ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1996 г. N 53
ОБ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 1996 Г. N 1355 "О ВЫБОРАХ ГЛАВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО И ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ"
Рассмотрев и обсудив нормы Указа Президента Российской
Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1355 "О выборах глав
исполнительной власти Тюменской области, Ханты - Мансийского и
Ямало - Ненецкого автономных округов" и руководствуясь частью 2
статьи 11 и частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации,
частью 4 статьи 4, частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации", пунктом 1.3.1 статьи 49 Устава (Основного закона)
Ямало - Ненецкого автономного округа, а также частью 2 пункта 2
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30
апреля 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 2
Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969
"О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в
Российской Федерации" и пунктом 2.3 Положения о главе
администрации края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа Российской Федерации,
утвержденного названным Указом, Государственная Дума Ямало -
Ненецкого автономного округа постановила:
1. Подтвердить пункт 1 Постановления Государственной Думы
Ямало - Ненецкого автономного округа от 6 июля 1996 года N 50 "О
назначении выборов губернатора Ямало - Ненецкого автономного
округа" на 13 октября 1996 года.
2. В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от
13 сентября 1996 года N 1355 утвердить текст обращений к
Президенту Российской Федерации (приложение N 1), руководителю
Администрации Президента Российской Федерации (приложение N 2),
председателю Конституционного Суда Российской Федерации
(приложение N 3).
Поручить председателю Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа Корепанову С.Е. направить адресатам данные
обращения.
3. Утвердить текст обращения (приложение N 4) к населению
автономного округа с позицией депутатов Государственной Думы
Ямало - Ненецкого автономного округа по Указу Президента
Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1355.
4. Данное Постановление и тексты обращений (приложения N N 1,
2, 3, 4) опубликовать в средствах массовой информации Ямало -
Ненецкого автономного округа и направить в Думу Тюменской области
и Думу Ханты - Мансийского автономного округа.
5. Контроль за исполнением Постановления возложить на
председателя Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного
округа Корепанова С.Е.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение N 1
к Постановлению
Государственной Думы
Ямало - Ненецкого
автономного округа
от 19 сентября 1996 г. N 53
г. Москва, Кремль
Президенту Российской Федерации
Б.Н.Ельцину
Уважаемый Борис Николаевич!
Учитывая исключительность обстоятельств, связанных с изданием
Вашего Указа от 13 сентября 1996 года N 1355 "О выборах глав
исполнительной власти Тюменской области, Ханты - Мансийского и
Ямало - Ненецкого автономных округов", Государственная Дума Ямало
- Ненецкого автономного округа решила обратиться лично к Вам. Мы
считаем, что при подготовке этого Указа, Вы были введены в
заблуждение.
Вынуждены сообщить Вам, что в Ямало - Ненецком автономном
округе отсутствует нормативно - правовая база, допускающая
возможность выборов губернатора Тюменской области населением
автономного округа. Соответственно не существует механизма
организации и проведения таких выборов. Частью 4 статьи 77 Устава
(Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа, принятого
19 сентября 1995 года, определено, что автономный округ и
Тюменская область как равноправные (согласно Конституции
Российской Федерации) субъекты Российской Федерации самостоятельно
осуществляют государственную власть на своих территориях
посредством образования ими органов государственной власти в
пределах их компетенции.
В связи с этим в соответствии с законом автономного округа
Избирательная комиссия Ямало - Ненецкого автономного округа
наделена полномочиями проводить выборы на территории автономного
округа губернатора только Ямало - Ненецкого автономного округа.
Нормы Устава Тюменской области, наделяющие органы
государственной власти Тюменской области властными полномочиями в
отношении автономных округов, неконституционны.
Уважаемый Борис Николаевич, Вами было дано резко отрицательное
заключение (от 28.12.95 N Пр-1895) на проект федерального закона
"Об основах отношений края, области и автономного округа,
находящегося в их составе", внесенный в качестве законодательной
инициативы органами государственной власти Тюменской области и
основанный на нормах Устава Тюменской области, определив нормы
данного проекта закона концептуально неверными.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17
июля 1996 года (пункт 1) дело "О проверке конституционности ряда
положений Устава Тюменской области" отложено до урегулирования
отношений Тюменской области и автономных округов на основе
федерального закона и (или) договора между органами
государственной власти автономных округов и, соответственно,
органами государственной власти области (статья 66, часть 4
Конституции Российской Федерации).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации считает
наиболее правильным в сложившейся ситуации урегулирование самими
субъектами Российской Федерации имеющихся между ними разногласий,
поскольку Конституция Российской Федерации отдает предпочтение
именно этому основанному на равноправии способу.
