РСФСР
Совет народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа,
Тюменской области
РЕШЕНИЕ
(II сессия XXI созыва)
г.Салехард 18 октября 1991г.
О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Заслушав и обсудив доклад постоянной комиссии окружного Совета
народных депутатов по законодательству, соблюдению законности,
правопорядка, охраны прав граждан и гласности, окружной Совет
народных депутатов отмечает, что на современном этапе развития
общества правовой статус автономного округа не соответствует
принципам правового государства, росту национального
правосознания народов, уровень развития производительных сил,
экономического и политического потенциала автономного образования
не способствует реализации прав и полномочий округа как субъекта
Федерации.
Руководствуясь Законами СССР "О разграничении полномочий между
Союзом ССР и субъектами Федерации", "О собственности в СССР", "Об
общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в
СССР", Декларацией "О государственном суверенитете РСФСР",
окружной Совет народных депутатов пришел к выводу, что наиболее
оптимальным вариантом пути повышения правового статуса округа
является статус Ямало-Ненецкой республики.
Исходя из вышеизложенного, окружной Совет народных депутатов
РЕШИЛ:
1. Провозгласить Ямало-Ненецкую республику и принять
Декларацию "О суверенитете Ямало-Ненецкой республики в составе
РСФСР".
2. Поручить Президиуму Совета народных депутатов Ямало-
Ненецкой республики в срок до 01.11.90 годя образовать комиссию
по разработке комплексной программы политических, экономических,
правовых мер на переходный период планомерного воплощения в жизнь
суверенитета Ямало-Ненецкой республики, персональный состав
комиссии определить решением Президиума Совета народных депутатов
Ямало-Ненецкой республики по согласованию с местными Советами
народных депутатов республики всех уровней.
3. Довести до сведения Верховного Совета РСФСР, Тюменского
областного Совета народных депутатов, что Совет народных
депутатов Ямало-Ненецкой республики выступает за сохранение
сложившихся хозяйственных связей между предприятиями Ямало-
Ненецкой республики и области, а также за экономическую
целостность Западно-Сибирского нефтегазового региона.
4. Поручить Президиуму Совета народных депутатов Ямало-
Ненецкой республики, учитывая решение Тюменского областного
Совета народных депутатов от 06.10.90 года "О статусе Тюменской
области", начать консультации с Верховным Советом РСФСР и
органами государственной власти областного, городских, районных
Советов народных депутатов по заключению договоров по
делегированию соответствующих функций и полномочий.
5. Довести до сведения Верховного Совета РСФСР, Тюменского
областного Совета народных депутатов решение "Об образовании
Ямало-Ненецкой республики" и направить
Верховный Совет РСФСР решить вопрос о признании Ямало-Ненецкой
республики в законодательном порядке.
6. Избрать комиссию по выработке Конституции Ямало-Ненецкой
республики в следующем составе:
Председатель комиссии:
Баяндин Лев Сергеевич- председатель Совета Ямало-Ненецкой
республики
Заместитель председателя комиссии:
Кузин Александр Иванович- первый заместитель председателя
Совета
Секретарь комиссии
Баранов Виктор Николаевич- заведующий организационным отделом
президиума Совета
Состав 1-й подкомиссии
(общие принципы конституционного строя)
1. Баранов В.Н.- председатель подкомиссии
2. Цильо И.И.- член подкомиссии
3. Вануйто В.Г.- член подкомиссии
Состав 2-й подкомиссии
(избирательная система, высшие органы государственного и
местного самоуправления)
1. Дзядевич В.С. - председатель подкомиссии
2. Овсянников А.В.- член подкомиссии
3. Маркеева В.А.- член подкомиссии
4. Харючи Н.Н.- член подкомиссии
5. Кох В.А.- член подкомиссии
6. Носоновская А.В. - член подкомиссии
Состав 3-й подкомиссии
(экономическая система и социальные гарантии)
1. Бурцев Г.А.- председатель подкомиссии
2. Сипатрова В.Н. - член подкомиссии
3. Щеглов В.Н. - член подкомиссии
4. Куринный Г.Я. - член подкомиссии
5. Мурзин В.В. - член подкомиссии
6. Золотухин О.А. - член подкомиссии
7. Швецов В.А. - член подкомиссии
Состав 4-й подкомиссии
(национально- государственное устройство)
1. Салиндер Р.И.- председатель подкомиссии
2. Тарагупта Т.А. - член подкомиссии
3. Лапсуй А.Т. - член подкомиссии
4. Липатов Г.И. - член подкомиссии
5. Сергеева Г.И. - член подкомиссии
Состав 5-й подкомиссии
(права человека и гражданина)
1. Вахрушев О.Г.- председатель подкомиссии
2. Яунгад Х.Х. - член подкомиссии
3. Кашин А.Е. - член подкомиссии
Состав 6-й подкомиссии
(судебно- правовая система)
1. Дзудзыло Б.Ф.- председатель подкомиссии
2. Филоненко А.А. - член подкомиссии
3. Ядне Т.Т. - член подкомиссии
7. Опубликовать в средствах массовой информации данное решение
и Декларацию "О суверенитете Ямало-Ненецкой республики".
