Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Закон
ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В РЕФЕРЕНДУМЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
"28" февраля 1996 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федера-
ции, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого
автономного округа, законами Ямало-Ненецкого автономного округа обес-
печивает гарантии избирательных прав и интересы населения, проживающе-
го в приполярных и арктических районах Ямало-Ненецкого автономного ок-
руга не ниже норм, установленных законами Ямало-Ненецкого автономного
округа, в том числе при реализации дополнительных прав коренных мало-
численных народов Севера, этнических общностей, не допускает сокраще-
ния полномочий органов государственной власти Ямало-Ненецкого автоном-
ного округа в сфере организации и законодательного регулирования про-
цессов волеизъявления населения Ямало-Ненецкого автономного округа,
путем установления условий и порядка участия населения и органов госу-
дарственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в референдуме
Тюменской области (далее - область) с участием населения Ямало-Ненец-
кого автономного округа (далее -автономный округ).
Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем
Законе
1. С учетом того, что настоящий Закон регулирует избирательный
процесс в нем используются следующие основные термины и понятия:
а) территория Ямало-Ненецкого автономного округа (территория ав-
тономного округа).
Территорию автономного округа составляют: территории городов ок-
ружного значения - Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Но-
ябрьск, Салехард; территории районов - Красноселькупского, Надымского,
Приуральского, Пуровского, Тазовского, Шурышкарского, Ямальского.
б) население Ямало-Ненецкого автономного округа (население авто-
номного округа), имеющее право принимать участие в референдуме, состо-
ит из граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на террито-
риях городов и районов, указанных в пункте 1 "а" настоящей статьи.
2. Термины "референдум области на территории автономного округа"
и "референдум области с участием населения автономного округа" счита-
ются в настоящем Законе идентичными.
3. Под термином "референдум области с участием населения автоном-
ного округа" понимаются мероприятия по выявлению мнения населения ав-
тономного округа или его части. по вопросам, согласованным между орга-
нами государственной власти автономного округа и области.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- определение согласованных условий, при которых возможно прове-
дение референдума области с участием населения автономного округа, без
ущемления его прав и интересов как жителей приполярных и арктических
районов;
- установление порядка инициирования референдума области с учас-
тием населения автономного округа, его назначение, проведение и подве-
дения итогов на территории автономного округа;
- недопущение вынесения на референдум области на территории авто-
номного округа вопросов, затрагивающих особые экономические и социаль-
ные права населения, установленные жителям приполярья федеральными за-
конами и законами автономного округа, а также полномочия органов госу-
дарственной власти автономного округа и автономного округа как субъек-
та Российской Федерации;
- установление системы организации и подведения итогов референду-
ма области на территории автономного округа, учитывающей соотношение
численности и этнического состава населения автономного округа и об-
ласти;
- недопущение проведения референдума области на части территории
автономного округа (на отдельных территориях муниципальных образований
в автономном округе) без согласия на это органов государственной влас-
ти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном
округе.
Статья 3. Принципы проведения референдума области с участием на-
селения автономного округа
Референдум области с участием населения автономного округа прово-
дится на основе следующих принципов:
- добровольность участия населения автономного округа в референ-
думе области;
- право автономного округа на мотивированный отказ от участия в
референдуме области;
- согласованность содержания вопросов, выносимых на референдум
области с участием населения автономного округа и сроков его проведе-
ния между органами государственной власти автономного округа и облас-
ти;
- раздельное принятие решений о проведении референдума области с
участием населения автономного округа органами государственной власти
автономного округа и области;
- подготовка и проведение референдума области на территории авто-
номного округа в соответствии с законом о референдуме автономного ок-
руга;
- приоритет законов автономного округа и иных нормативных право-
вых актов Государственной Думы автономного округа и Губернатора авто-
номного округа на территории автономного округа, касающихся вопросов
подготовки и проведения референдума перед законами области о референ-
думе и другими нормативными правовыми актами органов государственной
власти области по соответствующим вопросам;
- раздельное голосование населения автономного округа и населения
области в референдуме области на территории автономного округа;
- обязательность учета мнения коренных малочисленных народов Се-
вера, этнических общностей, проживающих в автономном округе, по вопро-
сам, затрагивающим их интересы и выносимым на референдум области с
участием населения автономного округа, путем возможности их раздельно-
го голосования в соответствии с законом автономного округа о референ-
думе;
- использование специальных критериев (способов) оценки результа-
тов референдума области с участием населения автономного округа, отра-
жающих статус автономного округа и области как равноправных субъектов
Российской Федерации.
Статья 4. Организационное обеспечение и правовая основа проведе-
ния референдума области с участием населения автономного округа
1. Правовой основой проведения референдума области с участием на-
селения автономного округа являются Устав (Основной закон) автономного
округа, настоящий Закон, законы автономного округа, нормативные право-
вые акты органов государственной власти автономного округа, правовые
акты органов местного самоуправления в автономном округе, решения из-
бирательной комиссией автономного округа.
