует условиям пунктов 4 и
5 настоящей статьи, представительный орган местного самоуправления или
глава муниципального образования объявляет о проведении дополнительных
сроков  по  выявлению  отношения жителей муниципального образования из
числа коренных малочисленных народов Севера,  этнических  общностей  к
вопросу о раздельном голосовании.
     7. Принятое соответствующее решение в течение трех дней  публику-
ется в местных средствах массовой информации. В случае принятия поста-
новления о назначении местного референдума не позднее пяти дней  после
его  опубликования публикуются вопросы,  выносимые на местный референ-
дум.
     8. Соответствующее  решение представительного органа местного са-
моуправления или главы местного самоуправления может  быть  обжаловано
заинтересованными  лицами в соответствующем суде в течение десяти дней
со дня опубликования постановления.



     Статья 20.  Дополнительное выявление отношения представителей ко-
ренных народов Севера, этнических общностей к раздельному голосованию

     1. Представительный орган местного самоуправления или глава муни-
ципального образования может провести дополнительное выявление отноше-
ния (мнения) представителей коренных малочисленных народов Севера, эт-
нических общностей по вопросу о раздельном голосовании,  одним из сле-
дующих способов:
     а) опросить повторно поддержавших проведение местного референдума
жителей  муниципального  образования  из числа представителей коренных
малочисленных народов Севера, этнических общностей, но не согласивших-
ся на раздельное голосование;
     б) опросить представителей коренных малочисленных народов Севера,
этнических общностей,  не принявших участие в выдвижении предложения о
проведении местного референдума.
     2. Выявление  мнения  по  условиям  пункта  "а" части 1 настоящей
статьи осуществляет инициативные группы местного референдума на основе
новых листов о раздельном голосовании.
     3. Выявление мнения по условиям  пункта  "б"  части  1  настоящей
статьи  осуществляется  по поручению представительного органа местного
самоуправления или главы муниципального образования специально образо-
ванной  группой  с участием не менее 20 процентов новых представителей
коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей от их чис-
ла, охваченных инициативными группами.
     4. Мнения представителей коренных малочисленных  народов  Севера,
этнических  общностей о раздельном голосовании выявляются в течение 15
дней со дня опубликования  соответствующего  постановления  представи-
тельного органа местного самоуправления или главы муниципального обра-
зования.
     5. Если  в  результате  выявления мнения по методу,  указанному в
части 3 настоящей статьи, увеличилось не менее чем на 5 процентов чис-
ло поддерживающих предложение о раздельном голосовании,  то представи-
тельный орган местного самоуправления или глава муниципального образо-
вания  принимает соответствующее решение о проведении голосования раз-
дельно среди представителей коренных малочисленных народов Севера, эт-
нических общностей и остальными жителями муниципального образования.
     В случае, если увеличение составило менее 5 процентов, представи-
тельный орган местного самоуправления или глава муниципального образо-
вания принимает соответствующее решение о проведении совместного голо-
сования всех жителей муниципального образования.

     Статья 21.  Принятие решений о назначении местного референдума по
инициативе представительного органа местного самоуправления или  главы
муниципального образования

     1.Местный референдум  назначается  не позднее,  чем за 35 дней до
его проведения.
     2. Если предложение о проведении местного референдума исходило от
представительного органа местного самоуправления,  то большинством де-
путатов  от  установленного  их числа принимается решение о назначении
местного референдума и вопросы, выносимые на него. Решение и выносимые
на местный референдум вопросы публикуются в местных средствах массовой
информации не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения
     3.Если предложение  о проведении местного референдума исходило от
главы муниципального образования, то он принимает постановление о наз-
начении местного референдума и вопросы, выносимые на него. Постановле-
ние и выносимые на местный референдум вопросы  публикуются  в  местных
средствах массовой информации не позднее 5 дней со дня принятия поста-
новления.
     4.В решении  о  проведении местного референдума указывается форма
проведения голосования (раздельная или совместное голосование).

                               ГЛАВА 3

                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ
                  И ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО  РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 22.  Комиссии по подготовке и проведению местного референ-
дума

     1. Для подготовки и проведения  местного  референдума  образуются
городские,  районные,  поселковые, сельские (далее территориальные ко-
миссии местного референдума) и участковые комиссии местного референду-
ма.
     2. Полномочия комиссий местного референдума осуществляются со дня
их  образования и прекращаются по истечении одного месяца со дня опуб-
ликования итогов местного референдума.
     3. В  случае совмещения по срокам проведения местного референдума
с выборами в органы государственной власти автономного округа и в  ор-
ганы  местного самоуправления проведение референдума может быть возло-
жено на соответствующие избирательные комиссии .


Статья 23. Образование комиссий местного референдума.

