ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1995 г. N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 1995 - 2005 ГГ.
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,
ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Рассмотрев проект региональной программы на 1995 - 2005 гг.
переселения жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, выезжающих
из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
разработанный Администрацией автономного округа в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 31.03.95 N ВЧ-П 11-
09509, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа
постановила:
1. Утвердить региональную Программу на 1995 - 2005 гг.
переселения жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, выезжающих
из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
(прилагается).
2. Рекомендовать Администрации автономного округа выйти с
инициативой в Правительство Российской Федерации о включении
отдельной строкой настоящей региональной Программы в Федеральную
целевую программу "Строительство на территории Российской
Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей" и в целях сокращения сроков
зачисления платежей просить Правительство Российской Федерации
осуществлять финансирование настоящей региональной Программы по
счетам Министерства финансов Российской Федерации.
3. Администрации округа разработать механизм реализации данной
Программы для всех категорий жителей округа с утверждением на
очередном заседании Государственной Думы округа.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на Председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа Бабина Н.А.
Председатель
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Н.А.БАБИН
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
АДМИНИСТРАЦИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Глава Администрации округа
_______________ Ю.В.Неелов
ПРОГРАММА
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,
ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Салехард, 1995 год
Введение
Ямало-Ненецкий автономный округ. В соответствии со статьей 55
Конституции Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ
является субъектом Российской Федерации. Территория округа
является неотъемлемой частью единой территории Российской
Федерации. Автономный округ входит в административно-
территориальные границы Тюменской области. В состав округа входят:
- города окружного подчинения: Салехард, Лабытнанги,
Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск;
- районы: Красноселькупский, Надымский, Приуральский,
Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.
Значение Ямало-Ненецкого автономного округа определяется его
ролью в обеспечении природным газом, газоконденсатом и нефтью
России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В общем объеме добычи газа Российской Федерации доля округа
составляет 90%. В 1994 году предприятия РАО "Газпром" добыли из
недр округа 537,6 млрд. куб. метров природного газа. Извлечено
нефти и газового конденсата 37,6 млн. тонн.
Ведутся работы по освоению новых месторождений нефти и газа в
западной части округа - Пур-Тазовская группа - и Ямальского
полуострова. С вводом новых месторождений добыча газа по прогнозам
достигнет 600 млрд. куб. метров в год, а нефти и конденсата - 50
млн. тонн.
По оценкам геологов потенциальные запасы природного газа
составляют около 100 трлн. куб. метров, извлекаемые запасы нефти и
газового конденсата составляют 10 - 20 млрд. тонн.
Таким образом, имея в виду крупные запасы нефти и газа в
регионе, его удобное географическое положение относительно центра
России и развитую инфраструктуру нефтяной и газовой
промышленности, можно сделать вывод о возрастании роли округа как
топливно-сырьевой базы РФ на обозримую перспективу.
С развитием нефтегазовой промышленности появится возможность
освоения твердых полезных ископаемых Полярного Урала, где имеется
единственное в России и третье в мире по запасам месторождение
хромитовых руд. Прогнозные запасы хрома оцениваются в объеме 500
млн. тонн.
Запасы фосфорных руд оцениваются в 600 млн. тонн. К
месторождению проведена грунтовая автомобильная дорога.
Для производства буровых работ в качестве утяжелителя буровых
растворов используется барит, который в настоящее время закупается
за валюту в Турции. Данный минерал имеется вблизи железной дороги
Сейда - Лабытнанги. Большая группа месторождений баритов с
поверхностным залеганием руд может в полном объеме удовлетворить
потребность буровиков в этом материале на ближайшие 50 лет.
Промышленностью округа за I квартал 1995 года произведено
продукции в действующих ценах на 3041300,6 млн. руб., что дало
увеличение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в
2,4 раза. Однако индекс физического объема производства составил
93,7%.
Продолжается спад производства. Из 46 промышленных предприятий
округа 26 сократили объем производства.
За I квартал текущего года добыто газа естественного 145,7
млрд. куб. метров; нефти - 7,5 млн. тонн; 1,4 млн. тонн - газового
конденсата.
К аналогичному периоду прошлого года добыто меньше: газа
естественного - на 0,8 млрд. куб. метров или 0,5%; нефти - на 0,8
млн. тонн (10,1%); на 0,1 млн. тонн или 6,2% - газового
конденсата.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года
сократился выпуск железобетонных изделий, керамгравия, цемента.