Председатель окружного Совета
народных депутатов
Л.С.БАЯНДИН
ДЕКЛАРАЦИЯ
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Совет народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа:
-пользуясь конституционным правом выражать волю народа,
проживающего на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
-стремясь создать демократическое общество;
-заботясь о полноценном политическом, экономическом,
социальном и духовном развитии многонационального народа Ямало-
Ненецкого автономного округа;
-исходя из потребностей всестороннего обеспечения прав и
свобод человека;
-признавая, что на современном этапе развития общества
правовой статус автономного округа, ограниченного в своих
суверенных правах, не соответствует принципам правового
государства, росту национального сознания народов, уровню
развития производительных сил, экономического и политического
потенциала автономного образования, не способствует реализации
прав и полномочий округа как субъекта Федерации;
-имея цель утвердить суверенитет и самоуправление
многонационального народа Ямало-Ненецкого автономного округа;
-руководствуясь Законом Союза Советских Социалистических
Республик "О разграничении полномочий между Союзом ССР и
субъектами Федерации", Декларацией "О государственном
суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики",
провозглашает суверенитет Ямало-Ненецкой республики,
закрепляемый в следующих принципиальных положениях:
Статья 1.
Ямало-Ненецкая республика является суверенным национально-
государственным образованием, добровольно входящим в состав
Российской Федерации и выступающим за целостность территории
Российской Федерации.
Статья 2.
Многонациональный народ Ямало-Ненецкой республики является
носителем суверенитета и единственным источником государственной
власти в ней. Его полновластие реализуется непосредственно и
через представительные органы государственной власти.
Политической основой Ямало-Ненецкой республики являются Советы
народных депутатов.
Право выступать от имени всего народа республики принадлежит
исключительно Совету народных депутатов Ямало-Ненецкой
республики.
Статья 3.
Столицей Ямало-Ненецкой республики является город Салехард.
Статья 4.
Для обеспечения политических, экономических и правовых
гарантий суверенитета Ямало-Ненецкой республики устанавливается
полнота власти Ямало-Ненецкой республики при решении вопросов
государственной и общественной жизни на своей территории, за
исключением тех, которые добровольно на основе договоров
передаются постоянно или временно в ведение РСФСР или иного
национально- государственного, административно- территориального
образования и осуществляются с ее участием.
Ямало-Ненецкая республика имеет законодательство, учитывающее
исторические, экономические, социально- культурные и другие ее
особенности.
Экономическую основу Ямало-Ненецкой республики составляют
действующие различные формы собственности, разрешенные
законодательством. Республика гарантирует правовую защиту всех
видов собственности, равенство прав физических и юридических лиц.
Право приоритетного природопользования принадлежит
малочисленным народам Севера, проживающим на территории Ямало-
Ненецкой республики.
Земля, ее недра, воды, континентальный шельф, растительный и
животный мир, другие природные богатства, а также памятники
культуры на территории Ямало-Ненецкой республики являются
исключительно собственностью народа Ямало-Ненецкой республики,
которому принадлежат права по их владению, пользованию и
распоряжению.