     1. Территориальные комиссии местного референдума образуются орга-
ном местного самоуправления по представлению общественных объединений,
собраний  жителей муниципального образования по месту работы,  службы,
учебы, жительства не позднее чем за 25 дней до дня референдума в коли-
честве 7 - 13 членов комиссии с правом решающего голоса. На своем пер-
вом заседании территориальная комиссия избирает председателя, замести-
теля председателя, секретаря тайным голосованием.
     В состав территориальной комиссии, образованной в местах компакт-
ного проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общ-
ностей, включаются представители этих народов с правом решающего голо-
са .
     В работе комиссии по проведению местного референдума в праве при-
нимать участие представители инициаторов его проведения с правом сове-
щательного голоса.
     2. Участковые  комиссии  местного  референдума образуются органом
местного самоуправления  по  представлению  общественных  объединений,
собраний  групп  жителей  муниципального  образования по месту работы,
службы,  учебы, жительства не позднее чем за 20 дней до дня проведения
местного  референдума в количестве 5-9 членов комиссии с правом решаю-
щего голоса. На своем первом заседании участковая избирательная комис-
сия избирает председателя,  заместителя председателя, секретаря тайным
голосованием. В состав участковой избирательной комиссии, образованной
в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера,
этнических общностей,  включаются представители этих народов с  правом
решающего голоса.

     Статья 24.  Полномочия территориальной комиссии местного референ-
дума

     Территориальная комиссия местного референдума:
     - координирует деятельность участковых комиссий местного референ-
дума;
     - контролирует  обеспечение участковых комиссий местного референ-
дума помещениями,  транспортом,  связью,  рассматривает другие вопросы
организационного и материально-технического обеспечения местного рефе-
рендума;
     - устанавливает  формы  бюллетеней местного референдума,  списков
участников местного референдума при раздельном и совместном  голосова-
нии,  протоколов заседаний комиссий местного референдума, других доку-
ментов референдума,  образцы ящиков для голосования и печатей комиссий
референдумов, порядок хранения документации референдума;
     - контролирует своевременность и правильность составления списков
участников  местного референдума и предоставление их для всеобщего оз-
накомления;
     - распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными
на проведение местного референдума;
     - принимает  протоколы участковых комиссий местного референдума о
результатах голосования граждан готовит сводные данные об итогах  про-
ведения местного референдума;
     - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участко-
вых  комиссий  местного референдума и принимает по ним соответствующие
решения;
     - поручает публикацию в местных средствах массовой информации со-
общения о своей работе и о результатах местного референдума;
     - осуществляет  иные  полномочия в соответствии с настоящим Зако-
ном.

     Статья 25. Полномочия участковой комиссии местного референдума

     Участковая комиссия местного референдума:
     - составляет списки участников местного референдума; проводит оз-
накомление наблюдателей и граждан со списками участников местного  ре-
ферендума,  принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточнос-
тях в списках участников и решает вопросы о внесении в  них  соответс-
твующих изменений;
     - оповещает население о дне и месте проведения местного  референ-
дума;
     - обеспечивает подготовку помещения для голосования,  ящиков  для
голосования  и другого оборудования для проведения местного референду-
ма;
     - организует  на  своем  избирательном участке голосование в день
проведения местного референдума;
     - производит  подсчет голосов,  определяет результаты голосования
на участке и обеспечивает передачу документации,  связанной с проведе-
нием и организацией местного референдума в архивы;
     - рассматривает заявления граждан,  по вопросам подготовки и про-
ведения голосования и принимает по ним решения;
     - осуществляет иные полномочия в соответствии с  настоящим  Зако-
ном.


     Статья 26. Организация работы территориальной, окружной, участко-
вой избирательной комиссии.