2. Подготовка и проведение референдума области с участием населе-
ния автономного округа осуществляется избирательной комиссией автоном-
ного округа, иными избирательными комиссиями, образованными для прове-
дения референдума.
Статья 5. Право коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей, проживающих на территории автономного округа на раздельное
голосование при проведении референдума области с участием населения
автономного округа
1. Коренные малочисленные народы Севера, этнические общности,
проживающие на территории автономного округа, в соответствии с допол-
нительными гарантиями, установленными для них законами автономного ок-
руга, могут определять свое отношение по выносимым на референдум об-
ласти с участием населения автономного округа вопросы, в форме раз-
дельного голосования.
2. Предложение о раздельном голосовании на референдуме области с
участием населения автономного округа выдвигается общественными ассо-
циациями коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей.
3. В случае проведения референдума области с участием населения
автономного округа и принятия решения органами государственной власти
автономного округа о раздельном голосовании коренных малочисленных на-
родов Севера, этнических общностей оценка их отношения к вынесенным на
указанный референдум вопросов производится в соответствии с законом
автономного округа об окружном референдуме.
Статья 6. Вопросы, затрагивающие права автономного округа, кото-
рые не могут выносится на референдум области с участием населения ав-
тономного округа
1. На референдум области с участием населения автономного округа
не могут выносится вопросы, затрагивающие права и интересы автономного
округа как субъекта Российской Федерации:
- принятие и изменение Устава (Основного закона) автономного ок-
руга;
- изменение правового статуса автономного округа как субъекта
Российской Федерации;
- принятие законов автономного округа;
- формирование окружного бюджета;
- установление налогов и иных платежей в окружной бюджет;
- формирование системы органов государственной власти автономного
округа и установление статуса административно-территориальных единиц в
автономном округе;
- установление законодательных основ деятельности органов местно-
го самоуправления в автономном округе;
- право владения, пользования и распоряжения государственной
собственностью автономного округа;
- право выдачи лицензий, подготовка и объявление тендеров на ис-
пользование природных ресурсов на территории автономного округа;
- изменение наименования автономного округа;
- передача отдельных полномочий органов государственной власти
автономного округа федеральным органам государственной власти, органам
государственной власти других субъектов Российской Федерации;
- пересмотр решений Государственной Думы автономного округа по
вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы населения автономного
округа;
- вопросы природопользования и охраны окружающей cреды, связанные
с экологической безопасностью проживания населения автономного округа;
- вхождение автономного округа в состав субъектов Российской Фе-
дерации;
- выборы и отзыв Губернатора автономного округа.
2. Государственная Дума автономного округа или Губернатор авто-
номного округа вправе отклонять иные вопросы, предлагаемые органами
государственной власти автономного округа на референдум области с
участием населения автономного округа, если их содержание не имеет од-
нозначного толкования или они направлены на ограничение конституцион-
ных прав и свобод граждан, постоянно проживающих в автономном округе и
полномочий его органов государственной власти по обеспечению интересов
населения автономного округа.
Статья 7. Вопросы, затрагивающие отдельные права области как
субъекта Российской Федерации, которые не могут выноситься на референ-
дум области с участием населения автономного округа
1. На референдум области с участием населения автономного округа
не могут выносится вопросы, затрагивающие права и интересы области как
субъекта Российской Федерации:
- принятие и изменение Устава области;
- изменение статуса области как субъекта Российской Федерации;
- о проектах областных законов и постановлений главы исполнитель-
ной власти области;
- о выборах депутатов в областную Думу;
- о выборах главы исполнительной власти области.
2. По предложению органов государственной власти области перечень
вопросов указанных в пункте 1 настоящей статьи, которые нельзя выно-
сить на референдум области с участием населения автономного округа мо-
жет быть дополнен.
Статья 8. Право иницирования предложений о проведении референдума
области с участием населения автономного округа
Право инициирования предложений о проведении референдума области
с участием населения имеют:
- инициативные группы населения автономного округа;
- органы государственной власти области после согласования вопро-
са о проведении референдума области с участием населения автономного
округа с органами государственной власти автономного округа.
Статья 9. Порядок инициирования референдума области с участием
населения автономного округа и условия его правомочности
1. Референдум области с участием населения автономного округа
признается правомочным на территории автономного округа при выполнении
следующих условий:
а) в инициировании референдума области на территории автономного
округа приняли участие одновременно инициативные группы населения ав-
тономного округа и инициативные группы населения области, численность
которых определяется соответствующими законами о референдуме автоном-
ного округа и области.
б) инициативные группы граждан собрали подписи в поддержку выдви-
гаемых ими вопросов на референдум области с участием населения авто-
номного округа среди населения соответственно автономного округа и об-
ласти в количестве, установленном законами о референдуме автономного
округа и области;
в) органы государственной власти автономного округа и области
раздельно приняли постановления о назначении окружного референдума,
референдума области на своих территориях, на основе соответствующих
законов о референдуме автономного округа и референдуме области;
2. Органы государственной власти автономного округа принимают ре-
шение о назначении референдума области с участием населения автономно-
го округа в соответствии с настоящим Законом и законом об окружном ре-
ферендуме.