Таким образом, считаем, что Указ от 13 сентября 1996 года
N 1355 противоречит вступившему в законную силу определению
Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1996 года
N 73-О и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации" от 5 декабря 1994 года N 56-ФЗ.
Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа
настаивает на строгом соблюдении норм Конституции Российской
Федерации, гарантом которой Вы являетесь, и сохранении в полном
объеме статуса Ямало - Ненецкого автономного округа как
равноправного субъекта Российской Федерации.
Мы считаем принципиально важным для дальнейшего развития
начавшегося в соответствии с определением Конституционного Суда
Российской Федерации от 17 июля 1996 года договорного процесса
между Тюменской областью, Ямало - Ненецким и Ханты - Мансийским
автономными округами строгое соблюдение принципа равенства
субъектов Федерации.
Исходя из выше изложенного, просим Вас, Борис Николаевич,
проанализировать ситуацию и рассмотреть возможность отмены данного
Указа во избежание неконституционных действий со стороны органов
государственной власти Тюменской области.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Е. КОРЕПАНОВ
Приложение N 2
к Постановлению
Государственной Думы
Ямало - Ненецкого
автономного округа
от 19 сентября 1996 г. N 53
г. Москва, Кремль
Руководителю Администрации
Президента Российской Федерации
А.Б.Чубайсу
Уважаемый Анатолий Борисович!
Ставим Вас в известность, что Государственная Дума Ямало -
Ненецкого автономного округа считает: Президент Российской
Федерации при издании Указа от 13 сентября 1996 года N 1355 "О
выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты -
Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов" был введен в
заблуждение. В Ямало - Ненецком автономном округе отсутствует
нормативно - правовая база, допускающая возможность выборов
губернатора Тюменской области населением автономного округа, и,
соответственно, не существует механизма организации и проведения
таких выборов. Кроме того, в части 4 статьи 77 Устава (Основного
закона) Ямало - Ненецкого автономного округа, принятого 19
сентября 1995 года, прямо определено, что автономный округ и
Тюменская область как равноправные субъекты Российской Федерации
самостоятельно осуществляют государственную власть на своих
территориях посредством образования ими органов государственной
власти в пределах их компетенции.
В связи с этим и в соответствии с законодательством
автономного округа Избирательная комиссия Ямало - Ненецкого
автономного округа наделена полномочиями проводить выборы на
территории автономного округа губернатора только Ямало - Ненецкого
автономного округа.
Конституционность норм Устава Тюменской области, наделяющих
органы государственной власти Тюменской области властными
полномочиями в отношении автономных округов, не подтверждена
Конституционным Судом Российской Федерации.
Более того, определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 июля 1996 года (пункт 1) дело "О проверке
конституционности ряда положений Устава Тюменской области"
отложено до урегулирования отношений Тюменской области и
автономных округов на основе федерального закона и (или) договора
между органами государственной власти автономных округов и,
соответственно, органами государственной власти области (часть 4
статьи 66 Конституции Российской Федерации).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации считает
наиболее правильным в сложившейся ситуации урегулирование самими
субъектами Российской Федерации имеющихся между ними разногласий,
поскольку Конституция Российской Федерации отдает предпочтение
именно этому основанному на равноправии способу.
Таким образом, считаем, что Указ Президента Российской
Федерации от 13 сентября 1996 года N 1355 противоречит вступившему
в законную силу определению Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 июля 1996 года N 73-О и Федеральному закону "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" от 5 декабря 1994 года N 56-ФЗ.
В Конституции Российской Федерации нигде не говорится о
совместных органах государственной власти двух или более субъектов
Российской Федерации.
Российский федерализм различает только государственную власть
в Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Конституции) и
государственную власть в субъектах Российской Федерации (часть 2
той же статьи Конституции). Статья 11 входит в главу "Основы
конституционного строя", которой не могут противоречить никакие
другие положения Конституции (часть 2 статьи 16 Конституции
Российской Федерации).
Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа
настаивает на строгом соблюдении норм Конституции Российской
Федерации, гарантом которой является Президент РФ, и сохранении в
полном объеме статуса Ямало - Ненецкого автономного округа как
равноправного субъекта Российской Федерации.