     1.Сведения о  составе  комиссий референдума публикуются в местных
средствах массовой информации не позднее чем на пятый день  с  момента
образования соответствующей комиссии.
     2.Организация деятельности комиссии референдума осуществляется на
основе коллегиальности. Заседание комиссии референдума является право-
мочным, если на нем присутствует председатель комиссии либо его замес-
титель, а также большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
     3. Заседания комиссии референдума созываются и проводятся предсе-
дателем  или по его поручению заместителем председателя комиссии рефе-
рендума. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети
членов комиссии референдума с правом решающего голоса.
     4.Решение комиссии референдума принимается  большинством  голосов
от  присутствующих  на  заседании членов комиссии референдума с правом
решающего голоса.
     Решение комиссии референдума,  имеющее нормативный характер, при-
нимается большинством голосов от общего числа членов комиссии референ-
дума с правом решающего голоса.  Решение комиссии референдума подписы-
вается председательствующим на соответствующем заседании и  секретарем
комиссии референдума.
     5. Члены комиссии референдума, не согласные с ее решением, вправе
в письменной форме высказать особое мнение,  которое должно быть дове-
дено председателем комиссии референдума не позднее чем  в  трехдневный
срок до сведения вышестоящей комиссии референдума.
     6. Решения комиссии референдума,  принятые в пределах ее полномо-
чий,  обязательны для выполнения всеми государственными органами и ор-
ганами местного самоуправления,  нижестоящими комиссиями  референдума,
общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными
лицами и гражданами.
     7.Решение комиссии  референдума,  противоречащие Конституции Рос-
сийской Федерации,  федеральным законам, Уставу (Основному закону) ав-
тономного округа,  настоящему Закону,  законам автономного округа либо
принятое комиссией референдума с превышением ее  полномочий,  подлежит
отмене вышестоящей комиссией референдума или судом.
     8.Полномочия комиссии референдума прекращаются досрочно в  случае
неоднократного  нарушения  ею Конституции Российской Федерации,  феде-
ральных законов, Устава (Основного закона) автономного округа, настоя-
щего  Закона,  законов автономного округа,  нормативных правовых актов
органов местного самоуправления.  Решение о досрочном прекращении пол-
номочий комиссии референдума принимает орган, образовавший комиссию.
     9. Председатель и отдельные члены комиссии (но не более двух  че-
ловек)  по  ее решению могут работать в комиссии временно с отрывом от
основной работы.  Оплата работы освобожденных членов комиссии референ-
дума производится в пределах средств,  выделенных комиссии на проведе-
ние референдума.
     10. На   заседаниях  комиссии  референдума  могут  присутствовать
представители органов государственной власти автономного округа, соот-
ветствующих органов местного самоуправления ,общественных объединений,
местных отделений политических партий,  общественных движений, а также
аккредитованные при них представители средств массовой информации.
     11. При рассмотрении жалоб и заявлений  граждан,  организаций  на
заседаниях  комиссии  референдума  вправе присутствовать представители
заинтересованных сторон.  Решения комиссий  референдума  доводятся  до
сведения жителей муниципального образования и в срок не позднее десяти
дней публикуются в соответствующих средствах массовой информации.
     12.При голосовании  жителей и определении результатов голосования
участковыми комиссиями референдума до подписания протокола их  членами
о результатах голосования на избирательных участках вправе присутство-
вать наблюдатели,  но не более одного от каждого общественного объеди-
нения, групп жителей.
     13.При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в
пределах своей компетенции независимы от органов государственной влас-
ти автономного округа и органов местного самоуправления муниципального
образования.
     14.Органы государственной власти автономного округа, органы мест-
ного самоуправления муниципального образования, общественные объедине-
ния, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица
обязаны  оказывать  комиссиям  референдума  содействие в реализации их
полномочий, предоставлять необходимые для работы сведения и материалы,
давать ответы на обращения комиссий референдума в трехдневный срок, во
взаимодействии с комиссиями  референдума  организовывать  и  проводить
просветительскую  и разъяснительную работу среди населения автономного
округа по существу вопросов местного референдума.

Статья 27. Обжалование решений и действий комиссии местного референдума

     1.Решения и действия (бездействия)комиссий референдума могут быть
обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд.
     2. Предварительное обращение в вышестоящую  комиссию  референдума
не является обязательным условием для обращения в суд.
     3. Решение по жалобам, поступившим в ходе подготовки к референду-
му принимаются в трехдневный срок,  а в день референдума - немедленно.
В случае,  если факты, содержащиеся в жалобах, требуют длительной про-
верки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
     Вышестоящая комиссия  референдума  вправе принять самостоятельное
решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижес-
тоящей комиссии.

Статья 28. Участки местного референдума

     1.Для проведения  голосования  и подсчета голосов жителей муници-
пального образования имеющих право на участие  в  местном  референдуме
образуются участки местного референдума.
     2. Участки местного референдума образуются представительным орга-
ном  местного самоуправления либо главой муниципального образования по
представлению территориальной комиссии не позднее 25 дней до дня  про-
ведения местного референдума,  как правило,  из расчета от двадцати до
трех тысяч граждан, на каждый участок референдума. Информация об обра-
зованных  участках публикуется в местных средствах массовой информации
не позднее 20 дней до дня проведения местного референдума.
     3. В  местах проживания и ведения традиционной хозяйственной дея-
тельности коренных малочисленных народов Севера,  этнических общностей
участки  образуются  с  учетом особенностей расселения этих народов (в
населенных пунктах, стойбищах и других поселениях, в труднодоступных и
отдаленных районах). Численность жителей из числа коренных малочислен-
ных народов Севера, этнических общностей входящих в участок устанавли-
вается, исходя из принципа создания максимальных удобств для голосова-
ния в референдуме.  В исключительных случаях участки, указанные в нас-
тоящем  пункте,  могут образовываться в срок не позднее 10 дней до дня
референдума,  с обязательным опубликованием в местных средствах массо-
вой информации.
     4.В больницах и иных местах временного пребывания жителей муници-
пального образования имеющих право участия в референдуме могут образо-
вываться участки в сроки,  установленные в части 2 настоящей статьи, а
в исключительных случаях - не позднее чем за 10 дней до дня выборов
     5. Военнослужащие воинских частей,  дислоцированные на территории
муниципального образования,  голосуют на участках, расположенных в не-
посредственной близости от воинской части.
     В порядке исключения допускается образование участков референдума
непосредственно в воинских частях,  расположенных в  обособленных  или
удаленных  от  населенных  пунктов  военных  городках.  В этих случаях
участки референдума образуются командирами воинских частей по  решению
соответствующей территориальной комиссии референдума.
     В помещение для голосования участка,  референдума образованного в
воинской  части,  обеспечивается  допуск членов комиссий референдума и
наблюдателей.
     Решением территориальной комиссии референдума участкам референду-
ма устанавливается единая нумерация.