Статья 10. Порядок согласование вопросов, выносимых на референдум
области с участием населения автономного округа и его назначения орга-
нами государственной власти автономного округа
1. В случае принятия органами государственной власти области ини-
циативного решения о проведении референдума области с участием населе-
ния автономного округа его целесообразность, вопросы, выносимые на не-
го, сроки проведения, финансовое и материальное обеспечение указанного
референдума области согласовываются с Государственной Думой автономно-
го округа и Губернатором автономного округа.
2. В процессе согласования комплекса вопросов, связанных с прове-
дением референдума области с участием населения автономного округа ор-
ганы государственной власти автономного округа консультируются с об-
щественными объединениями коренных малочисленных народов Севера, этни-
ческих общностей зарегистрированных на территории автономного округа,
органами местного самоуправления в автономном округе. Консультации
проводятся в срок не более двух месяцев со дня официального уведомле-
ния об инициативном решении органов государственной власти области.
3. После завершения консультаций органами государственной власти
автономного округа в случае положительного отношения их к инициативно-
му предложению органов государственной власти области принимают реше-
ние о проведении референдума с участием населения автономного округа
по вопросам, предложенным органами государственной власти области.
Статья 11. Обстоятельства, не позволяющие органам государственной
власти автономного округа принять положительное решение о назначении
референдума области с участием населения автономного округа
Органы государственной власти автономного округа вправе отклонить
или внести коррективы в предложение о назначении референдума области с
участием населения автономного округа, выдвинутое инициативными груп-
пами граждан, а также соответствующее инициативное предложение органов
государственной власти области в случаях:
а) признания выносимых на указанный референдум вопросов, а также
предлагаемых сроков его проведения не соответствующими настоящему За-
кону, законам автономного округа;
б) возражений со стороны общественных объединений коренных мало-
численных народов Севера, этнических общностей, органов местного само-
управления в автономном округе;
в) наличия неблагоприятной социально-экономической обстановки,
сложившейся в автономном округе, которая может повлечь рост социальной
напряженности среди населения автономного округа и другие негативные
последствия;
г) отсутствия в окружном бюджете необходимых средств для проведе-
ния референдума области с участием населения автономного округа.
Статья 12. Финансовое и материальное обеспечение референдума об-
ласти с участием населения автономного округа
1. Референдум области на территории автономного округа проводит-
ся, на средства областного бюджета, с выделением части средств из ок-
ружного бюджета.
2. Органы государственной власти области предоставляют на безвоз-
мездной основе для проведения референдума области с участием населения
автономного округа необходимое материально-техническое обеспечение,
включая воздушные транспортные средства, средства электронной обработ-
ки информации и иное оборудование.
Статья 13. Признание состоявшимся референдума области с участием
населения автономного округа
1. Референдум области с участием населения автономного округа
признается состоявшимся, если в нем приняло участие население имеющее
активное избирательное право, численностью не ниже норм, установленных
соответствующими законами о референдуме автономного округа и области.
2. Если референдум области с участием населения автономного окру-
га проводился в форме раздельного голосования коренных малочисленных
народов Севера, этнических общностей, проживающих на территории авто-
номного округа, то для признания указанного референдума состоявшимся
требуется, чтобы в нем приняли участие представители коренных малочис-
ленных народов Севера, этнических общностей, численностью не ниже нор-
мы, установленной законом о референдуме автономного округа.
Статья 14. Подведении итогов референдума области с участием насе-
ления автономного округа
1. Вопросы, вынесенные на референдум области с участием населения
автономного округа, признанный состоявшимся, считаются принятыми, если
за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в ука-
занном референдуме и постоянно проживающих соответственно на террито-
рии автономного округа и территории области.
2. Если референдум области с участием населения автономного окру-
га проводился в форме раздельного голосования коренных малочисленных
народов Севера, этнических общностей, проживающих на территории авто-
номного округа, то для принятия положительного решения по вопросам,
вынесенным на указанный референдум, необходимо одобрение их представи-
телями коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей,
принявших участие в голосовании. Доля голосов, требуемых для принятия
вопросов со стороны коренных малочисленных народов Севера, этнических
общностей, устанавливается по норме закона об окружном референдуме.
Статья 15. Проведение повторного референдума области с участием
населения автономного округа
Если референдум области с участием населения автономного округа
был признан несостоявшимся или имел отрицательные результаты то прове-
дение повторного референдума по тем же вопросам допускается не ранее
чем через один год.
Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Органы государственной власти автономного округа и органы местно-
го самоуправления в автономном округе, должностные лица, граждане за
нарушение настоящего Закона несут дисциплинарную, административную или
уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и за-
конами автономного округа.
Статья 17. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опублико-
вания.
Губернатор автономного округа Ю.В.Неёлов.
" 7 " марта 1996
N 9
|