Проблемы региона связаны с моноотраслевой структурой развития
промышленного производства округа, базирующейся на добыче нефти,
природного газа и газового конденсата при отсутствии мощностей их
переработки.
Геологические запасы природой не восполняются, поэтому при
истощении месторождений встает вопрос о дальнейшей судьбе крупных
городов, построенных газовиками и нефтяниками.
Первыми на очереди по сокращению населения ввиду падающей
добычи газа стоят г. Надым, затем Новый Уренгой. Попытка РАО
"Газпром" придать городу Надыму статус базового центра для
дальнейшего освоения месторождений восточной части округа (Пур-
Тазовского нефтегазоносного района) и Ямальского полуострова может
на некоторое время отодвинуть проблему, но не кардинально ее
решить.
Федеральное правительство заинтересовано в обеспечении
бесперебойных поставок нефти и газа из недр округа для народного
хозяйства страны и на экспорт. Вместе с тем существование
"избыточного" населения в округе ложится тяжелым финансовым
бременем на местные и окружной бюджеты, вызывая социальную
напряженность в регионе.
Значительно снизился жизненный уровень жителей округа, особенно
работников в отраслях, не связанных с добычей нефти и газа.
Уровень доходов уже не может компенсировать последствий
экстремальных природно-климатических условий. Возрастает нагрузка
на социальную инфраструктуру, которая характеризуется низким
уровнем обеспеченности жителей округа жилой площадью, высокой
степенью ее износа и аварийностью коммунальных сетей. Анализ
показателей состояния жилого фонда свидетельствует, что износ
существующего жилья в Ямальском районе составляет 40 процентов, в
Тазовском - 52 процента, в Приуральском и Шурышкарском - 48, в
городах Салехард и Лабытнанги - 45 процентов. Процент временного
жилья, нормативный срок службы которого составляет 5 - 8 лет, в
Тазовском районе доходит до 48 процентов, в г. Лабытнанги и
Шурышкарском районе - до 20 и 23 процентов соответственно.
Недостаточен уровень развития сферы быта, культуры, образования и
торговли.
Сооружение более дешевого жилища за пределами округа позволит
высвободить часть жилья на территории округа и поможет решить
жилищную проблему относительно быстрее и дешевле.
Настоящая Программа разработана в соответствии с рекомендациями
Министерства Российской Федерации по делам национальностей и
региональной политике по разработке региональной программы
переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, в рамках Государственной программы
строительства на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
1. Состояние занятости в производственно-экономической сфере
Ямало-Ненецкого автономного округа. Перспективы его развития
Численность населения округа в I квартале 1995 года составила
482,3 тысячи человек, из них 399,7 тысячи человек - городское и
82,6 тысячи человек - сельское население.
Переход к рынку, структурная перестройка народного хозяйства
вызвали рост безработицы. По состоянию на 1 апреля 1995 года
службами занятости населения округа поставлено на учет 7541
граждан, не занятых трудовой деятельностью, из них 6583 получили
статус безработного. В их числе 5107 (77,6%) - женщины, 1476
(22,4%) - мужчины.
Численность граждан, зарегистрированных службами занятости, по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла в 1,2
раза, а численность безработных увеличилась на 3383 человека (в
два раза). Уровень безработицы по округу составляет 2%. В
структуре безработных 45% составляют граждане рабочих профессий,
30% - служащие, 25% - другие категории. За первый квартал текущего
года выплачено пособие по безработице в сумме более 2,5 млрд.
рублей.
В среднем по округу на одно высвобождающееся рабочее место
претендуют 4,8 незанятых граждан и 4,2 безработных граждан.
Серьезной проблемой на рынке труда в округе является рост
безработицы из числа уволившихся с предприятий и организаций по
собственному желанию. Хронические задержки выплаты зарплаты
привели к тому, что сегодня в составе безработных 41% (2650)
человек, уволенных по собственной инициативе.
По прогнозной оценке численность безработных к концу 1995 года
может достигнуть 18 тысяч человек.
Изменение численности работающих и прогноз изменения до 2000
года в разрезе городов и районов округа, а также по отраслям
материального производства приведены в таблицах 1.1 и 1.2.