     Статья 29.  Списки жителей  муниципального  образования,  имеющих
право  участвовать  в  местном референдуме (списки участников местного
референдума)

     1. В список участников местного референдума включаются жители му-
ниципального образования, имеющие право участвовать в местном референ-
думе.
     2. Список участников местного референдума составляется участковой
комиссией  местного  референдума  отдельно  по  каждому  образованному
участку местного референдума на основании данных,  представляемых гла-
вой муниципального образования по установленной форме, и уточняемых по
состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, не позднее 20 дней до дня
проведения местного референдума.
     3. Каждый  житель муниципального образования имеющий право участ-
вовать в местном референдуме может быть включен  в  список  участников
местного референдума только на одном участке местного референдума.
     4.Основанием для включение жителя  муниципального  образования  в
список участников местного референдума является проживание на террито-
рии этого участка местного референдума,  определяемое федеральными за-
конами,  законами автономного округа,  настоящим Законом, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
     5.Представители коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей заносятся в список участников местного референдума на  соот-
ветствующем участке местного референдума на основании сведений, предс-
тавляемых главой муниципального образования.
     6.Военнослужащие, проживающие  вне  воинской части,  включаются в
список участников местного референдума по месту  жительства  на  общих
основаниях.
     7.Студенты и аспиранты дневной формы обучения,  проживающие в об-
щежитиях, включаются в списки участников местного референдума по месту
нахождения общежития.
     8.Список участников  местного референдума составляется в двух эк-
земплярах в алфавитном или ином порядке(по населенным пунктам, улицам,
микрорайонам, домам на основе адресов жителей муниципального образова-
ния; для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей -
по семьям, родам, общинам). В списке указываются фамилия, имя, отчест-
во,  дата рождения и место проживания (адрес)участников местного рефе-
рендума.  В  отношении  жителей муниципального образования,  которым в
день голосования исполняется18 лет дополнительно  указываются  день  и
месяц рождения.
     Список участников местного  референдума  утверждается  участковой
избирательной  комиссией  и  представляется для всеобщего ознакомления
гражданам.
     9.Каждый участник местного референдума, вправе заявить в участко-
вую комиссию местного референдума о  любой  ошибке  или  неточности  в
списке участников местного референдума.  В течение 24 часов участковая
комиссия местного референдума обязана проверить заявление и либо  уст-
ранить ошибку,  либо дать письменный ответ с изложением мотивов откло-
нения заявления.  Решение участковой комиссии местного референдума мо-
жет  быть обжаловано в вышестоящую комиссию местного референдума или в
соответствующем суде, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный
срок, а в день местного референдума - немедленно.
     Участники местного референдума,  поселившиеся на территории муни-
ципального  образования  после утверждения списков,  а также участники
местного референдума,  по какой-либо причине не включенные  в  список,
вносятся участковой комиссией местного референдума в список участников
местного референдума на основании документов, подтверждающих место жи-
тельства.


                               ГЛАВА 4

                   ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

             Статья 30. Время проведения местного референдума


     1. Местный  референдум  проводится в один из выходных дней с 8 до
22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая
комиссия  местного  референдума обязана оповестить участников местного
референдума письменно и через соответствующие средства массовой инфор-
мации не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного рефе-
рендума.
     2. Голосование  может  быть  закончено ранее 22 часов на участках
местного референдума, в которых приняли участие все внесенные в списки
участники местного референдума.

     Статья 31.Оборудование участков местного референдума.

     1. Каждый  участок референдума должен иметь помещение для голосо-
вания и выполнения других необходимых функций комиссий местного  рефе-
рендума.
     2.Помещения для голосования предоставляются в распоряжение комис-
сий  местного  референдума органами государственной власти автономного
округа, органами местного самоуправления муниципального образования.
     При невозможности  использовать  здания,  находящиеся в государс-
твенной и муниципальной собственности, администрация арендует подходя-
щие помещения у частных лиц и негосударственных организаций.  Оплата и
возмещение расходов производятся комиссиями  местного  референдума  за
счет средств, выделенных на проведение местного референдума.
     3. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборуду-
ются кабины (комнаты) для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты)
для тайного голосования и выход из них, а также путь от них к ящикам ,
должны находиться в поле зрения членов комиссии местного референдума и
наблюдателей.
     Ящики для тайного голосования должны быть расположены так,  чтобы
участники местного референдума проходили к  ним  только  через  кабины
(комнаты) для тайного голосования.  Кабины (комнаты) для тайного голо-
сования оснащаются столиками и авторучками.
     Использование карандашей при голосовании не допускается.
     В помещении участка местного референдума должны  находиться  сейф
для  хранения документации и бюллетеней местного референдума,  мебель,
стенды для размещения информационных материалов обо всех вопросах  вы-
носимых на местный референдум, образцы заполненных бюллетеней местного
референдума.
     Образцы заполненных бюллетеней местного референдума не должны со-
держать ответов на вопросы выносимые на местный референдум.
     Помещение участка местного референдума должно быть достаточно для
того,  чтобы в момент опечатывания ящиков  для  голосования,  вскрытия
ящиков  и подсчета голосов в нем могли свободно разместиться члены ко-
миссии местного референдума, наблюдатели, представители средств массо-
вой информации.
     4. Для обеспечения участия в голосовании,  жителей муниципального
образования  которые  по уважительным причинам не могут прибыть в день
референдума на участок местного референдума,  на каждом участке  рефе-
рендума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голо-
сования, определяемое территориальной комиссией местного референдума.,