Ямало-Ненецкая республика определяет в соответствии с
законодательством региональные экономические формы и методы
хозяйствования, условия деятельности предприятий, учреждений,
организаций, расположенных на ее территории, принадлежащих Союзу
ССР, РСФСР и другим субъектам Федерации, координирует и
контролирует их деятельность, самостоятельно решает вопросы
размещения производственных и социальных объектов. Предприятия,
объединения и учреждения союзного и федеративного подчинения, за
исключением оговариваемых Договором с РСФСР, передаются в ведение
Ямало-Ненецкой республики.
Ямало-Ненецкая республика вступает в непосредственные
экономические и иные отношения с другими субъектами Федерации и
подтверждает необходимость сохранения сложившихся хозяйственных
связей как с Западно- Сибирским нефтегазовым регионом, так и с
другими регионами РСФСР. Вне пределов общих условий правового
положения республики, установленных Конституцией РСФСР, Ямало-
Ненецкая республика и РСФСР могут на добровольной основе
определять взаимные права и обязанности.
Ямало-Ненецкая республика в соответствии с законодательством
самостоятельно формирует свой бюджет, осуществляет налоговую
политику, создает финансово- кредитную систему.
Ямало-Ненецкая республика объединяется с другими субъектами на
основе федеративного договора.
Ямало-Ненецкая республика осуществляет в соответствии с
законодательством внешнеэкономическую деятельность и формирует
свой валютный фонд.
Ямало-Ненецкая республика признает и уважает суверенные права
всех субъектов Федерации, а также заявляет о своей приверженности
общепризнанным нормам международного права.
Статья 5.
Совет народных депутатов республики состоит из двух палат
Совета республики и Совета национальностей, является высшим и
единственным органом законодательной власти, выразителем воли
народа автономной республики на ее территории.
Местные Советы обладают всей полнотой государственной власти
на подведомственной им территории.
Исполнительные и распорядительные органы ответственны перед
органами власти и подотчетны им.
Статья 6.
Республика самостоятельно решает вопросы своего
административно - территориального устройства.
Статья 7.
Ямало-Ненецкая республика подтверждает необходимость развития
самоуправления малочисленных народов Севера, проживающих на его
территории.
Статья 8.
Всем гражданам СССР, иностранным гражданам и лицам без
гражданства, проживающим на территории Ямало-Ненецкой республики,
гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР,
Конституцией РСФСР и нормами международного права.
Статья 9.
На граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкой
республики, распространяется гражданство РСФСР, одновременно
сохраняется гражданство СССР с соответствующими гарантиями РСФСР
и СССР по защите их прав за пределами Ямало-Ненецкой республики.
Статья 10.
Ямало-Ненецкая республика решает вопросы в области
законодательства о развитии и использовании языков на своей
территории с учетом интересов проживающих в ней народов.
Статья 11.
Ямало-Ненецкая республика в соответствии с законодательством
устанавливает порядок организации на своей территории охраны
природы и использования природных ресурсов, обеспечивает народу
республики экологическую безопасность.
Статья 12.
Разграничение законодательной, исполнительной и судебной
власти является важнейшим принципом существования Ямало-Ненецкой
республики как субъекта Федерации.
Судьи на территории республики независимы и подчиняются только
закону. Граждане равны перед судом и законом Вмешательство в
осуществление правосудия недопустимо. Высший надзор за точным и
единообразным исполнением законов на территории республики
осуществляется Прокурором Ямало-Ненецкой республики, назначенным
Прокурором РСФСР.
Статья 13.
Гражданам, проживающим на территории Ямало-Ненецкой
республики, общественным движениям, общественным и религиозным
организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР,
гарантируются равные права.
Статья 14.
Ямало-Ненецкая республика выступает за обновление и постоянное
совершенствование Федерации как союза суверенных государств.
Стремление граждан, проживающих на территории республики, к
политической и экономической самостоятельности не должно быть
использовано в целях разжигания межнациональной вражды, неприязни
и региональных конфликтов.
Статья 15. настоящая Декларация является основой для
разработки Конституции Ямало-Ненецкой республики, заключения
Договора с РСФСР и создания республиканского законодательства.
II сессия Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого
автономного округа XXI созыва
|