Снижение численности работающих коснется всех отраслей
промышленности, за исключением предприятий, непосредственно
связанных с добычей газа, газоконденсата и нефти. Наибольший отток
трудовых ресурсов наблюдается в строительстве, на транспорте, в
геологии и разведке, и данная тенденция сохранится и в
прогнозируемом периоде.
Численность безработных, уволенных в связи с высвобождением с
предприятий и организаций, на 01.10.94 составила 1863 человека,
что составляет 25,4 процента от общей численности
зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой
деятельностью. Наибольшее количество таких безработных приходится
на г. Ноябрьск - 893 чел. (47,9% от общего количества), г.
Муравленко - 573 чел. (30,7%). Всего на 01.10.94 было уволено в
связи с сокращением 13087 работников. Из них в г. Ноябрьске - 6004
чел. (45,9%), в г. Муравленко - 4053 чел. (31%), в Пуровском
районе - 1207 чел. (9,2%). Обобщенные данные изменения численности
не занятых трудовой деятельностью приведены в таблице 1.3.
К числу серьезных социальных проблем относится и скрытая
безработица (неполный рабочий день, оплата по минимальным
ставкам). Расширяется практика предоставления отпусков по
инициативе администраций предприятий без сохранения заработной
платы. За девять месяцев 1994 года в целом по округу пользовались
отпусками по инициативе администраций предприятий без сохранения
заработной платы 7,5 тыс. человек. Число дней отпусков на одного
работника, который ими пользовался, составило 36 дней, из них в
промышленности - 49, в транспорте - 24, в строительстве - 34, в
геологии - 119, в бытовом обслуживании - 20. Использование
рабочего времени работников округа приведено в таблице 1.4.
Согласно данным, приведенным в таблице 1.5, только 11% из числа
потерявших работу имеют возможность без дополнительных временных и
финансовых затрат устроиться на новую работу.
2. Количество и социальный состав граждан,
переселяемых в соответствии с окружной Программой.
Обеспечение социальной сбалансированности
процесса переселения
Окружная Программа переселения граждан Ямало-Ненецкого
автономного округа рассчитывалась для категорий лиц, выезжающих из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1122 от
23.09.92 имеют право на получение государственной финансовой
поддержки при строительстве для них жилья на территории РФ.
Характеристика переселяемых в 1995 - 96 годах по окружной
Программе граждан приведена в таблице 2.1, из которой видно, что
наибольший удельный вес составляют пенсионеры (33%), лица,
переселяемые по состоянию здоровья (11%), и лица, отработавшие
более 20 лет (17%).
Изменение численности населения региона с прогнозом до 2000
года, приведенное в таблице 2.2, показывает о "старении"
населения. Численность людей в возрасте 55 лет и старше
увеличивается по прогнозу с 17,4 тысячи человек в 1994 году до 30
тысяч человек к 2000 году.
В течение 1992 - 1994 годов из округа выехало около 80 тысяч
человек, причем государственную поддержку из бюджета округа и
местных бюджетов в виде компенсаций (оплата проезда и багажа,
предоставление жилья за пределами округа) получили 45 процентов
выезжающих граждан. Право на получение такой льготы имели 75
процентов выезжающих с территории округа. Распределение выезжающих
в разрезе городов и районов округа показано в таблице 2.3.
Распределение по экономическим районам вселения на территории
Российской Федерации лиц, выезжающих из округа в разрезе городской
и сельской зон вселения, представлено в таблицах 2.4 - 2.6.
Приведенные данные показывают, что 27,7 процента желают выехать в
Западно-Сибирский экономический район. Далее по количеству
желающих переселиться следуют Уральский, Центральный и Северо-
Кавказский районы.
3. Основные объемные и структурные характеристики
Программы строительства жилья для переселенцев
Объемы строительства жилья в благоприятных для проживания
территориях Российской Федерации для граждан, выезжающих из
округа, определяемые в окружной Программе, рассчитываются для
количества граждан с учетом распределения их на лиц,
направляющихся на жительство в города или сельскую местность.
Площадь квартир, приходящихся в сельских (усадебного типа) домах
на одного проживающего, на 40% больше по сравнению с показателями,
характерными для городской застройки.
В окружной Программе рассчитываются следующие показатели в
таблицах 3.1, 3.2, 3.3:
- физические объемы строительства жилья в районах въезда,
определяемые с использованием строительных норм и правил;
- доли физических объемов строительства в распределении по
районам въезда переселяемых.