     Статья 32.  Бюллетени для голосования в случаях  раздельного  или
совместного голосования на местном референдуме

     1.В случае,  если  местный референдум объявлен в виде раздельного
голосования среди коренных малочисленных  народов  Севера,  этнических
общностей и остальных жителей муниципального образования, используются
два типа бюллетеней для голосования:  один - коренными  малочисленными
народами Севера,  этническими общностями; другой - остальными жителями
муниципального образования
     Для удобства  пользования  бюллетени  для раздельного голосования
отличаются цветом.
     2. Если  местный референдум проводится в виде совместного голосо-
вания всех жителей муниципального  образования  то  используется  один
(общий) тип бюллетеней для голосования.
     3. Независимо от вида голосования во все типы бюллетеней для  го-
лосования вносятся вопросы, вынесенные на местный референдум.
     4. Форма,  цвет (для раздельного голосования) и текст  бюллетеней
для  голосования утверждаются соответствующими территориальными комис-
сиями местного референдума не позднее чем за 20 дней до дня проведения
местного референдума.
     5. Территориальные  комиссии  местного  референдума  обеспечивают
бюллетенями для голосования,  участковые комиссии местного референдума
не позднее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума.

                     Статья 33. Досрочное голосование

     1.Участник местного референдума, который за 10 дней до проведения
местного  референдума  по тем или иным причинам будет отсутствовать по
месту жительства и не сможет прийти  в  день  референдума  на  участок
местного референдума,  на котором он включен в список участников мест-
ного референдума,  может проголосовать досрочно,  заполнив бюллетени в
помещении участковой комиссии.  Досрочное голосование должно быть про-
ведено таким образом, чтобы не была нарушена тайна.
     2.Если участник  местного референдума голосует в помещении терри-
ториальной комиссии,  то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся
подписи  двух членов территориальной комиссии,  которые заверяются пе-
чатью территориальной комиссией.  В получении бюллетеня участник мест-
ного референдума расписывается в списке.
     Заполненные бюллетени участник местного  референдума  помещает  в
конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной
комиссии.  На месте склейки на конверте ставится печать  избирательной
комиссии и подписи двух ее членов.
     3. Территориальная комиссия передает список  досрочно  проголосо-
вавших  избирателей  и  конверты  с  их  бюллетенями в соответствующую
участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня референдума.  После
получения списка досрочно проголосовавших участников местного референ-
дума и конвертов с их бюллетенями секретарь соответствующей участковой
комиссии  делает в соответствующей строке списка участников референду-
ма, в котором он зарегистрирован, запись: "досрочно" и расписывается.
     4. Если  досрочное  голосование проходило на участке референдума,
то членами участковой комиссии производятся все  действия,  предусмот-
ренные  в части 1 пункта 2 настоящей статьи для голосования в террито-
риальной комиссии. Секретарь участковой комиссии делает в соответству-
ющей  строке  списка участников местного референдума,  в котором заре-
гистрирован досрочно проголосовавший участник местного референдума за-
пись "досрочно" и расписывается.



     Статья 34.  Возможности досрочного голосования вне участков мест-
ного референдума для коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей, ведущих традиционный образ жизни.