Мы считаем принципиально важным для дальнейшего развития,
начавшегося в соответствии с определением Конституционного Суда
Российской Федерации от 17 июля 1996 года договорного процесса
между Тюменской областью, Ямало - Ненецким автономным округом и
Ханты - Мансийским автономным округом, строгое соблюдение принципа
равенства субъектов Федерации.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом заключения
Президента Российской Федерации на проект федерального закона "Об
основах отношений края, области и автономного округа, находящегося
в их составе" от 28 декабря 1995 года N Пр-1895, просим Вас
проанализировать сложившуюся ситуацию и проинформировать
Президента Российской Федерации для решения вопроса об отмене
данного Указа во избежание неконституционных действий со стороны
органов государственной власти Тюменской области.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение N 3
к Постановлению
Государственной Думы
Ямало - Ненецкого
автономного округа
от 19 сентября 1996 г. N 53
г. Москва, Ильинка, 21
Председателю Конституционного
Суда Российской Федерации
В.А.Туманову
Уважаемый Владимир Александрович!
13 сентября 1996 года издан Указ Президента Российской
Федерации "О выборах глав исполнительной власти Тюменской области,
Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов", в
котором указано органам государственной власти Тюменской области,
Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов
определить в октябре текущего года единую дату проведения выборов
глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты - Мансийского
и Ямало - Ненецкого автономных округов и обеспечить возможность
участия в выборах главы исполнительной власти Тюменской области
всех избирателей Тюменской области, включая избирателей Ханты -
Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов.
Конституционный Суд Российской Федерации 17 июля 1996 года
определил отложить рассмотрение дела о проверке конституционности
ряда положений Устава Тюменской области до урегулирования
отношений Тюменской области и входящих в ее состав Ханты -
Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на основе
федерального закона и (или) договора (договоров) между органами
государственной власти автономных округов и, соответственно,
органами государственной власти области.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации счел
необходимым отметить, что наиболее правильным в сложившейся
ситуации является урегулирование самими субъектами Российской
Федерации имеющихся между ними разногласий, поскольку Конституция
Российской Федерации отдает предпочтение именно этому основанному
на равноправии способу.
В настоящее время государственными органами власти Тюменской
области, Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных
округов создана и работает рабочая группа по выработке предложений
по реализации определения Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 июля 1996 года.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что Указ Президента
Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1355 вступает в
противоречие с вступившим в силу определением Конституционного
Суда Российской Федерации от 17 июля 1996 года, и просим Вас в
установленном порядке поставить об этом в известность Президента
Российской Федерации.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение N 4
к Постановлению
Государственной Думы
Ямало - Ненецкого
автономного округа
от 19 сентября 1996 г. N 53
ОБРАЩЕНИЕ
К НАСЕЛЕНИЮ ОКРУГА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Уважаемые избиратели!
Мы, депутаты Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа, считаем необходимым выразить свое отношение к
Указу Президента Российской Федерации от 13 сентября N 1355 "О
выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты -
Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов".
Мы полагаем, что нормы данного Указа не соответствуют
Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставу
(Основному закону) автономного округа, законам автономного округа.
Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации система
органов государственной власти автономного округа устанавливается
им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя
Российской Федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленных федеральным законом.
Такой федеральный закон до сих пор не принят. Поэтому на
территории автономного округа в полном объеме действуют Законы
автономного округа "О выборах депутатов Государственной Думы Ямало
- Ненецкого автономного округа" и "О выборах губернатора Ямало -
Ненецкого автономного округа", принятые Государственной Думой
автономного округа 31 января 1996 года согласно Уставу (Основному
закону) Ямало - Ненецкого автономного округа и Федеральному закону
"Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации".
Как вам известно, в апреле этого года в соответствии с
законами автономного округа состоялись выборы депутатов
Государственной Думы автономного округа второго созыва.
Сегодня на Ямале действует избранный на 4 года законный орган
представительной власти - Государственная Дума Ямало - Ненецкого
автономного округа.
В соответствии с действующим законодательством нами были
назначены на 13 октября этого года выборы губернатора автономного
округа.
Закон "О выборах губернатора Ямало - Ненецкого автономного
округа" определяет выборы только одного губернатора только Ямало -
Ненецкого автономного округа.
Им может стать гражданин Российской Федерации, проживающий на
территории округа не менее 1 года. Именно этот человек, избранный
губернатором автономного округа, будет являться высшим должностным
лицом автономного округа.
Появление на территории нашего округа еще одного высшего
должностного лица - губернатора области - приведет к хаосу в
системе органов государственной власти округа и, в конечном счете,
ослаблению бюджетов автономного округа, городов и районов в
округе, резкому сворачиванию программ социальной защиты населения
в автономном округе, реализуемых ценой огромного напряжения.
На основании вышеизложенного, с учетом оказанного нам доверия
и, осуществляя вашу волю мы подтверждаем, что 13 октября 1996 года
на территории Ямало - Ненецкого автономного округа пройдут выборы
губернатора только Ямало - Ненецкого автономного округа.
Проведение выборов органов государственной власти других
субъектов Федерации на нашей территории считаем незаконными.
|