По объемно-планировочным решениям в структуре строительства
жилья предусматриваются преобладания многоквартирных домов
городского типа (серии 121, 121Т Тюменского ДСК, серии 83, 86
Свердловского ДСК). Это обусловлено их более низкой стоимостью по
сравнению с домами коттеджной застройки и "жесткой"
ограниченностью финансовых средств у застройщиков.
4. Подбор района вселения граждан.
Создание опорных зон переселения
Выбор районов строительства жилья для переселяемых граждан
определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации
окружной Программы (Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа, администраций городов и районов округа, администраций
принимающих территорий и мест вселения, строительных подрядных
организаций, выполняющих заказы по Программе переселения,
различных категорий населения). Категорийность населения
(пенсионеры, лица трудоспособного и нетрудоспособного возраста,
социально малозащищенные слои, многодетные семьи) учитывается при
подборе объектов строительства жилья.
Объекты строительства жилья для лиц пенсионного возраста
подбираются в окраинных "тихих, спокойных" районах
урбанизированных городов или поселках городского типа вблизи
крупных городов.
На выбор объекта строительства жилья в большей степени влияет
развитость социальной инфраструктуры поселения, т.к. удельный вес
затрат на развитие и создание инфраструктуры значительно повышает
стоимость строительства объекта.
Для лиц трудоспособного возраста рассматриваются объекты
строительства жилья вблизи крупных промышленных предприятий,
организаций, учреждений или "спальные" микрорайоны с
высокоразвитой транспортной схемой.
Для лиц социально малозащищенных, многодетных семей
предлагаются варианты переселения в сельскую местность (районные
центры), поселки городского типа вблизи земельных угодий исходя из
следующих факторов: возможность строительства жилья собственными
силами, условие для ведения подсобного хозяйства, относительно
низкая стоимость строительства данных объектов жилья.
Выбор района вселения с учетом медико-биологического аспекта
координируется со сложившимися направлениями миграции жителей
округа. В настоящее время основная масса жителей округа смещается
в районы переселения по меридиану в направлении, наиболее
благоприятном для адаптации организма (Тюменская, Свердловская,
Курганская, Омская области).
По соображениям национально-этнического характера из перечня
территорий вселения по возможности исключаются страны СНГ
вследствие действия группы факторов:
- экономические факторы (более низкий по сравнению с
переселенцами уровень жизни, более низкий уровень социальной
защиты и обеспечения, различие в денежных системах);
- политические факторы (усиление националистических настроений,
разница в системах государственного строительства);
- социальные факторы (языковые барьеры).
Опыт переселения граждан г. Надыма на Украину показал, что
выезжающие в настоящих условиях лица не могут адаптироваться в
местах вселения, хотя изначально там проживали и имеют родственные
связи, и возвращаются обратно в округ, сводя к нулевому эффекту
затраты на переселение.
5. Меры по трудоустройству и адаптации переселяемых граждан
Сведения о возможности трудоустройства переселяемых граждан
представлены в таблицах 5.1 и 5.2. Обеспечение занятости
переселенцев планируется с учетом доли переселенцев,
направляющихся на жительство в города и сельскую местность.
Количество желающих выехать в сельскую местность колеблется (в
зависимости от районов вселения) от 15% до 26%. Остро стоит задача
занятости трудоспособной части переселяемого контингента. Для ее
решения предусмотрены следующие шаги:
- установление горизонтальных связей между центрами занятости
округа и районов вселения на договорной основе;
- определение потребностей и перечня необходимых специальностей
и профессий в районах вселения;
- определение профессиональной структуры и квалификационных
параметров переселяемых граждан;
- выборка лиц из числа переселяемых, имеющих профессии,
специальности, необходимые в местах переселения граждан;
- обучение и переквалификация граждан, профессии и
специальности которых не имеют вакансий в местах переселения
граждан;
- использование основных средств ликвидируемых предприятий для
развития предпринимательства и малого бизнеса в местах вселения;
- передислокация производственных мощностей и трудовых ресурсов
предприятий, организаций, учреждений, не имеющих объема работ в
округе, в места переселения граждан.
Опыт переселения АО "Ямалстроймеханизация", включающего в себя
две механизированные колонны N 126 и 144, из временного и
аварийного жилья в поселке "Уралец", г. Новый Уренгой, в
Оренбургскую область, пос. Вязовка, показывает возможность
использования их производственных мощностей для строительства
коттеджного поселка на 150 жилых домов на месте переселения для
работников мехколонн в течение 1995 - 1998 годов.