     1. Участковая комиссия по согласованию с соответствующей террито-
риальной комиссией может принять решение о проведении досрочного голо-
сования вне участка среди участников местного референдума из числа ко-
ренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, с выездом в
места  ведения  ими традиционной хозяйственной деятельности.  Не ранее
чем за 10 дней до дня референдума.
     2. Выезжающие по заявлениям участников местного референдума члены
участковой комиссии, получают под роспись количество бюллетеней, соот-
ветствующее  количеству  заявлений,  участников местного референдума и
опечатанный переносной ящик для голосования.  Участник местного  рефе-
рендума,  голосующий  вне участка референдума,  осуществляет все дейс-
твия, предусмотренные для голосования непосредственно на участке рефе-
рендума.  В случае,  если участник местного референдума затрудняется в
заполнении бюллетеня , ему могут помочь в этом его ближайшие родствен-
ники,  другое  лицо,  не входящее в состав участковой комиссии.  Члены
участковой комиссии вправе  помогать  участнику  местного  референдума
только  при  заполнении  им  паспортных данных.  Заполненный бюллетень
участник местного референдума опускает в переносной ящик для голосова-
ния.
     Фамилия, имя, отчество участника местного референдума, проголосо-
вавшего вне участка референдума,  вносится в отдельный список участни-
ков местного референдума,  в котором он  расписывается  при  получении
бюллетеня, а члены комиссии - в его выдаче.
     Организация голосования вне помещения участка референдума  должна
исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно
воздействие на его волеизъявление.
     4.По желанию наблюдателей они могут присутствовать на голосовании
вне помещения участка референдума.
     5. При возвращении на участок референдума члены участковой комис-
сии передают председателю этой комиссии опечатанные  переносные  ящики
для  голосования и список участников местного референдума,  проголосо-
вавших вне участка референдума,  акт о числе использованных и  возвра-
щенных бюллетеней, а также неиспользованные бюллетени.
     6. Приемка указанных документов оформляется  соответствующим  ак-
том,  в  котором  расписываются  председатель участковой комиссии и ее
члены,  выезжавшие по заявлениям избирателей. В целях недопущения вло-
жения в переносные ящики для голосования новых бюллетеней после прове-
дения голосования вне участка, председатель дает поручение о заклеива-
нии  прорези(щели)  в  переносных ящиках.  На наклейку ставится печать
участковой комиссии и росписи ее председателя и членов комиссии, выез-
жавших  по  заявлениям участников местного референдума .  Председатель
комиссии организует условия для сохранности в опечатанном  виде  пере-
носных  ящиков для голосования до дня выборов и принятых по акту доку-
ментов до установленного настоящим Законом срока.
     7. При  проведении досрочного голосования среди коренных малочис-
ленных народов Севера,  этнических общностей, ведущих традиционный об-
раз жизни участковые комиссии обеспечиваются необходимыми транспортны-
ми средствами.

Статья 35. Голосование в день  проведения местного референдума

     1. В день проведения местного референдума,  председатель участко-
вой комиссии местного референдума,  в присутствии других членов комис-
сии и наблюдателей, проверяет, освобождены ли ящики для голосования от
каких-либо  вложений  и опечатывает их.
     Затем председатель  участковой  комиссии   местного   референдума
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями для голосования,  остав-
ленные досрочно проголосовавшими и опускает извлеченные из них  бюлле-
тени в ящик. Число конвертов и бюллетеней в них оглашается и заносится
в протокол участковой комиссии местного референдума. После этого пред-
седатель участковой комиссии местного референдума дает разрешение чле-
нам комиссии выдавать бюллетени для голосования другим гражданам, при-
бывшим на участок для голосования.
     2. Гражданам,  включенным в список участников местного референду-
ма,  бюллетени  для  голосования выдаются по предъявлению паспорта или
другого документа,  удостоверяющего их личность. Если местный референ-
дум  проводится в виде раздельного голосования,  то представителям ко-
ренных малочисленных народов Севера,  этнических  общностей  и  другим
участникам  местного  референдума  бюллетени  для голосования выдаются
различных цветов.
     3. Участник местного референдума расписывается в получении бюлле-
теня для голосования в соответствующем списке участников местного  ре-
ферендума,  а затем заполняет его в кабине для тайного голосования.  В
случае,  если гражданин не может это сделать самостоятельно, он вправе
пригласить  в кабину другое лицо,  не являющееся членом участковой ко-
миссии местного референдума или наблюдателем, с целью оказания ему по-
мощи в заполнении бюллетеня для голосования.
     4. Участник местного референдума,  изъявляя свою волю  по  поводу
вынесенного  на  местного референдум вопроса вычеркивает один из запи-
санных в бюллетене ответов - "за" или "против".

     Статья 36. Голосование вне помещения участка местного референдума
в день его проведения

