3 ноября 1995 года N 13
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало - Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ
В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Государственной Думой
Ямало - Ненецкого автономного
округа 18 октября 1995 года
Настоящий Закон устанавливает общие принципы составления,
рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов,
формирования и использования внебюджетных фондов в Ямало -
Ненецком автономном округе в целях финансового обеспечения
социально - экономического развития автономного округа, определяет
бюджетные права органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Бюджетная система автономного округа
Статья 3. Бюджетное устройство в автономном округе
Статья 4. Бюджетный процесс в автономном округе
Статья 5. Принцип единства бюджетной системы автономного
округа
Статья 6. Принцип самостоятельности бюджетов и регулирование
финансовых отношений в автономном округе
Статья 7. Разграничение компетенций Государственной Думы
автономного округа и администрации автономного округа в бюджетном
процессе
Статья 8. Бюджетно - финансовая политика автономного округа
Раздел 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Статья 9. Организация бюджетного процесса в автономном округе
Статья 10. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в
автономном округе
Статья 11. Контроль за исполнением бюджета
Статья 12. Использование временно свободных бюджетных средств
Статья 13. Формирование внебюджетных и валютных фондов в
автономном округе
Раздел 3. ОКРУЖНОЙ БЮДЖЕТ
Статья 14. Составление окружного бюджета
Статья 15. Рассмотрение и утверждение окружного бюджета
Статья 16. Создание системы эффективного управления
финансовыми ресурсами автономного округа
______________________________________________________________________________
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1. Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих
территорий и бюджета округа, используемый для расчетов и анализа.
2. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов
соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего
территориального уровня, бюджета села, бюджета поселка, районного
бюджета, городского бюджета, покрывающих гарантируемые
соответствующими вышестоящими органами власти минимально
необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности
расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от
регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению
вышестоящего представительного органа власти.
3. Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в
твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или
долговременной основе в установленном порядке поступают в
соответствующих бюджет.
4. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях
сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий
бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей
по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий
финансовый год.
5. Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня
в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно
для формирования минимального бюджета нижестоящего
территориального уровня.
6. Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из
бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания
социально - экономического развития соответствующего
административно - территориального образования.
7. Контингент дохода - сумма, взимаемая на территории округа
или административно - территориального образования, конкретного
вида налога либо иного платежа.
8. Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных
средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых
на содержание объектов социальной и производственной
инфраструктуры, а также на финансирование социально -
экономического развития округа или административно -
территориального образования в расчете на одного жителя.
9. Основные характеристики бюджета - объем доходов бюджета;
объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и
бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит
бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации
и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер
нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в
бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и
нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых
за бюджетами нижестоящего уровня; оборотная кассовая наличность.
10. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы,
принципы ее построения.
11. Бюджетный процесс - регламентированная законом
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов, а также их регулированию.
Статья 2. Бюджетная система автономного округа
Бюджетная система автономного округа состоит из окружного и
местных бюджетов.
Статья 3. Бюджетное устройство в автономном округе
Бюджетное устройство в автономном округе основывается на
принципах единства, реальности, гласности и самостоятельности всех
бюджетов, входящих в бюджетную систему автономного округа.
Статья 4. Бюджетный процесс в автономном округе
1. Бюджетный процесс в автономном округе строится в
соответствии с Законами РФ "Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в Российской Федерации", "Об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт -
Петербурга, органов местного самоуправления", а также настоящим
Законом и решениями Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа.
2. Составление бюджета производится в соответствии с
прогнозами и программами социально - экономического развития
территорий, разрабатываемых соответствующими комитетами и
комиссиями Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного
округа и исполнительного органа государственной власти автономного
округа.
3. Бюджет автономного округа, включающий в себя окружной
бюджет и местные бюджеты административных образований автономного
округа, входит в состав бюджетной системы Российской Федерации.
4. Бюджеты районов и городов, расположенных на территории
автономного округа, и окружной бюджет составляют консолидированный
бюджет автономного округа.
5. Финансовый (бюджетный) год на территории автономного округа
устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.
Финансовый год и льготный период после его завершения (сроком
один месяц) составляют счетный период. Льготный период
предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в
рамках исполнения бюджета.
Статья 5. Принцип единства бюджетной системы автономного
округа
1. Единство бюджетной системы автономного округа
обеспечивается единой правовой базой, использованием единых
бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации,
представлением необходимой систематической и бюджетной информации
с одного уровня бюджета на другой для составления бюджета
автономного округа и территорий согласованными принципами
бюджетного процесса.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии
бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование
регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных
бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Статья 6. Принцип самостоятельности бюджетов и регулирование
финансовых отношений в автономном округе
1. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием
собственных источников доходов и правом определять направления их
использования и расходования.
2. Доходы бюджета формируются в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня
бюджета;
- отчисления по регулируемым доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно
органами представительной власти автономного округа и органами
местного самоуправления в рамках законодательства Российской
Федерации.
3. Расходы бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет
текущих расходов, и бюджет развития. В бюджет развития включаются
ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной
деятельности и другие затраты, связанные с расширенным
воспроизводством.
За счет бюджета текущих расходов финансируются все остальные
статьи расходов.
4. Финансовые отношения в автономном округе, включая
бюджетные, регулируются настоящим Законом, решениями
Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного округа о
порядке использования свободных средств окружного бюджета, о
порядке подготовки и рассмотрения инвестиционных проектов и
программ, положениями о порядке формирования, распределения и
использования внебюджетных и валютного фонда, другими нормативными
правовыми актами автономного округа.
Статья 7. Разграничение компетенций Государственной Думы
автономного округа и администрации автономного округа в бюджетном
процессе
1. Функции администрации автономного округа:
- составление проекта бюджета;
- исполнение бюджета;
- контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований.
2. Функции Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного
округа:
- рассмотрение проекта бюджета;
- утверждение бюджета;
- контроль за исполнением бюджета;
- утверждение отчета об исполнении бюджета.
Статья 8. Бюджетно - финансовая политика автономного округа
1. Бюджетно - финансовая политика автономного округа включает
в себя как бюджетно - налоговое регулирование, так и регулирование
процесса формирования и использования внебюджетных и валютных
фондов.
2. При осуществлении бюджетно - финансовой политики орган
исполнительной власти и Государственная Дума Ямало - Ненецкого
автономного округа координируют свои действия с органами местного
самоуправления в автономном округе.
3. В случае, если при осуществлении бюджетно - финансовой
политики орган государственной власти автономного округа (орган
местного самоуправления) принимает с нарушением своей компетенции
решение, наносящее ущерб бюджету нижестоящего (вышестоящего)
уровня, то возмещение данного ущерба производится органом
государственной власти (органом местного самоуправления) за счет
средств соответствующего бюджета.
4. В случае, если при осуществлении бюджетно - финансовой
политики органы государственной власти округа и органы местного
самоуправления принимают с нарушением своей компетенции решение,
наносящее ущерб юридическим и (или) физическим лицам, то
возмещение данного ущерба производится за счет средств
соответствующего бюджета на основании решения суда или
арбитражного суда.
Раздел 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Статья 9. Организация бюджетного процесса в автономном округе
1. Администрация автономного округа, органы местного
самоуправления ежегодно, а, при необходимости, ежеквартально
публикуют в местных органах печати отчеты об исполнении окружного
бюджета и местных бюджетов. Администрация автономного округа
ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированного
бюджета округа.
2. Органы местного самоуправления ежемесячно представляют
сведения об исполнении бюджетов территорий в окружной комитет
финансов и ежеквартально в окружное управление статистики.
Статья 10. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в
автономном округе
1. Окружной бюджет, бюджеты территорий округа составляются на
основе прогнозов социально - экономического развития.
Администрация округа и исполнительные органы местного
самоуправления вносят предложения в соответствующие
представительные органы о постатейном санкционировании бюджетных
расходов не позднее двух месяцев до начала следующего финансового
года.
Рассмотрение предложений по бюджетным расходам в
соответствующем представительном органе включает в качестве
обязательного этапа их изучение в комиссиях на предмет
актуальности, целесообразности, финансовой и материальной
возможности их реализации.
Комиссии обязаны представить свои предложения по бюджету не
позднее одного месяца до начала следующего финансового года.
После рассмотрения в комитетах и комиссиях администраций
проект бюджета рассматривается на заседании Думы.
2. Представительные органы власти и местного самоуправления
передают администрациям свои предложения и предложения комиссий и
комитетов по изменению проекта бюджета.
3. Администрация округа и органы местного самоуправления на
основании предложений Думы, комитетов и комиссий и с учетом
реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект
бюджета на утверждение в соответствующую Думу. Конкретный объем
бюджетных ассигнований для осуществления санкционирования расходов
определяется при утверждении закона о бюджетной системе.
4. В случае неутверждения ассигнований в срок органы
исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере
1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца. Объем
бюджетных средств, израсходованных органами исполнительной власти
по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25 процентов
годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый
год.
5. По решению Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа и соответствующих представительных органов
местного самоуправления могут утверждаться ассигнования по целевым
программам, расчитанные на несколько лет, которые включаются в
бюджет последующих лет.
6. Администрация автономного округа в срок не позднее чем за
три месяца до начала следующего финансового года доводит до
представительных и исполнительных органов местного самоуправления
в районах и городах следующие данные:
- проектируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов и
принятых в расчет сумм контингентов этих доходов;
- дотации и субвенции, намеченные к предоставлению из
окружного бюджета в бюджеты нижестоящего уровня;
- перечень и фиксированные доли (в процентах) доходов,
закрепленных за бюджетами нижестоящих уровней;
- перечень расходов, передаваемых из окружного бюджета в
бюджеты нижестоящего уровня.
Статья 11. Контроль за исполнением бюджета
1. В процессе исполнения бюджетов орган исполнительной власти
автономного округа, органы местного самоуправления имеют право
вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в
пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной
бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений
в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по двум
укрупненным статьям: текущие расходы и капитальные расходы.
2. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов,
суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах
зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и
используются по усмотрению Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа и представительных органов местного
самоуправления за исключением случаев, связанных с изменением
действующего законодательства.
3. Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа,
органы местного самоуправления могут утверждать в составе своих
бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой
наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на
начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность
может быть в течение года использована на покрытие временных
кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до
размеров, установленных при утверждении.
4. Контроль за исполнением окружного бюджета осуществляется
комиссией депутатов Государственной Думы Ямало - Ненецкого
автономного округа. Комитет финансов автономного округа
ежеквартально представляет в названную комиссию информацию о
состоянии бюджета и его исполнении.
5. Контроль за исполнением бюджета в органах местного
самоуправления осуществляют соответствующие депутатские комиссии,
которым финансовые органы ежеквартально представляют информацию о
состоянии и исполнении соответствующих бюджетов.
Статья 12. Использование временно свободных бюджетных средств
Временно свободные остатки средств бюджета, образующиеся в
результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в
расходах, могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в акции
и другие ценные бумаги, а также использованы в качестве процентных
и беспроцентных ссуд. Решение об использовании временно свободных
средств в названных направлениях принимает администрация с
последующим утверждением Государственной Думой Ямало - Ненецкого
автономного округа только при условии обеспечения финансирования
плановых расходов и зачислении средств, полученных от этих
операций, в свой бюджет.
Статья 13. Формирование внебюджетных и валютных фондов в
автономном округе
Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа и
представительные органы местного самоуправления имеют право
принимать решения об образовании целевых внебюджетных и валютных
фондов. Формирование внебюджетных и валютных фондов и
использование их средств регламентируются положениями,
утверждаемыми Государственной Думой Ямало - Ненецкого автономного
округа и представительными органами местного самоуправления
соответствующего уровня.
Раздел 3. ОКРУЖНОЙ БЮДЖЕТ
Статья 14. Составление окружного бюджета
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета
принимает глава администрации автономного округа за 3 месяца до
начала соответствующего финансового года.
Администрация организует поэтапную работу по составлению
проекта бюджета.
I этап:
- прогноз социально - экономического развития;
- сводный баланс финансовых ресурсов;
- основные направления бюджетной политики;
- расчет контрольных цифр проекта бюджета.
II этап:
- детальная проработка и согласование прогноза социально -
экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.
III этап:
- подготовка администрацией Ямало - Ненецкого автономного
округа проекта бюджетного послания и передача после согласования
Государственной Думе Ямало - Ненецкого автономного округа.
Структура бюджетного послания:
- основные показатели социально - экономического развития
автономного округа;
- сводный финансовый баланс по территории автономного округа;
- основные направления бюджетной политики автономного округа;
- сведения о доходах и расходах по территории автономного
округа;
- проект окружного бюджета;
- проект консолидированного бюджета автономного округа;
- оценка исполнения текущего финансового года.
Статья 15. Рассмотрение и утверждение окружного бюджета
Уточненный проект бюджета вносится главой администрации
автономного округа на рассмотрение заседания Государственной Думы
Ямало - Ненецкого автономного округа не позднее чем за 10 дней до
ее начала.
Основные характеристики решения, принимаемого Государственной
Думой Ямало - Ненецкого автономного округа:
- верхний предел объема ассигнований бюджета текущих и
капитальных расходов;
- пределы несбалансированного бюджета (излишек или дефицит в
форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых
доходов);
- бюджетные ассигнования по статьям.
Доклад о бюджете представляет глава администрации автономного
округа или по его поручению иное должностное лицо. Содоклад от
имени Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного округа
представляет планово - бюджетная комиссия. Решение об утверждении
основных характеристик бюджета и по статьям функциональной
классификации принимается простым большинством голосов.
В течение двух недель глава администрации автономного округа
обязан подписать закон "О бюджетной системе округа" либо вернуть
его в Государственную Думу Ямало - Ненецкого автономного округа с
замечаниями для повторного рассмотрения.
Статья 16. Создание системы эффективного управления
финансовыми ресурсами автономного округа
1. Под финансовыми ресурсами автономного округа понимаются
средства окружного бюджета, бюджетов территорий, средства
внебюджетных и валютных фондов органов государственной власти и
органов местного самоуправления, средства предприятий и
организаций, расположенных на территории автономного округа,
доходы населения автономного округа.
2. В целях эффективного управления финансовыми ресурсами
автономного округа по решению Государственной Думы Ямало -
Ненецкого автономного округа создается система кредитно -
финансовых институтов, которые на добровольной основе могут войти
в финансовую холдинговую компанию, координирующую их деятельность.
Структура и деятельность финансовой холдинговой компании
регламентируется соответствующим Положением, принимаемым
Государственной Думой Ямало - Ненецкого автономного округа.
Губернатор
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
3 ноября 1995 года
N 13
|