Вышеперечисленные проблемы находят свое решение в разработке
комплексных программ по приему северных переселенцев в рамках
взаимодействия и сотрудничества с южными районами Тюменской
области и Администрацией г. Тюмени путем заключения
соответствующих договоров и соглашений. Примером может служить
опыт работы АО "Пурнефтегаз", строящего на юге Тюменской области
(в городах Заводоуковске и Ялуторовске) поселки для своих
работников, включая линии по переработке мяса, молока и другой
сельскохозяйственной продукции. Таким образом, выехавшие из
районов Крайнего Севера обеспечивают "северян" продовольственными
товарами. Аналогичную программу реализует АО "Ноябрьскнефтегаз" в
Ставропольском крае.
В соответствии с соглашением между Администрацией Ямало-
Ненецкого автономного округа и Российским акционерным обществом
(РАО) "Газпром" о взаимном сотрудничестве РАО "Газпром" 18 апреля
разработало и утвердило Программу на 1995 год строительства жилья
на территории России для отселения работников северных предприятий
РАО "Газпром" и обслуживающих отраслей, в том числе проживающих в
Ямало-Ненецком округе, отработавших в районах Крайнего Севера 10 и
более лет.
6. Расчет необходимых затрат
на организацию переселения граждан
Расчет финансовых затрат на организацию переселения граждан
Ямало-Ненецкого автономного округа приведен в таблице 6.1. С целью
укрупнения расчетов показатель удельных капитальных вложений по
районам строительства жилья используется как единый для всей
территории Российской Федерации в размере 1 миллиона рублей. При
заключении конкретных договоров подряда на строительство жилья
применяются показатели удельных капитальных вложений в объекты
жилищного строительства, разработанные в ценах 1984 года с
пересчетом этих показателей в цены 1994 года, в соответствии с
переводными индексами, утвержденными Госстроем Российской
Федерации, и повышающими коэффициентами, учитывающими
территориальные различия в затратах.
С целью снижения цены строительства и оптимизации затрат в
округе сформирована база данных по объектам не завершенного
строительством жилья на территории Российской Федерации. Отбор
объектов производится на конкурсной основе после предоставления
соответствующих документов или банковских гарантий, а также залога
имеющегося имущества с учетом приоритетных районов вселения
граждан. Счет финансирования объектов открывается в уполномоченном
Администрацией округа банке на территории округа. Финансирование
осуществляется по выполненным этапам строительства после
представления ф. 2, 3 строительства с 25-процентным авансированием
стоимости работ или путем предоставления кредитов, процентная
ставка которых варьируется в зависимости от сроков ввода в
действие объекта и качества выполненных работ.
В число необходимых затрат включаются также:
- приемка в эксплуатацию объектов жилья или жилых комплексов;
- организация переезда граждан до нового места вселения;
- затраты на обустройство граждан в районах вселения;
- затраты на создание рабочих мест.
Затраты на обустройство граждан в районах вселения исчисляются
из норматива обеспеченности: 18 квадратных метров на человека в
городе и 25 квадратных метров в сельской местности. Удельный вес
затрат на жилье в общем объеме затрат на обустройство составляет
0,7.
7. Финансовое и организационное обеспечение
Программы переселения
Поступление финансовых ресурсов для строительства
обеспечивается за счет следующих основных источников:
- личные средства переселяемых граждан (сбережения, компенсации
за оставляемое на территории округа жилье, жилищные кредиты);
- средства окружного и местных бюджетов городов и районов
округа;
- средства предприятий и организаций, расположенных на
территории округа;
- средства федерального бюджета в виде капитальных вложений в
жилищное строительство, ассигнований на поддержку территории,
безвозмездных субсидий для граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий;
- средства внебюджетных фондов.
В округе с целью использования и аккумуляции различных
финансовых средств Постановлением Государственной Думы от 08.09.94
и на основании Постановления Правительства Российской Федерации N
664 от 15 июня 1994 года создана государственная некоммерческая
организация "Специализированный фонд "Жилье" при Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа, которой разработана система
привлечения личных средств граждан для переселения с
использованием механизма именных жилищных накопительных счетов
граждан и механизм получения жилищных кредитов.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИМЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ СЧЕТАХ
1. Специализированный фонд "Жилье" при Администрации Ямало-
Ненецкого автономного округа согласно Указам Президента Российской
Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм
инвестирования жилищной сферы" N 2281 от 24 декабря 1993 года и "О
жилищных кредитах" N 1180 от 10 июня 1994 года реализует Программу
"Именные жилищные накопительные счета" через уполномоченный
Администрацией округа банк согласно соглашению между банком и
Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Уполномоченный банк (его филиалы и отделения) принимает
денежные средства от граждан Российской Федерации на именные
жилищные накопительные счета (ИЖНС). Предприятия, организации,
учреждения независимо от форм собственности вправе открывать ИЖНС
для своих работников.
3. ИЖНС служит для накопления на нем установленной в договоре
между банком и гражданином суммы для приобретения или
строительства жилья (квартиры) с дальнейшим получением жилищного
кредита для финансирования оставшейся части стоимости
приобретаемого или строящегося жилья (квартиры).
4. Открытие ИЖНС осуществляется банком под объекты,
финансируемые за счет государственных капитальных вложений на
строительство жилья, в соответствии с утвержденным перечнем
строек. Финансирование и кредитование строительства объектов жилья
смешанного инвестирования производится с соблюдением пропорций
расходования средств из различных источников.
5. Банк несет полную материальную ответственность за
сохранность сумм, привлеченных на ИЖНС. Контроль за расходованием
средств на ИЖНС осуществляет Комитет финансов Администрации
округа, специализированный фонд "Жилье" при Администрации Ямало-
Ненецкого автономного округа. В случае невыполнения банком своих
обязательств Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа по
представлению фонда и Комитета финансов вправе приостановить
действие статуса уполномоченного банка и перевести ИЖНС и
причитающиеся проценты по ним в другой банк.
6. Любые физические или юридические лица в соответствии с
действующим законодательством могут внести денежные средства на
ИЖНС гражданина. Распорядителем счета будет являться гражданин, на
чье имя открыт ИЖНС.
7. Гражданин обязан вносить на ИЖНС по выбранному им объекту
часть рыночной стоимости приобретаемого (строящегося) жилья в
соответствии с договором между банком и гражданином. Гражданин
вносит денежные средства со следующей периодичностью: ежегодно,
ежеквартально, ежемесячно. Стоимость квартиры официально котирует
специализированный фонд "Жилье" при Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа. Размер каждого взноса определяется как часть
рыночной стоимости квартиры на каждый момент внесения денежных
средств или часть объема выполненных строительных работ согласно
графику.
8. Банк обязуется хранить вложенные гражданином денежные
средства, начислять на них проценты за хранение для компенсации
роста стоимости жилья и при условии достижения вкладом
оговоренного размера предоставить гражданину жилищный кредит для
финансирования оставшейся части стоимости строительства
(приобретения) жилья (квартиры) под залог. После окончательных
расчетов гражданина с банком квартира становится собственностью
гражданина.
9. В случае востребования денежных средств с ИЖНС до
наступления сроков, предусмотренных договором между гражданином и
банком, либо востребования для целей, не предусмотренных
вышеназванным договором, гражданин лишается права получения
кредита. В этом случае банк возвращает денежные средства (вклады и
проценты по ним) с ИЖНС в течение 30 дней с момента заявления
гражданина из расчета 0,5 процентной ставки, обусловленной
договором между банком и гражданином.
10. В случае смерти гражданина его ИЖНС распоряжаются лица,
указанные в отдельном заявлении на имя руководящих органов банка
либо в завещании, оформленном нотариально.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЖИЛИЩНЫХ КРЕДИТАХ
1. Уполномоченный Администрацией Ямало-Ненецкого автономного
округа банк (далее - Банк) предоставляет гражданам ЯНАО жилищные
кредиты:
- земельный кредит на обустройство земли под жилищное
строительство;
- строительный кредит для финансирования строительных работ;
- кредит на приобретение жилья.
2. Гражданин должен внести на именной жилищный накопительный
счет (ИЖНС), открытый в уполномоченном банке, не менее 30
процентов стоимости кредитуемого объекта. После внесения
гражданином средств на ИЖНС предприятие, организация или
учреждение, в котором он работает, прочие инвесторы могут внести
(единовременно или по оговоренной с уполномоченным банком схеме)
оставшуюся сумму в размере не менее 40 процентов. При отсутствии
средств у инвесторов гражданин накапливает установленную сумму на
ИЖНС самостоятельно.
3. На оставшуюся сумму Банк выдает жилищный кредит, процентная
ставка которого зависит от срока накопления средств на ИЖНС и
определяется договором между гражданином и уполномоченным банком.
Предприятие, организация, учреждение имеют право частично
компенсировать величину процентной ставки жилищного кредита,
выдаваемого гражданину.
4. Решение о предоставлении кредита принимается уполномоченным
банком на основе кредитной заявки гражданина.
5. К заявке прилагаются документы, подтверждающие права на
участок застройки, разрешение на строительство, согласованная в
установленном порядке проектно-сметная документация, документы,
необходимые для определения платежеспособности гражданина, договор
долевого участия в строительстве жилья, договор купли-продажи
квартиры или участка и другие документы по требованию Банка.
6. Основными документами, определяющими взаимоотношения Банка и
гражданина при предоставлении кредита, является кредитный договор,
договор о залоге (ипотеке), договор гарантии (поручительства).
7. В кредитном договоре между Банком и гражданином
определяются: цель получения кредита, срок и размеры, порядок
выдачи и погашения, процентная ставка, условия и периодичность ее
изменения, обеспечение кредитного обязательства гражданина;
условия страхования кредита, способ и формы проверки
обеспеченности и целевого использования кредита, санкции за
нецелевое использование и несвоевременный возврат кредита, размеры
и порядок уплаты штрафов, порядок расторжения договора и другие
условия, определенные договором.
8. Заложенное имущество подлежит страхованию гражданином
(залогодателем) от риска утраты и повреждения.
9. В зависимости от вида кредита в договоре о залоге
определяется форма, размер и порядок залогового обеспечения
кредита (движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и др.).
10. В качестве гарантии (поручительства) погашения жилищных
кредитов гражданами предоставляются гарантийные обязательства
юридических лиц: банков, страховых компаний, предприятий,
учреждений, организаций.
11. В случае невозможности возврата кредита производится
обращение взыскания и реализация заложенного имущества для
покрытия убытков Банка в установленном законодательством порядке.
12. При выявлении нецелевого использования средств жилищных
кредитов Банк имеет право досрочно взыскать выданные средства.
При формировании окружного и местных бюджетов на
соответствующие периоды предусматриваются лимиты средств,
предназначенных конкретной категории граждан, пользующихся
льготами согласно действующему законодательству при предоставлении
жилья, пропорционально потребностям в этих средствах. Перечень
льготных категорий и характер льгот определяется постановлениями
Администрации округа.
При выделении субсидий и компенсаций из федерального бюджета
соответствующим категориям граждан, выезжающим из округа,
появляется возможность адресного перечисления средств на их
именной жилищный накопительный счет.
Учитывая опыт работы по организации переселения граждан в Ямало-
Ненецком автономном округе, считаем необходимым фиксирование долей
бюджетных средств из федерального бюджета и передачу их округу по
согласованию с Министерством национальностей и региональной
политики Российской Федерации.
Кроме того, предлагаем оставлять в распоряжении уполномоченного
Администрацией банка денежные средства, которые поступают в Банк
на именные жилищные накопительные счета граждан, а не направлять
их в качестве обязательного резервирования средств в Центральный
банк России.
8. Расчет экономической эффективности Программы
Расчет экономической эффективности Программы приведен в таблице
8.1. Эффект достигается за счет:
- экономии затрат на жилье и объекты социально-бытовой
инфраструктуры;
- снижения потерь от сокращения стихийной миграции;
- снижения потерь от уменьшения заболеваемости;
- экономии на разнице в прожиточном минимуме на территории
округа и районов вселения;
- экономии капитальных вложений на создание нового жилья и
объектов социально-бытовой инфраструктуры на территории округа;
- экономии затрат на эксплуатацию жилья и объектов социально-
бытовой инфраструктуры на территории округа.
Полученный в результате экономический эффект сравнивается с
затратами на организацию переселения. Таким образом рассчитывается
в процентах абсолютная экономическая эффективность Программы
переселения, которая равняется 29,9 процента.
Экономический эффект от реализации данной Программы составит
944,8 млрд. рублей в ценах 1995 года.
|