     1. В тех случаях,  когда участник местного референдума,  не может
прибыть на участок местного референдума в день его проведения по  сос-
тоянию здоровья или по другим уважительным причинам, по его письменно-
му или устному заявлению участковая комиссия местного референдума  ор-
ганизует голосование по месту нахождения этого гражданина.  Устное за-
явление должно быть подтверждено гражданином  в  письменной  форме  по
прибытию к нему членов участковой комиссии местного референдума. Выез-
жающие по заявлениям граждан члены участковой комиссии местного  рефе-
рендума,  получают под роспись количество бюллетеней,  соответствующее
количеству письменных или устных заявлений граждан и опечатанный пере-
носной ящик для голосования. Гражданин, голосующий вне участка местно-
го референдума,  осуществляет все действия, предусмотренные процедурой
голосования  на  участке местного референдума,  опуская свой бюллетень
для голосования в переносной ящик.
     2. По  желанию наблюдателей они могут присутствовать на голосова-
нии вне помещения участка местного референдума
     Количество заявлений участников местного референдума,  голосующих
вне участка местного референдума,  число использованных и возвращенных
бюллетеней для голосования отмечается в отдельном акте.  Фамилия, имя,
отчество гражданина,  проголосовавшего вне участка местного референду-
ма, вносится в отдельный список участников местного референдума, в ко-
тором он расписывается при получении бюллетеня для голосования, а чле-
ны  комиссии  -  в  его выдаче.  Организация голосования вне помещения
участка местного референдума должна  исключать  возможность  нарушения
избирательных  прав гражданина,  а равно воздействие на волеизъявление
участника местного референдума.
     3. Член  участковой комиссии местного референдума немедленно отс-
траняется от участия в работе, а наблюдатель удаляется, если они нару-
шают  тайну голосования или пытаются оказать воздействие на волеизъяв-
ление участника местного референдума. Решение об отстранении указанных
лиц принимается председателем участковой комиссии местного референдума
по факту произведенного нарушения,  подтвержденного двумя членами  ко-
миссии с правом решающего голоса.


          Статья 37. Подсчет голосов участковыми     комиссиями
                           местного референдума

     1. После заявления председателя об окончании голосования участко-
вая комиссия местного референдума вскрывает ящики для голосования. Пе-
ред  вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия местного ре-
ферендума подсчитывает и погашает все неиспользованные  бюллетени  для
голосования, о чем составляется протокол.
     2. На основании списка участников местного референдума,  с учетом
поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голо-
совании вне помещения участка местного референдума,  участковая комис-
сия местного референдума подсчитывает общее число получивших бюллетени
для голосования.  Подсчет бюллетеней,  находящихся в переносном  ящике
для голосования производится отдельно.
     3. В случае проведения раздельного голосования,  члены участковой
комиссии  местного референдума отдельно подсчитывают бюллетени для го-
лосования поданные со стороны участников местного референдума из числа
коренных малочисленных народов Севера,  этнических общностей и осталь-
ных участников местного референдума, исходя из признака различных цве-
тов бюллетеней.
     4. В целях исключения возможности фальсификации результатов голо-
сования  подсчет голосов участников местного референдума производиться
без перерыва до получения итогов голосования,  о которых  должны  быть
извещены  все члены участковой комиссии местного референдума,  а также
наблюдатели.
     5. При  подсчете голосов участковая комиссия местного референдума
признает недействительными бюллетени для голосования,  по которым  не-
возможно установить волеизъявление граждан, а также бюллетени не уста-
новленной формы.  Недействительными признаются бюллетени для голосова-
ния, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, на вынесенные
на местного референдум вопросов либо вычеркнуты все варианты. В случае
сомнений в действительности бюллетеня для голосования решение принима-
ет председатель участковой комиссии местного  референдума.  Количество
таких случаев фиксируется в протоколе.
     6. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования не-
действительным  участковая  комиссия местного референдума указывает на
его оборотной стороне причины,  по которым данный бюллетень отнесен  к
недействительным.  Эта  запись подтверждается подписями председателя и
не менее двух членов участковой комиссии местного референдума.  Бюлле-
тени  не установленной формы при определении числа граждан,  принявших
участие в голосовании, из подсчета исключаются.
     7. Участковая  комиссия местного референдума составляет протоколы
о результатах голосования,  в которых,  в случае раздельного голосова-
ния, устанавливаются отдельно для коренных малочисленных народов Севе-
ра, этнических общностей и остальных участников местного референдума:
     - число граждан,  зарегистрированных по участку местного референ-
дума;
     - число бюллетеней для голосования,  полученных участковой комис-
сией местного референдума;
     - число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участке
местного референдума в день голосования;
     - число погашенных бюллетеней для голосования;
     - число бюллетеней для голосования,  выданных гражданам, проголо-
совавшим досрочно и вне избирательных участков местного референдума;
     - число бюллетеней для голосования, содержащихся в ящиках для го-
лосования;
     - число действительных бюллетеней для голосования;
     - число бюллетеней для голосования, признанных недействительными;
     - число голосов,  поданных "за" вынесенные на местного референдум
вопросы,;
     - число голосов,  поданных "против" вынесенных на местного  рефе-
рендум вопросов.
     8. Протоколы о результатах голосования участковой комиссии  мест-
ного референдума составляются в двух экземплярах, подписываются ручкой
председателем, секретарем и членами участковой комиссии местного рефе-
рендума с правом решающего голоса.
     9. При подписании  протоколов  о  результатах  голосования  члены
участковой  комиссии местного референдума,  не согласные с содержанием
протоколов, вправе составить особое мнение, прилагающееся к ним, о чем
в протоколах делается соответствующая запись.
     10. По требованию любого члена участковой комиссии местного рефе-
рендума  или наблюдателей комиссия обязана предоставлять им заверенные
копии протоколов о результатах голосования. Первые экземпляры протоко-
лов о результатах голосования незамедлительно после его оформления пе-
редаются в территориальную комиссию местного референдума, вторые оста-
ются на хранение в участковой комиссии местного референдума.
     11. Территориальные комиссии местного референдума проверяют  пра-
вильность  оформления  протоколов о результатах голосования участковых
комиссий местного референдума, составляют и подписывают в двух экземп-
лярах сводные протоколы о результатах голосования


                               ГЛАВА 5

               УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

          Статья 38. Подведение итогов местного референдума

     1. Территориальные комиссии местного референдума  проверяют  пра-
вильность  оформления  протоколов о результатах голосования участковых
комиссий местного референдума, составляют и подписывают в двух экземп-
лярах сводные протоколы о результатах голосования

     2. Территориальные  комиссии  местного  референдума  на основании
протоколов о результатах голосования всех комиссий местного референду-
ма, с учетом раздельного голосования устанавливает:
     - число граждан,  имеющих право участвовать в местного референду-
ме;
     - число граждан, получивших бюллетени для голосования;
     - число граждан, принявших участие в голосовании;
     - число голосов,  поданных "за" вынесенные на местного референдум
вопросы;
     - число голосов,  поданных "против" вынесенных на местного  рефе-
рендум вопросов;
     - число бюллетеней, признанных недействительными.
     3. Итоги  местного референдума определяются исходя из условий его
проведения (раздельное голосование или совместное),  степени участия в
нем участников местного референдума и результатов их голосования:
     4. В случае,  если местный референдум проходил в виде совместного
голосования, то он признается несостоявшимся, если в нем приняло учас-
тие менее половины всех граждан, имеющих на это право.
     Решения, вынесенных на местный референдум вопросов, проводимого в
виде совместного голосования,  считаются принятыми, если за них прого-
лосовало более половины всех участников местного референдума принявших
участие в местный референдуме, при условии, что общее число голосовав-
ших составляло не менее половины всех участников местного референдума,
имеющих право на участие в местном референдуме.
     5. В случае,  если местный референдум проходил в виде раздельного
голосования,  то он признается несостоявшимся, если число коренных ма-
лочисленных народов Севера,  этнических общностей или число граждан из
остальной части населения автономного округа составило менее половины,
внесенных в соответствующие списки участников местного референдума.
     Решения, вынесенных на местный референдум вопросов, проводимого в
виде  раздельного голосования,  считаются принятыми,  если за них раз-
дельно проголосовало более половины принявших участие в местном  рефе-
рендуме коренных малочисленных народов Севера,  этнических общностей и
более половины остальных участников  местного  референдума.  При  этом
число граждан, принявших участие в местном референдуме из числа корен-
ных малочисленных народов Севера,  этнических общностей и из остальной
части участников местного референдума, составляло не менее половины от
соответствующего числа граждан,  имеющих право участия в местном рефе-
рендуме.
     6. В случаях несостоявшегося местного референдума, вне зависимос-
ти от наличия или отсутствия условий раздельного голосования, его про-
ведение по тем же вопросам возможно не ранее чем через один год.

     Статья 39. Опубликование и вступление в силу решений, принятых на
местном референдуме

     1. Итоги местного референдума доводятся до сведения жителей муни-
ципального образования через местные средства массовой информации тер-
риториальной  комиссией местного референдума не позднее десяти дней со
дня проведения местного референдума.
     2. В  случае  признания  результатов  голосования  по какому-либо
участку местного референдума недействительными, территориальная комис-
сия вправе поручить соответствующей участковой комиссии местного рефе-
рендума провести в течение пятнадцати дней на данном участке повторное
голосование. Решения территориальной комиссии местного референдума мо-
гут быть обжалованы в суде в течение семи дней со дня их принятия.
     3. Полные итоги местного референдума, а также принятые на нем ре-
шения публикуются не позднее десяти дней со дня проведения  повторного
голосования и вступают в силу в день их опубликования.


                               ГЛАВА 6
            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА  НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                            О РЕФЕРЕНДУМЕ

     Статья 40.  Ответственность за нарушение законодательства о мест-
ном референдуме

     Лица, препятствующие  путем  насилия,  обмана,  угроз или подкупа
свободному осуществлению участниками  местного  референдума  их  права
принимать участие в местном референдуме, вести агитацию, а также члены
инициативных групп и комиссий местного референдума,  должностные  лица
органов  государственной  власти автономного округа и местного самоуп-
равления,  руководители организаций, учреждений совершившие подлог до-
кументов  местного  референдума - фиктивные записи в подписных листах,
заведомо неправильный подсчет голосов,  нарушившие тайну  голосования,
привлекаются  к уголовной или административной ответственности в соот-
ветствии с федеральными законами и законами автономного округа.


Статья 41. Порядок введения Закона в действие.

     Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в офици-
альных окружных средствах массовой информации.


Губернатор автономного округа                        Ю.В.Неёлов

"09"декабря 1996 г.

г.Салехард

N 46


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz